СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тот самый хор»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тот самый хор»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тот самый хор»»

Рабочая программа «Тот самый хор»



«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Обучающиеся научатся:

  • основам музыкальной и сценической грамоты;

  • понятия: жанр, драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, мюзикл, клавир;

  • представление о современных течениях в искусстве;

  • навыки самостоятельной работы на сценической площадке;

  • навыки пения дуэтов, трио, квартетов; речитативом;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей.

Получат возможность научиться:

  • самостоятельно работать с музыкальным и литературным материалом;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • исполнять свою партию в простейших двухголосных произведениях;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • двигаться под музыку, не бояться сцены;

  • слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;

  • самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

  • петь под фонограмму с различным аккомпанементом;

  • ориентироваться в нотной грамоте.



В результате обучения учащийся может использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


  • певческого музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке;

  • слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.

 


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  • Личностные

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

  • формирование доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, этических чувств;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров;

Предметные

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.                 

 

 

 

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:


Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.


Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.


Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.


Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.


Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.


Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:


  • наглядно-слуховой;

  • наглядно-зрительный;

  • репродуктивный;


Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.


Каждое занятие строится по схеме:


  • настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

  • дыхательная гимнастика;

  • речевые упражнения;

  • распевание;

  • пение вокализов;

  • работа над произведением;

  • анализ занятия;

  • задание на дом.



КОНЦЕРТЫ И ВЫСТУПЛЕНИЯ.


Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.


Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.


Выставка фотоматериала из выступлений студии.

    • Итоговое занятие.

    • Урок-концерт.

    • Успехи, результат.

    • Беседа о вокальной студии.

    • Отчетный концерт.


Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.






Учебно-тематический план

(1 год обучения)


Разделы, название темы

Часы

Теория

Практика

Индивид.

работа

Общее количество

часов

I.

Пение как вид музыкальной деятельности.





1

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

1

-

-

1

2

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

1

1

-

2

3

Строение голосового аппарата.

1

-

-

1

4

Правила охраны детского голоса.

1

-

-

1

5

Вокально-певческая установка.

1

1

-

2

6

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

-

2

-

2

II.

Формирование детского голоса.





1

Звукообразование.

1

1

-

2

2

Певческое дыхание.

1

1

2

4

3

Дикция и артикуляция.

1

1

-

2

4

Речевые игры и упражнения.

-

2

-

2

5

Вокальные упражнения.

-

2

-

2

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.





1

Народная песня.

-

1

-

1

2

Произведениями русских композиторов-  классиков.

-

1

-

1

4

Произведения современных отечественных композиторов.

-

1

-

1

5

Сольное пение.

-

-

2

2

IV.

Игровая деятельность, театрализация.

-

1

-

1

VI.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.





1

Путь к успеху.

1

-

-

1

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

-

1

-

1

VII.

Концертно-исполнительская деятельность





1

Репетиции

-

4

-

4

2

Выступления, концерты.

-

1

-

1

 

Итого

9

21

4

34

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ


 

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.


1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

 


Тема II. Формирование детского голоса.


2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

 


Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.


3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4.            Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

 


Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.


Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

 


Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.


5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также  индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

5.2.            Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

 


Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).


В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.


  


Учебно-тематический план

(2-й год обучения)


Разделы, название темы

Часы

Теория

Практика

Индивид. работа

Общее количество

часов

I.

Пение как вид музыкальной деятельности





1

Вокально-певческая установка.

1

1

-

2

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

1

1

-

2


Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

-

2

-

2

II.

Совершенствование вокальных навыков





1

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

-

2

3

5

2

Вокальные упражнения.

-

1


1

3

Артикуляционный аппарат.

1

-

-

1

4

Речевые игры и упражнения

-

1

-

1

5

Дыхание, опора дыхания.

1

1

-

2

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.





1

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

-

1

-

1

2

Произведения композиторов-классиков.

-

1

-

1

3

Произведениями современных отечественных композиторов.

-

1

-

1

4

Произведениями западноевропейских композиторов-классиков.

-

1

-

1

5

Сольное пение.

-

-

4

4

IV.

Элементы хореографии

-

2

-

2

V.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.





1

Путь к успеху.

1

-

-

1

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

-

1

-

1

3

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

-

1

-

1

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

-

-

-

-

1

Репетиции

-

4

-

4

2

Выступления, концерты.

-

1

-

1


Итого

5

22

7

34

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.


1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

 1.3  Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

 


Тема II. Совершенствование вокальных навыков.


2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня, закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5.            Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

 


Тема III. Работа над певческим репертуаром.


3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).

3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.

3.5.       Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.



Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни.

 


Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.


5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.

5.3.  Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.



Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).


В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.


 

 

Учебно-тематический  план
(3-й год обучения)


Разделы, название темы

Часы

теория

практика

индивид. работа

Общее количество

часов

I.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.





1

Сценическое движение и художественного образа песни.

-

1

-

1

2

Виды, типы сценического движения.

-

1

-

1

3

Соотношение движения и пения

1

2

-

3

4

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

-

1

-

1

II.

Совершенствование вокальных навыков





1

Вокальные упражнения.

-

1

-

1

2

Речевые игры и упражнения

-

1

-

1

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.





1

Народная песня

-

1

-

1

2

Произведения композиторов-классиков.

-

1

-

1

3

Произведениями современных отечественных композиторов.

-

1

-

1

4

Произведениями западноевропейских композиторов-классиков.

-

1

-

1

5

Сольное пение.

-

-

5

5

IV.

Элементы хореографии

-

2

3

5

V.

Актёрское мастерство

1

1

2

4

VI.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.





1

Путь к успеху.

1

-

-

1

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

-

1

-

1

3

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

-

1

-

1

VI.

Концертно-исполнительская деятельность


-

-


1

Репетиции

-

4

-

4

2

Выступления, концерты.

-

1

-

1


Итого

3

21

10

34

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.


1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.

1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.

1.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

1.4  Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы».



Тема II. Совершенствование вокальных навыков.


2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.

2.4. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.


 

Тема III. Работа над певческим репертуаром.


3.1. Работа с народной песней. Работа над чистотой  интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне.

3.2.  Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.

3.3.  Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.

3.5.       Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего перечисленного в  эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный  материал. Пение по нотам.



Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни.

 


Тема V. Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.

 


Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.


6.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).

6.2.         Анализ музыкальных произведений.

 


Тема VII. Концертная деятельность. Выступление ансамбля и солистов.


В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.