СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Литературная мастерская»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по литературе для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Литературная мастерская»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области



«Рассмотрена»

на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол № 1 от 30.08. 2021 г

Руководитель ШМО _________________ Беленькова Е. В.

«Согласована» заместитель директора по УВР



________________ Шелудченко А.В.

«Принята»

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от 30.08.2021 г.

«Утверждена»

Приказом № 1-166

от 31.08. 2021 г.


Директор школы

_________________


Черникова З.И.











Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Литературная мастерская»

(5 класс)

на 2021 - 2022 учебный год











Составитель: Котлярова Регина Витальевна









2021 год

Пояснительная записка


Данная программа внеурочных занятий «Литературная мастерская» для 5 класса составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания патриотичной личности, гражданина России.

Представленная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.


Программа внеурочной деятельности «Литературная мастерская»

в 5 классе разработана на основе:

  • Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 (ред. от 31.12.2015), с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 №1578, 29.06.2017 г. №613, от 24.09.2020 №519; от 11.12.2020 № 712 («О внесении изменений в некоторые ФГОС общего образования по вопросам воспитания обучающихся»);

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» № 09-3564;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО» от 12.05.2011 г. № 03-2960;

  • Письма Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;

  • Устава МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области;

  • Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа», утверждённой приказом директора школы № 1-107 от 01.07.2021 г;

  • Положения об организации внеурочной деятельности в МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области от 20.01.2021 г. № 1-05;

  • Учебного плана МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» на 2021-2022 учебный год.


Цели и задачи учебного курса «Литературная мастерская»

Основная цель внеурочной деятельности по литературе – формирование думающего человека, хорошо чувствующего сферу литературного искусства.

Основным тематическим стержнем работы внеурочной деятельности по литературе является показ литературного жанра как обязательной составляющей этического и эстетического воспитания школьника.

Задачами внеурочной деятельности по литературе нужно считать:

  • развитие эстетических способностей;

  • формирование грамотной и выразительной речи обучающихся;

  • развитие интереса к литературному творчеству;

  • развитие сферы чувств (сочувствие, сопереживание, соучастие);

  • подготовка обучающихся к успешному участию в творческих конкурсах


Общая характеристика учебного курса «Литературная мастерская»

Программа внеурочной деятельности «Литературная мастерская» составлена с учетом возрастных и познавательных особенностей обучающихся. Для пятиклассника переход в среднее школьное звено ознаменован новыми впечатлениями. Именно поэтому в этот период для школьника особенно важно быть задействованным в творческой деятельности.

Курс «Литературная мастерская» включает в себя русские народные сказки, литературные сказки, басни, произведения отечественной литературы. Значительный раздел в программе посвящён жанру фантастики. Лирический жанр в программе представлен поэтическими занятиями, подготовкой к творческим конкурсам и тематическим мероприятиям. Отличительной особенностью программы является включение в нее раздела, посвящённого изучению фольклора. Некоторые элементы устного народного творчества, такие как скороговорки, считалки, поговорки, былины способствуют формированию речевой компетенции школьников.

На занятиях внеурочной деятельности по литературе предполагается направить фокус внимания не только на работу с книгой, но и на вовлечение детей в деятельность, связанную с инсценированием прочитанного и изученного. В этот период обучения особенно важно заинтересовать детей. Литературная работа должна сочетаться с театральной деятельностью. Театр способствует развитию творческой личности. Синтез литературного и театрального искусства прививает навык эстетического восприятия мира.

Занятия проводятся в двух основных формах: теоретической и практической. Теоретическая форма предполагает работу с текстом, чтение вслух. Практическая форма воплощена в пересказе и дальнейшем обсуждении прочитанного материала. Затем в программу практических занятий включена инсценировка некоторых литературных произведений.

Формы занятий:

– по количеству детей: коллективная, групповая;

– по особенностям взаимодействия: лекция с элементами беседы, практикум, семинар-практикум, ролевая игра, игра-путешествие, исследование, проект;

– по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Виды деятельности: познавательная, игровая, исследовательская.

Система занятий по курсу «Литературная мастерская» реализует следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

– развитие различных видов мышления, памяти и воображения;

– формирование и развитие общеинтеллектуальных умений и навыков.

Развивающий аспект:

– умение анализировать, накапливать, синтезировать и преобразовывать информацию;

– умение использовать литературу как средство познания мира.

Воспитывающий аспектэто воспитание духовно развитой, нравственно-ориентированной личности.

Для литературно-театральной деятельности характерна ярко выраженная эмоциональность. Школьники выражают свои эмоции открыто и непосредственно. Именно по этой причине им необходима площадка для самовыражения. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них определенное отношение, которое они мгновенно стремятся показать миру. Задача внеурочной деятельности по литературе придать этому правильную форму.

Особенно на занятиях приветствуется инициатива самих детей. Прививается коллективность, навык совместной творческой работы. При составлении и оформлении инсценировок, выставок, устройстве литературных вечеров в процесс вовлекаются все участники.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Литературная мастерская»:

1. Ценность духовности – это ценность духовного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

2. Ценность человека как чувствующего существа, стремящегося к эстетическому восприятию мира.

3. Ценность творчества как неотъемлемой части развитой личности.

4. Ценность слова как основной единицы языкового наследия национальной культуры.

5. Ценность литературы – основа филологического и исторического процесса России.

6. Ценность нравственности – проявление моральных качеств, основа духовно-нравственного воспитания.



Место учебного курса «Литературная мастерская»

в учебном плане

Программа курса «Литературная мастерская» предназначена для 5 класса. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учредителя) прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения программного материала.

Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:

– укрупнения дидактических единиц;

– сокращения часов на проверочные работы;

– оптимизации домашних заданий.


Планируемые результаты

освоения обучающимися программы курса

«Литературная мастерская»

Личностные результаты:

Школьник получит возможность научиться:

- познавать через литературу этические и морально-нравственные нормы поведения;

- усваивать теоретические знания и формировать рефлективность поведения, как в учебной, так и в любой другой деятельности;

- осознавать значимость литературной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Школьник получит возможность научиться:

  • уметь работать с книгой, правильно использовать учебный алгоритм;

- уметь работать в группах, участвовать в совместной деятельности;

- уметь анализировать и интерпретировать информацию;

- уметь подбирать и использовать театральные костюмы и декорации;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

Школьник получит возможность научиться:

- осмыслять сказанное, строить логические цепочки рассуждений;

- уметь самостоятельно выбирать необходимую литературу;

- развивать дикцию;

- развивать навык вдумчивого чтения;

- использовать справочные материалы для получения дополнительной информации;

- развивать навыки инсценировки литературных произведений.

Коммуникативные УУД:

Школьник получит возможность научиться:

- устраивать групповые обсуждения;

- уметь выражать и аргументировать свою точку зрения;

- развивать коммуникативные компетенции;

- уметь оценивать поведение героев, рефлексировать;

- уметь передавать эмоции и чувства героев произведения;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- развивать правильную артикуляцию и речевые навыки;

- участвовать в творческих конкурсах чтецов и рассказчиков;

- пополнять словарный запас новыми литературными понятиями;

- владеть навыками выразительного актерского прочтения.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- определять замысел, идейную или литературную основы;

- высказывать суждение об эстетической ценности литературного произведения;

- рассуждать о возможном продолжении произведений с открытым финалом;

- давать точную характеристику героям произведения;

- использовать выразительные возможности языка, мимики, жестов, костюма для изображения литературного персонажа;

- видеть различие между произведением литературы и его интерпретацией, т.е. восприятием художественного текста режиссером, актерами, сценаристом;

- формировать навыки анализа различных видов художественного текста;

- формировать ответственность за литературную культуру России как национальную ценность.



Содержание учебного курса «Литературная мастерская». 5 класс (68 ч.)



Раздел 1. Волшебная страна «Сказка»

Вводное занятие. Лучшие книги, прочитанные летом. Русские народные сказки и их особенности. Сказка как средство восприятия мира. Сказка «По щучьему велению» Былина как жанр народной поэзии. Басня как жанр. И. А. Крылов, основоположник жанра басни. В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Литературная сказка и её особенности. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» М. Ю. Лермонтов «Дары Терека».

Раздел 2. Сказочный фольклор

П. П. Ершов. Биография писателя. Сказка «Конек – Горбунок». Поэтическое занятие. Подготовка к конкурсу чтецов «Славная осень». Конкурс чтецов «Славная осень».В.М. Гаршин . Биография писателя. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности выразительного чтения. Пословицы и поговорки. Скороговорки.

Раздел 3. Путешествие в страну «Литературию»

Подготовка к конкурсу скороговорок. Что такое дикция и как её развивать? Н.Носов. Биография писателя. Н. Носов Рассказы. Особые жанры литературы. Небылицы, считалки, присказки. Загадки. Практическое занятие. Составление загадок. Любимый герой в литературе. Система образов в художественном произведении. Характеристика литературного героя.

Раздел 4. Удивительный мир фантастики

Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы. Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно». П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Б.В. Шергин. Рассказы. Сат-Ок. Повесть «Таинственные следы». В.П. Крапивин. Повесть «Я иду встречать брата». Теория стихотворения. Кир Булычев Девочка с Земли, Сто лет тому вперед. Л.Лагин. Старик Хоттабыч. С.Павлов. Лунная Радуга «Творческая мастерская» театральная постановка Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно».

Итоговое занятие

Театральная постановка сказки П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»



Справочно-информационные и методические материалы:

1.Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1983.

2.Бершадская Н.Р., Халимова В. Литературное творчество учащихся в школе. –М., 1996

3.Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1991.

4.Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. –М.: Просвещение, 1990

5.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1976.

6.Уроки литературы в школе /Подбор статей, 2001 (No5), 2004г. (No1, 2), 2005 (No9), 2008г. (No1), 2009г. (No12)

7.Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксѐнова. –М.: Аванта +, 2002

8.Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. –М.: Педагогика, 1987.





Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Количество часов

Вид контроля

всего

теория

практика

аудиторные занятия

внеаудиторные занятия

1

Раздел 1

Волшебная страна «Сказка»


11

6

5

11

0

Тестирование

2

Раздел 2

Сказочный фольклор


10

5

5

10

0

Тестирование

3

Раздел 3

Путешествие в страну «Литературию»


11

6

5

11

0

Тестирование

4

Раздел 4

Удивительный мир фантастики

33

17

16

33

0

Театральная постановка

5

Итоговое занятие

3

1

2

3

0

Театральная постановка

Итого

68

35

33

68

0






































Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Раздел, тема занятия


Количество часов

Содержание деятельности

Дата

Примечание/ причина корректировки

теоретическая часть занятия (форма организации деятельности)

практическая часть занятия (форма организации деятельности)

план

факт





1




Волшебная страна «Сказка»

Вводное занятие. Лучшие книги, прочитанные летом.




1

Беседа

Игровая деятельность

01.09.2021



2

Русские народные сказки и их особенности.

1

Исследование

Работа в группах


07.09.2021



3

Сказка как средство восприятия мира.

1

Работа с текстом

Эксперимент


08.09.2021



4

Сказка «По щучьему велению».

1

Беседа

Сюжетно-ролевая игра


14.09.2021



5

Былина как жанр народной поэзии


1

Беседа

Работа в группах


15.09.2021



6

Басня как жанр.

1

Беседа

Разгадывание загадок


21.09.2021



7

И. А. Крылов, основоположник жанра басни.

1

Работа с текстом

Дискуссия


22.09.2021



8



В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери».

1



Работа с текстом

Работа в парах


28.09.2021



9

Литературная сказка и её особенности.

1

Исследование

Игровая деятельность

29.09.2021



10

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

1

Беседа

Игровая деятельность


05.10.2021



11

М. Ю.Лермонтов «Дары Терека».


1

Работа с текстом

Составление кроссворда


06.10.2021



12

Сказочный фольклор

П. П. Ершов. Биография писателя.

1

Исследование

Работа в группа


12.10.2021



13

П. П. Ершов Сказка «Конек – Горбунок»

1

Беседа

Литературная игра


13.10.2021



14

Поэтическое занятие. Подготовка к конкурсу чтецов «Славная осень»

1

Работа с текстом

Подготовка к конкурсу


19.10.2021



15

Конкурс чтецов «Славная осень».

1

Беседа

Конкурс


20.10.2021



16

В.М. Гаршин . Биография писателя.

1

Исследование

Доклад


26.10.2021



17


В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Беседа

Сочинение литературнойсказки


27.10.2021



18

Особенности выразительного чтения

1

Анализ текста

Составление карточек


02.11.2021



19

Пословицы и поговорки

1

Анализ текста

Игровая деятельность


03.11.2021



20

Скороговорки

1

Беседа

Литературные загадки


09.11.2021



21

Путешествие в страну «Литературию»

Подготовка к конкурсу скороговорок.

1

Беседа

Подготовка к конкурсу

10.11.2021



22

Что такое дикция и как её развивать?

1

Исследование

Работа в группах

16.11.2021



23

Н.Носов. Биография писателя

1

Беседа

Игра

17.11.2021



24

Н. Носов Рассказы.

1

Беседа

Самостоятельная работа

23.11.2021



25

Особые жанры литературы.

1

Исследование

Репортаж

24.11.2021



26

Небылицы, считалки, присказки.

1

Беседа

Театральная игра

30.11.2021



27

Загадки

1

Беседа

Ролевая игра

01.12.2021



28

Практическое занятие. Составление загадок

1

Исследование

Конкурс

07.12.2021



29

Любимый герой в литературе

1

Исследование

Ролевая игра

08.12.2021



30

Система образов в художественном произведении.

1

Работа с текстом

Анализ текста

14.12.2021



31

Характеристика литературного героя.


1

Работа с текстом

Доклад

15.12.2021



32

Удивительный мир фантастики

Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы

3

Исследование

Анализ текста

21.12.2021

22.12.2021
28.12.2021



33

Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно».

3

Беседа

Игра

29.12.2021

11.01.2022

12.01.2022



34

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

3

Исследование

Ролевая игра

18.01.2022

19.01.2022

25.01.2022



35

Б.В. Шергин. Рассказы

3

Беседа

Работа в группах

26.01.2022

01.02.2022

02.02.2022



36

Повесть «Таинственные следы»

3

Работа с текстом

Индивидуальная работа

08.02.2022

09.02.2022

15.02.2022



37

В.П. Крапивин. Повесть «Я иду встречать брата».

3

Беседа

Работа в парах

16.02.2022

22.02.2022

01.03.2022



38

Теория стихотворения.

3

Беседа

Анализ текста

02.03.2022

09.03.2022

15.03.2022



39

Кир Булычев Девочка с Земли, Сто лет тому вперед

3

Работа с текстом

Игровая деятельность

16.03.2022

22.03.2022

23.03.2022



40

Л.Лагин. Старик Хоттабыч.

3

Беседа

Дискуссия

29.03.2022

30.03.2022

05.04.2022



41

С.Павлов. Лунная Радуга

3

Исследование

Работа в группах

06.04.2022

12.04.2022

13.04.2022



42

«Творческая мастерская» театральная постановка Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно».

3

Исследование

Театральная постановка


19.04.2022

20.04.2022

26.04.2022




43

Теория стихосложения

3

Исследование

Работа в парах

27.04.2022

03.05.2022

04.05.2022




Итоговое занятие

Театральная постановка сказки П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»


1

Итоговый проект

Театральная постановка

11.05.2022







Резерв 4 ч.




17.05.2022

18.05.2022

24.05.2022

25.05.2022