Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами реализации программы являются:
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Вводное занятие. (1 час)
Понятие «культура». Культура. Человек. История. Культура как человеческое осмысление истории, основа формирования национального самосознания. Культура как способ познания человеком мира. Культурные явления как «знаки культуры», ее язык. Культура как саморазвивающаяся система. Взаимосвязь культурных и исторических явлений. Содержание понятия «культурно-историческая эпоха». Механизмы саморазвития культуры. Роль системы жизненных ценностей в формировании культурно исторической эпохи. Понятия «культурный диалог» и «культурная доминанта» в истории культуры. Культура как смысл истории. Роль культуры в эпоху глобализирующегося мира.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая и индивидуальная: работа с раздаточными материалами, участие в дискуссии.
Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. (2 часа)
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Архитектура и живопись. Храм и икона как образ мира. Культура Руси как разнообразие возможностей. Киев как русский Константинополь. Формирование языка храмового зодчества в Новгороде. Символика архитектурного облика Владимира. Новые черты в изобразительном искусстве. Своеобразие фресковой живописи и самобытность иконописи Новгорода.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая и индивидуальная: работа с текстами, схемами и таблицами. Коллективная: дискуссия по проблеме.
Культурное развитие русских земель и княжеств в XII – середине XV в. (2 часа)
Развитие древнерусской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Киево-Печерский патерик. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве». Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Москва и Новгород как культурные альтернативы. Москва и тема духовного и политического единства Русской земли. Новгород и тема человеческой личности. Новгородские и псковские ереси как демонстрация самоценности человека в условиях формирования единой государственности. Новаторские черты художественного творчества в Новгороде.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами, выполнение проблемных заданий; просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов.
Развитие культуры народов России в XV- XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII вв. (2 часа)
Культурное пространство единого Русского государства. Культура Московской Руси в XVI в. Начало книгопечатания (И. Фёдоров) и его влияние на общество. Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Культура России в XVII в. Обмирщение культуры. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая и индивидуальная: работа с текстами, ответы на вопросы, выполнение заданий; просмотр и обсуждение видеофильмов.
Культура петровской эпохи. (2 часа)
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета («Ведомости»). Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и Академического университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая, индивидуальная: анализ текстов, проблем, коллективное обсуждение, аргументация мнений и анализ различных точек зрения.
Русское Просвещение. Культура России в XVIII веке. (2 часа)
Поэзия и литература. Живопись и скульптура. Архитектура. Музыка и театр. Русские просветители XVIII в. и их роль в становлении культуры европейского типа. «Ученая дружина» петровского времени. Русские просветители второй половины XVIII в.: типы и судьбы (М.В. Ломоносов, Е.Р. Дашкова, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.). Противоречивость культурного процесса в Новое время. Диалог новых и традиционных культурных ценностей. Становление государственной цензуры как завершение формирования системы государственного просветительства в начале XIX в. Проникновение европейского образования в провинцию. Появление различий между столичной и провинциальной культурами.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая и индивидуальная: работа с раздаточными материалами, участие в дискуссии.
Культура России в первой половине XIX в. (2 часа)
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр. Живопись: классицизм, романтизм, реализм. Архитектура: русский ампир, классицизм. Вклад российской культуры в мировую культуру. «Пушкинская эпоха» русской культуры. Духовные ценности и приоритеты пушкинского времени. Загадка творчества А.С. Пушкина. Роль творчества Пушкина в становлении национального самосознания. Культурная жизнь российского общества в первой трети XIX в. Культурная доминанта пушкинского времени. Классицизм и романтизм в художественной культуре. Проблема культурного заимствования и собственные истоки ампира в России. Особенности русского ампира. Создание имперского образа Петербурга. Особенности творчества русских архитекторов (А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон). Художественный язык архитектуры К. Росси. Ампир как «всеобщий стиль» русской культуры начала XIX в.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая и индивидуальная: работа с текстами, ответы на вопросы, выполнение заданий.
Культура России во второй половине XIX в. Место российской культуры в мировой культуре XIX в. (2 часа)
Демократический вариант русской культуры 1860 гг. Реформаторский «дух времени» и его влияние на самосознание общества. Гласность и цензурная реформа. Перемены в общественной жизни. Университеты как центры просветительства и науки. Реформирование школьного дела. Эпоха Великих реформ как третья волна просветительства в России. Усиление роли интеллигенции в жизни общества. Роль литературы как «учителя жизни» в обновляющемся обществе. Становление критического реализма в литературе. И.С. Тургенев. Н.А. Некрасов. Ф.И. Тютчев. Формирование реализма в живописи. Феномен «передвижничества». Художественный язык передвижников. Явления и события общественной жизни в картинах художников. Деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок». Передвижничество в музыкальной культуре. Меценатство как составная часть демократической культуры второй половины XIX в. Кризис передвижничества. Обогащение художественного языка в реалистической живописи 1870—1890 гг. (В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.В. Верещагин, Н.Н. Ге, Н.А. Ярошенко, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, И.И. Левитан). Диалог центра и провинции в эпоху реформаторства.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая, индивидуальная: анализ текстов, проблем, коллективное обсуждение, аргументация мнений и анализ различных точек
Культура России в начале XX века. (2 часа)
Понятие «культура Серебряного века» и ее хронологические рамки, мировоззренческие истоки. «Новый гуманизм» в философии B.C. Соловьева. «Сюжет человеческой души» в творчестве Ф.М. Достоевского. Декаданс как реакция на уходящий век и как новый порыв национального духа. Всемирные истоки художественной культуры Серебряного века. Новый интерес к культуре античного мира. Возрождение национальных художественных традиций: научное изучение русской старины, «открытие» русской иконы. «Русские сезоны» и новое «открытие» живописи XVIII в. Новое поколение русской интеллигенции. Поиски и открытия в литературе. Символизм как новое миропонимание и новая поэзия (В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый). «Молодое поколение» символистов 1910-х гг. (О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий). Новые формы творческой жизни в начале XX в. Философские и литературные объединения интеллигенции. Журналы «нового искусства» и направления их деятельности. Многообразие и поисковый характер культурного творчества начала XX в. Художественный язык модерна. Движение «Мир искусства» как обновление культуры. Самобытность стилистики «Голубой розы». «Союз русских художников» как национальный вариант модерна. Особенности проявления модерна в архитектуре. Модерн как «большой стиль» культуры начала XX в. Тяготение к синтезу искусств. Идеология нового театра (В.Э. Мейерхольд, Н.Н. Евреинов). 10 Модерн начала XX в. как стиль жизни. Роль меценатства в культурной жизни России конца XIX — начала XX в. Культура Серебряного века как культура нового типа. Новые явления в классической культуре начала XX в. Трансформация критического реализма в творчестве Л.Н. Толстого. «Литературная революция» А.П. Чехова. М. Горький как основатель нового направления в литературе начала XX века.
Формы организации деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами, выполнение проблемных заданий; просмотр и обсуждение фрагментов
Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е гг. (2 часа)
Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция. Роль Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Установление жѐсткого государственного контроля над сферой искусства. Социалистический реализм как художественный метод. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры.
Формы организации деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами, выполнение проблемных заданий.
Культурное пространство советского общества в годы Великой Отечественной войны. (2 часа)
Песня «Священная война» - призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая и индивидуальная: работа с текстами, ответы на вопросы, выполнение заданий.
Культурное пространство в период «оттепели». (2 часа)
Изменение общественной атмосферы в период «оттепели». «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Учреждение Московского кинофестиваля. «Стиляги». Н. С. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь.
Формы организации деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами, выполнение проблемных заданий.
Культурное пространство в период «застоя». (2 часа)
Диссиденты. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Формы организации деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами, выполнение проблемных заданий; просмотр и обсуждение фрагментов
Особенности развития советской культуры в 1980-х гг. XX в. (2 часа)
Особенности культурного процесса в 1980-е гг. Формы культурного сопротивления огосударствлению духовной жизни. Пространство «неофициальной» культуры 1980- х г: авторская песня, «народный театр», андеграунд, этажная бытовая культура. Ирония и смех в культуре 1980-х гг.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая и индивидуальная: работа с текстами, ответы на вопросы, выполнение заданий.
Современная российская культура. (2 часа)
Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура. Формирование массовой культуры в постсоветском обществе и ее ценности. Причины снижения культурного вкуса. Роль рекламы в культуре повседневности. «Плюсы» и «минусы» массовой культуры в современном мире. Фундаментальная культура в структуре современной духовной жизни и противоречивость современного культурного процесса. Трансформация социальной литературы. Сюжеты и герои кинематографа современной России. Обретение нового образа в театральном творчестве. Переосмысление культурного наследия в изобразительном искусстве. Альтернативные формы и темы современного творчества. Феномен «другой литературы». Причины позиции «безыдейности» литературного творчества. Поиск новых форм художественного творчества в конце XX—XXI в. Интеллектуальные основания национального самосознания в современной культуре.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая, индивидуальная: анализ текстов, проблем, коллективное обсуждение, аргументация мнений и анализ различных точек зрения.
Заключение: обобщение изученного материла (1 час)
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Защита проектов.
Тематическое планирование курса «Мир русской культуры», 11 класс
№ | Тема занятия | Количество занятий |
1. | Вводное занятие. | 1 занятие |
Раздел 1. Древность и Средневековье. (7 часов) |
2. | Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. | 1 занятие |
3. | Практикум по теме «Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции» | 1 занятие |
4. | Культурное развитие русских земель и княжеств в XII – середине XV в. | 1 занятие |
5. | Практикум по теме «Культурное развитие русских земель и княжеств в XII – середине XV в.» | 1 занятие |
6. | Развитие культуры народов России в XV- XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII вв. | 1 занятие |
7. | Практикум по теме «Развитие культуры народов России в XV- XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII вв.» | 1 занятие |
8. | Повторение по теме «Древность и Средневековье» | 1 занятие |
Раздел 2. Новое время (11 часов) |
9. | Культура петровской эпохи. | 1 занятие |
10. | Практикум по теме «Культура петровской эпохи». | 1 занятие |
11. | Русское Просвещение. Культура России в XVIII веке. | 1 занятие |
12. | Практикум по теме «Русское Просвещение. Культура России в XVIII веке» | 1 занятие |
13. | Культура России в первой половине XIX в. | 1 занятие |
14. | Практикум по теме «Культура России в первой половине XIX в.» | 1 занятие |
15. | Культура России во второй половине XIX в. Место российской культуры в мировой культуре XIX в. | 1 занятие |
16. | Практикум «Культура России во второй половине XIX в. Место российской культуры в мировой культуре XIX в» | 1 занятие |
17. | Культура России в начале XX века. | 1 занятие |
18. | Практикум по теме «Культура России в начале XX века» | 1 занятие |
19. | Повторение по теме «Новое время» | 1 занятие |
Раздел 3. Новейшее время (13 часов) |
20. | Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е гг. | 1 занятие |
21. | Практикум по теме «Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е гг.» | 1 занятие |
22. | Культурное пространство советского общества в годы Великой Отечественной войны. | 1 занятие |
23. | Практикум по теме «Культурное пространство советского общества в годы Великой Отечественной войны» | 1 занятие |
24. | Культурное пространство в период «оттепели». | 1 занятие |
25. | Практикум по теме «Культурное пространство в период «оттепели». | 1 занятие |
26. | Культурное пространство в период «застоя». | 1 занятие |
27. | Практикум по теме «Культурное пространство в период «застоя»» | 1 занятие |
28. | Особенности развития советской культуры в 1980-х гг. XX в. | 1 занятие |
29. | Практикум по теме «Особенности развития советской культуры в 1980-х гг. XX в.» | 1 занятие |
30. | Современная российская культура. | 1 занятие |
31. | Практикум по теме «Современная российская культура» | 1 занятие |
32. | Повторение по теме «Новейшее время» | 1 занятие |
33. | Обобщающее повторение. Защита проектов. | 1 занятие |