СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Любимый город» .

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

курса

внеурочной деятельности

«Любимый город»

 

3 класс

Рабочая программа

курса

внеурочной деятельности

«Любимый город»

 

3 класс

Рабочая программа

курса

внеурочной деятельности

«Любимый город»

 

3 класс

Рабочая программа

курса

внеурочной деятельности

«Любимый город»

 

3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Любимый город» .»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №623 Выборгского района Санкт-Петербурга




Рекомендовано к

использованию

Педагогическим советом

Протокол № от


Утверждаю

Приказ №__от_____

И.о.директора лицея

______________

/С.А.Лубенникова/



Рабочая программа

курса

внеурочной деятельности

«Любимый город»


3 класс






Фёдорова М.Н.












Санкт-Петербург 2013

2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" (автор Л.Н. Михеева) для 3 класса разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».


Общая характеристика курса


В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.  Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Курс «Праздники, традиции и ремесла народов России» раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.

Организация данной деятельности направлена на:


  • Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.

  • Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.).

  • Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

  • Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.

  • Формирование интереса к народному творчеству.

  • Воспитание патриотизма и гражданственности.

  • Развитие эстетического вкуса.

Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

 Задачи программы:

        Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;

        Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;

        Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

        Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;

        Формирование чувства национального достоинства. 

 Место курса в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).

Ожидаемые результаты


К концу срока обучения учащиеся должны:

        Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;

        Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;

        Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы


      В результате освоения программы курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

  • Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.

  • Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.


Особенности содержания курса


     Содержание данной программы внеурочной деятельности подчиняется следующим принципам:

  • личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

  • природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

  • педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных  действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

  • культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

Содержание программы


  • Старинный русский быт.

  • Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.

  • Новый русский быт (со времён Петра I)

  • Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

  • Русские народные праздники.

  • Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

  • Русские народные промыслы.

  • Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.

  • Русские народные игры.

  • Русские народные песни для детей.

  • Народные танцы.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на второе полугодие 2013-2014 учебного года

№ п/п

Тема занятия

Элементы содержания

Контроль

ИКТ

Дата

Примечание

По плану

Фактически

Вводное занятие. Знакомство с общим содержанием курса.

Познакомить детей с программой курса, древними и христианскими праздниками, обычаями и обрядами.

-

презентанция




Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; Нарисовать картинку на тему осенней Ярмарки; Показать сценку «Петрушка на ярмарке».

текущий

презентанция




Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

тест

презентанция




Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.

Масленица – весенний праздник проводов зимы. Масленичные обряды. Вербное воскресенье.

Пасха. Пасхальные торжества.

текущий

презентанция




Лето красное. Троица. Ивана Купала. Петров день. Ильин день.

День Святой Троицы.

Хороводы, гулянья вокруг березки.

Иван Купала. День Петра и Павла. Ильин день. Разучить песни о завивании березки, хороводы; Научиться плести венки.

тест

CD




Русские народные промыслы

Гжель – основной центр русской керамики. Хохлома – художественный народный промысел. Деревянная расписная посуда. Растительный орнамент.

Павловопосадские шали. Изготовление вятской игрушки.

Изготовление богородской игрушки.

Работа в группах

DVD




Русские народные игры

Роль игр в жизни детей. Игры для мальчиков и девочек. Командные игры. Старинные русские игры. Разучить несколько игр.


презентанция




Народные песни, загадки, пословицы

Загадки. Пословицы. Потешки.

Детские песенки. Считалки.

Ролевая игра

презентанция




Народные танцы

Переплясы. Парные пляски.

Игры-хороводы. Хороводы.

Кадриль.


презентанция




Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян

Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка). Солнце, дерево, конь, вода – источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака). Мужская одежда у крестьян. Крестьянская обувь

тест

DVD




Одежда. Традиционный костюм, обувь бояр

Одежда и обувь у бояр. Одежда боярынь и барышень. Головные уборы девушек, женщин. Украшения.


презентанция




Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

Красный угол. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Освещение в крестьянских избах. Особая роль печки. Курная изба. Элементы избы. Русская изба. Хозяйственный двор, постройки.

текущий

презентанция




Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки.

Что такое блины? Пироги.

Взвары, варенья, соленья, мёд.

проект

DVD




Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды.

Быт крестьянской семьи. Быт городской семьи. Зимние забавы.

Летние забавы. Именины.

проект

презентанция




Учёба. Школа.

Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага. Школы при церквях и монастырях.

Учебные предметы и учебные книги.

текущий

презентанция




Повторение и обобщение изученного материала

Викторина «Праздники традиции и ремесла народов России»

викторина

презентанция




Контрольная работа по материалам курса

Ролевая игра с элементами театрализованного представления

игра

СD, DVD




Обобщающее занятие

Обсуждение ролевой игры, подведение итогов,

текущий

презентация






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!