Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Геройская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО На педагогическом совете Протокол заседания от ____ _____________2018 г. №__________________ | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ "Геройская средняя школа» _____________ подпись ФИО ______ _____________2018 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Геройская средняя школа» __________________ подпись ФИО Приказ № от 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Крымоведение»
Направление духовно-нравственное
Учитель Исмаилова Эльмаз Энверовна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 1
Срок реализации: 2018/2019 учебный год
Количество часов:
Всего 17 ч., в неделю – 0,5 ч.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с примерной образовательной программой учебного курса «Крымоведение» для начальной школы, утвержденной коллегией Минобразования Крыма от 25.08.2017 №5/5. Авторы: Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО; Наумова Л.В. – и.о. заведующего кафедрой дошкольного и начального образования КРИППО; Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО. Симферополь, 2017.
Геройское, 2018
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;
формирование целостного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме;
воспитание чувства гордости за Республику Крым.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения:
пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
использовать полученные знания в жизни.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (1 час). Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова «Крымчане – это звучит гордо!».
«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!». Цели и задачи курса.
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (2 часа)
Государственная символика Крыма: герб, флаг и гимн Республики Крым.
Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты. Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (8 часов)
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы.
Раздел III «Историко-культурное наследие Крыма» (2 часа)
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои.
Раздел IV «Учимся путешествовать и дружить с природой» (1 час)
Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (3 часа)
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова.
3. Тематическое планирование
-
| Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» | 1 |
-
| Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» | 2 |
-
| Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» | 8 |
-
| Раздел III «Историко-культурное наследие Крыма» | 2 |
-
| Раздел IV «Учимся путешествовать и дружить с природой» | 1 |
-
| Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» | 3 |
| Итого | 17 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечание |
план | факт |
1 | 03.09 | | Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» (1 ч.) | |
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (2 ч.) |
2 | 17.09 | | Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. | |
3 | 01.10 | | Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты. | |
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (8 ч.) |
4 | 15.10 | | «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. | |
5 | 12.11 | | Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. | |
6 | 26.11 | | Растительный мир Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». Красная книга. | |
7 | 10.12 | | Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Красная книга. | |
8 | 24.12 | | Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Красная книга. | |
9 | 21.01 | | Полезные и вредные насекомые. Класс насекомых. Красная книга. | |
10 | 04.02 | | Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Красная книга. | |
11 | 04.03 | | Морские и пресноводные рыбы. | |
Раздел III «Историко-культурное наследие Крыма» (2 ч.) |
12 | 01.04 | | Города-герои | |
13 | 15.04 | | Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. | |
Раздел IV «Учимся путешествовать и дружить с природой» (1 ч.) |
14 | 29.04 | | Экскурсия, путешествие, туризм | |
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (3 ч.) |
15 | 13.05 | | Особенности сельского хозяйства Крыма. Животноводство. | |
16 | 27.05 | | Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. | |
17 | | | Резервный урок | |