Рассмотрено на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла областного казённого общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Протокол от « » августа 2021 г. № 1
Рассмотрено на заседании методического совета областного казённого общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Протокол от « » августа 2021г. № 1
Утверждено решением педагогического совета
областного казённого общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Протокол от «27» августа 2021 г. № 1
Введено в действие приказом директора школы от « » 2021г №
Программа курса внеурочной деятельности
«Секреты русской грамматики»
для учащихся 6 А класса
на 2021-2022 учебный год
Учитель Карачевцева Е.Ф.
Курск 2021
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты русской грамматики» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОКОУ «Курская школа»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20, "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Цель программы: создать условия для развития интересов, познавательной деятельности, способностей обучающихся с умственной отсталостью, организации их свободного времени; развивать устную речь, память, внимание, обогащать словарный запас; осуществлять нравственное воспитание личности.
Задачи:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- формирование основ нравственного самосознания личности, формирование навыка различения частей речи;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- расширение знаний по теме «Части речи»;
- развитие активности, самостоятельности при работе с предложением, при работе с текстом;
- развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
- формирование умений, навыков социального общения людей;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Содержание курса внеурочной деятельности «Секреты русской грамматики»
Разделы курса | Формы организации внеурочной деятельности | Основные виды деятельности обучающихся |
Имя существительное (20 ч) | -индивидуальная работа; - работа в парах; - работа в группах; -самостоятельная и фронтальная работа | Разбирать слова по составу. Сопоставлять приставки и предлоги. Узнавать изученные части речи, классифицировать их, приводить примеры. Уметь различать части речи на письме, на слух. Различать первое, второе, третье склонения имен существительных. Определять грамматические признаки имени существительного: род, число, склонение, падеж. Анализировать ошибки. Отличать имена прилагательные от слов других частей речи. Отличать глаголы от слов других частей речи. |
Имя прилагательное (7 ч) |
Глагол (6 ч) |
Повторение (1 ч) |
| |
Имя существительное. Значение имени существительного. Единственное и множественное число существительных. Существительные мужского среднего и женского рода. Изменение существительных по падежам.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного. Прилагательные мужского, среднего, женского рода. Единственное и множественное число прилагательных.
Глагол. Значение глаголов. Настоящее, прошедшее, будущее время глаголов
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Секреты русской грамматики»:
- умение различать основные языковые средства: слова, предложения, текст;
- различать и называть:
а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
б) части речи;
-умения соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно различать части речи и правильно использовать их в своей речи);
- применение при письме правила;
- умение практически распознавать части речи на слух, на письме, в тексте;
- умение определять склонение, род, число, падеж имён существительных;
- умение соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно называть части речи);
- умение ориентироваться в определении частей речи;
- выражение собственного мнения, аргументирование его при написании частей речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- производить элементарные языковые анализы слов (по составу) в целях решения орфографических задач;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, городу, народу, родному языку;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Секреты русской грамматики»
(1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Что обозначает имя существительное? | |
2 | Упражнение в нахождении имён существительных в предложении. | |
3 | Восполнение пробелов в нахождении имён существительных в предложении, в тексте. | |
4 | Число имён существительных | |
5 | Развитие умения в определении числа имён существительных. | |
6 | Имена существительные, имеющие только форму множественного числа | |
7 | Категория рода имен прилагательных. | |
8 | Имена существительные женского рода | |
9 | Имена существительные мужского рода | |
10 | Имена существительные среднего рода | |
11 | Изменение существительных по падежам | |
12 | Именительный падеж – начальная форма существительного. | |
13 | Родительный падеж имен существительных | |
14 | Дательный падеж имен существительных | |
15 | Винительный падеж имен существительных | |
16 | Творительный падеж имен существительных | |
17 | Предложный падеж имен существительных | |
18 | Изменение существительных по падежам. | |
19 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | |
20 | Имена собственные и нарицательные | |
21 | Имя прилагательное и его значение | |
22 | Упражнения в нахождении имён прилагательных в тексте | |
23 | Упражнение в различении имён существительных и имён прилагательных. | |
24 | Категория рода имен прилагательных. | |
25 | Изменение прилагательных по родам | |
26 | Категория числа имен прилагательных | |
27 | Изменение прилагательных по числам | |
28 | Глагол и его значение | |
29 | Категория времени глаголов | |
30 | Глаголы настоящего времени | |
31 | Глаголы прошедшего времени | |
32 | Глаголы будущего времени | |
33 | Изменение глаголов по временам | |
34 | Восполнение пробелов по теме: «Различение частей речи» | |
Итого 34 часа |