Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Эрудит»
для обучающихся 1 – 4 классов
на 2023/2027 учебный год
Направление деятельности: познавательная деятельность
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Срок реализации программы: 4 года
Учитель начальных классов: Фадина С.Н.
г. Конаково 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Эрудит» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты познавательного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Общая характеристика курса
Предлагаемая программа направлена на развитие познавательных способностей учащихся, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Место курса в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Эрудит» в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится:
Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю.
Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Цели изучения курса внеурочной деятельности «Эрудит»
Приоритетная цель обучения: развитие творческого мышления младших школьников, формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной деятельности и решением следующих задач:
Развитие психологических механизмов (внимание, памяти, воображения, наблюдательности);
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления;
Развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
Решение нестандартных логических задач;
Раскрытие творческих способностей ребенка;
Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения.
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Ожидаемые результаты:
увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Программа курса «Эрудит» состоит из трех направлений:
Математика.
Русский язык.
Окружающий мир.
Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», математического конкурса-игры «Кенгуру».
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Эрудит» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности «Эрудит» выпускник:
Учащийся должен знать:
какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек;
элементарные методы исследовательской работы.
Уметь:
работать в группе;
структурировать ранее полученные знания;
использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;
осваивать новые виды деятельности;
проявлять изобретательность в условиях поиска решения;
проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
способность ухватить наиболее существенную деталь;
работать с доступными книгами – справочниками и словарями.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Эрудит» является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Эрудит» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Форма проведения: кружок.
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Кол час | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
1 | Распознавание геометрических фигур | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
2 | Пространственные представления | 1 | | |
3 | Составление заданных фигур из определенного числа одинаковых палочек | 1 | | |
4 | Задания на изменение заданной фигуры (комбинирование) | 1 | | |
5 | Вычисления с величинами | 1 | | |
6 | Практические задания по моделированию. Построение геометрических фигур. | 1 | | |
7 | «Лишняя» фигура. | 1 | | |
8 | Учись проводить прямые линии (геометрическое задание) | 1 | | |
9 | Логические задачи на поиск недостающих фигур | 1 | | |
10 | Выделение фигур из сложного чертежа | 1 | | |
11 | Срисовывание фигуры и изображение двойного контура | 1 | | |
12 | Составление фигуры по чертежу. Работа с чертежом | 1 | | |
13 | Сравни и заполни | 1 | | |
14 | Составление треугольников и квадратов (работа со счетными палочками и без них) | 1 | | |
15 | Логические задачи | 1 | | |
16 | Геометрические фигуры, маршруты | 1 | | |
17 | Составление фигур. Нахождение фигур | 1 | | |
18 | Комплексные задания (обведи, заштрихуй, раскрась, назови, посчитай, сравни, убери, добавь) | 1 | | |
19 | Графические диктанты | 1 | | |
20 | Однозначные числа. Числа и действия с ними. Нумерации чисел первого десятка | 1 | | |
21 | Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц | 1 | | |
22 | Задачи на разностное сравнение | 1 | | |
23 | Простые задачи с косвенными вопросами | 1 | | |
24 | Составные задачи по рисункам и текстовые. | 1 | | |
25 | Задачи на нахождение суммы и остатка | 1 | | |
26 | Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого | 1 | | |
27 | Логические и комбинаторные задачи | 1 | | |
28 | Рифмованные задачи по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20». Простые задачи | 1 | | |
29 | Рифмованные задачи по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» | 1 | | |
30 | Простые задачи. Составные задачи. Задачи на смекалку | 1 | | |
31 | Интеллектуальные задания. Соедини точки | 1 | | |
32 | Найди закономерность и дорисуй линию Скопируй. Нарисуй такую же фигуру | 1 | | |
33 | Коррекционно-развивающие задания и упражнения | 1 | | |
| ИТОГО: | 33 часа | | | |
Тематическое планирование
2 класс
№ | Тема | Кол час | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
1 | Единицы длины. Отрезок. Таблица единиц длины | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
2 | Время. Единицы времени | 1 | | |
3 | Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 1 | | |
4 | Задания на смекалку. | 1 | | |
5 | Решение олимпиадных заданий по окружающему миру | 1 | | |
6 | Геометрические фигуры. | 1 | | |
7 | Числа от 21 до 100. Внетабличное сложение и вычитание | 1 | | |
8 | Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 1 | | |
9 | Умножение и деление | 1 | | |
10 | Решение олимпиадных заданий по окружающему миру | 1 | | |
11 | Рифмованные задачи по теме «Табличные и внетабличные случаи умножения и деления» | 1 | | |
12 | Составление и решение задач по рисункам с помощью уравнений | 1 | | |
13 | Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 1 | | |
14 | Простые задачи на сложение и вычитание | 1 | | |
15 | Решение олимпиадных заданий по окружающему миру | 1 | | |
16 | Простые задачи на умножение | 1 | | |
17 | Задачи на деление по содержанию и на равные части | 1 | | |
18 | Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 1 | | |
19 | Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур | 1 | | |
20 | Решение олимпиадных заданий по окружающему миру | 1 | | |
21 | Простые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз (в прямой и косвенной форме) | 1 | | |
22 | Простые задачи на кратное сравнение | 1 | | |
23 | Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
24 | Составные задачи на нахождение суммы, на нахождение остатка | 1 | | |
25 | Решение олимпиадных заданий по окружающему миру | 1 | | |
26 | Логические задачи | 1 | | | https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ |
27 | Задачи на сообразительность | 1 | | |
28 | Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 1 | | |
29 | Логические и комбинаторные задачи | 1 | | |
30 | Решение олимпиадных заданий по окружающему миру | 1 | | |
31 | Трехзначные числа. Нумерация в пределах 1000 | 1 | | |
32 | Сложение и вычитание в пределах 100 | 1 | | |
33 | Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 1 | | |
34 | Устные примеры сложения и вычитания чисел в пределах 100 | 1 | | |
| ИТОГО: | 34 часа | | | |
Тематическое планирование
3 класс
№ | Тема | Кол час | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
1 | Математические диктанты | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
2 | Коррекционно-развивающие задания и упражнения | 1 | | |
3 | Действия над многозначными числами. Закономерность. Составление закономерностей | 1 | | |
4 | Увеличение и уменьшение в 10, 100, 1000 раз | 1 | | |
5 | Геометрический материал | 1 | | |
6 | Действия с многозначными числами. Решение ребусов и логических задач | 1 | | |
7 | Сложение и вычитание чисел в пределах сотни | 1 | | |
8 | Сложение и вычитание трехзначных чисел | 1 | | |
9 | Деление с остатком | 1 | | |
10 | Дробные числа. Действия с ними | 1 | | |
11 | Площадь фигур. Меры длины | 1 | | |
12 | Единицы длины | 1 | | |
13 | Единицы измерения массы (килограмм, грамм) | 1 | | |
14 | Время и его измерение | 1 | | |
15 | Площадь. Единицы площади | 1 | | |
16 | Коррекционно-развивающие задания и упражнения | 1 | | |
17 | Логические задачи | 1 | | |
18 | Логические задачи. Величины | 1 | | |
19 | Решение задач на движение | 1 | | |
20 | Логические задачи. Дробные числа | 1 | | |
21 | Задачи на нахождение числа по доли и доли по числу | 1 | | |
22 | Задачи с величинами | 1 | | |
23 | Задачи на деление на части с остатком | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
24 | Составные задачи на цену, количество, стоимость | 1 | | |
25 | Составные задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и увеличение (уменьшение) числа в несколько раз | 1 | | |
26 | Составные задачи на приведение к единице и составные задачи на обратное приведение к единице | 1 | | |
27 | Составные задачи на нахождение суммы, остатка, уменьшаемого, вычитаемого, неизвестного слагаемого | 1 | | |
28 | Составные задачи на нахождение произведения и суммы (остатка), на нахождение суммы (разности) двух произведений, на умножение (деление) суммы на число | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
29 | Простые и составные задачи на разностное и кратное сравнение | 1 | | |
30 | Простые задачи с пропорциональными величинами | 1 | | |
31 | Комбинаторные задачи | 1 | | |
32 | Задачи с многовариантными решениями | 1 | | |
33 | Логические и комбинаторные задачи | 1 | | |
34 | Задачи на нахождение периметра, площади и сторон геометрических фигур | 1 | | |
| Итого: | 34 часа | | | |
Тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Кол час | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
1 | Упражнения и головоломки со спичками | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
2 | Объемные геометрические фигуры | 1 | | |
3 | Логические задачи. Величины | 1 | | |
4 | Комбинаторные задачи | 1 | | |
5 | Старинные задачи | 1 | | |
6 | Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 1 | | |
7 | Старинные задачи на движение | 1 | | |
8 | Геометрические задачи | 1 | | |
9 | Вопросы-шутки | 1 | | |
10 | Логические задачи | 1 | | |
11 | Решение олимпиадных заданий по окружающему миру | 1 | | |
12 | Задачи на смекалку | 1 | | |
13 | Задачи со сказочным сюжетом | 1 | | |
14 | Решение старинных задач | 1 | | |
15 | Задачи-шутки | 1 | | |
16 | Числа-великаны | 1 | | |
17 | Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 1 | | |
18 | Многозначные числа | 1 | | |
19 | Решение олимпиадных заданий по окружающему миру | 1 | | |
20 | Действия с многозначными числами | 1 | | |
21 | Загадки-шутки | 1 | | |
22 | Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 1 | | |
23 | Арифметические ребусы | 1 | | |
24 | Решение олимпиадных заданий по окружающему миру | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
25 | Решение головоломок | 1 | | |
26 | Математические головоломки | 1 | | |
27 | Объем и его измерение | 1 | | |
28 | Объемные и плоскостные фигуры. Площадь прямоугольного треугольника | 1 | | |
29 | Площадь фигур | 1 | | |
30 | Положительные и отрицательные числа | 1 | | |
31 | Римские цифры | 1 | | |
32 | Степень числа | 1 | | |
33 | Точные и приближенные числа | 1 | | |
34 | Решение уравнений с многозначными числами | 1 | | |
| ИТОГО: | 34 часа | | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для учителя
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.
Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004
Материально – техническое обеспечение
CD. Начальная школа. Математика: Творческая мастерская. Внеурочная деятельность.
CD. Начальная школа. Наука без скуки. Сценарии. Предметные праздники.
CD. Начальная школа. Математика. Развивающие задания и упражнения.
CD. Начальная школа. Русский язык. Развивающие задания и упражнения. Коррекция письма.
CD. Начальная школа. Олимпиадные задания.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/
Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2019 – 2021 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2019 – 2022 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm