СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный сценарист"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности, направлена на развитие читательской граммотности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный сценарист"»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Кружок «Юный сценарист»

















Составила:

Титова С.А.



























2022г.

Пояснительная записка

Кружковое объединение «Юный сценарист» имеет культурологическую направленность дополнительной образовательной программы.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса. . Причины введения данного курса обусловлены необходимостью компенсировать недостаточное количество часов на лингвистические, культурологические и творческие практикумы базисной программы.

Актуальность программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры и школьные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству.

Общеобразовательная программа направлена на детей 14-16 лет.

Сроки реализации общеобразовательной программы курса внеурочной деятельности –34 часа.

Цель программы: воспитание и развитие творчески активной, понимающей, умной, воспитанной личности, обладающей художественным вкусом, собственным мнением, развитой связной речью.

Задачи программы:

  • создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу;

  • расширение общего и художественного кругозора, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;

  • развитие речи, мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;

  • формирование общей способности искать и находить новые решения необычными способами, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

  • формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия;

  • участие в детских мероприятиях, фестивалях, конкурсах.

  • Формы занятий.

  • Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.



Методы работы на занятиях.

  • Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:

  • - ролевая игра ( исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);

  • - культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);

  • - ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Содержание программы

Тема 1 «Введение в программу «Мастерская юного сценариста»».

Понятия: Язык. Слово. Речь.

Тема 2 «Вначале было Слово...».

Понятия: Культура речи. Диалог. Монолог.

Тема 3 «Дыхание. Дикция. Артикуляция».

Понятия: Дикция. Интонация. Ударение.

Тема 4 «Поза. Мимика. Жесты».

Понятия: Публичное выступление как искусство. Основные упражнения.

Тема 5 «Управление и владение своим вниманием».

Понятия: Приемы привлечения внимания. Приемы удержания внимания. Секреты профессиональных ораторов.

Тема 6 «Сценарий как предметно-изобразительная и композиционная основа сценического представления».

Понятия: Сценарий. Действующие лица. Ведущий.

Тема 7«Описательная часть сценария. Текстовая часть оформления. Световые и звуковые эффекты».

Понятия: Структура сценария. Логика. Основные составляющие.

ТемаИдея замысла».

Понятия: Замысел. Тема

Тема 9 Вера актёра в правду вымысла. Вера зрителя в то, во что верит актёр»

Понятия: Роль актера. Роль ведущего. Внешний вид. Реквизит.

Тема 10 «Репетиция»

Понятия: Репетиция. Этапы репетиции. Роли на репетиционной площадке.

Тема 11 «Литературный вечер»

Понятия: Мероприятие. Анкетирование. Итоговая рефлексия.


№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение

1

2

«Вначале было Слово...».

2

3

«Дыхание. Дикция. Артикуляция».

1

4

«Поза. Мимика. Жесты».

1

5

«Управление и владение своим вниманием»

2

6

«Сценарий как предметно-изобразительная и композиционная основа сценического представления».

4

7

«Описательная часть сценария. Текстовая часть оформления. Световые и звуковые эффекты»

4

8


«Идея замысла»

8

9

Вера актёра в правду вымысла. Вера зрителя в то, во что верит актёр»

4

10

«Репетиция»

6

11

«Литературный вечер»

1


Итоговое занятие

1



















Учебно-тематический план


Тема

Колич.ество часов

Форма проведения занятий

Дата изучения /план

Дата изучения/факт

Введение в программу «Мастерская юного сценариста»

1

Вводная беседа

08.09.22


«Вначале было Слово...»

1

Беседа, рассказ учителя

15.09.22


Типы сюжетов и жанры

1

Беседа, рассказ учителя

22.09.22


Дыхание. Дикция. Артикуляция

1

Беседа, рассказ учителя
Групповая работа, Практическая работа

29.09.22


Сценоречь

1

Беседа, рассказ учителя
Групповая работа, Практическая работа

06.10.22


Поза. Мимика. Жесты. Взгляд

1

Беседа, рассказ учителя
Групповая работа, Практическая работа

13.10.22


Манипуляторы. Психология движения

1

Беседа, рассказ учителя Учебный практикум, наблюдение и исследование

20.10.22


Управление и владение своим вниманием – главнейшее условие выступающего публично

1

Беседа, рассказ учителя
Групповая работа, Практическая работа

27.10.22


Сценическая подача.

1

Беседа, рассказ учителя
Групповая работа, Практическая работа

03.11.22


Сценарий как предметно-изобразительная и композиционная основа сценического представления

1

Беседа, рассказ учителя
Создание индивидуальных и творческих проектов

10.11.22


Главная идея, замысел текста, сценария

1

Беседа, рассказ учителя
Создание индивидуальных и творческих проектов

17.11.22


Особенности сценария

1

Беседа, рассказ учителя
Создание индивидуальных и творческих проектов

24.11.22


Подтекст в сценарии

1

Беседа, рассказ учителя Учебный практикум, наблюдение и исследование

01.12.22


Работа над сценарием

1

Беседа, рассказ учителя Создание индивидуальных и творческих проектов

08.12.22


Описательная часть сценария.

1

Беседа, рассказ учителя Учебный практикум, наблюдение и исследование

15.12.22


Текстовая часть оформления.

1

Беседа, рассказ учителя Учебный практикум, наблюдение и исследование

22.12.22


Разработка структуры

1

Беседа, рассказ учителя
Создание индивидуальных и творческих проектов

12.01.23


Практика разработки структуры

1

Беседа, рассказ учителя
Групповая работа, Практическая работа

19.01.23


Световые и звуковые эффекты

1

Беседа, рассказ учителя Учебный практикум, наблюдение и исследование

26.01.23


Звукопись

1

Беседа, рассказ учителя Учебный практикум, наблюдение и исследование

02.02.23


Идея замысла. Проверка собранного материала идеей и сверхзадачей.

1

Беседа, рассказ учителя
Создание индивидуальных и творческих проектов

09.02.23


Корректировка замысла

1


16.02.23


Психология персонажа

1

Беседа, рассказ учителя
Создание индивидуальных и творческих проектов

02.03.23


Типы личности. Поведение персонажа

1

Беседа, рассказ учителя
Создание индивидуальных и творческих проектов

09.03.23


Представление себя как персонажа. Понятие мери сью

1

Беседа, рассказ учителя
Групповая работа, Практическая работа

16.03.23


Подача героя

1

Беседа, рассказ учителя
Создание индивидуальных и творческих проектов

23.03.23


Путь антагониста

1

Беседа, рассказ учителя
Создание индивидуальных и творческих проектов

06.04.23


Создание диаметральных персонажей

1

Беседа, рассказ учителя
Создание индивидуальных и творческих проектов

13.04.23


Вера актёра в правду вымысла. Вера зрителя в то, во что верит актёр.

1

Беседа, рассказ учителя
Групповая работа, Практическая работа

20.04.23


Проверка созданного материала

1

Беседа, рассказ учителя
Групповая работа, Практическая работа

27.04.23


Пробы на роли.

1

Беседа, рассказ учителя
Групповая работа, Практическая работа

04.05.23


Работа над ролью. Физические и психические действия, предлагаемые обстоятельства и сценический образ.

1

Беседа, рассказ учителя
Групповая работа, Практическая работа

11.05.23


Подготовка к выступлению

1

Беседа, рассказ учителя
Групповая работа, Практическая работа

25.05.23


Литературный вечер

1




.


Список литературы

        • Агапова, И. Пьесы для школьного театра. /И. Агапова, М. Давыдова. – М.: Тлада, 2003.

  • Алянский, Ю.А. Азбука театра. /Ю.А. Алянский. – М., 1975.

  • . - Волгоград: Учитель, 2006.

  • Дубровский Э. Сценарий как модель социальной деятельности// Искусство кино. 1976.No1.

  • Ладыженская, Т.А. Речь. /Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1990.

  • Литвинцева Г. Сценарное мастерство.-М.: 1980.

  • Марков О.И. Сценарная технология. -К.: КГУКИ,2004.

  • Мигунов А.С. Художественный образ. -М.: 1985

  • Ожегов, С.И. Словарь русского языка. /С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1989.

  • Рубб А.А. Тайна режиссерского замысла.-М.: 1999.

  • Стрельцова, Л.Е. Литература и фантазия. /Л.Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992.

  • Соловейчик, М. //М. Соловейчик. Первое сентября. – М.: Первое сентября.

  • О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования науки России от 11.12.2006г., № 06-1844.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03. №4594).

6