СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа реализовалась во 2 классе, как дополнительный курс к урокам " Изобразительного искусства". Программа подбиралась с учетом учащихся малокомплектной школы, поэтому кружок привлек многих ребят и  помог  им развивать творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"»





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Волшебный карандаш»


Ступень обучения: начальное общее образование (2 класс)

Уровень образования: общеобразовательный

Количество часов: 34 часа

Срок освоения: 1 год

Направление: художественно- эстетическое





Составитель:

Арефьева Вера Алексеевна,

учитель начальных классов,

1 –ая квалификационная категория









с.Покров,2019



Пояснительная записка


Актуальность и перспективность курса:

Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами художественной деятельности учащихся являются:

- художественное восприятие,

- информационное ознакомление,

- изобразительная деятельность,

- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).


Возрастная группа учащихся:

Программа ориентирована на учащихся 2 класса.

Количество часов

Программа рассчитана 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.

Продолжительность одного занятия: 2 класс – 35 – 45 минут

Цели и задачи реализации программы:

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.

Задачи:

  • воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

  • художественно-творческаяразвивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;

  • техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).


Формы и методы работы:


Формы:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Основные методы и технологии:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

2 . Структура программы

2.1. Основные разделы

2 класс - « Мы учимся быть художниками»


2.2. Перечень УУД

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественной культуры в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.

  • Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3.Содержание программы. Тематическое планирование.

2-й класс «Мы учимся быть художниками»

На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.

Теоретическая часть:

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.


Календарно-тематический план (Практическая часть)


Тема занятия


Кол-во часов

Дата

Содержание занятия

1

Творческие работы на тему «Мои увлечения»

1


Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме.


2

Рисунки на тему «Я и моя семья»

1


Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.


3

Конкурс на самый красивый фантик.

1


Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.

4

Портрет Зайчика – огородника.

1


Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.

5

Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)

1


Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации

6

Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

1


Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени

7.

Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)

1


Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.

8.

Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»

1


Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа

9

Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя»

1


Беседа о отношениях детей с родителями, семейных традициях.

10

Рисунки на тему «Братья наши меньшие»

1


Отношение к животным. Любимое домашнее животное

11

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».

1


Беседа о цветах. Рисование по теме.

12

Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».

1


Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме

13

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

1


Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки.


14

Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».

1



Представления детей о космосе. Рисование.

15

Изготовление новогодних карнавальных масок.

1


Карнавал. Карнавальная маска.

16

Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».

1


Прослушивание сказки. Иллюстрации.

17

Былинные богатыри. Илья Муромец.

1


Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению.

18

Рисунки на тему: «Зимние забавы»

1


Рисование по теме


18

Рисование на тему: «Подводное царство»

1


Рисование по представлению на заданную тему.

19

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1


Прослушивание сказки иллюстрирование.

20

Конкурс рисунков «Слава армии родной!».

1


Беседа о героизме защитников нашей Родины. Рисование по представлению на заданную тему.

21

Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!»

1


Беседа об истории праздника 8 марта.

Рисование по представлению на заданную тему.

22

Рисование на тему: « Красота вокруг нас».

1


Изображение пейзажа родного края.

23

Рисунок-декорация «Сказочный домик»

1


Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.

24

Рисунки на тему «Любимые герои»

1


Изображение человека и животных художественными средствами.

25

Рисование на тему: «Люблю природу русскую»

1


Беседа о важности бережного отношения к природе.

Рисование по представлению на заданную тему.

26

Рисование на тему «Родина моя».

1


Передача красоты родного края выразительными средствами.

27

Изготовление праздничной открытки.




Создание простого подарочного изделия

28

Конкурс рисунков: «Слава Победе!»

1


Беседа о героизме нашего народа в дни Вов.

Рисование по представлению на заданную тему.

29

Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».

1


Создание сюжетных композиций.

30

Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

1


Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов

31

Рисование на тему: «Весенние картины»



Беседа о весенних изменениях в природе..

Рисование по представлению на заданную тему.

32

Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.

1


Изображение сказочных и фантастических персонажей

33

Рисование на тему: «Моя любимая игрушка»

1


Беседа о любимых игрушках детей.

Рисование по теме

34

Рисование на тему: «Лето красное»

1


Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.




4. Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

  • правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. ,

  • Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

  • проявлять творчество в создании работ.



5. Литература и средства обучения

5.1. Литература


  1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.

  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.

  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.

  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.

  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

  10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

  12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

  13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

  14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

  15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

  16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.

  17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

18.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.

19. Журнал «Начальная школа»

20. «Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября»

21. В.С. Кузин «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1-4 кл. «Дрофа».2004г.

22. В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г

5.2. Печатные пособия:

Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.

Репродукции картин.

5.3. Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Принтер ( по возможности).

Фотокамера цифровая ( по возможности).

5.4. ЭОРы:

Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru

Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru

Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school

Газета «1 сентября»: www.1september.ru

6. Оценка эффективности реализации программы

1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.

2. Участие в школьных конкурсах.

4. Участие в районных конкурсах.

5. Портфель достижений школьника





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!