Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мазанская школа» Симферопольского района Республики Крым
ул. Школьная, 5А, с. Мазанка, Симферопольский район, Республика Крым, 297530,
e-mail [email protected] ОГРН 1159102007130
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № «____» _______2022 г. руководитель МО: Веджатова Е. А. _________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР: ______А.А. Миргород «___»_____2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Мазанская школа» ___________ И.Ю. Мусинова Приказ №____от «__»____2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Крымоведение»
для 1 класса начального общего образования
на 2022/2023 учебный год
Разработала
Учитель начальных классов
Ильясова З.Э.
с. Мазанка, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Крымоведению» в 1 классе разработана в соответствии с требованиями:
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания внеурочной деятельности, направленных письмом Минобрнауки и молодёжи Республики Крым от 24.06.2022г. №2652/01-15.
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21;
- Плана внеурочной деятельности на 2022/2023 учебный год МБОУ «Мазанская школа»
- ООП НОО МБОУ «Мазанская школа»;
- Согласно рабочей программе воспитания МБОУ «Мазанская школа» на 2022/23 уч. год, утвержденной приказом от 31.08.2022г. №463 «Об утверждении рабочей программы воспитания».
- Методических рекомендаций КРИППО «Об организации образовательного процесса в начальной школе общеобразовательных организаций Республики Крым в 2022/2023 учебном году». Учебник : Крымоведение. 1 класс. А.В.Супрычёв.- М.: «Издательство «Просвещение », 2019.- 111 с.
- Положения о рабочих программах, разрабатываемых с учетом ФГОС-2021 в МБОУ «Мазанская школа, утвержденным приказом от 31.08.2022г. №416
Программа соответствует учебному плану МБОУ «Мазанская школа», рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)
Актуальность и обоснованность курса «Крымоведение» в начальной школе предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «Малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы патриотизма и экологической культуры.
Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности.
Спецификой данного курса является:
интеграция с изучаемыми предметами в начальной школе;
цикличный принцип построения программы, когда знания детей расширяются и пополняются в каждом классе, что выражается в обязательных тематических линиях (разделах) программы;
формирование расширенных представлений об уникальности Крымского полуострова;
приобретение дополнительных знаний о многообразии и целостности природного и историко-культурного наследия Крыма;
учет возрастных и психологических особенностей младших школьников;
направленность курса на воспитательный эффект.
Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода.
Задачи:
сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова;
раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края;
развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи;
формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;
формирование целостного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме;
воспитание чувства гордости за Республику Крым.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения:
пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
использовать полученные знания в жизни.
Содержание программы
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение.
Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова
.«Крымчане – это звучит гордо!».
«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
Цели и задачи курса.
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым.
Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Экскурсия, путешествие, туризм.
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова.
Формы и методы
На занятиях используются методы:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
Эвристические
Формы организации занятий: групповые; индивидуальные; коллективные, работа в парах.
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Электронные образовательные ресурсы |
1 | Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» | 1 | www.krimoved-library.ru www.krimoved.krimea.ua |
2 | Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» | 3 | www.krimoved-library.ru www.krimoved.krimea.ua |
3 | Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» | 16 | www.krimoved-library.ru www.krimoved.krimea.ua |
4 | Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» | 4 | www.krimoved-library.ru www.krimoved.krimea.ua |
5 | Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» | 5 | www.krimoved-library.ru www.krimoved.krimea.ua |
6 | Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» | 4 | www.krimoved-library.ru www.krimoved.krimea.ua |
| Итого | 33 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности «Крымоведение»
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
Введение (1 час) |
1. | Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» | 1 | | |
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (3 часа) |
2. | Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. | 1 | | |
3. | Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географ. положения Крыма. | 1 | | |
4. | Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты | 1 | | |
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (16 часов) |
5. | «По горам, по долам…». Рельеф полуострова | 1 | | |
6. | «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. | 1 | | |
7. | Стихийные и неблаг. погодные явления. Правила безоп. поведения во время чрез В. погодных условий. | 1 | | |
8. | Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. | 1 | | |
9. | Растительный мир Крыма. | 1 | | |
10. | Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». | 1 | | |
11. | Животный мир Крыма. | 1 | | |
12. | Млекопитающие крымских лесов и степей. | 1 | | |
13. | Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. | 1 | | |
14. | Полезные и вредные насекомые. Класс насекомых. | 1 | | |
15. | Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. | 1 | | |
16. | Морские и пресноводные рыбы. | 1 | | |
17. | Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. | 1 | | |
18. | Охрана растений и животных. Красная книга. | 1 | | |
19. | Черное и Азовское моря | 1 | | |
20. | Природные особенности, подводный растительный и животный мир. | 1 | | |
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4 часа) |
21. | Экскурсия, путешествие, туризм. | 1 | | |
22. | Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. | 1 | | |
23. | Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). | 1 | | |
24. | Правила безопасности во время чрезв. ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. | 1 | | |
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (5 часов) |
25. | Города-герои. | 1 | | |
26. | Важнейшие истор. объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. | 1 | | |
27. | Детские крымские поэты и писатели. Литер. и худож. произведения о Крыме. | 1 | | |
28. | Крымские периодические издания для детей. Экскурсия в библиотеку. | 1 | | |
29. | Проект «Крым в моих рисунках». | 1 | | |
|
30. | Особенности сельского хозяйства Крыма. | 1 | | |
31. | Культурные растения кымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. | 1 | | |
32. | Животноводство. | 1 | | |
33. | Домашние животные. | 1 | | |
Лист коррекции
календарно-тематического плана __Ильясовой Зоре Эюбовны
Ф.И.О.
по курсу внеурочной деятельности «Крымоведение»
предмет
в_ _1-Б______
класс
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректи-ровки | Корректи-рующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |