СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Эрудит"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Эрудит"»







Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Эрудит»

для обучающихся 1 – 4 классов

на 2023/2027 учебный год


Направление деятельности: познавательная деятельность

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет

Срок реализации программы: 4 года




Учитель начальных классов: Фадина С.Н.









г. Конаково 2023


Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Эрудит» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты познавательного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Общая характеристика курса

Предлагаемая программа направлена на развитие познавательных способностей учащихся, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Место курса в учебном плане

На изучение курса внеурочной деятельности «Эрудит» в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится:

Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю.

Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Цели изучения курса внеурочной деятельности «Эрудит»

Приоритетная цель обучения: развитие творческого мышления младших школьников, формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной деятельности и решением следующих задач:

  • Развитие психологических механизмов (внимание, памяти, воображения, наблюдательности);

  • Развитие наглядно-образного мышления;

  • Развитие словесно-логического мышления;

  • Развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

  • Решение нестандартных логических задач;

  • Раскрытие творческих способностей ребенка;

  • Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения.

  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Ожидаемые результаты:

  • увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

  • повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Программа курса «Эрудит» состоит из трех направлений:

  • Математика.

  • Русский язык.

  • Окружающий мир.

Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», математического конкурса-игры «Кенгуру».

Предметные результаты

Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Эрудит» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности «Эрудит» выпускник:

Учащийся должен знать:

  • какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек;

  • элементарные методы исследовательской работы.

Уметь:

  • работать в группе;

  • структурировать ранее полученные знания;

  • использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;

  • осваивать новые виды деятельности;

  • проявлять изобретательность в условиях поиска решения;

  • проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;

  • способность ухватить наиболее существенную деталь;

  • работать с доступными книгами – справочниками и словарями.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Эрудит» является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Эрудит» являются формирование следующих универсальных учебных действий.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Форма проведения: кружок.

Вид деятельности: познавательная деятельность.
























Тематическое планирование

1 класс

Тема

Кол час

Дата

по плану

Дата

по факту

ЦОР

1

Распознавание геометрических фигур

1



https://resh.edu.ru/

2

Пространственные представления

1



3

Составление заданных фигур из определенного числа одинаковых палочек

1



4

Задания на изменение заданной фигуры
(комбинирование)

1



5

Вычисления с величинами

1



6

Практические задания по моделированию. Построение геометрических фигур.

1



7

«Лишняя» фигура.

1



8

Учись проводить прямые линии
(геометрическое задание)

1



9

Логические задачи на поиск недостающих фигур

1



10

Выделение фигур из сложного чертежа

1



11

Срисовывание фигуры и изображение
двойного контура

1



12

Составление фигуры по чертежу. Работа с чертежом

1



13

Сравни и заполни

1



14

Составление треугольников и квадратов
(работа со счетными палочками и без них)

1



15

Логические задачи

1



16

Геометрические фигуры, маршруты

1



17

Составление фигур. Нахождение фигур

1



18

Комплексные задания (обведи, заштрихуй, раскрась, назови, посчитай, сравни, убери, добавь)

1



19

Графические диктанты

1



20

Однозначные числа. Числа и действия с ними. Нумерации чисел первого десятка

1



21

Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

1



22

Задачи на разностное сравнение

1



23

Простые задачи с косвенными вопросами

1



24

Составные задачи по рисункам и текстовые.

1



25

Задачи на нахождение суммы и остатка

1



26

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного
вычитаемого

1



27

Логические и комбинаторные задачи

1



28

Рифмованные задачи по теме
«Сложение и вычитание чисел в пределах 20». Простые задачи

1



29

Рифмованные задачи по теме
«Сложение и вычитание чисел в пределах 100»

1



30

Простые задачи. Составные задачи. Задачи на смекалку

1



31

Интеллектуальные задания. Соедини точки

1



32

Найди закономерность и дорисуй линию

Скопируй. Нарисуй такую же фигуру

1



33

Коррекционно-развивающие задания и упражнения

1




ИТОГО:

33 часа





































Тематическое планирование

2 класс

Тема

Кол час

Дата

по плану

Дата

по факту

ЦОР

1

Единицы длины. Отрезок. Таблица единиц длины

1



https://resh.edu.ru/

2

Время. Единицы времени

1



3

Решение олимпиадных заданий по русскому языку

1



4

Задания на смекалку.

1



5

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру

1



6

Геометрические фигуры.

1



7

Числа от 21 до 100. Внетабличное сложение и вычитание

1



8

Решение олимпиадных заданий по русскому языку

1



9

Умножение и деление

1



10

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру

1



11

Рифмованные задачи по теме «Табличные и внетабличные случаи умножения и деления»

1



12

Составление и решение задач по рисункам с помощью уравнений

1



13

Решение олимпиадных заданий по русскому языку

1



14

Простые задачи на сложение и вычитание

1



15

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру

1



16

Простые задачи на умножение

1



17

Задачи на деление по содержанию и на равные части

1



18

Решение олимпиадных заданий по русскому языку

1



19

Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур

1



20

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру

1



21

Простые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз (в прямой и косвенной форме)

1



22

Простые задачи на кратное сравнение

1



23

Решение олимпиадных заданий по русскому языку

1



https://resh.edu.ru/


24

Составные задачи на нахождение суммы, на нахождение остатка

1



25

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру

1



26

Логические задачи

1



https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/


27

Задачи на сообразительность

1



28

Решение олимпиадных заданий по русскому языку

1



29

Логические и комбинаторные задачи

1



30

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру

1



31

Трехзначные числа. Нумерация в пределах 1000

1



32

Сложение и вычитание в пределах 100

1



33

Решение олимпиадных заданий по русскому языку

1



34

Устные примеры сложения и вычитания чисел в пределах 100

1





ИТОГО:

34 часа


































Тематическое планирование

3 класс

Тема

Кол час

Дата

по плану


Дата

по факту


ЦОР

1

Математические диктанты

1



https://resh.edu.ru/


2

Коррекционно-развивающие задания и упражнения

1



3

Действия над многозначными числами.
Закономерность. Составление закономерностей

1



4

Увеличение и уменьшение в 10, 100, 1000 раз

1



5

Геометрический материал

1



6

Действия с многозначными числами. Решение ребусов и логических задач

1



7

Сложение и вычитание чисел в пределах сотни

1



8

Сложение и вычитание трехзначных чисел

1



9

Деление с остатком

1



10

Дробные числа. Действия с ними

1



11

Площадь фигур. Меры длины

1



12

Единицы длины

1



13

Единицы измерения массы (килограмм, грамм)

1



14

Время и его измерение

1



15

Площадь. Единицы площади

1



16

Коррекционно-развивающие задания и упражнения

1



17

Логические задачи

1



18

Логические задачи. Величины

1



19

Решение задач на движение

1



20

Логические задачи. Дробные числа

1



21

Задачи на нахождение числа по доли и доли по числу

1



22

Задачи с величинами

1



23

Задачи на деление на части с остатком

1



https://resh.edu.ru/


24

Составные задачи на цену, количество, стоимость

1



25

Составные задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и увеличение (уменьшение) числа в несколько раз

1



26

Составные задачи на приведение к единице и составные задачи на обратное приведение к единице

1



27

Составные задачи на нахождение суммы, остатка, уменьшаемого, вычитаемого, неизвестного слагаемого

1



28

Составные задачи на нахождение произведения и суммы (остатка), на нахождение суммы (разности) двух произведений, на умножение (деление) суммы на число

1



https://resh.edu.ru/


29

Простые и составные задачи на разностное и кратное сравнение

1



30

Простые задачи с пропорциональными величинами

1



31

Комбинаторные задачи

1



32

Задачи с многовариантными решениями

1



33

Логические и комбинаторные задачи

1



34

Задачи на нахождение периметра, площади и сторон геометрических фигур

1




Итого:

34 часа


































Тематическое планирование

4 класс

Тема

Кол час

Дата

по плану

Дата

по факту

ЦОР

1

Упражнения и головоломки со спичками

1



https://resh.edu.ru/


2

Объемные геометрические фигуры

1



3

Логические задачи. Величины

1



4

Комбинаторные задачи

1



5

Старинные задачи

1



6

Решение олимпиадных заданий по русскому языку

1



7

Старинные задачи на движение

1



8

Геометрические задачи

1



9

Вопросы-шутки

1



10

Логические задачи

1



11

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру

1



12

Задачи на смекалку

1



13

Задачи со сказочным сюжетом

1



14

Решение старинных задач

1



15

Задачи-шутки

1



16

Числа-великаны

1



17

Решение олимпиадных заданий по русскому языку

1



18

Многозначные числа

1



19

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру

1



20

Действия с многозначными числами

1



21

Загадки-шутки

1



22

Решение олимпиадных заданий по русскому языку

1



23

Арифметические ребусы

1



24

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру

1



https://resh.edu.ru/


25

Решение головоломок

1



26

Математические головоломки

1



27

Объем и его измерение

1



28

Объемные и плоскостные фигуры. Площадь прямоугольного треугольника

1



29

Площадь фигур

1



30

Положительные и отрицательные числа

1



31

Римские цифры

1



32

Степень числа

1



33

Точные и приближенные числа

1



34

Решение уравнений с многозначными числами

1




ИТОГО:

34 часа





Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Обязательные учебные материалы для учителя


  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов  (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Холодова  О.  Юным  умникам  и  умницам:  Задания  по  развитию  познавательных  способностей/Методическое  пособие  1-4  классы.- М.:  РОСТ    книга.

  5. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

  6. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.

  7. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004


Материально – техническое обеспечение

  1. CD. Начальная школа. Математика: Творческая мастерская. Внеурочная деятельность.

  2. CD. Начальная школа. Наука без скуки. Сценарии. Предметные праздники.

  3. CD. Начальная школа. Математика. Развивающие задания и упражнения.

  4. CD. Начальная школа. Русский язык. Развивающие задания и упражнения. Коррекция письма.

  5. CD. Начальная школа. Олимпиадные задания.


Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет


  1. Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/

  2. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2019 – 2021 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

  3. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

  4. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2019 – 2022 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!