СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Правила дорожного движения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема дорожной безопасности является всегда актуальной. Решение проблемы снижения роста ДТП возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно-воспитательных. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Правила дорожного движения»»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений

Ростовской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский генерала Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус»

(ГБОУ РО «ШККК»)

ул. Сельская, №42, г. Шахты, Ростовской области, 346516

тел./факс: 8 (863)6 22-93-43, 22-96-01 приемная, 22-95-78 гл. бухгалтер

E-mail: [email protected]

ОКПО 73287179, ОГРН 1046150011016, ИНН/КПП 61555054419/61550100


«Принята»

на заседании МС

Протокол №____

«________» _________2022 г.

«Согласована»

зам. директора по УВР

________________________ И.Г. Чертова

«________» ____________________2022 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ РО «ШККК»

_____________________В.А. Бобыльченко

«_________» ____________________2022 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности

«Правила дорожного движения»

для обучающихся 6 класса «Б»





Составитель программы: Клюхина Елена Васильевна,

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Срок реализации программы – 1 год



2022-2023 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика курса

  3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

  4. Тематическое планирование (6 класс)

  5. Содержание курса (6 класс)

































  1. Пояснительная записка

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения (БДД) – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Дорожно-транспортный травматизм является самым распространенным видом детского травматизма. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности.

Проблема дорожной безопасности является всегда актуальной. Решение проблемы снижения роста ДТП возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно-воспитательных. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.

Обучение детей школьного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.1995 года, №198-ФЗ.

Имеется ряд причин, позволяющих утверждать о необходимости обучения детей дорожной безопасности в основной школе:

  • значительное количество детей, пострадавших от дорожно-транспортного травматизма, относится к обучающимся 5-7 классов, когда они начинают активно передвигаться по городу без сопровождения взрослых и «осваивать» велосипеды и мопеды;

  • нерешенные проблемы организации дорожного движения, связанные с ростом количества транспортных средств на дорогах существенно влияют на дорожную безопасность;

  • воспитание ценностного отношения к собственной безопасности и к безопасности окружающих на дорогах.

При переходе на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуры личной безопасности.

Рабочая программа внеурочной деятельности по правилам дорожного движения составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

2. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

3. Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждѐнного Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).

4. Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г.

Задачами изучения ПДД и безопасного поведенияобучающихся на дорогах являются:

- формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих обучающимся 6 класса безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;

- формирование культуры поведения в общественном транспорте;

- формирование мотивационно-поведенческой культуры обучающегося как основы безопасности в условиях общения с дорогой.

Предлагаемая рабочая программа содержит теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах. Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме.

  1. Общая характеристика курса

Программа внеурочной деятельности «Правила дорожного движения» включает в себя три основных вида деятельности:

  • обучение на основе современных педагогических технологий по формированию у обучающихся культуры безопасного поведения на дороге;

  • обучение на основе метода проектов и исследовательской деятельности;

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности предусматривает групповую и коллективную работу обучающихся, совместную деятельность обучающихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.

Методы контроля: устный опрос, зачет, практические работы, викторины, кроссворды.

Место занятий в учебном плане

• Срок реализации программы – 1 год.

• Общее количество часов в год – 34 часа

• Количество часов в неделю – 1 час.

• Направление программы: социально-педагогическое.

• Программа рассчитана на детей 11-12 лет.

• Категория участников: обучающиеся 6 класса.

Цель программы:

  • формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического их применения в повседневной жизни;

  • вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

  • ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

  • обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств;

  • овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;

  • развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

  • ознакомление с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;

  • обучение приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

  • привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;

  • вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения.

Важнейшим аспектом создания организационно-педагогических условий изучения вопросов дорожной безопасности является мотивация у обучающихся к обучению ПДД. Для достижения поставленных целей и задач программы внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» возможно использование следующих образовательных технологий:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • разноуровневое обучение;

  • коллективную систему обучения;

  • исследовательские методы в обучении;

  • проектные методы обучения;

  • технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

Принципы реализации программы

  • Непрерывная внеурочная деятельность как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом.

  • Вовлечение каждого обучающегося в активную работу.

  • Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.

  • Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.

  • Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.

Ценностные ориентиры содержания программы

Содержание программы направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценностей культуры безопасности жизнедеятельности для сохранения собственного здоровья, формирования навыков организации взаимодействия и взаимопомощи при различных ситуациях, организации здорового образа жизни.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

По окончании изучения программы обучающимися должны быть достигнуты:

Личностные результаты:

• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

• осознание ответственности человека за общее благополучие;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука дорожного движения»;

• способность к самооценке.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение ставить и формулировать проблемы;

• навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

• установление причинно-следственных связей;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими.

С этой целью планируется у обучающихся формирование следующих универсальных учебных действий:

• познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

• регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделить и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

• коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием;

  • работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающиеся научатся:

  • правилам дорожного движения, нормативным документам об ответственности за нарушение ПДД

  • определять серии дорожных знаков и их представителей;

  • оказанию первой медицинской помощи;

  • новым формам агитации и пропаганды ПДД;

  • владеть техническим устройством велосипеда;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • управлять велосипедом, самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;

  • работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

  • читать информацию по дорожным знакам;

  • работать по билетам ПДД;

  • оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение;

  • оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

Формы подведения итогов

Итоги освоения обучающимися материалов программы «Азбука дорожного движения» подводятся в форме:

  • игр-состязаний;

  • отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах; - тестирование.

Учет достижений обучающихся - отчет участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, творческий проект.


  1. Тематическое планирование для 6 класса

занятия

Тема

Количество часов

1-3

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.

3

4-24

Дорожная безопасность

21

25-26

Фигурное вождение велосипеда.

2

27

Изучение отрядов ЮИД, профессий ГИБДД

1

28-29

Как поступить при ДТП

3

30-31

Меры ответственности за нарушение ПДД

2

31-34

Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль.

3


  1. Содержание курса: 6 класс

Занятие№ 1-3 Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.

Цель: Безопасность дома и на улице, опасность в различных ситуациях, безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность на льду, безопасность на воде, безопасность при общении с животными, безопасность на природе.

Занятие № 4-24. «Дорожная безопасность».

Цель: Введения понятий: Что такое проезжая часть дороги, пешеходный переход, что означают дорожные знаки. Экскурсия «Я – пешеход». Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда; почему дети попадают в дорожные аварии.

Занятие № 25-26 «Фигурное вождение велосипеда».

Цель: Научится практически технике вождения и фигурному вождению велосипеда. Отработка техники вождения на велосипеде (работа в группах). Вождение велосипеда по мостику – качели, вождение велосипеда по кругу, въезд и выезд на велосипеде в круг по правому борту, не заезжая за границы дорожки. «Полоса препятствий» - задание с использованием 5-8 упражнений для велосипедиста, вело эстафеты, вело игры.

Занятие №27 Изучение отрядов ЮИД, профессий ГИБДД.

Цель: Знать историю детского объединения юных инспекторов движения.

Занятие № 28-29 Как поступить при ДТП.

Цель: Знать порядок действий водителя и свидетелей ДТП.

Занятие № 30-31 Меры ответственности за нарушение ПДД.

Цель: Знать степень ответственности за правонарушения на дороге.

Занятие № 32-34 Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль

Цель: Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Правила пользования пассажирским транспортом. Обязанности пассажиров.










Лист фиксации дополнений и изменений в рабочую программу по внеурочной деятельности


Дата

Характер изменений

Реквизиты документа.

Подпись завуча.































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!