СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Рукодельница» для 5 классов на 2022-2023 учебный год

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Рукодельница» для 5 классов на 2022-2023 учебный год»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки республики Башкортостан

Администрация муниципального района Бирский район республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7
города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан


РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей

естественного цикла МБОУ СОШ № 7 г. Бирска Протокол № 1 от«26» августа 2022года Руководитель ШМО _____/Силантьев М.С./





СОГЛАСОВАНО

Председатель НМС МБОУ СОШ№7

Г. Бирска, заместитель директора по

Учебно-воспитательной работе

______________Г.А. Закирова

Протокол№1

От «30»августа 2022г.


УТВЕРЖДЕНО

ИО директора

МБОУ СОШ № 7 г. Бирска
______________ /В.Г. Галлямутдинов./

Приказ № _182-К___
от «31» августа 2022г.


М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению

«Рукодельница»

для 5 классов на 2022-2023 учебный год




Составитель Коваленко Светлана Александровна

учитель технологии


Бирск 2022











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Сведения о примерной программе по внеурочному курсу, на основе которой разработана рабочая программа

Программа составлена на основе Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Мир визуально - пространственных искусств (модуль: «Мир декоративно-прикладного искусства»)

Актуальность программы: в наш век новых технологий развиваются и прикладные технологии по декоративно - прикладному искусству. Большое количество прикладных техник, мастер – классов, видеоуроков в интернете дают возможность осваивать современные технологии и доступно обучать детей прекрасному и востребованному. Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности  в конкретных образах. Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.

Литература

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015г.

  2. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. «Учитель», Волгоград 2010

  3. Зайцева А. «Дизайн своими руками» / М.: «АСТ - ПРЕСС» 2006 г.

  4. Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1.М.: «Юный художник», 2011.

  5. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 2010г.

  6. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 2014.

  7. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: «Титул», 2010.

  8. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: «Титул», 2015.

  9. Яцюк О. «Компьютерные технологии в дизайне»/ СПб. : издательство «БХВ-ПЕТЕРБУРГ» 2002г.

  10. «Декор Вашего Дома» Д.Вуд издательство «РОСМЕН» 2001г.(255стр.)

  11. Интернет-ресурсы: http://stranamasterov.ru/ http://stranakids.ru; http://igrushka.kz; http://stranamasterov.ru; Архив учебных программ - http://www.rusedu.ru/member3995.html

Для обучающихся:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. – М.: ИКТЦ Лада, 2008. – 95 с.

2. Букина С.Букин М. Фоамиран: волшебство бумажных завитков. -

«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011.

3. Волосова Е.Е. Букеты в винтаж- «Феникс», 2015.

4. Волосова Е.Е. Букеты в стиле шебби-шик - «Феникс», 2015.

5. Герасимова Е.Е Брошь-букеты: красота в деталях - «Феникс»,2015.

6. Грушина О.С. Занимательные поделки из фоамирна-«Феникс»,2015.

7.Журнал «Чудесные мгновения  Лоскутное шитьё» № 5-6, 2008 г.

8.Журнал «Чудесные мгновения  Лоскутное шитьё» № 7-8, 2008 г.

9.Журнал «Чудесные мгновения  Лоскутное шитьё» № 9-10, 2008 г.

10.Ляхновская Н.О. Куклы из фоамирана «Формат-М», 2015.

11.Чербанова Л.М. Волшебные цветы «АСТ»,2016.

12.Чербанова Л.М. Цветы из фоамирна «АСТ»,2015.

Интернет-ресурсы: http://stranamasterov.ru/




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Планируемые результаты усвоения курса внеурочной деятельности

Личностные

Предполагаемые результаты освоения программы:

Курс внеурочной деятельности по общекультурной направленности «Рукодельница» позволит сформировать у обучающихся   следующие личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия:

Личностные результаты:

- формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;

- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные

Регулятивные:

- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

Познавательные:

Сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умения делать выводы, прогнозировать работать по алгоритму (плану)

Учащиеся научатся:

сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;

находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);

сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;

анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая инсценировки и выступая перед зрителями;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Учащиеся научатся:

-планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов; - осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы; самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.

Учащиеся получат возможность: - формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности; -действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий. Коммуникативные: Учащиеся научатся:

-организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь; -формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; -проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

Универсальные учебные действия

Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, уме.

Обучающийся получит возможность научиться: -проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Предметные

Предметные: В результате обучения по данной программе учащиеся: – научатся различным приемам работы с тканью – научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; – будут создавать композиции с изделиями; – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

овладеют навыками культуры труда: – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. - получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; - узнают о народных промыслах. - методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы вы­полненного объекта или результата труда; - правилами рационального и эстетического оснащения рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной орга­низации труда; - умением выражать себя в доступных видах и формах худо­жественно-прикладного творчества; художественное оформ­ление объекта труда и оптимальное планирование работ

В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:

Мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов; навыки общения со сверстниками, старшими и младшими; знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения; знания об основах здорового образа жизни; знания об истории своей семьи и Отечества, о национальных традициях; знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся смогут приобрести:

Опыт исследовательской деятельности; способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности.



Программа состоит из четырех модулей:

          1 модуль «Лоскуток за лоскутком»

          2 модуль  «Фантазии из фоамирана»

          3 модуль  «Чудеса из фетра»      


          4 модуль «Дизайн интерьера»

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Содержание курса

Виды деятельности учащихся

Формы организации занятий


Содержание данной программы, включает в себя изучение лоскутного шитья, фоамирана, изготовление игрушек из фетра помимо художественно - эстетического развития направлено на формирование технологических знаний и умений обучающихся, таких как: знание правил выполнения эскизов, чертежей, схем; умение использовать различные средства и формы отображения объектов; умение использовать компьютер и информационно-коммуникационные технологии в процессе работы; владение компонентами исследовательской и проектной деятельности и др. В частности, данная программа позволяет развивать у обучающихся умения применять знания из других предметных областей.


1 модуль «Фантазии из фоамирана» - 10 часов

Вводное занятие. Правила ТБ. Организация рабочего места.

История возникновения фоамирана. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами. Знакомство с лучшими работами. Знакомство с материалами и инструментами. Фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества.

Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирана.

Техника выполнения изделий из фоамирана.

Основные элементы фоамирана - плотная катушка, ажурные элементы.

Изготовление листьев.

Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции. Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.

Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной». Различия между способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения игрушек.


2 модуль  «Лоскуток за лоскутком» - 10 часов

История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление.

Объекты труда: зарисовка лоскутного блока в различных цветовых сочетаниях.

Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий. Объекты труда: лоскутная прихватка, салфетка. Техника «Полоска


3 модуль  «Чудеса из фетра» - 10 часов     

История использования фетра и войлока. Краткие сведения из истории пошива игрушек с древних времен до сегодняшних дней. Виды фетра и их получение. Свойства фетра. Способы обработки различных поверхностей фетра.

Способы обработки и сборки деталей из фетра. Ручные швы для шитья.

Выбор и изготовление простейших изделий из фетра.

Подбор и подготовка ткани по цвету, размеру. Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами. Увеличение и уменьшение выкроек. Цветовое решение игрушек. Отдельные технологические процессы изготовления игрушек. Правила подготовки перевода деталей на ткань, подготовка материалов и инструментов. Правила техники кроя. Правила выполнения ручных швов и правила набивки деталей игрушек наполнителем.

Творческие индивидуальные работы на различные темы.

Инструменты и материалы для создания творческих работ. Декорирование творческой работы. Бусины. Ленты. Безопасность при работе. Цветовое решение художественной работы

Изготовление объемной игрушки.

4 модуль «Дизайн интерьера» - 5 часа

Стили и направления в искусстве оформления интерьера от Египта до Средневековья. История стилей оформления интерьера от Средневековья до Ампира. Романский, Готический стили. Эпоха Возрождения (Ренесанс). Барокко. Роккоко. Классицизм. Ампир.

Детская комната, основные требования к планировке, освещению, цветовому решению. Возрастные группы детей. Необходимая мебель для каждой группы. Многофункциональность мебели. Многоярусные комплексы.

Элементы декоративно – прикладного творчества в интерьере. Правила оформления интерьера. Итог работы.



При изучении истории декоративно-прикладного искусства обучающиеся применяют знания по истории, мировой художественной культуры, географии. При изготовлении изделий знания из изобразительного искусства, физики, химии, технологии и других.






Правила поведения в учебном кабинете. Инструктаж по охране труда, ТБ.


Цветочные композиции. Выполнение эскиза.

Композиция «Осенний вальс». Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.







Композиция «Розовый букет»

Композиция «Мастерская цветоделия». Изготовление цветочной композиции».








Изготовление изделия в технике «полоска».

Бесшовный пэчворк. Зарисовка эскиза. Подбор и раскрой лоскутков. Технология изготовления панно. Выполнение панно по выбору. Оформление панно.

Изготовление изделия в технике «квадрат». Раскрой лоскутных деталей.





Игрушка по выбору. Самостоятельное выполнение объемной игрушки. Подведение итогов. Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки – различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой фетра и пошив, заготовка и укрепление каркаса, набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

Декоративное панно из фетра. Выполнение эскиза. Подбор материалов. Изготовление панно.





Обзор и характеристики графических программ.

Построение объемных предметов. Наложение текстур, фактур. Работа с освещением..


Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.


Просмотр презентаций видеороликов и видеофильмов.


Практическаяработа: выполнение листьев из листа фоамирана









Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовый букет». Анализ композиции: выявление необходимых заготовок




















Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

















Практические работы:

-изучение стилей по репродукциям картин, журналам

-самостоятельная работа с ресурсами интернета по подбору аксессуаров к заданному стилю


Практические работы:

Построение эскиза интерьера изготовление макетов из бумаги.


Количество часов, на которые рассчитан курс внеурочной деятельности

Четверть

Количество недель в четверти

I четверть

9

II четверть

8

III четверть

10

IV четверть

8

Итого в год

35


На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.


Календарно – тематическое планирование занятий для 5 классов

п\п

Наименование раздела, темы занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1 четверть

1 модуль - 10 часов«Фантазии из фоамирана» - 10 часов

Правила ТБ. Организация рабочего места. История возникновения фоамирана. Материалы и инструменты. Виды фоамирана.

1

01.09



Основные элементы фоамирана.

1

08.09



Листья

1

15.09



Цветочные композиции. Выполнение эскиза.

1

22.09



5

Композиция «Осенний вальс»

1

29.09



6

Композиция «Розовый букет»

1

06.10



7

Изготовление цветочной композиции.

1

13.10



8

Изготовление цветочной заколки.

1

20.10



9

Изготовление цветочной рамки для картины.

1

27.10




2 четверть

10

Оформление готового изделия.

1

10.11



2 модуль «Лоскуток за лоскутком» 10часов

Вводное занятие. Правила ТБ. Организация рабочего места. Основы цветоведения.

1

17.11



Основы композиции и цветоведения

1

24.11



Ручные швы и их выполнение.

1

01.12



История лоскутного шитья. Пэчворк, килт.

1

08.12



Изготовление изделия в технике «квадрат».

1

15.12



Бесшовный пэчворк. Технология изготовления панно.

1

22.12



Выполнение панно по выбору в технике «бесшовный пэчворк».

1

29.12




  1. четверть

8.

Выполнение панно по выбору.

1

12.01



9.

Выполнение панно по выбору.

1

19.01



10

Оформление панно. Выставка работ.

1

26.01




  1. модуль  «Чудеса из фетра» - 10 часов     

1.

История использования фетра и войлока. Поделки из фетра.

1

02.02



2.

Знакомство с деталями игрушки и её шаблонами

1

09.02



3.

Декорирование творческой работы.

1

16.02



4.

Изготовление объемной игрушки.

1

02.03



5.

Изготовление объемной игрушки.

1

09.03



6.

Изготовление объемной игрушки.

1

16.03



7.

Декоративное панно из фетра

1

23.03



4 четверть

Изготовление панно


1

06.04



Изготовление панно


1

13.04



Оформление готового изделия.


1

20.04



  1. модуль «Дизайн интерьера» - 5 часов


1

Стили и направления в искусстве оформления интерьера

1

27.04



2

Детская комната, основные требования к планировке

1

04.05



3

Обзор и характеристики графических программ

1

11.05



4

Элементы декоративно – прикладного творчества в интерьере

1

18.05



5

Выставка работ учащихся

1

25.05




Итого: 35 часов























Методическое обеспечение программы

Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:

  • Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.

  • Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.

  • Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.

  • Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.

  • Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.

  • Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и

  • недостатков каждой работы, обмена опытом.

Необходимые условия реализации программы

Для организации успешной работы имеется оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение.

Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, имеются инструкции по технике безопасности.

Технические средства обучения.

  1. Ноутбук

  2. Проектор

Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий

  • Фоамиран разной цветовой гаммы.

  • Цветной картон.

  • Ножницы.

  • Термоклей.

  • Рамки для оформления работ.

  • Бумага для эскизов, калька.

  • Утюг

  • Швейная машина

  • Ткань

Дидактические материалы:

- Наглядные пособия, изготовленные учителем

- Работы обучающихся.

- Презентации

-Инструкции по технике безопасности.








9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!