Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гончаровская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
«Рассмотрена» на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Протокол № 1 от 30.08. 2021 г Руководитель ШМО _________________ Беленькова Е. В. | «Согласована» заместитель директора по УВР ________________ Шелудченко А.В. | «Принята» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2021 г. | «Утверждена» Приказом № 1-166 от 31.08. 2021 г. Директор школы _________________ Черникова З.И. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Литературная мастерская»
(5 класс)
на 2021 - 2022 учебный год
Составитель: Котлярова Регина Витальевна
2021 год
Пояснительная записка
Данная программа внеурочных занятий «Литературная мастерская» для 5 класса составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания патриотичной личности, гражданина России.
Представленная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Программа внеурочной деятельности «Литературная мастерская»
в 5 классе разработана на основе:
Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 (ред. от 31.12.2015), с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 №1578, 29.06.2017 г. №613, от 24.09.2020 №519; от 11.12.2020 № 712 («О внесении изменений в некоторые ФГОС общего образования по вопросам воспитания обучающихся»);
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» № 09-3564;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО» от 12.05.2011 г. № 03-2960;
Письма Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
Устава МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области;
Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа», утверждённой приказом директора школы № 1-107 от 01.07.2021 г;
Положения об организации внеурочной деятельности в МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области от 20.01.2021 г. № 1-05;
Учебного плана МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» на 2021-2022 учебный год.
Цели и задачи учебного курса «Литературная мастерская»
Основная цель внеурочной деятельности по литературе – формирование думающего человека, хорошо чувствующего сферу литературного искусства.
Основным тематическим стержнем работы внеурочной деятельности по литературе является показ литературного жанра как обязательной составляющей этического и эстетического воспитания школьника.
Задачами внеурочной деятельности по литературе нужно считать:
развитие эстетических способностей;
формирование грамотной и выразительной речи обучающихся;
развитие интереса к литературному творчеству;
развитие сферы чувств (сочувствие, сопереживание, соучастие);
подготовка обучающихся к успешному участию в творческих конкурсах
Общая характеристика учебного курса «Литературная мастерская»
Программа внеурочной деятельности «Литературная мастерская» составлена с учетом возрастных и познавательных особенностей обучающихся. Для пятиклассника переход в среднее школьное звено ознаменован новыми впечатлениями. Именно поэтому в этот период для школьника особенно важно быть задействованным в творческой деятельности.
Курс «Литературная мастерская» включает в себя русские народные сказки, литературные сказки, басни, произведения отечественной литературы. Значительный раздел в программе посвящён жанру фантастики. Лирический жанр в программе представлен поэтическими занятиями, подготовкой к творческим конкурсам и тематическим мероприятиям. Отличительной особенностью программы является включение в нее раздела, посвящённого изучению фольклора. Некоторые элементы устного народного творчества, такие как скороговорки, считалки, поговорки, былины способствуют формированию речевой компетенции школьников.
На занятиях внеурочной деятельности по литературе предполагается направить фокус внимания не только на работу с книгой, но и на вовлечение детей в деятельность, связанную с инсценированием прочитанного и изученного. В этот период обучения особенно важно заинтересовать детей. Литературная работа должна сочетаться с театральной деятельностью. Театр способствует развитию творческой личности. Синтез литературного и театрального искусства прививает навык эстетического восприятия мира.
Занятия проводятся в двух основных формах: теоретической и практической. Теоретическая форма предполагает работу с текстом, чтение вслух. Практическая форма воплощена в пересказе и дальнейшем обсуждении прочитанного материала. Затем в программу практических занятий включена инсценировка некоторых литературных произведений.
Формы занятий:
– по количеству детей: коллективная, групповая;
– по особенностям взаимодействия: лекция с элементами беседы, практикум, семинар-практикум, ролевая игра, игра-путешествие, исследование, проект;
– по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности: познавательная, игровая, исследовательская.
Система занятий по курсу «Литературная мастерская» реализует следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект:
– развитие различных видов мышления, памяти и воображения;
– формирование и развитие общеинтеллектуальных умений и навыков.
Развивающий аспект:
– умение анализировать, накапливать, синтезировать и преобразовывать информацию;
– умение использовать литературу как средство познания мира.
Воспитывающий аспект – это воспитание духовно развитой, нравственно-ориентированной личности.
Для литературно-театральной деятельности характерна ярко выраженная эмоциональность. Школьники выражают свои эмоции открыто и непосредственно. Именно по этой причине им необходима площадка для самовыражения. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них определенное отношение, которое они мгновенно стремятся показать миру. Задача внеурочной деятельности по литературе придать этому правильную форму.
Особенно на занятиях приветствуется инициатива самих детей. Прививается коллективность, навык совместной творческой работы. При составлении и оформлении инсценировок, выставок, устройстве литературных вечеров в процесс вовлекаются все участники.
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Литературная мастерская»:
1. Ценность духовности – это ценность духовного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
2. Ценность человека как чувствующего существа, стремящегося к эстетическому восприятию мира.
3. Ценность творчества как неотъемлемой части развитой личности.
4. Ценность слова как основной единицы языкового наследия национальной культуры.
5. Ценность литературы – основа филологического и исторического процесса России.
6. Ценность нравственности – проявление моральных качеств, основа духовно-нравственного воспитания.
Место учебного курса «Литературная мастерская»
в учебном плане
Программа курса «Литературная мастерская» предназначена для 5 класса. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учредителя) прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения программного материала.
Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:
– укрупнения дидактических единиц;
– сокращения часов на проверочные работы;
– оптимизации домашних заданий.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы курса
«Литературная мастерская»
Личностные результаты:
Школьник получит возможность научиться:
- познавать через литературу этические и морально-нравственные нормы поведения;
- усваивать теоретические знания и формировать рефлективность поведения, как в учебной, так и в любой другой деятельности;
- осознавать значимость литературной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Школьник получит возможность научиться:
уметь работать с книгой, правильно использовать учебный алгоритм;
- уметь работать в группах, участвовать в совместной деятельности;
- уметь анализировать и интерпретировать информацию;
- уметь подбирать и использовать театральные костюмы и декорации;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
Школьник получит возможность научиться:
- осмыслять сказанное, строить логические цепочки рассуждений;
- уметь самостоятельно выбирать необходимую литературу;
- развивать дикцию;
- развивать навык вдумчивого чтения;
- использовать справочные материалы для получения дополнительной информации;
- развивать навыки инсценировки литературных произведений.
Коммуникативные УУД:
Школьник получит возможность научиться:
- устраивать групповые обсуждения;
- уметь выражать и аргументировать свою точку зрения;
- развивать коммуникативные компетенции;
- уметь оценивать поведение героев, рефлексировать;
- уметь передавать эмоции и чувства героев произведения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- развивать правильную артикуляцию и речевые навыки;
- участвовать в творческих конкурсах чтецов и рассказчиков;
- пополнять словарный запас новыми литературными понятиями;
- владеть навыками выразительного актерского прочтения.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- определять замысел, идейную или литературную основы;
- высказывать суждение об эстетической ценности литературного произведения;
- рассуждать о возможном продолжении произведений с открытым финалом;
- давать точную характеристику героям произведения;
- использовать выразительные возможности языка, мимики, жестов, костюма для изображения литературного персонажа;
- видеть различие между произведением литературы и его интерпретацией, т.е. восприятием художественного текста режиссером, актерами, сценаристом;
- формировать навыки анализа различных видов художественного текста;
- формировать ответственность за литературную культуру России как национальную ценность.
Содержание учебного курса «Литературная мастерская». 5 класс (68 ч.)
Раздел 1. Волшебная страна «Сказка»
Вводное занятие. Лучшие книги, прочитанные летом. Русские народные сказки и их особенности. Сказка как средство восприятия мира. Сказка «По щучьему велению» Былина как жанр народной поэзии. Басня как жанр. И. А. Крылов, основоположник жанра басни. В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Литературная сказка и её особенности. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» М. Ю. Лермонтов «Дары Терека».
Раздел 2. Сказочный фольклор
П. П. Ершов. Биография писателя. Сказка «Конек – Горбунок». Поэтическое занятие. Подготовка к конкурсу чтецов «Славная осень». Конкурс чтецов «Славная осень».В.М. Гаршин . Биография писателя. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности выразительного чтения. Пословицы и поговорки. Скороговорки.
Раздел 3. Путешествие в страну «Литературию»
Подготовка к конкурсу скороговорок. Что такое дикция и как её развивать? Н.Носов. Биография писателя. Н. Носов Рассказы. Особые жанры литературы. Небылицы, считалки, присказки. Загадки. Практическое занятие. Составление загадок. Любимый герой в литературе. Система образов в художественном произведении. Характеристика литературного героя.
Раздел 4. Удивительный мир фантастики
Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы. Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно». П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Б.В. Шергин. Рассказы. Сат-Ок. Повесть «Таинственные следы». В.П. Крапивин. Повесть «Я иду встречать брата». Теория стихотворения. Кир Булычев Девочка с Земли, Сто лет тому вперед. Л.Лагин. Старик Хоттабыч. С.Павлов. Лунная Радуга «Творческая мастерская» театральная постановка Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно».
Итоговое занятие
Театральная постановка сказки П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»
Справочно-информационные и методические материалы:
1.Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1983.
2.Бершадская Н.Р., Халимова В. Литературное творчество учащихся в школе. –М., 1996
3.Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1991.
4.Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. –М.: Просвещение, 1990
5.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1976.
6.Уроки литературы в школе /Подбор статей, 2001 (No5), 2004г. (No1, 2), 2005 (No9), 2008г. (No1), 2009г. (No12)
7.Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксѐнова. –М.: Аванта +, 2002
8.Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. –М.: Педагогика, 1987.
Учебно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Количество часов | Вид контроля |
всего | теория | практика | аудиторные занятия | внеаудиторные занятия |
1 | Раздел 1 Волшебная страна «Сказка» | 11 | 6 | 5 | 11 | 0 | Тестирование |
2 | Раздел 2 Сказочный фольклор | 10 | 5 | 5 | 10 | 0 | Тестирование |
3 | Раздел 3 Путешествие в страну «Литературию» | 11 | 6 | 5 | 11 | 0 | Тестирование |
4 | Раздел 4 Удивительный мир фантастики | 33 | 17 | 16 | 33 | 0 | Театральная постановка |
5 | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 | 3 | 0 | Театральная постановка |
Итого | 68 | 35 | 33 | 68 | 0 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Раздел, тема занятия | Количество часов | Содержание деятельности | Дата | Примечание/ причина корректировки |
теоретическая часть занятия (форма организации деятельности) | практическая часть занятия (форма организации деятельности) | план | факт | |
1 | Волшебная страна «Сказка» Вводное занятие. Лучшие книги, прочитанные летом. | 1 | Беседа | Игровая деятельность | 01.09.2021 | | |
2 | Русские народные сказки и их особенности. | 1 | Исследование | Работа в группах | 07.09.2021 | | |
3 | Сказка как средство восприятия мира. | 1 | Работа с текстом | Эксперимент | 08.09.2021 | | |
4 | Сказка «По щучьему велению». | 1 | Беседа | Сюжетно-ролевая игра | 14.09.2021 | | |
5 | Былина как жанр народной поэзии | 1 | Беседа | Работа в группах | 15.09.2021 | | |
6 | Басня как жанр. | 1 | Беседа | Разгадывание загадок | 21.09.2021 | | |
7 | И. А. Крылов, основоположник жанра басни. | 1 | Работа с текстом | Дискуссия | 22.09.2021 | | |
8 | В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». | 1 | Работа с текстом | Работа в парах | 28.09.2021 | | |
9 | Литературная сказка и её особенности. | 1 | Исследование | Игровая деятельность | 29.09.2021 | | |
10 | А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» | 1 | Беседа | Игровая деятельность | 05.10.2021 | | |
11 | М. Ю.Лермонтов «Дары Терека». | 1 | Работа с текстом | Составление кроссворда | 06.10.2021 | | |
12 | Сказочный фольклор П. П. Ершов. Биография писателя. | 1 | Исследование | Работа в группа | 12.10.2021 | | |
13 | П. П. Ершов Сказка «Конек – Горбунок» | 1 | Беседа | Литературная игра | 13.10.2021 | | |
14 | Поэтическое занятие. Подготовка к конкурсу чтецов «Славная осень» | 1 | Работа с текстом | Подготовка к конкурсу | 19.10.2021 | | |
15 | Конкурс чтецов «Славная осень». | 1 | Беседа | Конкурс | 20.10.2021 | | |
16 | В.М. Гаршин . Биография писателя. | 1 | Исследование | Доклад | 26.10.2021 | | |
17 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | Беседа | Сочинение литературнойсказки | 27.10.2021 | | |
18 | Особенности выразительного чтения | 1 | Анализ текста | Составление карточек | 02.11.2021 | | |
19 | Пословицы и поговорки | 1 | Анализ текста | Игровая деятельность | 03.11.2021 | | |
20 | Скороговорки | 1 | Беседа | Литературные загадки | 09.11.2021 | | |
21 | Путешествие в страну «Литературию» Подготовка к конкурсу скороговорок. | 1 | Беседа | Подготовка к конкурсу | 10.11.2021 | | |
22 | Что такое дикция и как её развивать? | 1 | Исследование | Работа в группах | 16.11.2021 | | |
23 | Н.Носов. Биография писателя | 1 | Беседа | Игра | 17.11.2021 | | |
24 | Н. Носов Рассказы. | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | 23.11.2021 | | |
25 | Особые жанры литературы. | 1 | Исследование | Репортаж | 24.11.2021 | | |
26 | Небылицы, считалки, присказки. | 1 | Беседа | Театральная игра | 30.11.2021 | | |
27 | Загадки | 1 | Беседа | Ролевая игра | 01.12.2021 | | |
28 | Практическое занятие. Составление загадок | 1 | Исследование | Конкурс | 07.12.2021 | | |
29 | Любимый герой в литературе | 1 | Исследование | Ролевая игра | 08.12.2021 | | |
30 | Система образов в художественном произведении. | 1 | Работа с текстом | Анализ текста | 14.12.2021 | | |
31 | Характеристика литературного героя. | 1 | Работа с текстом | Доклад | 15.12.2021 | | |
32 | Удивительный мир фантастики Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы | 3 | Исследование | Анализ текста | 21.12.2021 22.12.2021 28.12.2021 | | |
33 | Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно». | 3 | Беседа | Игра | 29.12.2021 11.01.2022 12.01.2022 | | |
34 | П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка» | 3 | Исследование | Ролевая игра | 18.01.2022 19.01.2022 25.01.2022 | | |
35 | Б.В. Шергин. Рассказы | 3 | Беседа | Работа в группах | 26.01.2022 01.02.2022 02.02.2022 | | |
36 | Повесть «Таинственные следы» | 3 | Работа с текстом | Индивидуальная работа | 08.02.2022 09.02.2022 15.02.2022 | | |
37 | В.П. Крапивин. Повесть «Я иду встречать брата». | 3 | Беседа | Работа в парах | 16.02.2022 22.02.2022 01.03.2022 | | |
38 | Теория стихотворения. | 3 | Беседа | Анализ текста | 02.03.2022 09.03.2022 15.03.2022 | | |
39 | Кир Булычев Девочка с Земли, Сто лет тому вперед | 3 | Работа с текстом | Игровая деятельность | 16.03.2022 22.03.2022 23.03.2022 | | |
40 | Л.Лагин. Старик Хоттабыч. | 3 | Беседа | Дискуссия | 29.03.2022 30.03.2022 05.04.2022 | | |
41 | С.Павлов. Лунная Радуга | 3 | Исследование | Работа в группах | 06.04.2022 12.04.2022 13.04.2022 | | |
42 | «Творческая мастерская» театральная постановка Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно». | 3 | Исследование | Театральная постановка | 19.04.2022 20.04.2022 26.04.2022 | | |
43 | Теория стихосложения | 3 | Исследование | Работа в парах | 27.04.2022 03.05.2022 04.05.2022 | | |
| Итоговое занятие Театральная постановка сказки П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» | 1 | Итоговый проект | Театральная постановка | 11.05.2022 | | |
| Резерв 4 ч. | | | | 17.05.2022 18.05.2022 24.05.2022 25.05.2022 | | |