Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №623 Выборгского района Санкт-Петербурга
Рекомендовано к
использованию
Педагогическим советом
Протокол № от
Утверждаю
Приказ №__от_____
И.о.директора лицея
______________
/С.А.Лубенникова/
Рабочая программа
курса
внеурочной деятельности
«Любимый город»
3 класс
Фёдорова М.Н.
Санкт-Петербург 2013
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" (автор Л.Н. Михеева) для 3 класса разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Общая характеристика курса
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Курс «Праздники, традиции и ремесла народов России» раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.
Организация данной деятельности направлена на:
Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.).
Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
Формирование интереса к народному творчеству.
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие эстетического вкуса.
Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;
Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
Формирование чувства национального достоинства.
Место курса в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).
Ожидаемые результаты
К концу срока обучения учащиеся должны:
Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;
Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;
Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоения программы курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Особенности содержания курса
Содержание данной программы внеурочной деятельности подчиняется следующим принципам:
личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).
Содержание программы
Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
Русские народные промыслы.
Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.
Русские народные игры.
Русские народные песни для детей.
Народные танцы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на второе полугодие 2013-2014 учебного года
№ п/п | Тема занятия | Элементы содержания | Контроль | ИКТ | Дата | Примечание |
По плану | Фактически |
| Вводное занятие. Знакомство с общим содержанием курса. | Познакомить детей с программой курса, древними и христианскими праздниками, обычаями и обрядами. | - | презентанция | | | |
| Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. | Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; Нарисовать картинку на тему осенней Ярмарки; Показать сценку «Петрушка на ярмарке». | текущий | презентанция | | | |
| Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. | Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. | тест | презентанция | | | |
| Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. | Масленица – весенний праздник проводов зимы. Масленичные обряды. Вербное воскресенье. Пасха. Пасхальные торжества. | текущий | презентанция | | | |
| Лето красное. Троица. Ивана Купала. Петров день. Ильин день. | День Святой Троицы. Хороводы, гулянья вокруг березки. Иван Купала. День Петра и Павла. Ильин день. Разучить песни о завивании березки, хороводы; Научиться плести венки. | тест | CD | | | |
| Русские народные промыслы | Гжель – основной центр русской керамики. Хохлома – художественный народный промысел. Деревянная расписная посуда. Растительный орнамент. Павловопосадские шали. Изготовление вятской игрушки. Изготовление богородской игрушки. | Работа в группах | DVD | | | |
| Русские народные игры | Роль игр в жизни детей. Игры для мальчиков и девочек. Командные игры. Старинные русские игры. Разучить несколько игр. | | презентанция | | | |
| Народные песни, загадки, пословицы | Загадки. Пословицы. Потешки. Детские песенки. Считалки. | Ролевая игра | презентанция | | | |
| Народные танцы | Переплясы. Парные пляски. Игры-хороводы. Хороводы. Кадриль. | | презентанция | | | |
| Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян | Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка). Солнце, дерево, конь, вода – источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака). Мужская одежда у крестьян. Крестьянская обувь | тест | DVD | | | |
| Одежда. Традиционный костюм, обувь бояр | Одежда и обувь у бояр. Одежда боярынь и барышень. Головные уборы девушек, женщин. Украшения. | | презентанция | | | |
| Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. | Красный угол. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Освещение в крестьянских избах. Особая роль печки. Курная изба. Элементы избы. Русская изба. Хозяйственный двор, постройки. | текущий | презентанция | | | |
| Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. | Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Что такое блины? Пироги. Взвары, варенья, соленья, мёд. | проект | DVD | | | |
| Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. | Быт крестьянской семьи. Быт городской семьи. Зимние забавы. Летние забавы. Именины. | проект | презентанция | | | |
| Учёба. Школа. | Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы и учебные книги. | текущий | презентанция | | | |
| Повторение и обобщение изученного материала | Викторина «Праздники традиции и ремесла народов России» | викторина | презентанция | | | |
| Контрольная работа по материалам курса | Ролевая игра с элементами театрализованного представления | игра | СD, DVD | | | |
| Обобщающее занятие | Обсуждение ролевой игры, подведение итогов, | текущий | презентация | | | |