СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, вариант 8.2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей с ОВЗ к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс внеурочной деятельности “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс «Занимательная грамматика» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь обучающихся с РАС, дать сведения по письму и развитию речи, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, вариант 8.2»





















































  1. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей с ОВЗ к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс внеурочной деятельности “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс «Занимательная грамматика» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь обучающихся с РАС, дать сведения по письму и развитию речи, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Программа данного курса позволяет показать обучающимся с РАС, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по письму и развитию речи.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками с ОВЗ. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на восптание у них чувства языка.



  1. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.



Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.



Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на

следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

  • Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.


  1. Место курса в учебном плане


Программа рассчитана на 168 часов: 2 – 4 год обучения – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю (для учащихся 1 и 1 дополнительных классов составит 33 часа).

Продолжительность одного занятия:

в 1 кл - 4 кл – по 40 минут


  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников с РАС этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Данный курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.


  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.



Предметные результаты:

1 и 1 дополнительный класс

Обучающиеся узнают:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные  слова.                                                                                                

Антонимы, многозначные слова.                                                                            

Системные связи слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.                                                                                              

Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.                                                                  

Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.


2 класс

Обучающиеся узнают:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.                                                                  

Состав слова.                                                                                                              

Признаки родственных слов.                                                                                  

Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                            

Обучающиеся получат возможность научиться:

Различать приставки и предлоги.

Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.

Работать со словарем.

Группировать и подбирать слова на определенные правила.

Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.                                                                    

Пересказывать текст.

3 класс

Обучающиеся узнают:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.


4 класс

Обучающиеся узнают:

Отличительные признаки основных языковых единиц.

Основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией.

Основные орфографические  и пунктуационные правила;

О некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

Обучающиеся получат возможность научиться:

Четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

Подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

Различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

Пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями



  1. Содержание кружка «Занимательная грамматика»

1 и 1 дополнительный класс

(33 и 33 часа, всего 66 часов)

Речь устная и письменная 4ч

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

Что такое слово? 4ч

Понятие слова, знакомство с ребусом.

В мире звуков 2ч

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

Звуки и буквы – не одно и то же 3ч

В чем заключается различие между звуками и буквами

Что такое метаграммы? 3ч

Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.

Жили - были гласные и согласные. 4ч

Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

Волшебник Ударение. 6ч

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

Такие разные согласные

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких

Такие разные, разные согласные

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

Зачем шипят шипящие? 4ч

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

Привет, пословица! 2ч

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

Поговорим о предложении 3ч

Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

Еще немного о предложении 3ч

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.

Знакомимся с анаграммами 2ч

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

Что такое текст? 5ч

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

О безударных гласных 5ч

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

О парных звонких и глухих согласных 5ч

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова

Знакомство с понятием «синоним».

Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары

Знакомство с понятием «антоним».

Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

Знакомство с предлогами.3ч

Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

Что за зверь такой - фразеологизм?2ч

Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

Понятие «Омоним».

Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.


2 класс (34 часа)


Волшебная страна «Фонетика» (12часов) Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.

Волшебная страна «Грамматика» (8 часов) Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

В стране «Слов» (3 часа) Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”. Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

В гостях у частей речи(5 часов) Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

Упражнения для закрепления (6 часов) Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.


3 класс (34 часа)


Дружим с грамматикой (17 часов) Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” Незаменимый мягкий знак. Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). Как корень слова учил окончания уму – разуму. Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).

Дружим с орфографией(5 часов) А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.

Изучаем части страны «Речь» (12 часов) Слова – части речи. Имя существительное – часть страны Речь. Доброе утро, имя прилагательное! Имя прилагательное – часть страны Речь. Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). Глагол – часть страны Речь. Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола). С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!


4 класс (34 часа)


Состав слова(2часа) Где прячутся ошибки. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями.

Образование слов(4 часа)  Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). Слова – тезки. (Омонимы). Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). Слова с противоположным значением. (Антонимы). Словарное богатство родного языка. Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

Главные и второстепенные члены предложения(2 часа) Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

Признаки частей речи(26часов) Как морфология порядок навела. (О частях речи). Имя существительное – часть страны Речь. Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Очень занимательное – имя прилагательное. Универсальные заменители. (Назначение местоимений). Глагол – часть страны Речь. Глагол и его друзья. Глагол – настоящий богач среди частей речи. Сила любви. НЕ с глаголами. Откуда появились глаголы – исключения? В царстве наречий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.


  1. Формы проведения занятий

Формы проведения занятий: беседа, конкурс, викторина, игра, КВН, утренник, конференция, устный журнал, олимпиада, тематическая выставка, конкурс смекалистых, круглый стол, практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с дидактическим материалом.

  1. Тематическое планирование


1 и 1 дополнительный класс (66 часов)

п/п

Тема

занятия

Основные виды деятельности

обучающихся

1-2

Речь устная и письменная


Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

3-4

Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом.


Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

5-6

В мире звуков


Моделировать звуковой состав слова.

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

Контролировать этапы своей работы. Оценивать процесс и результат выполнения задания.

7-8

Игротека

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»

Придумывать рифмы к заданным словам.

9-10

Звуки и буквы – не одно и то же

В чем заключается различие между звуками и буквами

Освоение знаний о звуках,  знаково-символической системе.

Переводить слово звучащее в слово написанное.

Осмысление особенностей звуков и их свойств.

Осознание значимости мира звуков для человека.

11-12

Что такое метаграммы?


Знакомство с метаграммами.

Разгадывание метаграмм.

13-14

В гости к Алфавиту.

Располагать слова в алфавитном порядке

15-16

Жили - были гласные и согласные.

Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

17-18

Игротека. Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.


Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

19-20

Волшебник Ударение.


Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове.

Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

21-22

Такие разные согласные


Знать способы отличия твердых согласных звуков от мягких

23-24

В Королевстве ошибок.

Находить ошибки в словах

25-26

В Страну Слогов.

Различать слово и слог.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Произносить слова с делением на слоги.

Составлять предложения по картинке с употреблением слов разной слоговой структуры.

27-28

Такие разные, разные согласные

Парные и непарные звонкие и глухие согласные


Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Распознавать условные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных

29-30

Игротека

Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. 

Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов.

31-32

Русские народные загадки

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

Наблюдать, сравнивать, устанавливать изменение лексического значения слова с изменением одного звука (буквы) в слове.

Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета), стихотворениями (рифма)

33-34

Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

35-36

Игротека

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.


Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета), стихотворениями (рифма)


37-38

Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

39-40

Поговорим о предложении

Различать разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

41-42

Еще немного о предложении

Составлять предложение с заданным словом.

Составлять предложения, рассказ по картинке.

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.

43-44

Игротека

Понятие «Шарада»


Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

45-46

Знакомимся с анаграммами. Понятие «анаграмма»


Уметь находить анаграммы

47-48

Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте.

Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста

49-50

Что мы пишем с большой буквы?

Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

51-52

Игротека

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.

Разгадывать и придумывать свои анаграммы.

53-54

О безударных гласных

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

55-56

О парных звонких и глухих согласных

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова

57-58


Слова - приятели

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары

59-60


Игротека

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

Учиться использовать на практике правило проверки безударного гласного.

61-62


Слова – неприятели

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

63-64


Что за зверь такой - фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

65-66


Игротека.

Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

Итоговое занятие.

Различать омонимы, антонимы и синонимы




2 класс (34 часа)

п/п

Тема

занятия

Основные виды деятельности

обучающихся

1

Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование.

Соотносить звук и соответствующую ему букву.

Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

2

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”.

Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости-твёрдости (без терминологии).

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Распознавать условные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных.

Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами е, ё, ю, я).

Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь).

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки.

Объяснять, как обозначена на письме твёрдость (мягкость) согласного звука.

3

Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.

Моделировать звуковой состав слова.

Контролировать этапы своей работы. Оценивать процесс и результат выполнения задания.

4

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ( с –з, ш – ж, з – ж, р – л, ц – ч и т.д.).

5

Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются

Игра – сказка “Пропавшие имена”.

Освоение знаний о звуках,  знаково-символической системе.

Осмысление особенностей звуков и их свойств.

Осознание значимости мира звуков для человека.


6

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”

Осмысление  понятий  «слово», «знак», «знак-символ».

Осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости).

Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром.

Осознание важности использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром.

7

Грамматическое домино”.

Игры Деда Буквоеда.

Освоение знаний о звуках,  знаково-символической системе.

Освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения.

8

Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”

Переводить слово звучащее в слово написанное.


9

Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”праздничный урок. Обобщение изученного материала.

Строить предложение, устанавливать связь между словами и предложениями.


10

Легкие головоломки. Технология составление головоломок.

Устанавливать связь слов в предложении.

Ставить вопросы к главным членам предложения.

11

Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса.

Различать слово и слог.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Произносить слова с делением на слоги.

Составлять предложения по картинке с употреблением слов разной слоговой структуры.

12

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.

Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Наблюдать, анализировать, устанавливать, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.

Сравнивать и практически различать предложения и группы слов, не составляющие предложения

13

«Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак).

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

Наблюдать, сравнивать, устанавливать изменение лексического значения слова с изменением одного звука (буквы) в слове.

Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета), стихотворениями (рифма)

14

Играем в загадки. Технология составления загадок.

Наблюдать, сравнивать, устанавливать изменение лексического значения слова с изменением одного звука (буквы) в слове.

Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета), стихотворениями (рифма)

15

Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”

Наблюдать над ролью словесного ударения в слове.

Определять ударение в слове.

Различать ударные и безударные слоги.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Работать с орфоэпическим словарём.

Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове.

Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

16

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

Наблюдать над ролью словесного ударения в слове.

Определять ударение в слове.

Различать ударные и безударные слоги.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Работать с орфоэпическим словарём.

Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

17

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

Определять ударение в слове.

Различать ударные и безударные слоги.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Работать с орфоэпическим словарём.

Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

18

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.

Добрый “волшебник” - Ударение.

Работать с орфографическим словарём.


19

Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь).

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки.

Объяснять, как обозначена на письме твёрдость (мягкость) согласного звука.

Контролировать свои действия при письме при обозначении мягких согласных звуков, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).

20

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Распознавать условные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных

21

Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””.

Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.

22

Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово”

Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.

23

Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов)

Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова.

Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких парных согласных перед гласными.

Сравнивать произношение и обозначение на письме глухих парных согласных перед гласными.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова.

24

Приключения в стране “Имя существительное”.

Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.

Составлять предложение с заданным словом.

Составлять предложения, рассказ по картинке.

Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета.

Наблюдать за особенностями сказки.

Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным.

25

Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.

Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова.

Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, при правописании безударной гласной вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).

Наблюдать за особенностями стихотворного текста, загадок

26

Приключения в стране “Имя прилагательное”.

Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.

Составлять предложение с заданным словом.

Составлять предложения, рассказ по картинке.

Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета.

Наблюдать за особенностями сказки.

Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным.

27

Дружба имени существительного с прилагательным

Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.

Составлять предложение с заданным словом.

Составлять предложения, рассказ по картинке.

Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета.

Наблюдать за особенностями сказки.

Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным.

28

Дружба имени существительного с именем прилагательным.

Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.

Составлять предложение с заданным словом.

Составлять предложения, рассказ по картинке.

Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки.

Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным.

29

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за особенностями сказки. Находить и составлять словосочетания глагола с существительным.

30

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”

Читать пословицы и поговорки и объяснять их смысл. Находить слова, близкие по значению.

Составлять словосочетания. Выделять междометия в речи.

Осознавать роль междометий в речи.

Называть примеры междометий.

Составлять предложения с междометиями.

Объяснять значение фразеологизмов.

Составлять предложения с фразеологизмами.

Находить слова, употреблённые в прямом и переносном смысле.

31

Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.

Читать пословицы и поговорки и объяснять их смысл. Находить слова, близкие по значению.

Составлять словосочетания.

Выделять междометия в речи.

Осознавать роль междометий в речи.

Называть примеры междометий.

Составлять предложения с междометиями.

Объяснять значение фразеологизмов.

Составлять предложения с фразеологизмами.

Находить слова, употреблённые в прямом и переносном смысле.

32

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

Называть признаки родственных (однокоренных слов). Выделять корень в однокоренных словах.

Наблюдать за образованием однокоренных слов.Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать однокоренные слова к данному слову. Составлять предложения, небольшой текст, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова). Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.

Находить в тексте образные сравнения.

Находить в тексте слова с переносным значением и объяснять их смысл.

Составлять предложения с заданными словами.

Подбирать слова в рифму.

33

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

Выделять корень в однокоренных словах.

Наблюдать за образованием однокоренных слов. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать однокоренные слова к данному слову. Составлять предложения, небольшой текст, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова).

Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.




34

Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.

Применять полученные знания на практике



3 класс (34 часа)

п/п

Тема

занятия

Основные виды деятельности

обучающихся

1

Хорошо ли ты знаешь грамматику?


Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложе­ние». Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”

2

Сокровища родного языка.


Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

3

Незаменимый мягкий знак.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих сло­вах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении заданий .

4

Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

5

Хорошо ли ты знаешь алфавит?


Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном по­рядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристи­ке звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к за­данной. Работать с памяткой «Алфавит».

6

Волшебник “Ударение”.

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударе­ния. Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную инфор­мацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произно­шения слов.

7

Из чего же, из чего же состоят слова?

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Рас­познавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

8

Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.


Выделять части слова.(приставку, корень, окончание, суффикс, основу)

9

В стране парных звонких и глухих согласных.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непар­ный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

10

В стране парных звонких и глухих согласных.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов(травка-трава, травушка; мороз -моро­зы, морозный).

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости соглас­ным звуком на основе алгоритма проверки написания. 

11

В стране одиноких согласных.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

12

Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною гласного звука, на­писание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка).

13

Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною гласного звука, на­писание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка).

14

Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною гласного звука, на­писание которой надо проверять.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой.

15

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Применять правило проверки нерпроизносимых согласных, находить орфограмму в словах.

16

Новые друзья корней – приставки.

Образовывать новые слова с помощью приставки.

17

Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет.

Запоминать правило написания твердого знака в слове.


18

Слова – части речи.

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопро­сы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, поль­зуясь схемой.

19

Имя существительное – часть страны Речь

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексиче­ским значением имён существительных

20

Как у существительных род появился.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существи­тельных.

Классифицировать имена существительные по родам.

21

Доброе утро, имя прилагательное!

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагатель­ному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики ка­честв, присущих людям и животным.

22

Имя прилагательное – часть страны Речь.

23

О связи имени прилагательного с именем существительным.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное

24

Глагол – часть страны Речь.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значе­ниях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложе­нии.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Рассматривать репродукцию картины Л. К. Саврасова «Грачи прилете­ли» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, со­ставлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

ЗПР Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зави­симости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

25

Глагол – часть страны Речь.

26

Глагол и его друзья.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложе­нии.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

27

Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Неопределенная форма гаголов).

Определять, каким членом предложения является глагол в предложе­нии.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

28

Как мама Глаголиха учила глагольчиков.

( Прошедшее, настоящее, будущее времена глаголов).

Определять времена глаголов.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.


29

Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Времена глагола).

Определять времена глаголов.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

30

С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!

Раздельно писать частицу НЕ с глаголом.

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. Определять правильный порядок предложений, составлять текст, под­бирать к нему название и записывать составленный текст.

31

С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!

Раздельно писать частицу НЕ с глаголом.

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. Определять правильный порядок предложений, составлять текст, под­бирать к нему название и записывать составленный текст.

32

А все–таки она хорошая! (О роли орфографии).


Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, поль­зуясь алгоритмом проверки написания.

33

Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, поль­зуясь алгоритмом проверки написания.

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографи­ческому словарю.

34

Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику. Беседа. Игры.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, поль­зуясь алгоритмом проверки написания.

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой.


4 класс

(34 часа)

п/п

Тема

занятия

Основные виды деятельности

обучающихся


1

Хорошо ли ты знаешь грамматику?

Отвечать аргументированно на вопросы учителя.


2

Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными).

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною гласного звука, на­писание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка).


3

Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении?

Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нерас­пространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами пред­ложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связан­ных по смыслу).


4

Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нерас­пространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами пред­ложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связан­ных по смыслу).


5

Как морфология порядок навела.

(О частях речи).

Классифицировать и обобщить полученные ранее знания о частях речи. Определение частей речи в тексте.


6

Имя существительное – часть страны Речь.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.


7

Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

Запоминать названия падежей и вопросы.

Называть  падежные вопросы.

Упражняться в определении падежей.


8

Слово одно, а значений - несколько.

(О многозначных словах).

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с опреде­лёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языко­вых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.


9

Слова – тезки. (Омонимы).

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы.  Познакомиться с этимологией слова омонимРаботать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с опреде­лёнными жизненными ситуациями.


10

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы.  Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.


11

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с опреде­лёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языко­вых средств. 


12

Хорошо ли ты знаешь имя существительное?

Определять грамматические признаки имен существительных: одушев­лённое или неодушевленное, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамма­тическому признаку.

Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с опре­делённым признаком.


13

Очень занимательное – имя прилагательное.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагатель­ному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.


14

Имя прилагательное – часть страны Речь.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.


15

Словарное богатство родного языка.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. 


16

Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагатель­ному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики ка­честв, присущих людям и животным.


17

Универсальные заменители. (Назначение местоимений).

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, запи­сывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.


18

Глагол – часть страны Речь.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значе­ниях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложе­нии. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.


19

Сказка о глаголе, о спряжении глагола.

Определять спряжение глаголов. Определять, каким членом предложения является глагол в предложе­нии. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.


20

Глагол и его друзья.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значе­ниях.


21

Глагол – настоящий богач среди частей речи.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значе­ниях.


22

НЕ с глаголами.

Работать над написанием частицы Не с глаголами.


23

Откуда появились глаголы – исключения?

Добывать из интернета информацию об образовании глаголов. Находить нужные сведения из словообразовательного словаря.


24

Хорошо ли ты знаешь глагол?

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значе­ниях.


25

Хорошо ли ты знаешь глагол?


26

В царстве наречий.

Распознавать наречие среди других частей речи.

Определять роль наречия в предложении.


27

В царстве наречий.


28

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Служебное положение частиц.

Узнавать служебные части речи в устной и письменной речи.

Правильно употреблять их в речи .


29

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Служебное положение частиц.

Узнавать служебные части речи в устной и письменной речи.

Правильно употреблять их в речи .



30

Хорошо ли ты знаешь части речи?

Классифицировать знания обо всех частях речи.

Составить сводную таблицу о частях речи.


31

Хорошо ли ты знаешь части речи?

Использовать полученные знания на практике.

Определять части речи в тексте.


32

Слова – родственники. (Об однокоренных словах).

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Находить в словах значимую часть слова – корень, подбирать однокоренные слова. Называть признаки родственных (однокоренных слов). Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать за образованием однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.Подбирать однокоренные слова к данному слову.


33

Слова – родственники. (Об однокоренных словах).


34

Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.

Решать логические задания по русскому языку.

Оценивать свои знания.










  1. Материально-техническое обеспечение

  • компьютер  с выходом в Интернет;

  • интерактивная доска;

  • лингвистические словари;

  • карточки с играми и заданиями;

  • карточки с текстами для групповой и индивидуальной работы.



Для каждого ученика:

  • тетрадь в косую линейку;

  • простой карандаш, ручка;

  • цветные карандаши и ручки.


35