Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 7 класса «В мире геометрии» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.
Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Данная программа расширяет и углубляет базовый компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по направлению «Геометрия».
Основная цель курса внеурочной деятельности:
Расширение и углубление теоретического и практического содержание курса планиметрии, развитие познавательного интереса к геометрии, развитие умения применять знания на практике, в новой ситуации, приводить аргументированное решение. Задачи курса:
Обучающие:
- Поддержка базового курса геометрии.
-Выявление и развитие математических способностей учащихся.
-Интеграция знаний учащихся в изобразительном искусстве, архитектуре, декоративно прикладном творчестве.
-Формирование общеучебных умений.
Воспитательные:
Формировать навыки самостоятельной работы;
Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Необходимость выделения геометрического материала в самостоятельную линию объясняется, прежде всего, уникальными возможностями, которые предоставляет изучение пропедевтико - геометрического курса для решения главной цели общего математического образования - целостного развития и становление личности средствами математики.
Изучение геометрии положительно влияет на своевременное формирование геометрической зоркости и интуиции, пространственного воображения, творческих способностей учащихся, развитие интереса к геометрическим образам и в целом к геометрии как к науке.
Анализ экзаменационных работ ГИА показал, что большинство обучающихся испытывают трудности разного характера при решении геометрических задач базового уровня.
Таким образом, данный курс имеет практическую направленность и предназначен для подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА .
Курс рассчитан для 7 класса на 17 часов второго полугодия 2022-2023 уч. года (по 1 часу в неделю).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
-развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Познавательные УУД:
-умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
-умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;
-умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);
-умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.
Коммуникативные УУД:
-развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;
- умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах;
Обучающиеся должны знать/понимать/иметь представление:
иметь представление обистории развития геометрии;
знать свойства геометрических фигур
знать алгоритм решения некоторых геометрических задач
Обучающиеся должны уметь:
распознавать и изображать геометрические фигуры;
строить грамотный чертеж;
читать математический текст, правильно анализировать условие задачи;
выбирать наиболее рациональный метод решения и обосновывать его;
точно излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
производить простейшие измерения и построения с помощью циркуля и линейки;
решать задачи на вычисление и построение;
применять свойства геометрических преобразований к решению задач.
использовать возможности Интернета
Обучающийся должен владеть:
анализом и самоконтролем;
исследованием ситуаций, в которых результат принимает те или иные количественные или качественные формы.
Содержание курса внеурочной деятельности
Из истории развития геометрии 3 часов
Предмет – геометрия. История возникновения и развития геометрии. Занимательные исторические факты. Знаменитые ученые, внесшие вклад в развитие геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Основная цель: познакомить учащихся с новым предметом – геометрия, обобщить и систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах, которые рассматривались в начальной школе, расширить знания учащихся о геометрии на основе исторического материала.
Занимательные вопросы геометрии 3 часа
Занимательные вопросы геометрии. История возникновения геометрических названий. Правильные многоугольники. Узоры из правильных многоугольников. Геометрия вокруг нас.
Основная цель: познакомить учащихся с некоторыми интересными вопросами из курса геометрии, научить ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Решение задач по теме «Треугольник»10 часов
Угол. Виды углов. Треугольник и его виды. Равнобедренный треугольник. Прямоугольный треугольник.
Основная цель: научить решать задачи базового уровня из ОГЭ.
Итоговый урок 1 час
Защита проектов.
Тематическое планирование
Наименование раздела, темы | Количество часов |
Из истории геометрии | 3 |
Занимательные вопросы | 3 |
Решение задач по теме «Треугольник» | 10 |
Итоговый урок | 1 |
Итого | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел и основное содержание темы | Дата |
| Из истории геометрии | 3 |
1 | История развития геометрии. Натягиватели веревок | 12.01 |
2 | Из Вавилона в Грецию. Эратосфен измеряет Землю | 19.01 |
3 | Архимед применяет геометрию для обороны Геометрия в старых русских книгах | 26.01 |
| Занимательные вопросы геометрии | 3 |
4 | История возникновения геометрических названий | 02.02 |
5 | Правильные многоугольники. Узоры из правильных многоугольников | 09.02 |
6 | Геометрия вокруг нас | 16.02 |
| Решение задач по теме «Треугольник» | 10 |
7 | Углы. Виды углов | 02.03 |
8 | Его величество Треугольник | 09.03 |
9 | Треугольник. Виды треугольника по углам | 16.03 |
10 | Сумма углов треугольника | 23.03 |
11 | Решение задач по теме «Углы. Сумма углов треугольника» | 06.04 |
12 | Равнобедренный треугольник | 13.04 |
13 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 20.04 |
14 | Прямоугольный треугольник. Египетский треугольник | 27.04 |
15 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | 04.05 |
16 | Задачи на построение треугольников | 11.05 |
| Итоговый урок | 1 |
17 | Защита проектов | 18.05 |