РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Кружок «Юный сценарист»
Составила:
Титова С.А.
2022г.
Пояснительная записка
Кружковое объединение «Юный сценарист» имеет культурологическую направленность дополнительной образовательной программы.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса. . Причины введения данного курса обусловлены необходимостью компенсировать недостаточное количество часов на лингвистические, культурологические и творческие практикумы базисной программы.
Актуальность программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры и школьные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству.
Общеобразовательная программа направлена на детей 14-16 лет.
Сроки реализации общеобразовательной программы курса внеурочной деятельности –34 часа.
Цель программы: воспитание и развитие творчески активной, понимающей, умной, воспитанной личности, обладающей художественным вкусом, собственным мнением, развитой связной речью.
Задачи программы:
создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу;
расширение общего и художественного кругозора, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;
развитие речи, мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
формирование общей способности искать и находить новые решения необычными способами, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия;
участие в детских мероприятиях, фестивалях, конкурсах.
Формы занятий.
Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы работы на занятиях.
Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:
- ролевая игра ( исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);
- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);
- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы
Тема 1 «Введение в программу «Мастерская юного сценариста»».
Понятия: Язык. Слово. Речь.
Тема 2 «Вначале было Слово...».
Понятия: Культура речи. Диалог. Монолог.
Тема 3 «Дыхание. Дикция. Артикуляция».
Понятия: Дикция. Интонация. Ударение.
Тема 4 «Поза. Мимика. Жесты».
Понятия: Публичное выступление как искусство. Основные упражнения.
Тема 5 «Управление и владение своим вниманием».
Понятия: Приемы привлечения внимания. Приемы удержания внимания. Секреты профессиональных ораторов.
Тема 6 «Сценарий как предметно-изобразительная и композиционная основа сценического представления».
Понятия: Сценарий. Действующие лица. Ведущий.
Тема 7«Описательная часть сценария. Текстовая часть оформления. Световые и звуковые эффекты».
Понятия: Структура сценария. Логика. Основные составляющие.
Тема 8«Идея замысла».
Понятия: Замысел. Тема
Тема 9 Вера актёра в правду вымысла. Вера зрителя в то, во что верит актёр»
Понятия: Роль актера. Роль ведущего. Внешний вид. Реквизит.
Тема 10 «Репетиция»
Понятия: Репетиция. Этапы репетиции. Роли на репетиционной площадке.
Тема 11 «Литературный вечер»
Понятия: Мероприятие. Анкетирование. Итоговая рефлексия.
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | «Вначале было Слово...». | 2 |
3 | «Дыхание. Дикция. Артикуляция». | 1 |
4 | «Поза. Мимика. Жесты». | 1 |
5 | «Управление и владение своим вниманием» | 2 |
6 | «Сценарий как предметно-изобразительная и композиционная основа сценического представления». | 4 |
7 | «Описательная часть сценария. Текстовая часть оформления. Световые и звуковые эффекты» | 4 |
8 | «Идея замысла» | 8 |
9 | Вера актёра в правду вымысла. Вера зрителя в то, во что верит актёр» | 4 |
10 | «Репетиция» | 6 |
11 | «Литературный вечер» | 1 |
| Итоговое занятие | 1 |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Колич.ество часов | Форма проведения занятий | Дата изучения /план | Дата изучения/факт |
| Введение в программу «Мастерская юного сценариста» | 1 | Вводная беседа | 08.09.22 | |
| «Вначале было Слово...» | 1 | Беседа, рассказ учителя | 15.09.22 | |
| Типы сюжетов и жанры | 1 | Беседа, рассказ учителя | 22.09.22 | |
| Дыхание. Дикция. Артикуляция | 1 | Беседа, рассказ учителя Групповая работа, Практическая работа | 29.09.22 | |
| Сценоречь | 1 | Беседа, рассказ учителя Групповая работа, Практическая работа | 06.10.22 | |
| Поза. Мимика. Жесты. Взгляд | 1 | Беседа, рассказ учителя Групповая работа, Практическая работа | 13.10.22 | |
| Манипуляторы. Психология движения | 1 | Беседа, рассказ учителя Учебный практикум, наблюдение и исследование | 20.10.22 | |
| Управление и владение своим вниманием – главнейшее условие выступающего публично | 1 | Беседа, рассказ учителя Групповая работа, Практическая работа | 27.10.22 | |
| Сценическая подача. | 1 | Беседа, рассказ учителя Групповая работа, Практическая работа | 03.11.22 | |
| Сценарий как предметно-изобразительная и композиционная основа сценического представления | 1 | Беседа, рассказ учителя Создание индивидуальных и творческих проектов | 10.11.22 | |
| Главная идея, замысел текста, сценария | 1 | Беседа, рассказ учителя Создание индивидуальных и творческих проектов | 17.11.22 | |
| Особенности сценария | 1 | Беседа, рассказ учителя Создание индивидуальных и творческих проектов | 24.11.22 | |
| Подтекст в сценарии | 1 | Беседа, рассказ учителя Учебный практикум, наблюдение и исследование | 01.12.22 | |
| Работа над сценарием | 1 | Беседа, рассказ учителя Создание индивидуальных и творческих проектов | 08.12.22 | |
| Описательная часть сценария. | 1 | Беседа, рассказ учителя Учебный практикум, наблюдение и исследование | 15.12.22 | |
| Текстовая часть оформления. | 1 | Беседа, рассказ учителя Учебный практикум, наблюдение и исследование | 22.12.22 | |
| Разработка структуры | 1 | Беседа, рассказ учителя Создание индивидуальных и творческих проектов | 12.01.23 | |
| Практика разработки структуры | 1 | Беседа, рассказ учителя Групповая работа, Практическая работа | 19.01.23 | |
| Световые и звуковые эффекты | 1 | Беседа, рассказ учителя Учебный практикум, наблюдение и исследование | 26.01.23 | |
| Звукопись | 1 | Беседа, рассказ учителя Учебный практикум, наблюдение и исследование | 02.02.23 | |
| Идея замысла. Проверка собранного материала идеей и сверхзадачей. | 1 | Беседа, рассказ учителя Создание индивидуальных и творческих проектов | 09.02.23 | |
| Корректировка замысла | 1 | | 16.02.23 | |
| Психология персонажа | 1 | Беседа, рассказ учителя Создание индивидуальных и творческих проектов | 02.03.23 | |
| Типы личности. Поведение персонажа | 1 | Беседа, рассказ учителя Создание индивидуальных и творческих проектов | 09.03.23 | |
| Представление себя как персонажа. Понятие мери сью | 1 | Беседа, рассказ учителя Групповая работа, Практическая работа | 16.03.23 | |
| Подача героя | 1 | Беседа, рассказ учителя Создание индивидуальных и творческих проектов | 23.03.23 | |
| Путь антагониста | 1 | Беседа, рассказ учителя Создание индивидуальных и творческих проектов | 06.04.23 | |
| Создание диаметральных персонажей | 1 | Беседа, рассказ учителя Создание индивидуальных и творческих проектов | 13.04.23 | |
| Вера актёра в правду вымысла. Вера зрителя в то, во что верит актёр. | 1 | Беседа, рассказ учителя Групповая работа, Практическая работа | 20.04.23 | |
| Проверка созданного материала | 1 | Беседа, рассказ учителя Групповая работа, Практическая работа | 27.04.23 | |
| Пробы на роли. | 1 | Беседа, рассказ учителя Групповая работа, Практическая работа | 04.05.23 | |
| Работа над ролью. Физические и психические действия, предлагаемые обстоятельства и сценический образ. | 1 | Беседа, рассказ учителя Групповая работа, Практическая работа | 11.05.23 | |
| Подготовка к выступлению | 1 | Беседа, рассказ учителя Групповая работа, Практическая работа | 25.05.23 | |
| Литературный вечер | 1 | | | |
.
Список литературы
Алянский, Ю.А. Азбука театра. /Ю.А. Алянский. – М., 1975.
. - Волгоград: Учитель, 2006.
Дубровский Э. Сценарий как модель социальной деятельности// Искусство кино. 1976.No1.
Ладыженская, Т.А. Речь. /Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1990.
Литвинцева Г. Сценарное мастерство.-М.: 1980.
Марков О.И. Сценарная технология. -К.: КГУКИ,2004.
Мигунов А.С. Художественный образ. -М.: 1985
Ожегов, С.И. Словарь русского языка. /С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1989.
Рубб А.А. Тайна режиссерского замысла.-М.: 1999.
Стрельцова, Л.Е. Литература и фантазия. /Л.Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992.
Соловейчик, М. //М. Соловейчик. Первое сентября. – М.: Первое сентября.
О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования науки России от 11.12.2006г., № 06-1844.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03. №4594).
6