Программа кружка «ИЗО студия»
Программа рассчитана на детей 10-17 лет (5-11 классы)
Планируемые результаты освоения курса
В результате углубленного курса дети 1 года обучения должны знать:
-
Отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства,
-
Первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах (композиция, свет, светотень и т.д.), их роль в эстетическом восприятии произведений,
-
особенности симметричной и асимметричной композиции,
-
простейшие композиционные приемы,
-
простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы;
должны уметь:
-
проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров,
-
рисовать с натуры, по памяти и представлениям отдельные предметы и несложные натюрморты,
-
изображать фигуру человека с натуры, по памяти и представлению,
-
сравнивать свой графический и живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять ошибки,
-
смешивать акварель,
-
самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции,
-
использовать особенности традиций народов мира.
Ключевые компетенции:
-умение ставить цель и организовывать ее достижение;
-уметь пояснять свою цель;
-уметь анализировать и оценивать свою деятельность;
-уметь представить свое объединение, группу, дворец;
-владеть навыками работы с различными источниками информации: книга или учебник, энциклопедия;
-знать и применять правила личной гигиены;
-способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;
-уметь организовывать свободное время;
-использовать особенности традиций народов мира.
К концу 2 года обучения на углубленном уровне учащиеся должны знать:
-
отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства,
-
первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах (композиция, свет, светотень и т.д.), их роль в эстетическом восприятии произведений,
-
особенности симметричной и асимметричной композиции,
-
простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке,
-
простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
должны уметь:
-
проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя,
-
рисовать с натуры, по памяти и представлениям отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет с натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов,
-
изображать фигуру человека с натуры, по памяти и представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении,
-
сравнивать свой графический и живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять ошибки,
-
использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит,
-
самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных,
-
использовать особенности традиций народов мира,
-
различать и характеризовать виды дизайна,
-
выполнять эскизы, простейшие модели и проекты плоских, рельефных и объемно-пластических композиций объектов дизайна с учетом их назначения,
-
соблюдать последовательность графического и живописного изображения.
Ключевые компетенции:
-умение планировать анализировать, давать самооценку своей деятельности;
-умение ставить цель и организовывать ее достижение;
-уметь пояснять свою цель;
-уметь задавать вопросы к наблюдаемым фактам;
-уметь представить себя устно и письменно;
-владеть способами совместной деятельности в группе;
-уметь самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую информацию, передавать ее;
-знать и применять правила личной гигиены;
-знать и применять правила поведения в экстремальных случаях;
-способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.
К концу 3 года обучения на углубленном уровне учащиеся должны знать:
-
отдельные произведения выдающихся мастеров изобразительного искусства прошлого и настоящего,
-
особенности художественных средств различных видов м жанров изобразительного искусства,
-
особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта,
-
закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции,
-
различные приемы карандашом, акварельными карандашами, акварелью, гуашью, гелевой ручкой;
должны уметь:
-
видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках,
-
анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого,
-
пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т.д. в процессе рисования с натуры и на темы,
-
передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте,
-
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы акварелью, гуашью, акварельными карандашами, гелевой ручкой, простым карандашом), добиваться образной передачи действительности.
Ключевые компетенции:
-умение планировать анализировать, давать самооценку своей деятельности;
-умение ставить цель и организовывать ее достижение;
-уметь пояснять свою цель;
-уметь задавать вопросы;
-уметь представить себя устно и письменно;
-владеть способами совместной деятельности в группе;
-уметь самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую информацию, передавать ее;
-знать и применять правила личной гигиены;
-знать и применять правила поведения в экстремальных случаях;
-способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;
-владеть навыками использования широкоформатных устройств, компьютера, интернет-ресурсами.
Содержание программы 1-го года обучения.
Основы художественной грамоты
1. Изобразительное искусство и его виды. «Чем работает художник?» знакомство с художественными материалами
Виды искусства.
Рисование различными материалами: навыки работы карандашом, углем, масляной пастелью, фломастерами, черной гелевой ручкой, акварелью.
2. Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета. Упражнение: «Солнышко», «Дождь», «Огонь», «Вода» (гуашь, акварель)
Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета.
Упражнение «Солнышко», «Дождь», «Огонь», «Вода». Первые навыки работы тушью или акварелью, знакомить с приемами работы.
3. Основные и дополнительные цвета. Смешение цветов. Упражнение: «Волны», «Мяч», отработка приема проведения непрерывных линий, кругов.
Основные и дополнительные цвета. Смешение цветов.
Упражнение: «Волны», «Мяч», отработка приема проведения непрерывных линий, кругов, отработка навыков работы гуашью, смешение гуаши.
4.Основные свойства цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота). Упражнение одним цветом с добавлением.
Основные свойства цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота).
Навыки работы гуашью (плотное, письмо мазками). Передача цветовых отношений, настроения через цвет. Растяжка теплых цветов, холодных цветов.
5. Смешение цветов с добавлением черной краски. Передача настроения: веселое, печальное, (отработка приема: смешение цветов). Сочетание цветов. Контрастные цвета. Организация картинной плоскости, практическое задание «Коврик».
Смешение цветов с добавлением черной краски. Сочетание цветов. Контрастные цвета. Передача настроения.
Коврик. Отработка навыков работы гуашью, умение компоновать формат листа, смешение гуаши, послойное наложение красок. Умение компоновать изображение на формате А3.
6. Основы рисунка, виды рисунка. Плоская и объемная форма предметов. Приемы работы карандашом.
Начальное знание о точке, линии, тоне.
Практическое применение в рисунке. Проведение прямых линий, окружностей, эллипса, штрихование плоскостей, штрихование выпуклых поверхностей.
7. «Что такое натюрморт?» Жанр натюрморт. Светотень. Простейший натюрморт работа акварельными или цветными карандашами.
Построение предметов. Светотень.
Умение компоновать предметы на листе, изображать соразмерными по отношению к формату А3. Передача пропорции в рисунке. Штриховка выпуклых и вогнутых поверхностей.
8. Изобразительные средства (тон, штрих, пятно, мазок). Практическая работа карандашом, кистью.
Изобразительные средства (тон, штрих, пятно, мазок).
Практическая работа: «отработка навыков штрихования плоскостей». Упражнение: плотное, письмо мазкками (яблоко, груша).
9. Практическое задание «Осенние листья» акварелью, гуашью или акварельными карандашами по выбору детей.
«Осенние листья» акварелью, гуашью или акварельными карандашами по выбору детей
Умение компоновать изображаемое на формате А3, приемы работы акварелью, акварельными карандашами, гуашью.
10. Основы композиции «Котик» (практическая работа гуашью на цветном картоне).
Геометрическое обобщение формы кошки, создание образа. Понятие о гармоничном соотношении формы и размеров.
Передача характера, умение компоновать изображение, изображать предметы соразмерно формату А3.
11. Зарисовка деревьев акварельными карандашами.
Передать характер дерева. Передача фактуры коры.
Зарисовка деревьев акварельными карандашами.
12. Основы композиции (ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс). Практическое задание «Зимний пейзаж» (гуашь).
Передача построения через цветовые созвучия. Развить у учащихся способность передать задуманное.
Развитие навыков работы гуашью. Практическое задание «Зимний пейзаж». Составление самостоятельной композиции.
13. Рисование отдельных предметов (яблоко, груша и т.п.). Плоское и объемное изображение предметов, мягкое распределение светотени (простой или цветные карандаши).
Построение простейших форм, умение компоновать изображаемое и изображать предметы соразмерно формату А3.
Рисование отдельных предметов. Штрихование выпуклых поверхностей.
14.Декоративная композиция «Сказочный город» (графическое изображение по воображению фломастерами, акварельными или цветными карандашами, маркерами и т.п.).
Понятие о гармоническом соотношении формы и размеров, о композиционном равновесии.
Декоративная композиция «Сказочный город» (графическое изображение по воображению фломастерами, акварельными или цветными карандашами, маркерами и т.п.).
15. Витраж на выбор «Рыбка», «Цветок», «Бабочка», «Кот» работа фломастерами, маркерами, акварельными карандашами).
Что такое витраж.
Развитие навыков штриховки.
Графика
Рисование шахматной доски. Упражнения (рисование прямых, наклонных линий, деление прямых линий на отрезки) простым карандашом. Изобразительный язык графики: линия, тон, штрих - основные изобразительные и выразительные средства графики. Виды графики.
Изобразительный язык графики: линия, тон, штрих - основные изобразительные и выразительные средства графики. Виды графики.
Проведение прямых линий, наклонных линий, деление прямых линий на отрезки, развитие навыков штриховки, тушёвки. Рисование шахматной доски.
-
Практическое задание простым карандашом «Сказочный замок».
Развитие навыков работы простым карандашом, штрихование плоскостей. Линейный рисунок с тоновой проработкой.
Практическое задание простым карандашом «Сказочный замок».
-
«Веточки и паутинки» практическое занятие гелевой ручкой.
Строение насекомых, реалистичное изображение насекомых, навыки работы гелевой ручкой.
«Веточки и паутинки» практическое занятие гелевой ручкой.
4. Строение птиц. Рисование с натуры вороны простым карандашом.
Строение птиц, геометрическое обобщение формы птицы.
Освоение линии, тона. Передача фактуры предметов.
5. Знакомство с техникой граттаж. Тонирование листа масляной пастелью, гуашью. Основы композиции (ритм, симметрия, равновесие, динамика, статика). Практическое задание «Подводный мир» в технике граттаж. Строение рыб и обитателей подводного мира.
Знакомство с техникой граттаж. Тонирование листа масляной пастелью, гуашью. Основы композиции (ритм, симметрия, равновесие, динамика, статика).
Тонирование листа масляной пастелью, гуашью. Практическое задание «Подводный мир» в технике граттаж.
Декоративная работа
1. Знакомство со скульптурой. Знакомство с различными пластическими материалами. Формообразующие движения: шар, конус. Практическое задание «Сказочное дерево» (рельеф).
Знакомство со скульптурой. Знакомство с различными пластическими материалами.
Практическое задание «Сказочное дерево» (рельеф). Формообразующие движения: шар, конус.
2. Работа с пластичными материалами (по выбору пластилин или соленое тесто) «Зимнее дерево».
Работа с пластичными материалами.
Работа с пластичными материалами (по выбору пластилин или соленое тесто) «Зимнее дерево».
3. Изготовление открытки с использованием шаблонов, трафаретов (аппликация: цветной картон, цветная бумага, акриловые краски, клей).
Скрапбукинг.
Изготовление открытки с использованием шаблонов, трафаретов (аппликация: цветной картон, цветная бумага, акриловые краски, клей).
4. «Кто такие дизайнеры?» Практическое задание декорирование фото-рамки (ракушки, камни, бисер, стразы и т.п.).
«Кто такие дизайнеры?». Основы дизайна.
Практическое задание декорирование фото-рамки (ракушки, камни, бисер, стразы и т.п.).
5. Виды рельефа. Рельеф «Космос» (пластилин, цветной картон).
Виды рельефа.
Работа над композицией рельеф «Космос» (пластилин, цветной картон).
6. Мозаика «Кораблик» (знакомство с техникой и материалами). Практическое задание выполняется на цветном картоне, с помощью цветной бумаги и клея в технике аппликация.
Знакомство с техникой и материалами для мозаики.
Практическое задание выполняется на цветном картоне, с помощью цветной бумаги и клея в технике аппликация.
Культурно-досуговая деятельность
1. Посещение городской картинной галереи.
2. Участие в познавательных играх и других воспитательных мероприятиях.
К концу 1-го года обучения дети должны знать:
- плоская и объемная форма;
- виды искусства (живопись, графика, скульптура, ДПИ);
- геометрические фигуры, геометрические тела;
- знать пластические материалы и приемы работы с ними;
- знать художественные термины.
Иметь представление:
- композиция;
- основные и составные цвета;
- контраст;
- силуэт;
- стилизация;
- ритм.
Уметь:
- пользоваться кистью, акварельными красками, гуашью, пластилином, соленым тестом, стеками, ножницами, свободно работать карандашом, фломастером, маркером,
пастелью, цветными и акварельными карандашами, углем, сангиной, гелевой ручкой;
- смешивать акварель, работать в технике «по сырому».
- смешивать гуашь, работать в технике «пуантилизм»;
- полностью использовать площадь листа бумаги;
- учитывать расположение предметов в рисунке;
- передавать выразительные особенности формы и размеры предметов (большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий…);
- находить цвета для изображения времен года, подбирать краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроения;
- предавать в рисунке вертикальное, горизонтальное, наклонное положение предметов;
- различать и передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние предметы;
- предавать простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет;
- выполнять простейшие узоры из декоративных форм растительного мира в полосе и круге.
Содержание программы 2-го года обучения.
Основы изобразительной грамоты
Рисунок.
1. Зарисовка осенних листьев с веточкой (простым карандашом или гелевой ручкой).
Основы рисунка.
Зарисовка осенних листьев с веточкой (простым карандашом или гелевой ручкой).
2. Натюрморт «Кувшин с осенней веткой» (передача формы, пластики, линии, строение предметов). Натюрморт выполняется цветными или акварельными карандашами.
Передача формы, пластики, линии, строение предметов).
Натюрморт «Кувшин с осенней веткой».
3. Зарисовка человека (строение человека, пропорции человеческой фигуры, пластика в движении). Зарисовки выполняются карандашом или углем, или сепией, или сангиной.
Строение человека, пропорции человеческой фигуры, пластика в движении.
Зарисовка человека.
4. Рисование животных (строение животных, передача пропорций и фактуры). Работа выполняется гелевой ручкой.
Строение животных, передача пропорций и фактуры. Светотеневая проработка.
Рисование животных.
5. Рисование с натуры комнатных растений (передача линейно- конструктивного рисунка, передача формы и строение цветов, выразительное цветовое решение). Работа выполняется или акварельными карандашами, или масляной пастелью.
Передача линейно- конструктивного рисунка, передача формы и строение цветов, выразительное цветовое решение.
Рисование с натуры комнатных растений.
Живопись.
1. Зарисовка овощей и фруктов (контрасты цвета, форм, размеров; передача гармоничного соотношения форм и размеров, композиционное равновесие). Работа выполняется гуашью.
Контрасты цвета, форм, размеров; передача гармоничного соотношения форм и размеров, композиционное равновесие.
Зарисовка овощей и фруктов.
2. Драпировка (передача пластики, формы, цвета). Работа выполняется гуашью.
Передача пластики, формы, цвета, фактуры складок.
Драпировка.
3. Портрет моей подруги (пропорции человеческого лица, передача образа, характера через цвет, рисунок; правила, приемы, средства композиции). Работа выполняется гуашью.
Пропорции человеческого лица, передача образа, передача сходства, передача особенностей, характера через цвет, рисунок; правила, приемы, средства композиции.
Портрет моей подруги, друга.
Композиция.
1. Композиция на тему «Цирк». Создание эскиза-наброска композиции. Пластическая связь фигур и других элементов композиции. Контраст теплого и холодного, смешение цветов, их сопоставление. Работа выполняется гуашью.
Пластическая связь фигур и других элементов композиции. Контраст теплого и холодного, смешение цветов, их сопоставление.
Создание эскиза-наброска композиции. Работа над композицией «Цирк».
2. Композиция «Мои фантазии». Составление самостоятельной композиции. Работа выполняется гуашью.
Основы живописи. Колорит.
Работа над композицией «Мои фантазии».
3. Иллюстрация к сказке (работа над созданием образа, выделение композиционного центра, поиск средств выразительности для передачи идейного замысла). Работа выполняется гуашью.
Основы живописи. Создание образа. Работа над созданием образа, выделение композиционного центра, поиск средств выразительности для передачи идейного замысла.
Иллюстрация к сказке.
4. Пейзаж (виды пейзажа, понятие о теплых и холодных цветах, контрастность цвета, передача настроения, передача пространства, цветовые решения больших пространств). Работа выполняется гуашью.
Виды пейзажа, понятие о теплых и холодных цветах, контрастность цвета, передача настроения, передача пространства, цветовые решения больших пространств.
Пейзаж. Передача настроения, передача пространства.
Лепка
1. Лепка рельефа из пластилина (виды рельефа). Рельефное изображение овощей и фруктов. Работа выполняется на листе картона или ДВП пластилином.
Виды рельефа. Передача объемной формы, рельеф, барельеф.
Лепка рельефа фруктов и овощей.
2. Лепка рельефа «Сказочный остров» (по мотивам сказок А.С.Пушкина). Работа выполняется на листе картона или ДВП пластилином.
Архитектурные формы, древнерусское зодчество. Лепка рельефа «Сказочный остров»
Выполнение рельефа «Сказочный остров».
3. Лепка рельефа животных из пластилина (передача пропорций, пластики животных). Работа выполняется на листе картона или ДВП пластилином.
Характерные особенности животных. Виды рельефа.
Передача пропорций, пластики животных. Выполнение рельефа животных.
Декоративная работа
1. Декоративное искусство. Дизайн. Вид изобразительного искусства – коллаж. Практическое задание - создание коллажа (кожа, бусины, ткань, природный материал и т.д., клей, картон).
Декоративное искусство. Дизайн. Вид изобразительного искусства – коллаж.
Создание коллажа (кожа, бусины, ткань, природный материал и т.д., клей, картон).
Оформление работ и выставок
-
Изготовление табличек, паспорту, планшетов;
-
Оформление работ.
Культурно-досуговая деятельность
1. Посещение городской картинной галереи.
2. Участие в познавательных играх и других воспитательных мероприятиях.
К концу2-го года обучения дети должны знать следующие определения:
- колорит;
- композиция;
- контраст;
- ритм;
- стиль;
- стилизация;
- пропорции;
- цветовой нюанс;
Иметь представление:
- о видах графики, живописи, скульптуры;
Уметь:
- работать с натуры;
- работать в определенной цветовой гамме;
- передавать движение фигуры человека в рисунке;
- передавать движение животных в рисунке;
- предавать пространственные планы;
- создавать композиции на заданную тему;
- работать над образом (в композиции);
- свободно владеть художественными материалами;
- проявлять творчество в создании композиций;
- лепить по заранее подготовленным эскизам;
- выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного изображения путем наращивания объема.
Содержание программы 3-го года обучения.
Работы с натуры
1. Рисование с натуры листьев и цветов, насекомых гелевой ручкой (передача формы, характерных особенностей).
Передача формы, характерных особенностей листьев и цветов.
Рисование с натуры листьев и цветов.
2.Рисование с натуры птиц, животных на выбор (сепия, сангина, уголь). Передача форм, пропорций, фактуры, пластики, выразительности.
Передача форм, пропорций, фактуры, пластики, выразительности.
Рисование с натуры птиц, животных на выбор (сепия, сангина, уголь)
3. Драпировка (акварель, гуашь). Передача объема с помощью светотени.
Передача объема с помощью светотени, фактуры материала.
Работа гуашью мазками, плотное покрытие «Драпировка».
4.Зарисовки с натуры разных пород деревьев углем, сепией или сангиной, или акварельными карандашами. Передача формы, характерных особенностей, образное начало в набросках.
Передача формы, характерных особенностей, образное начало в набросках.
Зарисовки с натуры разных пород деревьев углем, сепией или сангиной, или акварельными карандашами.
5. Натюрморт углем. Передача линейно-конструктивного рисунка с легкой моделировкой.
Передача линейно-конструктивного рисунка с легкой моделировкой.
Натюрморт с натуры.
6. Рисование человека с натуры в статичных позах и в движении простым карандашом. Передача общей формы, пластики в динамике, статике, пропорции, характера фигуры человека.
Передача общей формы, пластики в динамике, статике, пропорции, характера фигуры человека.
Рисование человека с натуры в статичных позах и в движении простым карандашом.
7. Натюрморт простым карандашом (бытовые предметы несложной формы). Передача линейно-конструктивного рисунка, передача объема предметов.
Передача линейно-конструктивного рисунка, передача объема предметов с помощью светотени.
Натюрморт простым карандашом (бытовые предметы несложной формы).
Работы по наблюдению (по памяти) и
над тематической композицией
1. Пейзаж (красота осеннего пейзажа, колорит, образ в изобразительном искусстве, передача цветового богатства, понятие «цветовая композиция», гармония цвета). Работа выполняется акварелью, гуашью.
Красота осеннего пейзажа, колорит, образ в изобразительном искусстве, передача цветового богатства, понятие «цветовая композиция», гармония цвета.
Пейзаж. Приемы работы акварелью или гуашью плотно, мазками.
2. Композиция «Обитатели коралловых рифов» (тонированный лист черной гуашью, масляная пастель). Ритм, динамика, статика в композиции, ритмическая организация листа.
Передать ритм, динамику, статику в композиции, ритмическая организация листа.
Работа над композицией «Обитатели коралловых рифов».
3. Композиция «Зимние забавы». Законы воздушной перспективы, выделение композиционного центра, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам, передача их форм и пропорции. Работа выполняется акварелью, гуашью.
Законы воздушной перспективы, выделение композиционного центра. Колорит работы.
Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам, передача их форм и пропорции. Работа над композицией «Зимние забавы».
4. Иллюстрация к сказке (самостоятельный поиск средств выразительности для передачи идейного замысла, умение создавать композицию). Работа выполняется акварелью, гуашью.
Самостоятельный поиск средств выразительности для передачи идейного замысла, умение создавать композицию. Образ в изобразительном искусстве.
Работа над иллюстрацией к сказке (создание эскизов), работа над композицией.
5. Композиция «Моя семья» (поиск оригинальной композиции, передача образов через цвет, передача сходства, рисунок, поиск композиционных средств и приемов). Работа выполняется акварелью, гуашью.
Поиск оригинальной композиции, передача образов через цвет, передача сходства, рисунок, поиск композиционных средств и приемов.
Работа над композицией «Моя семья».
6. Композиция «Спортивные соревнования» (создание эскиза, пластическая связь фигур и других элементов композиции, соблюдение основных композиционных правил и законов). Работа выполняется акварелью, гуашью.
Создание эскиза, пластическая связь фигур и других элементов композиции, соблюдение основных композиционных правил и законов.
Работа над композицией «Спортивные соревнования».
7. Композиция «Корабли» (передача выразительности пейзажа, понятие отраженного света, передача настроения цветом, цветовая гармония, передача линейного строения предметов). Работа выполняется акварелью.
Передача выразительности пейзажа, понятие отраженного света, передача настроения цветом, цветовая гармония, передача линейного строения предметов.
Работа над тематической композицией.
8. Букет (поиск композиционного решения, передача материальности предметов, выявление колорита и цвета в передаче настроения, красота и изящество природных форм). Работа выполняется на цветном фоне масляной пастелью.
Поиск композиционного решения, передача материальности предметов, выявление колорита и цвета в передаче настроения, красота и изящество природных форм.
Работа над тематической композицией «Букет».
Декоративная работа
1. Витраж (работа над эскизом витража). Работа выполняется маркером и акварельными карандашами.
Витраж.
Работа над эскизом витража. Создание имитации витраж с помощью маркера и акварельных карандашей.
2. Декоративный натюрморт (цветной картон, гуашь, масляная пастель).
Декоративный натюрморт. Передача настроения в цвете. Колорит работы.
Передать красоту мира вещей, передача настроения в цвете, колорит. Работа над декоративным натюрмортом.
3. Стилизация природных форм (понятие стилизация, понятие ритм в декоративных работах). Работа по выбору детей «Цветы и бабочки» или«Подводный мир».
Понятие стилизация, понятие ритм в декоративных работах.
Работа по выбору «Цветы и бабочки» или «Подводный мир».
4.Виды орнамента (передать в орнаменте динамику, статику, ритм). Практическое задание «Орнамент».
Виды орнамента. Динамика, статика, ритм в орнаменте.
Практическое задание «Орнамент» (растительный орнамент в полосе).
5. Декоративно-прикладные работы. Декупаж. Материалы для работы: предметы быта, акриловый лак, салфетки, клей, акриловые краски, контуры для ткани.
Декупаж (прямой и обратный).
Декорирование тарелки.
Основы дизайна
1. Дизайн и история его возникновения. Дизайн открытки (цветной картон, шелк, акварель, контуры для ткани и т.д.).
Дизайн и история его возникновения.
Дизайн открытки.
2. Декорирование елочных игрушек. Декоративное искусство. Дизайн. Декупаж. Декорирование. Материалы для работы: кружева, тесьма, стразы, акриловые краски, салфетки, контуры для ткани, акриловый лак и т.п.
Декоративное искусство. Дизайн. Декупаж. Декорирование.
Декорирование елочных игрушек.
3. Тоннельная открытка. Материалы для работы: картон, цветная бумага, салфетки, клей, акриловые краски, вырезки из журналов, наклейки.
Тоннельная открытка.
Гармоничная организация плоскости открытки. Создание открытки.
Лепка
1. Виды рельефа (лепка). Панно «Зима» (цветной картон, пластилин).
Виды рельефа (лепка). Ритмическая организация листа.
Работа над панно «Зима».
2. Панно (самостоятельный выбор темы). Работа выполняется на цветном картоне пластилином.
Панно
Панно (самостоятельный выбор темы).
Оформление работ и выставок
1. Изготовление паспорту, табличек.
2. Оформление работ.
Культурно-досуговая деятельность
1. Посещение городской картинной галереи.
2. Участие в познавательных играх и других воспитательных мероприятиях.
К концу3-го года обучения дети должны знать:
- понятие: живопись, графика, композиция;
-пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр.
Должны иметь представления о:
- линейной и воздушной перспективе;
- светотени;
- разнообразии возможных выразительных средств изображения.
Должны уметь:
- передавать пространственные планы способом загораживания:
- передавать движения фигур человека и животных;
- работать в определенной цветовой гамме;
-добиваться тональной и цветовой градации при передачи объема предметов;
-сознательного выбирать средства выражения своего замысла;
- самостоятельно комбинировать различные приемы для достижения выразительности образа;
- изображать природу и постройки, передавать их расположение в пространстве;
- цветом передавать пространственные планы (передний, средний, дальний);
- передавать основные особенности цвета, ритма, строение предмета, их расположение в пространстве;
- передавать собственный замысел: настроение, эмоциональное состояние через различные средства художественной выразительности;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять наиболее интересное, впечатляющее в сюжете, подчеркивать композиционный центр;
- гармонизировать изображения согласно законам симметрии, ритма, контраста, нюанса и т.д.;
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов;
- анализировать и давать собственную оценку произведениям изобразительного искусства.
Методическое обеспечение программы
Методические разработки:
- «Методы и приемы работы акварелью»;
- «Приемы работы гуашью»;
- «Рисуем акварельными карандашами».
Разработки бесед:
- «Творчество художника М.Врубеля»;
- «Творчество художников Башкортостана»;
- «Творчество Леонардо Да Винчи»;
- «Творчество Рафаэля Санти»;
- «Творчество Рембрандта»;
- «Творчество художника В.Сурикова»;
- «Творчество Тициана»;
- «Художественные направления в искусстве ХХ века»
Разработки познавательных игр:
- «Путешествие в мир искусства»;
- Познавательно-творческая игра «Тайны леса»;
- Познавательно-творческая игра «Путешествие в Новый год»;
- Познавательно-творческая игра «Солдатские привалы»;
- Познавательно-творческая игра «Что может быть прекрасней».
Дидактический материал, карточки для развития воображения.
Компетентностный подход.
Тематическое планирование.
1-й год обучения
№ | Название разделов и тем | Форма занятий | Количество часов |
всего |
1 | Основы художественной грамоты | групповая | 16 |
2 | Графика | групповая | 7 |
3 | Декоративная работа А) соленое тесто б) работа с пластилином в) декорирование | групповая | 6 |
4 | Культурно-досуговая деятельность | групповая | 5 |
| | Итого часов: | 34 |
2-й год обучения
№ | Название разделов и тем | Форма занятий | Количество часов |
всего |
1 | Основы изобразительной грамоты: Композиция Рисунок Живопись | групповая | 23 |
2 | Лепка | групповая | 4 |
3 | Декоративная работа | групповая | 2 |
4 | Оформление работ и выставок | групповая | 1 |
5 | Культурно-досуговая деятельность | групповая | 4 |
| | Итого часов: | 34 |
3-й год обучения
№ | Название разделов и тем | Форма занятий | Количество часов |
всего |
1 | Работы с натуры | групповая | 6 |
2 | Работа по наблюдению (по памяти) и над тематической композицией | групповая | 8 |
3 | Декоративная работа | групповая | 5 |
4 | Основы дизайна | групповая | 5 |
5 | Лепка | групповая | 5 |
6 | Оформление работ и выставок | групповая | 2 |
7 | Культурно-досуговая деятельность | групповая | 3 |
| | Итого часов: | 34 |
27