МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 103»
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол от 2018г. № | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 103 ПРИКАЗ от № ________________И.А. Громова |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗОстудия «АКВАРЕЛЬКА»
Для 1-4 классов
на 2018-2019 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ: Феоктистова М.Г. |
Новосибирск
2018 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Акварелька» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности. Рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство 1-9 классы» ( М.: Просвещение, 2013 г.), с использование методического пособия Т.Н. Тропина «Практические задания по курсу «Цведоведение» (Новосибирск: НГПУ, 2012)
Программа «Акварелька» предназначена для учащихся 1-4 классов с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Реализация программы рассчитана на 1 год начального образования объёмом 67 часов (1 класс - 33 часа, 2–4 классы — 34 часа). Занятия проводятся 2 раз в неделю, из них одно отводиться для 1 классов, второе для 2-4 классов. Место проведения занятий – учебный кабинет изобразительного искусства.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Программа разделена на два раздела: для 1х и 2-4х классов, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов). Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина, работать с бумагой.
Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
формирование художественно-творческой активности школьников;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку школьники учились видеть в природе многообразие формы и цвета, ценить красоту простых, обыденных явлений.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоционально-оценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает новые формы и художественно-творческая активность учащихся.
Формирование художественно-творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности. Живописное освоение листа большого формата с помощью гуашевых красок и широкой кисти помогает раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, является толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного образа музыкальный, литературный и визуальный материал.
Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемых учителем на уроке. В работе с учащимися необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом, в первую очередь должны иметь нравственно-эмоциональную нагрузку.
Материал представлен в программе следующими содержательными линиями:
- живопись,
- графика,
- скульптура,
- народное и декоративно-прикладное искусство.
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Занятия построены следующим образом:
Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
Беседа по теме урока. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Творческая практическая деятельность учащихся.
Итог урока. Выставка и анализ работ. Обобщение темы урока.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка,
- дидактические: наглядность, связь теории с практикой,
- творчества (креативности): предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения,
- деятельностно-ориентированные: деятельности, освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности.
- вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
Ценностные ориентиры содержания программы:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы.
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты освоения программы обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей. Кроме этого, метапредметными результатами изучения программы «Акварелька» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию);
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
учиться совместно с учителем и другим учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
Планируемые результаты по освоению программы в 1-4 классах.
Личностные результаты.
Учающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России, Башкортостана, Татарстана;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Планируемые результаты для 1х классов
Предметные результаты
- Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).
- Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).
- Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания.
- Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
- Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.
- Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
- Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.
- Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.
- Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).
- Применять приемы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).
- Устно описывать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).
- Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина).
- Выполнять простые по композиции аппликации.
Планируемые результаты для 2-4х классов
Предметные результаты
Уметь организовывать свое рабочее место.
Знать виды декоративно-прикладного искусства; правила построения различных орнаментальных композиций.
Уметь отличать народные промыслы друг от друга.
Владеть техниками и приемами народных росписей. Уметь составлять композиции в технике изонить.
Овладеть приемами и правилами работы с соленым тестом, знать различные виды инструментов и материалов для работы с ним.
Различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств, в жизни людей.
При выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).
Уметь выполнять композиции в различных техниках. Владеть терминологией.
Знать и уметь выполнять композиции в технике аппликации.
Владеть правилами оформления работ.
Уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по изобразительному искусству, технологии, окружающему миру, литературному чтению и др.
Содержание программы
1 класс
Наблюдаем и изображаем осень.
Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи, фрукты). Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок.
В чем красота зимы?
Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега.
Мы и наши друзья.
Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином. Знакомство с рыбами, изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки. Рисуем членов семьи.
Какого цвета весна и лето?
Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения – монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина. Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки.
Тематическое планирование
№ | ТЕМА | Часы |
1 | Введение в предмет. Все дети любят рисовать. Умение правильно организовать свое рабочее место, правильно держать кисть, лист бумаги, свободно работать с карандашом, правильно передавать форму, пропорции изображаемого. | 1 |
2 | Мы знакомимся с волшебными красками. | 1 |
3 | Какого цвета осенняя листва? Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве». | 1 |
4 | Осенний букет. | 1 |
5 | Ветер в осеннем лесу. | 1 |
6 | Осень — пора плодородия. Овощи. | 1 |
7 | Осень - пора плодородия. Фрукты. | 1 |
8 | Мы готовимся к зиме. Умение самостоятельно рисовать кистью, применять технику разбрызгивания, простейшие приемы росписи. | 1 |
9 | Коллективная работа «Первый снег». | 1 |
10 | Наши зимние забавы. | 1 |
11 | Наши зимние забавы. | 1 |
12 | Морозные узоры. | 1 |
13 | Морозные узоры. | 1 |
14 | Коллективная работа «Зимний день на природе». | 1 |
15 | Коллективная работа «Зимний день на природе». | 1 |
16 | Мир нашего аквариума. Красивые рыбы. Умение передавать в рисунках пространство, правильно располагать лист бумаги, быть наблюдательным, рисовать рыбок, портрет, лепить животных. | 1 |
17 | Мир нашего аквариума. Подводный мир | 1 |
18 | Домик для собачки. | 1 |
19 | Учимся делать из бумаги собачку. | 1 |
20 | Сделаем подарок нашим папам. | 1 |
21 | Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина улыбка». | 1 |
22 | Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Коллективная работа «Чудо-букет». | 1 |
23 | Лепим любимых животных. Ох уж эти кошки! | 1 |
24 | Мы рисуем своих друзей. | 1 |
25 | Какого цвета небо? Умение видеть и отражать красоту окружающего мира в творческой работе, применять простейшие приемы при рисовании кистью (штрих, точка, волнистые линии). | 1 |
26 | Деревья проснулись. | 1 |
27 | Деревья любуются своим отражением. | 1 |
28 | Красота природы. | 1 |
29 | Мы изображаем весенние цветы. | 1 |
30 | Аппликация «Разноцветные букашки». | 1 |
31 | Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц». | 1 |
32 | Здравствуй, лето! Итоговый урок в форме игры-путешествия. | 1 |
33 | Экскурсия на природу. | 1 |
| ИТОГО | 33 |
Содержание программы
2-4 класс
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. И для одаренных детей, и для детей, которые впоследствии не собираются быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда ребенок овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о нетрадиционных художественных техниках в изобразительном искусстве, которые посильны детям. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не
только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои
индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Тематическое планирование
№ | ТЕМА | Часы |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. | 1 |
3 | Упражнение на штриховку. | 1 |
4 | Линейная перспектива. | 1 |
5 | Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. | 1 |
6 | Выполнение задания в ахроматических цветах. | 1 |
7 | Выполнение задания в монохромной гамме. | 1 |
8 | Выполнение композиции в теплых цветах. | 1 |
9 | Выполнение композиции в холодных цветах. | 1 |
10 | Вкусовые цветовые ассоциации. | 1 |
11 | Эмоциональные цветовые ассоциации. | 1 |
12 | Цветовая гармония. | 1 |
13 | Изображение растительного мира. | 1 |
14 | Изображение животного мира. | 1 |
15 | Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. | 1 |
16 | Задание по композиции. Открытая композиция. | 1 |
17 | Задание по композиции. Закрытая композиция. | 1 |
18 | Орнамент. Стилизация. | 1 |
19 | Растения. Стилизация. | 1 |
20 | Животные. Стилизация. | 1 |
21 | Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. | 1 |
22 | Практические упражнения: основа, обводка, подмалевок, оживка. | 1 |
23 | Композиция на выбор: Городец, гжель, хохлома. | 1 |
24 | Техника трафарет. Композиция «Зимний лес». | 1 |
25 | Техника граттаж. Композиция «Космос». | 1 |
26 | Техника граттаж. Композиция «Космос». | 1 |
27 | Создание коллективного панно в технике граттажа. | 1 |
28 | Создание коллективного панно в технике граттажа. | 1 |
29 | Техника монотипии. Композиция «Бабочка». | 1 |
30 | Техника пальцеграфии. Композиция «Букет для мамы». | 1 |
31 | Аппликация из нетрадиционных материалов. Аппликация с использованием различных круп. Материалы и инструменты. Приемы работы. Т/б | 1 |
32 | Аппликация из нетрадиционных материалов. Аппликация с использованием различных круп. Материалы и инструменты. Приемы работы. Т/б | 1 |
33 | Создание коллективной композиции «Цветы». | 1 |
34 | Создание коллективной композиции «Цветы». | 1 |
| ИТОГО | 34 |