Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г.о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ___________ Рыжкова Н. А. Протокол №______ от «___» __________ 2021г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____Петрова Н.В. «___» ___________ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 __________С.И. Тухватулина Приказ №______ от «___» ____________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«LEGO и конструирование»
СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
3 Д класс
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 2
Количество часов в год: 68
Составитель:
Твёрдая Валентина Николаевна
учитель начальных классов
2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание
1. Общие цели курса «LEGO и конструирование»……………………….………….…...…....3
2. Планируемые результаты изучения курса «LEGO и конструирование»…..….…...……....3
3. Содержание курса «LEGO и конструирование» ……………………………….…..…….....4
4. Тематическое планирование ………………..………………….…………………..….……..7
5. Календарно-тематическое планирование………………………………………….………...8
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение……………..…………..11
Рабочая программа внеурочной деятельности «LEGO и конструирование» предназначена для 3 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование»/ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011г. с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует социальное направление.
В 3 классе на внеурочную деятельность «LEGO и конструирование» отводится 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.
Общие цели курса «LEGO и конструирование»
Цель программы: является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи:
ознакомление с основными принципами механики;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества);
развитие индивидуальных способностей ребенка;
развитие речи детей;
повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
Получать опыт анализа конструкций и генерирования идей;
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Определять план выполнения заданий на кружке, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
КоммуникативныеУУД
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Предметные результаты
Обучающиеся должны научиться:
Уметь работать по предложенным инструкциям.
Уметь творчески подходить к решению задачи по модели.
Знать основные принципы моделирования, конструирования.
Иметь представление о свойствах деталей строительного материала.
Обучающийся получит возможность научиться:
Владеть техникой возведения моделей.
Ориентироваться в различных ситуациях.
Иметь представление о технике, моделирование механизмов, знать способы крепления и уметь выполнять их.
Получать опыт анализа конструкций и генерирования идей.
Содержание программы
1.Строительное моделирование (14 ч)
1.1. Лего-геометрия
Вопросы соединения деталей в разных пространственных плоскостях; модели круглых тел; многогранники и купольные конструкции
1.2. История архитектуры
История приёмов строительства Крепостных сооружений, Храмов и Доменов (дом-квартал в средневековом городе). Развитие городов.
1.3. Деревянное зодчество
Особенности моделирования из ЛЕГО деревянных крепостных стен и башен; виды срубов и крыш деревянных зданий и сооружений; механизмы и конструкции мельниц; интерьер деревянного жилища.
1.4. Мосты
Виадук; арочные мосты; крепостной мост - виды и особенности конструкций; современные металлические мосты и каркасно-фермерные конструкции; мост-город будущего.
1.5. Небоскребы и купольные сооружения
История необычных конструкций. Многогранники.
1.6. Интерьер и дом
Мебель из ЛЕГО: стулья, столы, кровать, диван, шкафы с открывающимися дверцами и полками, телевизор и компьютер, клетки для домашних питомцев и аквариумы, газовая плита и кухонная мебель, туалет и ванная комната, стиральная машина. Мы рисуем обои, ковры и картины. Как сделать шторы? Окна в доме. Свет: люстры, бра и лампы. Декоративные вазы, цветы в доме. Детская комната, маленькие игрушки из ЛЕГО. Посуда и блюда из ЛЕГО и др. материалов - мы принимаем гостей
1.7. Астрополис
Воздушные шары и Дирижабли - конструкции из ЛЕГО. Системы привода, механика, управление. Аппараты на воздушной подушке. Как построитьАстрополис - летающий город.
2.Техническое моделирование (24ч)
2.1. История авиации
Из деталей ЛЕГО учимся собирать нелетающие самолёты разных конструкций. Кабины и механика летательных аппаратов.
2.2. Покорители неба
Учимся строить из деталей ЛЕГО реально-летающие модели воздушных
змеев, планеров и самолётов.
2.3. Вертолёты и винтокрылые машины
Вопросы конструирования СВВП и различных винтокрылых машин; электропривод и управление.
2.4. История корабля
Конструирование простых моделей кораблей; парусный корабль; пароходы; особенности сборки плавающих моделей кораблей и подводных аппаратов.
2.5. Автомобили и вездеходы
Конструкции шасси автомобилей и вездеходов; профессии машин; приёмы копийной обшивки моделей с каркасом из ЛЕГО-ТЕХНИК.
2.6. Железнодорожный транспорт
Конструкции Паровозов; вагоны и поезда; монорельсовая дорога.
2.7. Космос
Конструирование многоступенчатых ракет; космический старт и космопорт; модели космических станций, вездеходов и специальных кораблей.
2.8. Биоходы
Принципы конструирования моделей биотранспорта. Машины-шагоходы. Махолеты и летающие конструкции. Модели морских организмов и рыб. Механика движения человека.
2.9. Военные машины
История военной техники, боевые машины древности. Конструкции гусеничного шасси танков и вездеходов. Интерьер кабин и отсеков, пульты управления. Орудия танков и боевых машин. Модели ТАНКОВ. Ракетные установки. История артиллерии и легомодели.
2.10. Великие открытия
Корабли экспедиции. Гидросамолёты. Острова, которые мы откроем. Растительный мир и животные. Дома, храмы и лабиринты. Люди неоткрытых островов
2.11. Великие открытия
Кого и с чем едят. Коварный пиратский остров. Морское сражение - мы победим пиратов! Возвращение домой.
2.12. Космическое путешествие
Мы строим Космодром. Ракеты и части космической станции. Летим к звёздам. Станция на орбите. Планета загадок. Корабли и Инопланетяне. Обитатели вселенной - растения и зверюшки. Космические города.
2.13. Водный мир
Подводный город. Батискаф и конструкции подводных аппаратов. Вездеходы под водой. Подводные лодки и биотранспорт.
2.14. . Водный мир
Надводные плавающие конструкции-станции. Обитатели морей.
3.Исследовательская практика (26ч)
3.1. Театр зверей
Творческая радость сборки из деталей ЛЕГО фигурок птиц, рыбят и зверей. Скульптура сказочных персонажей и человечков. Приёмы декорирования и одевания фигурок в костюмы-платьица из разных материалов. Сценическое движение фигур в кукольном театре.
3.2. Артстудия
Приёмы ЛЕГОМОЗАИКИ; техника КОЛЛАЖА из деталей ЛЕГО и других материалов; идеи подвесок и мобилей; элементы костюма из деталей ЛЕГО (одеваем на себя).
3.3. Полигон игр
Рассматриваются вопросы сборки элементов местности и макетирования игровых полей-уровней-лабиринтов; конструкции испытаний-ловушек; модели минитранспорта; миниатюра-фигуры как фишки для игры, легошахматы; разработка правил игр и отладка их механики.
3.4. Прекрасный мир цветов
Деревья из ЛЕГО. Снег и листья на деревьях. Простые цветы. Венки и букеты из легоцветов. Крупные цветы разной конструкции, декоративные вазы. Идеи и конструкции подсвечников, легофонарики.
3.5. Маски
Идеи и конструкции карнавальных масок из ЛЕГО и др. материалов. Броши и украшения из ЛЕГО.
3.6. Куклы
Как сделать театр кукол-марионеток. Декорации для кукольного спектакля.
3.7. Часы
Идеи и конструкции часовых механизмов из деталей ЛЕГО.
3.8. Воины и маги
Как сделать доспехи и оружие из ЛЕГО. Щиты и Гербы. Мечи и Топоры. Лук и Арбалет. Ружья и "маленькие" пушки. История и конструкции древних метательных машин. Магические посохи-жезлы, модели артефактов и колец. Шлемы и Короны.
3.9. Мы спецагенты!
Снаряжение "шпионов" и "спецагентов". Компас-часы, телефон спутниковой связи, бинокли и очки сквозь стенывидения и т.д.
3.10. Трансформеры
Фантастический мир Трансформеров. Игрушки и конструкции, механика, системы привода и управления. Идеи мира трансформеров в проектах транспорта и архитектуры будущего.
3.11. Ограды и памятники
Типы оград. Узор и орнамент в оформлении стен и оград. Стеллы и обелиски, монументальные колонны. Арки и Врата как тип памятника. Памятник-монумент с использованием скульптур и барельефов. Техника с композиции памятника. Свет и Огонь. Деревья и Цветы. Вода и Фонтаны.
3.12. Киностудия
Всё из ЛЕГО для съёмок кинофильма.
Диагностика (4ч) Лего-фестиваль
Основные формы и виды деятельности работы:
Беседа
Ролевая игра
Познавательная игра
Задание по образцу
Задание по технологическим картам (с использованием инструкции)
Творческое моделирование (создание модели-рисунка)
Викторина
Проект
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
1.Строительное моделирование (14ч) |
1. | 1.1.Лего-геометрия. | 2 |
2 | 1.2.История архитектуры. | 2 |
3 | 1.3.Деревянное зодчество. | 2 |
4 | 1.4.Мосты. | 2 |
5 | 1.5.Небоскребы и купольные сооружения. | 2 |
6 | 1.6.Интерьер и дом. | 2 |
7 | 1.7. Асторополис. | 2 |
2.Техническое моделирование (24ч) |
8 | 2.1. История авиации. | 2 |
9 | 2.2. Покорители неба. | 2 |
10 | 2.3. Вертолёты и винтокрылые машины. | 2 |
11 | 2.4. История корабля. | 2 |
12 | 2.5. Автомобили и вездеходы. | 2 |
13 | 2.6. Железнодорожный транспорт. | 2 |
14 | 2.7. Космос. | 2 |
15 | 2.8. Биоходы. | 2 |
16 | 2.9. Военные машины. | 2 |
17 | 2.10. Великие открытия. | 1 |
18 | 2.11. Великие открытия. | 1 |
19 | 2.12. Космическое путешествие. | 2 |
20 | 2.13. Водный мир. | 1 |
21 | 2.14. Водный мир. | 1 |
3.Исследовательская практика (26ч) |
22 | 3.1. Театр зверей. | 2 |
23 | 3.2. Артстудия. | 2 |
24 | 3.3. Полигон игр. | 2 |
25 | 3.4. Прекрасный мир цветов. | 4 |
26 | 3.5. Маски. | 2 |
27 | 3.6. Куклы. | 2 |
28 | 3.7. Часы. | 2 |
29 | 3.8. Воины и маги. | 2 |
30 | 3.9. Мы спецагенты! | 2 |
31 | 3.10. Трансформеры. | 2 |
33 | 3.11. Ограды и памятники. | 2 |
34 | 3.12. Киностудия. | 2 |
Диагностика(4 ч) |
35 | Лего-фестиваль. | 3 |
36 | Диагностика. | 1 |
| Итого | 68 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Плановые сроки прохождения | Скоррект. сроки прохождения |
Раздел 1. Строительное моделирование. (14ч) |
| ИОТ-016-2021. Правила работы на занятиях лего-конструирования. Диагностика. Лего-геометрия. | | |
| Лего-геометрия. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра. | | |
| История архитектуры. История приёмов строительства Крепостных сооружений. | | |
| История архитектуры. Дом-квартал в средневековом городе). Развитие городов. | | |
| Деревянное зодчество. Особенности моделирования из ЛЕГО деревянных крепостных стен и башен. | | |
| Деревянное зодчество. Интерьер деревянного жилища. | | |
| Мосты. Работа по предложенным инструкциям. | | |
| Мосты. Работа по предложенным инструкциям. | | |
| Небоскребы и купольные сооружения. | | |
| Небоскребы и купольные сооружения. | | |
| Интерьер и дом.Изготавливать по образцу изделие дом. | | |
| Интерьер и дом.Изготавливать по образцу изделие дом. | | |
| Асторополис. Изготовление по образцу изделия идеализированной будущей цивилизации. | | |
| Асторополис. Самостоятельно изготавливать по образцу модель летающего города. | | |
Раздел 2. Техническое моделирование. (24ч) |
| История авиации. Модель самолета, вертолета, космического летательного аппарата. | | |
| История авиации. Модель самолета, вертолета, космического летательного аппарата. | | |
| Покорители неба. Модели реально-летающих воздушных змеев. | | |
| Покорители неба. Модели реально-летающих воздушных змеев. | | |
| Вертолёты и винтокрылые машины. Модель вертолёта | | |
| Вертолёты и винтокрылые машины. Модель вертолёта. | | |
| История корабля. Модель корабля. | | |
| История корабля. Плавающие модели кораблей и подводных аппаратов. | | |
| Автомобили и вездеходы. Модели профессиональных машин. | | |
| Автомобили и вездеходы. Модели профессиональных машин. | | |
| Железнодорожный транспорт. Модель паровоза, вагона, поезда. | | |
| Железнодорожный транспорт. Модель паровоза, вагона, поезда. | | |
| Космос. Модель космической станции. | | |
| Космос. Модель вездехода и специальных кораблей. | | |
| Биоходы. Принципы конструирования моделей биотранспорта. | | |
| Биоходы. Машины-шагоходы. Махолеты и летающие конструкции. | | |
| Военные машины. История военной техники, боевые машины древности. Конструкции гусеничного шасси танков и вездеходов. | | |
| Военные машины. Модели танков. Ракетные установки. | | |
| Великие открытия. Модель острова, который открыли сами. | | |
| Великие открытия. Модели дома, храма и лабиринтов. | | |
| Космическое путешествие. Космодром. | | |
| Космическое путешествие. Космический город. | | |
| Водный мир. Надводные плавающие конструкции. | | |
| Водный мир. Надводные плавающие конструкции. | | |
Раздел 3. Исследовательская практика. (26ч) |
| Театр зверей. Фигурки птиц, рыб и зверей. | | |
| Театр зверей. Сказочные персонажи и человечки. | | |
| Артстудия. Приемы фантазирования для конструирования легомозаики, техникиколлажа из деталей LEGO и других материалов. | | |
| Артстудия. Приемы фантазирования для конструирования легомозаики, техники коллажа из деталей LEGO и других материалов. | | |
| Полигон игр. Сборка элементов модели минитранспорта; миниатюра-фигуры как фишки для игры, легошахматы. | | |
| Полигон игр. Сборка элементов модели минитранспорта; миниатюра-фигуры как фишки для игры, легошахматы; разработка правил игр и отладка их механики. | | |
| Прекрасный мир цветов. Деревья из LEGO. | | |
| Прекрасный мир цветов. Простые цветы. Венки и букеты из легоцветов. | | |
| Прекрасный мир цветов. Работа по предложенным инструкциям. | | |
| Прекрасный мир цветов. Работа по предложенным инструкциям. | | |
| Маски. Изготовление по воображению броши и украшения из LEGO. | | |
| Маски. Изготовление по воображению маски и украшения из LEGO. | | |
| Куклы. Изготовление декораций для кукольного театра. | | |
| Куклы. Модель куклы. | | |
| Часы. Часовые механизмы из деталей LEGO. | | |
| Часы. Модель по воображению: LEGOчасы. | | |
| Воины и маги. Щиты и гербы. Мечи и топоры. | | |
| Воины и маги. Магические посохи-жезлы, модели артефактов и колец. | | |
| Мы спецагенты! Модели: компас-часы, телефон спутниковой связи. | | |
| Мы спецагенты! Модели: бинокли, очки сквозь стенывидения | | |
| Трансформеры. Фантастический мир Трансформеров. | | |
| Трансформеры. Игрушки и конструкции, механика, системы привода и управления. | | |
| Ограды и памятники. Типы оград. Узор и орнамент в оформлении стен и оград. | | |
| Ограды и памятники. Стеллы и обелиски, монументальные колонны. Арки и Врата как тип памятника. | | |
| Киностудия. Всё из LEGO для съёмок кинофильма. | | |
| Киностудия. Всё из LEGO для съёмок кинофильма. | | |
| Лего фестиваль. | | |
| Лего фестиваль. | | |
| Диагностика. | | |
| Диагностика. | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2015
2. А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2016.
3. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015.
4. «Использование Лего – технологий в образовательной деятельности». Методическое пособие Министерства образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2015.
5. «Сборник лучших творческих Лего – проектов»». Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2015.
Учебно-наглядные пособия:
• схемы, образцы и модели;
• иллюстрации, фотографии, картинки с изображениями предметов и объектов;
• мультимедиа объекты по темам курса;
Оборудование:
• тематические наборы конструктора LEGO;
• компьютер
• мультимедийный проектор
• компьютер с учебным программным обеспечением;
• магнитная доска;
• цифровой фотоаппарат;
• сканер, ксерокс и цветной принтер;
• интерактивная доска.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.lego.com/education/
2. http://www.wroboto.org/
3. http://www.roboclub.ru/
4. http://legoclab.pbwiki.com/
5. http://www.int-edu.ru/
Информационное обеспечение:
1. http://robotclubchel.blogspot.com/
2. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/