Пояснительная записка
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где у обучающихся с ОВЗ закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей детей с РАС – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка с РАС умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе играет программа кружка «Уроки безопасности».
Программой предусмотрены обязательные практические занятия: работа с дидактическим материалом (в игровой форме); изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестры, фельдшера или врача), а также родителей учащихся (профессионалов-спасателей, пожарных, представителей МВД и МЧС России).
Изучение программы в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся с РАС ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи курса:
обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
воспитывать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 168 часов:
для учащихся 1 и 1 дополнительных классов составит по 33 часа в год, всего 66 ч,
для уч-ся 2 – 4 классов – по 34 ч. И предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю
Продолжительность одного занятия:
в 1 кл - 4 кл – по 40 минут
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Воспитательный потенциал курса «Уроки безопасности» предполагает:
вовлечение обучающихся с ОВЗ в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся с ОВЗ и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
поощрение детских инициатив и детского самоуправления.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Уроки безопасности»
Личностные результаты:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими,
выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты.
1 и 1 дополнительный класс
Обучающиеся узнают:
- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
-основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
- основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожогов;
-общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
-источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
-опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
-наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
-правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
2 класс
Обучающиеся узнают:
-о влиянии на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;
- чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
-опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты;
-чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
-правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
-правила безопасного поведения в лесу, в поле;
-возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
-ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
3 класс
Обучающиеся узнают:
-от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
-травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
-какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
-как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
- правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
- виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
- правила движения пешеходов по загородной дороге;
-обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
- правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
4 класс
Обучающиеся узнают:
- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
- признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
- правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;
- как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;
- о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:
- ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
- лесной пожар. Действия по его предупреждению.
- правила перехода дороги;
- правила движения на велосипедах;
- правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
- основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
- как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
- меры пожарной безопасности при разведении костра;
- когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;
- основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).
Содержание кружка «Уроки безопасности»
и 1 дополнительный класс (33 и 33 часа, всего 66 часов)
Введение. Что такое безопасность? (2 ч).
Безопасное поведение в школе. (4 ч)
Экскурсия по школе. Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой.
Школа Светофоркина.(10 ч)
Для чего нужны правила дорожного движения. Диагностика уровня осведомлённости учащихся по ПДД и уровня сформированности практических умений ПДД. Дорога в школу. Формировать у школьников представления об особенностях дорожного движения осенью в связи с повышением опасности ДДТП.
Безопасное поведение дома. (10 ч)
Как могут стать опасными обычные домашние вещи. Огонь – враг и друг. Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Правила поведения при пожаре. Если кто-то звонит в твою дверь. Правила личной безопасности, если оказался дома без взрослых.
Твоё здоровье. (10 ч).
Личная гигиена. Забота о глазах, уход за ушами, за зубами. Вырабатывать навыки гигиены зрения, заботы о сохранении зрения. Дать общее представление о строении органа слуха, познакомить с правилами ухода за ушами; развивать слуховое восприятие. Как следует питаться. Сформировать у детей представление о причинах болезни зубов и важности правильного питания в сохранении здоровья зубов и всего организма.
Безопасное поведение в природе.(6 ч)
Опасные погодные условия. Влияние погоды на человека. Уметь правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада, гололёда. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Правила безопасности на воде. Узнать причины несчастных случаев на воде; повторить правильность действий при случившемся несчастье на льду. Осознать значимость соблюдения правил безопасного поведения на льду. Мы и животные. Познакомятся с группой опасных животных и насекомых. Научатся правилам защиты от опасных животных и насекомых.
Дорожно-транспортная безопасность. (10 ч.)
Безопасность пешеходов на дороге. Наш друг – светофор. Дорожные знаки. Игра «Узнай знак». Различать составные части дороги. Понимать различие между дорогой и улицей. Знать кто такие участники дорожного движения. Знать как вести себя в соответствии с правилами. Научить различать виды светофоров (транспортный и для пешеходов). Научить пользоваться сигналами светофора для обеспечения безопасности перехода проезжей части.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (6 ч)
Что такое ЧС? ЧС природного происхождения. ( наводнение, землетрясение, пожар, ураган).
Безопасность в сети Интернет. ( 4 ч)
Компьютер-враг, друг, помощник? Компьютер и здоровье. Правила безопасного поведения в интернете.
Этикет – правила правильного поведения. (6 ч)
Как вести себя за столом. Как вести себя в гостях. Как вести себя в общественных местах.
2 класс. (34 ч)
Введение. Что такое безопасность? (1 ч).
Безопасное поведение в школе. (1 ч)
Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой.
«Школа Светофоркина». ( 5 ч)
Как устроена дорога. Путь сообщения и элементы дороги; перекрестки. Участники дорожного движения. Экскурсионное занятие, разработка безопасного маршрута от дома до школы.
Безопасное поведение дома. ( 5 ч)
Опасные места дома. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов. Запомните детки-таблетки не конфетки. Лекарственные средства могут причинить человеку, не только пользу, но и вред, стать причиной травм и заболеваний. Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой. Что и как надо делать в домашних условиях, чтобы не нанести ущерб домашнему имуществу.
Безопасное поведение на улице. (5 ч)
Опасности улицы. Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.
Твой двор. Терроризм – это опасно! Если ты потерялся. Твои координаты.
Твоё здоровье. (5 ч)
Почему мы болеем? О причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам здоровье. Прививки от болезней. Что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства. Как избежать отравлений. Признаки лекарственных и пищевых отравлений. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.
Безопасность в природе. (5 ч)
Правила поведения в лесу. Опасные растения. Опасные грибы .Научить распознавать ядовитые растения и грибы. Опасные насекомые и звери. Избегать опасности при встречах и общении с опасными насекомыми и животными. Опасные явления природы. Закрепить знания о природных явлениях окружающего мира, о правилах безопасности во время опасных природных явлениях, научить практическим действиям.
Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч.)
Внимание, дорога! Светофор – наш друг и помощник. Путешествие в страну дорожных знаков.
Опасные ситуации на дороге. На загородной дороге.
Мы – пассажиры.
Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)
Что такое ЧС? ЧС природного происхождения. Причины наводнений. Меры защиты человека. Безопасное поведение во время землетрясения.
Безопасность в сети Интернет. (2 ч)
Компьютер и компьютерные игры. Путешествие в страну «Безопасный интернет».
класс ( 34 ч)
Введение. Что такое безопасность? (1 ч).
Безопасное поведение в школе. (1 ч)
Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой.
«Школа Светофоркина». (5 ч)
Берегись автомобиля . Виды транспорта. Различать транспорт, который мы видим в городах и посёлках, на земле, на воде и в воздухе. Движение пешеходов по улице и дороге. Безопасность на железной дороге.
Безопасное поведение дома. (5 ч)
Как обращаться с электроприборами. Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Огонь, вода и газ. Знакомство с действиями при пожаре. Профессия пожарный. Уметь правильно действовать при аварии водопровода. Действия при утечке газа. Правила поведения с незнакомцами. Правила личной безопасности, если оказался дома без взрослых.
Безопасное поведение на улице. (5 ч)
Опасные места на улице, во дворе. С другом мы идем гулять. Усвоить несколько известных правил безопасного поведения на улице: вблизи строительной площадки, трансформаторной будки, на пустыре. Правила безопасности на льду. Правила поведения в толпе. Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника. Какими приёмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления. Наступает Новый год.
Безопасность в природе. (5 ч)
Как люди относятся к природе? Как должно вести себя разумное существо в природе? Осторожно, гололёд! Опасность схода снега с крыш. Метели, снежные бури, снегопады и сильные мороз. Формировать безопасное поведение в зимнее время, умения действовать в случае пребывания на морозе.
Как вести себя во время грозы. Познакомить учащихся с явлениями природы – грозой, молнией, громом; о роли этих явлений природы в жизни человека, о правилах поведения во время грозы.
Твоё здоровье. (5 ч)
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Научить общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации. Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни. Обсуждение проблемы вредных привычек в классе. Как нужно одеваться. Показать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года. Формировать представления детей об одежде, ее связи с сезоном, возрастом, о материалах, из которых она изготовлена, и их качестве. Как вести себя за столом. Как вести себя в гостях. Как вести себя в общественных местах. Научить сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг.
Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч)
Из истории правил дорожного движения. Улица полна неожиданностей. Город и его транспорт. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Опасные ситуации на дорогах. Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Мы – пассажиры. Правила для пассажира. Мы – велосипедисты. Правила для велосипедиста. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения».
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)
Что такое ЧС? ЧС природного происхождения. Причины наводнений. Меры защиты человека. Безопасное поведение во время землетрясения. Безопасное поведение во время урагана, смерча.
Безопасность в сети Интернет. (2 ч)
Какие опасности ждут школьника в сети Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете. Мошенничество в сети интернет.
класс ( 34 ч)
Введение. Что такое безопасность? (1 ч).
Безопасное поведение в школе. (1 ч)
Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой. Как вести себя во время пожара в школе.
«Школа Светофоркина». (5 ч)
Правила перехода дороги: нерегулируемые переходы, регулируемые переходы, виды светофоров. Отработка умений безопасного движения на улице, объективной оценки ситуации на дороге. Научить различать виды светофоров (транспортный и для пешеходов). Мы пассажиры. Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить автобус и автомобиль. Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте.
Безопасное поведение дома. (5 ч)
Профессия пожарный. Пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Предупреждение пожаров основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров. Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны. Пожар в лесу и на даче. Тест-викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности». Правила поведения в квартире без родителей. Лекарства и средства бытовой химии, как источники возможной опасности.
Безопасное поведение на улице. (5 ч)
Опасные места на улице, во дворе. Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника. Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды. Безопасность на льду. "Учимся решать жизненные задачи". Тематическое спортивное ориентирование по станциям.
Безопасность в природе. (5 ч)
Если ты заблудился в лесу. Обеспечить усвоение учащимися мер безопасности в экстремальных ситуациях в природной среде: человек заблудился в лесу; научить ориентироваться с помощью компаса. Опасности отдыха на природе. Меры предосторожности при обращении с дикими животными. Информировать об основных опасностях отдыха на природе, профилактике укусов и отравлений. Формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности при отдыхе на природе. Экологическая безопасность. Формирование экологической культуры, культуры поведения на природе. Обобщающее занятие. Викторина.
Твоё здоровье. (5 ч)
Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни. Обсуждение проблемы вредных привычек в классе. Злой волшебник табак. Злой волшебник алкоголь. Злой волшебник наркотик. Почему некоторые привычки называются вредными. Научить учащихся понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение. Отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи. Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и физические качества.
Дорожно-транспортная безопасность. ( 3 ч)
Как пешеходы и водители поделили улицу. Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного травматизма. Учите правила дорожного движения (практическое занятие).
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)
Что такое ЧС? ЧС природного происхождения. Причины наводнений. Меры защиты человека. Безопасное поведение во время землетрясения. Безопасное поведение во время урагана, смерча.
Безопасность в сети Интернет. (2 ч)
Правила поведения в сети Интернет. Твоя безопасность в Интернете. Обеспечить усвоение учащимися мер безопасности при посещении сайтов Интернет- сети. Социальные сети в моей жизни. Формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности при посещении социальных сетей. Обобщающее занятие. Викторина.
Формы проведения занятий.
Формы проведения занятий: экскурсии, походы, беседы, викторины, коллективные творческие дела, трудовые дела, соревнования, конкурсы, практические занятия, уроки-беседы, просмотры тематических видеосюжетов, конкурсы, КТД.
Тематическое планирование
1 и 1 дополнительный класс (66 часов)
№п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности обучающихся |
Введение. (2 ч) |
1-2 | Что такое безопасность? | Ответы на вопросы учителя. |
Безопасное поведение в школе.(4ч) |
3-4 | Экскурсия « Наша школа». | Экскурсия по школе. |
5-6 | Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой. | Знакомство с правилами поведения школьника. |
Школа «Светофоркина» (10 ч) |
7-8 | Для чего нужны правила дорожного движения. | Знакомство с историей появления ПДД. |
9-12 | Выйду я на улицу. | Выполнение вводного теста на знание ПДД и уровня сформированности практических умений ПДД. Практическое занятие: «Опасность игр на дороге через фиксацию внимания на дороге, как особом объекте». |
13-16 | Дорога в школу. | Составление личного безопасного маршрута. |
Безопасное поведение дома. (10 ч) |
17-18 | Как могут стать опасными обычные домашние вещи. | Знакомство с тем, какие домашние предметы могут быть опасными. Просмотр видеоролика по теме. |
19-20 | Как человек огонь приручил. | Знакомство с эволюцией человека и необходимости использования огня. Знакомство с произведениями худ. литры об огне. Просмотр видеоролика по теме. |
21-24 | Огонь друг или враг. | Просмотр м/ф «Огонь-друг и враг человека» Ответы на вопросы: Какую пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем? Какой вред может причинить огонь? Каковы последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Составление памятки о мерах предосторожности при обращении с огнем. |
25-26 | Если кто-то звонит в твою дверь. | Практическое занятие. Просмотр видеоролика по теме. |
Твоё здоровье. ( 10 ч) |
27-28 | Личная гигиена. | Знакомство с понятием: личная гигиена. Правила личной гигиены. Просмотр мультфильма «Мойдодыр» |
29-30 | Забота о глазах. | Называют внешние органы человека, делают вывод о необходимости сохранения физического здоровья, просмотр видеоролика по теме, практическое занятие |
31-32 | Уход за ушами. |
33-34 | Уход за зубами. |
35-36 | Как следует питаться | Практическое занятие: «Составление рациона питания младшего школьника», просмотр мульфильмов по теме занятия |
Безопасное поведение в природе.(6 ч) |
37-38 | Опасные погодные условия. Влияние погоды на человека. | Провести наблюдения за элементами и явлениями погоды. Описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений. Формулировать правила поведения во время дождя, грозы, снегопада, гололёда. |
38-40 | Правила безопасности на воде. | Выделять по картинке причины несчастных случаев на воде; отрабатывать правильность действий при случившемся несчастье на льду. |
41-42 | Мы и животные. | Знакомство с группой опасных животных и насекомых. Формултровка правил защиты от опасных животных и насекомых под руководством учителя. Просмотр видеоролика по теме |
Дорожно-транспортная безопасность. (10 ч.) |
43-44 | Безопасность пешеходов на дороге. | Различать составные части дороги. Понимать различие между дорогой и улицей. Знать кто такие участники дорожного движения. Знать как вести себя в соответствии с правилами. |
45-46 | Наш друг – светофор. | Различать виды светофоров (транспортный и для пешеходов). Пользоваться сигналами светофора для обеспечения безопасности перехода проезжей части. Практическое занятие на улице. |
47-49 | Дорожные знаки. | Называть и различать разные группы дорожных знаков. Практическая работа: рисунок дорожных знаков. |
50-51 | Игра «Узнай знак». | Отвечать на вопросы викторины. |
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (6 ч) |
52-53 | Что такое ЧС? ЧС природного происхождения. | Знакомство понятием «чрезвычайные ситуации». Просмотр видеоролика по теме |
54-55 | Наводнение. | Знакомство с причинами наводнений. Составление памятки « Осторожно! Весенний паводок». |
56-57 | Землетрясение. | Знакомство с причинами землетрясения. Формулировка правилалбезопасности при землетрясении. |
Безопасность в сети Интернет. ( 4 ч) |
58-59 | Компьютер-враг, друг, помощник? | Составление памятки работы на компьютере. |
60-61 | Компьютер и здоровье. Правила безопасного поведения в интернете. | Правила работы с компьютером. Безопасность в интернете. Ответы на вопросы учителя. |
Этикет – правила правильного поведения. (5 ч) |
62 | Как вести себя за столом. | Правила поведения за столом. Практическое занятие. |
63-64 | Как вести себя в гостях. | Правила поведения в гостях. Практическое занятие. |
65-66 | Как вести себя в общественных местах. | Экскурсия. Правила поведения в общественных местах. |
2 класс (34 часа)
№п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности обучающихся |
Введение. (1 ч) |
1. | Что такое безопасность? | Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации. Усвоить общие правила безопасности жизни. Как сберечь здоровье и сохранить жизнь в современном мире. |
Безопасное поведение в школе.(1ч) |
2. | Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой. | Повторить правила поведения школьника. Тест по теме занятия. |
Школа «Светофоркина» (5 ч) |
3-4. | Как устроена дорога. | Называть пути сообщения и элементы дороги; перекрестки. Отработка умений безопасного движения на улице, объективной оценки ситуации на дороге |
5. | Как устроена дорога. | Экскурсионное занятие, разработка безопасного маршрута (разработать памятки) |
6-7. | Участники дорожного движения. | Называть, кто относится к участникам дорожного движения. Перечислять, как вести себя в соответствии с правилами. |
Безопасное поведение дома. (5 ч) |
8. | Опасные места дома. | Усвоить несколько известных правил безопасного обращения с электрической энергией, поведением на балконе, подоконнике, в лифте. |
9-10 | Ни ночью ни днем не балуйтесь с огнем. | Называть меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Просмотр видеофильма. |
11. | Запомните детки-таблетки не конфетки. | Просмотр видеоролика с последующим анализом. |
12. | Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой. | Составление памятки энергосбережения. |
Безопасное поведение на улице. ( 5 ч) |
13. | Опасности улицы. | Усвоить несколько известных правил безопасного поведения на улице: вблизи строительной площадки, трансформаторной будки, на пустыре. Избегать опасные места во время прогулки на улице. |
14. | Как вести себя с незнакомыми людьми на улице. | Уметь правильно действовать при встрече с незнакомцами. Перечислять правила личной безопасности, если оказался дома без взрослых. Понимать, какими приёмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления. |
15. | Твой двор. | Различать, какие опасные зоны имеет каждый населённый пункт. В каких местах нашего города надо быть особенно внимательным. Избегать опасные места во время прогулки во дворе. |
16. | Терроризм – это опасно! | Изучить меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Повторить правила при похищении или захвата в качестве заложника. Запомнить номера телефонов экстренных служб. |
17. | Если ты потерялся. Твои координаты. | Знать свой домашний адрес, имена родителей, место их работы, номер телефона родителей. Уметь обратиться за помощью. Запомнить номера телефонов экстренных служб. |
Твоё здоровье. ( 5 ч) |
18. | Почему мы болеем? | Называть возможные причины и признаки болезней, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», просмотр видеоролика по теме |
19. | Прививки от болезней | Называть, что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужно прививаться |
20. | Как избежать отравлений | Распознавать признаки лекарственных и пищевых отравлений. Уметь оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях. |
21. | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. | Перечислять по таблице, какие бывают травмы. Научиться оказывать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; при укусах насекомых. |
22. | Безопасность при любой погоде. | Знать правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза. Признаки перегревания и теплового удара. |
Безопасное поведение в природе.(5 ч) |
23. | Правила поведения в лесу. | Познакомиться с правилами безопасного поведения в лесу, с растениями, ягодами и грибами родного края. Научиться бережному отношению к природе. |
24. | Опасные растения. | Познакомиться с тем, в в каких случаях человеку приходится защищаться от природы. Научиться распознавать ядовитые растения и грибы. Научиться избегать опасности при встречах и общении с опасными насекомыми и животными. |
25. | Опасные грибы. |
26. | Опасные животные. |
27. | Опасные явления природы. |
Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч.) |
28. | Внимание, дорога! | Просмотр м/ф «Светофор», «Мигающие человечки» |
29. | Мы – пассажиры. | Просмотр и анализ м/ф «Пристегните ремни». Практическое занятие. Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Научиться обходить автобус и автомобиль. а) транспортная культура поведения. б) Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте. |
30. | Движение пешеходов по улице и дороге . | Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги. |
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч) |
31. | Причины наводнений. Меры защиты человека. | Познакомиться с причинами наводнений, действиями при наводнении. Составление памятки « Осторожно! Весенний паводок». |
32. | Безопасное поведение во время землетрясения. | Викторина. Просмотр фильма. |
Безопасность в сети Интернет. (2 ч) |
33. | Компьютер и компьютерные игры. | Беседа по теме. Составление памятки работы на компьютере. Польза и вред компьютерных игр (ответы на вопросы учителя) |
34. | Путешествие в страну «Безопасный интернет». | Повторить правила работы с компьютером. |
3 класс (34 часа)
№п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности обучающихся |
Введение. (1 ч) |
1. | Что такое безопасность? | Рассуждать о том, как рождаются опасные ситуации. Усвоить общие правила безопасности жизни. Как сберечь здоровье и сохранить жизнь в современном мире. |
Безопасное поведение в школе.(1ч) |
2. | Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой. | Повторить правила поведения школьника |
Школа «Светофоркина» (5 ч) |
3-4. | Берегись автомобиля. Виды транспорта. | Учиться различать транспорт, который мы видим в городах и посёлках, на земле, на воде и в воздухе. |
5-6. | Движение пешеходов по улице и дороге . | Вовторить правила дорожного движения. Как правильно перейти проезжую часть. Правила пешехода. Движение пешеходов в непогоду и темноте, необходимость световозвращающих элементов в одежде пешехода. |
7. | Безопасность на железной дороге. | Научиться правильно переходить железнодорожные пути для обеспечения безопасности. Просмотр видеофрагмента |
Безопасное поведение дома. (5 ч) |
8. | Как обращаться с электроприборами. | Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Один дома». Называть основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии. |
9-10 | Огонь, вода и газ. | Анализ конкретных ситуаций по картинкам. |
11. | Профессия пожарный. | . Знать краткую историю возникновения пожарного дела. Различать пожарную технику по её функциональным особенностям. |
12. | Правила поведения с незнакомцами. | Уметь правильно действовать при встрече с незнакомцами. Правила личной безопасности, если оказался дома без взрослых. |
Безопасное поведение на улице. ( 5 ч) |
13. | С другом мы идем гулять. | Знать, какие опасные зоны имеет каждый населённый пункт. В каких местах нашего города надо быть особенно внимательным. Запомнить номера телефонов экстренных служб: а) Пожарная охрана. в) Скорая медицинская помощь. г) Полиция |
15-16. | Правила поведения в толпе. | Называть меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта, как вести себя при похищении или захвата в качестве заложника. |
17. | Наступает Новый год. | Знать причины возникновения пожаров в период НГ праздников. Понимать правила проведения эвакуации при угрозе жизни.Уметь ориентироваться при выборе способа эвакуации при проведении утренников и концертов. |
Безопасность в природе. (5 ч) |
18. | Как люди относятся к природе? | Научиться соблюдать правила безопасного поведения в природе. |
19. | Осторожно, гололёд! | Анализ конкретных ситуаций по картинкам, составление памятки. |
20. | Опасность схода снега с крыш. |
21. | Метели, снежные бури, снегопады и сильные мороз. | Учиться оказывать первую помощь при обморожении. |
22. | Как вести себя во время грозы. | Познакомиться с явлениями природы – грозой, молнией, громом; формулировать правила поведения во время грозы. |
Твоё здоровье. (5 ч) |
23. | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. | Научиться общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; учиться сдерживать себя в необходимой ситуации. |
24. | Не грызи ногти, не ковыряй в носу. | Обсуждение проблемы вредных привычек . |
25. | Как нужно одеваться. | Поимать зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года. |
26-27. | Как вести себя за столом. Как вести себя в гостях. Как вести себя в общественных местах. | Учиться сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону, организовать свой досуг. |
Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч.) |
28. | Из истории правил дорожного движения. | Изучать историю возникновения ПДД. |
29. | Город и его транспорт. | Повторить правила для пассажира. |
30. | Мы – велосипедисты. | Повторить правила для велосипедиста. |
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч) |
31. | ЧС природного происхождения. | Просмотр видеофрагмента с последующим анализом. |
32. | Безопасное поведение во время урагана, смерча. |
Безопасность в сети Интернет. ( 2 ч) |
33. | Какие опасности ждут школьника в сети Интернет. | Тест. |
34. | Мошенничество в сети интернет. | Просмотр фильма. |
4 класс (34 часа)
№п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности обучающихся |
Введение. (1 ч) |
1. | Что такое безопасность? | Ответы на вопросы учителя. |
Безопасное поведение в школе.(1ч) |
2. | Как вести себя во время пожара в школе. | Практическое занятие. Изучение плана эвакуации. Эвакуация. |
Школа «Светофоркина» (5 ч) |
3-5. | Правила перехода дороги. | Отработка умений безопасного движения на улице, объективной оценки ситуации на дороге. Практическое занятие. |
6-7. | Мы пассажиры. | Презентация «Учим вместе ПДД» Просмотр м/ф «Перекрёстки» Практическое занятие |
Безопасное поведение дома. (5 ч) |
8. | Пожарная охрана и ее задачи. | Просмотр видеоролика. Анализ конкретных ситуаций по картинкам. |
9. | Пожар в лесу и на даче. | Называть причины возникновения пожаров в лесу и на даче. Порядок разведения костров на природе. Средства защиты и эвакуации. |
10. | Викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности». | Отвечать на вопросы, оценивать друг друга в парах. |
11. | Если вы остались дома одни. | Практическое занятие |
12. | Лекарства и средства бытовой химии, как источники возможной опасности. | Просмотр видеофрагмента |
Безопасное поведение на улице. (5 ч) |
13. | Опасные места на улице, во дворе. | Просмотр видеофрагмента. |
14. | Терроризм угроза человечеству. | Называть меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. |
15. | Действия, если ты оказался в заложниках. | Просмотр видеофрагмента. |
16. | Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды. | Составление памяток. Конкурс рисунков и плакатов по теме. Безопасность на льду. |
17. | Игра – путешествие « Азбука безопасности». | Тематическое спортивное ориентирование по станциям. |
Безопасность в природе. (5 ч) |
18-19. | Если ты заблудился в лесу. | Учиться ориентироваться по компасу, природным приметам. Учиться различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды. |
20. | Опасности отдыха на природе. | Научиться соблюдать правила безопасного поведения в природе. |
21. | Экологическая безопасность. | Рисование по теме занятия |
22. | Обобщающее занятие. Викторина. | Отвечать на вопросы, оценка ответов в парах |
Твоё здоровье. (5 ч) |
23. | Почему некоторые привычки называются вредными. | Научиться понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); учиться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение. Отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи. |
24. | Злой волшебник табак. |
25. | Злой волшебник алкоголь. |
26. | Злой волшебник наркотик |
27. | Спорт в жизни людей. | Подготовка индивидуальных выступлений. |
Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч.) |
28. | Как пешеходы и водители поделили улицу. | История возникновения ПДД. Просмотр фильма. |
29. | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. | Транспорт. Движение пешеходов и транспорта по улицам и дорогам. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного травматизма. |
30. | Учите правила дорожного движения. | Практическое занятие. Праздник ПДД |
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч) |
31. | ЧС природного происхождения. | Беседа по теме. Просмотр фильмов с последующим анализом. |
32. | Безопасное поведение во время урагана, смерча. |
Безопасность в сети Интернет. ( 2 ч) |
33. | Социальные сети в моей жизни. | Практическое занятие |
34. | Обобщающее занятие. | Викторина. |
Материально-техническое обеспечение
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт.2008.
Интернет-ресурсы:
Сайт «Начальная школа - детям, родителям, учителям» - http:www.Nachalka.com/
Prodlenka.org
www.zavuch.ru
Компьютер с выходом в Интернет;
Экран и проектор;
Аптечка
Компас.
18