МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 ГОРОДА ТЮМЕНИ
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей математического цикла Протокол № 1 от 27.08.2021 г. | СОГЛАСОВАНО заместителем директора по УВР | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ № 17 города Тюмени от 30.08.2021 г. № 154/1 |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Ассорти
Класс: 7
Направление: социальное
Разработана
Учителем технологии
Кирчановой С.А.
2021– 2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми основными способами и приёмами приготовления пищи. Обучение по данной программе способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, дети приобретают углублённые знания и умения по кулинарии, акцент сделан на национальную кухню.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
проявление учебно-познавательного интереса к кулинарии, как искусству приготовления пищи;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
формирование навыка самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;
мотивация учебной деятельности;
развитие готовности к самостоятельным действиям;
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам);
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;
овладение установками, нормами, правилами научной организации умственного и физического труда;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе трудовой деятельности;
Метапредметными результатами изучения данного курса являются:
положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему изучению культуры питания;
представление о кулинарном искусстве, как средстве познания культуры других народов;
осознание роли правильного и разнообразного питания в жизни современного человека;
обогащение опыта межкультурного общения;
определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
самостоятельная организация и приготовление различных блюд национальной кухни;
самооценка качества и вкуса приготовленных блюд;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
коммуникативные:
умение работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
грамотное владение речью;
выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с поставленными задачами
познавательные:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
умение составлять и читать технологическую карту приготовления блюд;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в работе с различными инструментами;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять технологические и инструкционные карты приготовления блюд;
осуществлять поиск нужной информации для выполнения практических работ и проектов с использованием учебной дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. пространстве Интернет;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
7 класс (34 часа)
Вводное занятие (2 часа).
Теория. Беседа: понятие «национальная кухня», ингредиенты, меню, калорийность блюд. Поиск и анализ информации. Оборудование, инструменты для кулинарных работ. Правила безопасности и личной гигиены при проведении кулинарных работ.
Тема 1. Кухни народов центральной Европы: Германия, Швейцария, Австрия, Словакия, Чехия, Венгрия (5 часов).
Теория. Дискуссия. Особенности «Европейской кухни»: обилие мясных и овощных блюд, а также вторичная роль различных приправ и соусов, изделия с применением пшеничной муки, яиц.
Немецкая кухня, её особенности: использование разных колбас и сосисок в сочетании с другими блюдами, приготовление из мяса блюд: отбивная и шницель, котлеты, бифштексы; рыба - отварная и тушеная; бутерброды. Сладости: фруктовые салаты, фруктовые компоты и кисели.
Практика. Приготовление шницеля, бутербродов, фруктового салата
Теория. Беседа.
Швейцарская кухня, её особенности - наличие обильного количества кисломолочных продуктов, сыров, мясных продуктов и приправ в составе блюд.
Практика: Приготовление курицы «Кордон блю», завтрака аристократа «Решти», пирог с фруктами.
Теория. Беседа.
Национальная кухня Словакии: основные блюда - мясо, клецки, кнедлики, сыр.
Практика: приготовление творожных кнедликов, конвертиков из свинины, печенья
Теория. Беседа.
Чешская кухня - основа чешской кухни - жареная свинина с капустой и клецками, которая считается одним из самых популярных блюд чешской кухни.
Практика: приготовление медового пирога, пирога с капустой, взбитых сливок с фруктами
Теория. Беседа.
Венгерская кухня, её традиционные блюда, сочетающие в себе первое и второе кушанье: всем известный гуляш, шницель по-венски, салями, дебреценские сосиски с паприкой.
Практика: приготовление паприкаша из курицы, паштета, рогаликов.
Тема 2. Кухни народов Западной Европы: Франция, Великобритания, Италия, Испания (4 часа).
Теория. Беседа.
Традиционная французская кухня. Использование нежирного мяса, разнообразие сыров, многообразие соусов.
Практика: приготовление классического французского лукового супа, безе, бриош, жюльен, пирог Тарт-татен.
Теория. Беседа.
Классическая английская кухня, британская, считается простой, не изысканной, сытной и тяжелой. Англичане выбирают простые и не сложные способы приготовления, при которых сохраняется естественный вкус продуктов.
Практика: приготовление имбирной коврижки, шоколадный хлебный пудинг.
Теория. Беседа.
Итальянская кухня необыкновенно солнечная. Стоит только взглянуть на продукты, и все становится понятно: оливковое масло, переливающееся всеми оттенками золотистого, свежие овощи и фрукты, высушенные на солнце томаты, пицца, символизирующая солнце в миниатюре.
Практика: приготовление тирамису из творога, пицца с томатами и сыром, ризотто, фокача с тмином и размарином.
Теория. Беседа.
Кухня Испании, ее основа овощи, злаки, рис, зелень, оливковое масло и конечно морепродукты. В Испании кухня также отличается по регионам.
Практика: приготовление гаспачо, крестьянская паэлья, картофельная тартилья.
Тема 3. Кухни народов Южной Азии: Индия, Шри-Ланка (2 часа).
Теория. Беседа.
Особенности кухни Индии: обилие пряностей и ароматных специй, ритуалы приготовления пищи, её значение в культуре Индии.
Практика: приготовление джалеби, рыбы с йогуртом
Теория. Беседа.
Особенности кухни Шри-Ланки: основа - растительная пища, мало мяса. Широко применяются рыбопродукты, тропические фрукты, а также всевозможные пряности. Особенностью кухни Шри-Ланки является широкое употребление всевозможных специй, употребление блюд, приготовленных на основе риса и карри
Практика: приготовление плова, питы.
Тема 4. Кухни народов Юго-восточной Азии: Таиланд, Вьетнам, Сингапур, Филиппины, Индонезия (5 часов).
Теория. Беседа.
Особенности вьетнамской кухни - максимальная сохранность натуральности цвета и вкусовых качеств в процессе термообработки, приоритете гриль или сыроедение; в ходу множество блюд, приготовленных на пару.
Практика: приготовление морепродуктов, лапши.
Теория. Беседа.
Особенности Филиппинской кухни: Разнообразие блюд из риса. Блюда из макаронных изделий.
Практика: приготовление энсаймадас, моркон
Теория. Беседа.
Кухня Таиланда: традиционные блюда - супы, приготовленные на кокосовом молоке с добавлением специй. Использование риса в национальных блюдах. использование мяса, и рыбы, морепродуктов, овощей, и фруктов. Любовь к различным насекомым, личинкам, скорпионам и прочим, неаппетитным для европейцев, созданиям.
Практика: приготовление риса со специями, лапши, фруктового салата.
Теория. Беседа.
Самобытность Индонезийской кухни: смесь из восточноазиатских элементов (прежде всего, индийских и китайских), а также интересных местных «островных кухонь», использование разнообразных соусов и специй, почти всегда очень острых, употребление свежих фруктов.
Практика: приготовление сиомей (пельмени)
Теория. Беседа.
Особенности национальной кухни Сингапура: история кухни, главное блюдо, сладости.
Тема 5. Кухни народов Восточной Азии: Китай, Япония (2 часа).
Теория. Беседа.
Китайская национальная кухня, ее разнообразие. общая черта китайской национальной кухни - сочетание разных продуктов для приготовления национальных блюд. Основным продукт Китая – рис и его роль.
Практика: приготовление печени, бульона.
Теория. Беседа.
Особенности японской кухни: приверженность к старинным продуктам, употребляемых в пищу до прорыва культурной изоляции. Обусловленность набора продуктов климатом, характером земледелия, доступностью моря, сезонностью. Основные продукты японской кухни: рис, продукты моря, соя, фасоль, растительность, лапша, мясо.
Практика: приготовление ролл, суши, моти.
Тема 6. Кухни народов Кавказа: Адыгея, Абхазия, Грузия, Азербайджан (4 часа).
Теория. Беседа.
Адыгейская кухня. Самый распространенный продукт – мясо, формы его приготовления. Использование приправ, вторые блюда, молочные продукты.
Практика; приготовление Гуашуалибж.
Теория. Беседа.
Блюда грузинской кухни: разнообразие и приготовление популярных блюд.
Практика. Приготовление хачапури, лобио, кучмачи.
Теория. Беседа.
Традиции абхазской кухни. Национальная кулинарная особенность - употребление абхазами в пищу большого количества растительных натуральных продуктов, в которых много минеральных веществ и витаминов. Основные продукты абхазской кухни: кукуруза, пшеница и фасоль, молочные продукты (коровье, козье и буйволиное молоко, сыры), мясо (домашняя птица, козлятина, баранина и говядина), овощи (свекла, капуста огурцы, лук, чеснок, редька, помидоры), фрукты, яйца, орехи, мед.
Практика: приготовление аджики, пирога с сыром.
Теория. Беседа.
Азербайджанская кухня. Разнообразие кухни: мясные (баранина, говядина, птица), рыбные (севрюга, осетр) и овощные блюда, дополняемые ароматной зеленью и специями, а также красивым внешним видом. Особенности приготовления национальных блюд. Национальные блюда издавна готовились в медной посуде. Роль чая в приеме еды и встрече гостей.
Практика: приготовление шахер-чурек, дюшбара, мутаки
Тема 7. Кухни стран Белоруссия, Украина (2 часа).
Теория. Беседа.
Украинская кухня. История создания национальной кухни. Продукты, традиционно используемые в приготовлении пищи (свиное сало, зерновые культуры и овощи (капуста, репа, лук, чеснок и пр). Не меньшей популярностью пользуются фрукты - это в основном яблоки, вишни и сливы)
Практика: приготовление борща, пампушек с чесноком, вареников с картошкой, налистников с повидлом ,жаркого с
Теория. Беседа.
Национальная кухня Беларуссии. Наиболее характерная черта национальной кухни Республики Беларусь - это преобладание блюд из картофеля. Блюда из картофеля.
Практика: приготовление драников, колдунов, картофельного супа с салом, оладьи на кефире, свекольник холодный, пирожки с грибами.
Тема 8. Кухня России (4 часа).
Теория. Беседа.
Классическая русская кухня. Отличительная особенность русской кухни — обилие и разнообразие закусок. К приходу гостей, как в прежние времена, так и сейчас у нас принято подавать на стол всевозможные разносолы: квашеную капусту, моченые яблоки, соленые грибы, огурцы, селедку.
Практика: Составление меню, расчет калорийности блюд.
Теория. Беседа.
Русские супы и каши. Огромное значение в русской кухне сохраняли первые блюда, которые с XVIII в. стали называть супами. На русском столе супы всегда играли главную роль. Недаром ложка появилась на Руси раньше вилки почти на 400 лет и была основным столовым прибором.
Практика: приготовление щей или похлебки, гречневая каша с тушеными овощами. Гурьевская каша, технология ее приготовления.
Теория. Беседа.
Постные блюда в русской кухне. На протяжении сотен лет постные блюда занимают важное значение в рационе русского человека. На Руси, в общей сложности пост длился больше полугода. Крупы, грибы, квашеная капуста, корнеплоды, моченые и замороженный ягоды – все эти продукты можно с успехом использовать для постного меню в русском стиле.
Практика: приготовление овсяного киселя, запеченных яблок с медом и ягодами, квашение капусты и засолка огурцов.
Теория. Беседа.
Хлебобулочные изделия на русском столе.
Практика: выпечка пряников, пирогов из дрожжевого теста, блинов с припеком.
Тема 9. «Творческий проект» (4 часа), творческая проектная работа.
Подготовка к проекту (выбор страны, обзор особенности кулинарии, традиционные блюда). Защита проекта.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования при кулинарных работах. | 2 |
2 | Немецкая кухня, ее особенности. | 1 |
3 | Швейцарская кухня, её особенности | 1 |
4 | Национальная кухня Словакии | 1 |
5 | Чешская кухня | 1 |
6 | Венгерская кухня, её традиционные блюда | 1 |
7 | Традиционная французская кухня. | 1 |
8 | Классическая английская кухня, | 1 |
9 | Солнечная итальянская кухня | 1 |
10 | Испанская кухня | 1 |
11 | Особенности кухни Индии | 1 |
12 | Особенности кухни Шри-Ланки | 1 |
13 | Особенности вьетнамской кухни | 1 |
14 | Особенности Филиппинской кухни: | 1 |
15 | Традиционная кухня Тайланда. | 1 |
16 | Самобытность Индонезийской кухни | 1 |
17 | Особенности национальной кухни Сингапура | 1 |
18 | Разнообразие китайской кухни. | 1 |
19 | Особенности японской кухни | 1 |
20 | Адыгейская кухня | 1 |
21 | Блюда грузинской кухни. | 1 |
22 | Традиции абхазской кухни. | 1 |
23 | Азербайджанская кухня. | 1 |
24 | Украинская кухня. | 1 |
25 | Национальная кухня Беларуссии. | 1 |
26 | Классическая русская кухня. | 1 |
27 | Русские супы и каши. | 1 |
28 | Постные блюда в русской кухне. | 1 |
29 | Хлебобулочные изделия на русском столе. | 1 |
30 | Творческий проект Любимое национальное блюдо.. | 4 |
| Итого: | 34 |
| | |