| ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский генерала Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус» (ГБОУ РО «ШККК») | |
ул. Сельская, №42, г. Шахты, Ростовской области, 346516
тел./факс: 8 (863)6 22-93-43, 22-96-01 приемная, 22-95-78 гл. бухгалтер
E-mail: shckk@mail.ru
ОКПО 73287179, ОГРН 1046150011016, ИНН/КПП 61555054419/61550100
«Принята» на заседании МС Протокол №____ «________» _________2022 г. | «Согласована» зам. директора по УВР ________________________ И.Г. Чертова «________» ____________________2022 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ РО «ШККК» _____________________В.А. Бобыльченко «_________» ____________________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности
«Правила дорожного движения»
для обучающихся 6 класса «Б»
Составитель программы: Клюхина Елена Васильевна,
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации программы – 1 год
2022-2023 учебный год
Содержание
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика курса
-
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
-
Тематическое планирование (6 класс)
-
Содержание курса (6 класс)
-
Пояснительная записка
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения (БДД) – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Дорожно-транспортный травматизм является самым распространенным видом детского травматизма. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности.
Проблема дорожной безопасности является всегда актуальной. Решение проблемы снижения роста ДТП возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно-воспитательных. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Обучение детей школьного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.1995 года, №198-ФЗ.
Имеется ряд причин, позволяющих утверждать о необходимости обучения детей дорожной безопасности в основной школе:
-
значительное количество детей, пострадавших от дорожно-транспортного травматизма, относится к обучающимся 5-7 классов, когда они начинают активно передвигаться по городу без сопровождения взрослых и «осваивать» велосипеды и мопеды;
-
нерешенные проблемы организации дорожного движения, связанные с ростом количества транспортных средств на дорогах существенно влияют на дорожную безопасность;
-
воспитание ценностного отношения к собственной безопасности и к безопасности окружающих на дорогах.
При переходе на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуры личной безопасности.
Рабочая программа внеурочной деятельности по правилам дорожного движения составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
2. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
3. Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждѐнного Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
4. Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г.
Задачами изучения ПДД и безопасного поведенияобучающихся на дорогах являются:
- формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих обучающимся 6 класса безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
- формирование культуры поведения в общественном транспорте;
- формирование мотивационно-поведенческой культуры обучающегося как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
Предлагаемая рабочая программа содержит теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах. Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме.
-
Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности «Правила дорожного движения» включает в себя три основных вида деятельности:
-
обучение на основе современных педагогических технологий по формированию у обучающихся культуры безопасного поведения на дороге;
-
обучение на основе метода проектов и исследовательской деятельности;
-
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности предусматривает групповую и коллективную работу обучающихся, совместную деятельность обучающихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.
Методы контроля: устный опрос, зачет, практические работы, викторины, кроссворды.
Место занятий в учебном плане
• Срок реализации программы – 1 год.
• Общее количество часов в год – 34 часа
• Количество часов в неделю – 1 час.
• Направление программы: социально-педагогическое.
• Программа рассчитана на детей 11-12 лет.
• Категория участников: обучающиеся 6 класса.
Цель программы:
-
формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического их применения в повседневной жизни;
-
вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
-
ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
-
обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-
приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств;
-
овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;
-
развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
-
ознакомление с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
-
обучение приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
-
привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
-
вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма;
-
воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения.
Важнейшим аспектом создания организационно-педагогических условий изучения вопросов дорожной безопасности является мотивация у обучающихся к обучению ПДД. Для достижения поставленных целей и задач программы внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» возможно использование следующих образовательных технологий:
-
развивающее обучение;
-
проблемное обучение;
-
разноуровневое обучение;
-
коллективную систему обучения;
-
исследовательские методы в обучении;
-
проектные методы обучения;
-
технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии.
Принципы реализации программы
-
Непрерывная внеурочная деятельность как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом.
-
Вовлечение каждого обучающегося в активную работу.
-
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.
-
Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.
-
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
-
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
-
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.
Ценностные ориентиры содержания программы
Содержание программы направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценностей культуры безопасности жизнедеятельности для сохранения собственного здоровья, формирования навыков организации взаимодействия и взаимопомощи при различных ситуациях, организации здорового образа жизни.
-
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
По окончании изучения программы обучающимися должны быть достигнуты:
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
• осознание ответственности человека за общее благополучие;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука дорожного движения»;
• способность к самооценке.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение ставить и формулировать проблемы;
• навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
• установление причинно-следственных связей;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими.
С этой целью планируется у обучающихся формирование следующих универсальных учебных действий:
• познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
• регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-
использование речи для регуляции своего действия;
-
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-
умение выделить и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
-
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
• коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием;
-
работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;
-
ставить вопросы;
-
обращаться за помощью;
-
формулировать свои затруднения;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
договариваться и приходить к общему решению;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
осуществлять взаимный контроль;
-
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающиеся научатся:
-
правилам дорожного движения, нормативным документам об ответственности за нарушение ПДД
-
определять серии дорожных знаков и их представителей;
-
оказанию первой медицинской помощи;
-
новым формам агитации и пропаганды ПДД;
-
владеть техническим устройством велосипеда;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
управлять велосипедом, самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;
-
работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
-
читать информацию по дорожным знакам;
-
работать по билетам ПДД;
-
оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение;
-
оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
Формы подведения итогов
Итоги освоения обучающимися материалов программы «Азбука дорожного движения» подводятся в форме:
Учет достижений обучающихся - отчет участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, творческий проект.
-
Тематическое планирование для 6 класса
№ занятия | Тема | Количество часов |
1-3 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. | 3 |
4-24 | Дорожная безопасность | 21 |
25-26 | Фигурное вождение велосипеда. | 2 |
27 | Изучение отрядов ЮИД, профессий ГИБДД | 1 |
28-29 | Как поступить при ДТП | 3 |
30-31 | Меры ответственности за нарушение ПДД | 2 |
31-34 | Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. | 3 |
-
Содержание курса: 6 класс
Занятие№ 1-3 Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.
Цель: Безопасность дома и на улице, опасность в различных ситуациях, безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность на льду, безопасность на воде, безопасность при общении с животными, безопасность на природе.
Занятие № 4-24. «Дорожная безопасность».
Цель: Введения понятий: Что такое проезжая часть дороги, пешеходный переход, что означают дорожные знаки. Экскурсия «Я – пешеход». Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда; почему дети попадают в дорожные аварии.
Занятие № 25-26 «Фигурное вождение велосипеда».
Цель: Научится практически технике вождения и фигурному вождению велосипеда. Отработка техники вождения на велосипеде (работа в группах). Вождение велосипеда по мостику – качели, вождение велосипеда по кругу, въезд и выезд на велосипеде в круг по правому борту, не заезжая за границы дорожки. «Полоса препятствий» - задание с использованием 5-8 упражнений для велосипедиста, вело эстафеты, вело игры.
Занятие №27 Изучение отрядов ЮИД, профессий ГИБДД.
Цель: Знать историю детского объединения юных инспекторов движения.
Занятие № 28-29 Как поступить при ДТП.
Цель: Знать порядок действий водителя и свидетелей ДТП.
Занятие № 30-31 Меры ответственности за нарушение ПДД.
Цель: Знать степень ответственности за правонарушения на дороге.
Занятие № 32-34 Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль
Цель: Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Правила пользования пассажирским транспортом. Обязанности пассажиров.
Лист фиксации дополнений и изменений в рабочую программу по внеурочной деятельности
№ | Дата | Характер изменений | Реквизиты документа. Подпись завуча. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |