Рассмотрено: на заседании ШМО ….. Протокол № _____ от «_____» __________ 2019 г. | Согласовано: заместитель директора по ВР ________/М.А. Охапкина/ «_____» «_________ » 2019 г. | Утверждено: Директор школы: _________ /О.П. Соломина / «_____» «__________» 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный Эрудит»
Направление: общеинтеллектуальное, социальное
Возраст учащихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год ( 35 часов)
Автор/составитель:
Кирилова Т.Н,
учитель начальных классов
Кв. категория -
с. Седельниково
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основании:
Федерации";
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
общеобразовательных учреждениях»" (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;
Федерации от 24 ноября 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях);
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Седельниковской СШ №1»
Устава МБОУ «Седельниковская СШ № 1»;
Авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» адаптированной во внеурочной деятельности МБОУ «Седельниковская СШ № 1».
Цель:
Способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предметам.
Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Выявление природных задатков и способностей учащихся.
Задачи:
создание условий для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся во внеурочной деятельности
воспитание коммуникативной культуры школьников;
выявление и поддержка одаренных учащихся;
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;
развитие устной и письменной связной речи учащихся;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;
обучение приемам поисковой и творческой деятельности; расширение кругозора учащихся, сферы их увлечений.
Срок реализации - 1 год, возраст: 8-10 лет
I. Результаты освоения курса ВУД
Личностные УУД:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Формировать:
умение учиться и способность к организации своей деятельности;
умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
готовность к преодолению трудностей;
умение адекватно оценивать свою деятельность;
учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других.
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Предметные результаты
- Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных и пространственных отношений.
- Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения общеинтеллектуальных способностей..
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Оценка результатов деятельности:
− олимпиады
− участие в интеллектуальной игре «Кенгуру», «Русский медвежонок – языкознание для всех, Учи.ру, Инфоурок и др.
− участие в международных и всероссийских олимпиадах, играх.
Итоговое занятие кружка «Юный Эрудит»: диагностика познавательных процессов младших школьников – тест, награждение.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 | Вводное занятие. Правила поведения в школе (1 час). Правила дорожного движения (1час). Природа вокруг нас(6 часов). Логика, задания на внимание (3часа). Познавательные игры и занятия (7часов). Интеллектуальные игры (6 часов). Занимательная математика и геометрия (4часа). Литературные викторины и конкурсы (3часа). Занимательная грамматика (2часа). Проектная деятельность (2часа). |
1занятие. Игра «Моя любимая школа» (ко Дню знаний). Загадки о школе. Игра «Собери пословицы о школе». Кроссворд на школьную тематику. |
2занятие. Игра «Мы – пешеходы, мы - пассажиры». Интеллектуально-познавательная игра. |
3занятие. Шарады. Ребусы. Анаграммы. Обучение разгадыванию шарад и составлению анаграмм. |
4занятие. «Забытая старина, традиции, ремёсла, мастера». Турнир знатоков. |
5занятие. Страна Словария. Веселые конкурсы на знание русского языка. |
6занятие. Игра «Юный эколог». Интеллектуальная игра по станциям и маршрутному листу. |
7занятие. История моей фамилии. Мини-проект. |
8занятие. Конкурс рисунков «Нет – загрязнению планеты!» Защита рисунков. |
9занятие. Веселая познавательная игра «На ошибках учатся». |
10занятие. Мероприятие « Книга – лучший друг». Экскурсия в библиотеку. Загадки. Литературный кроссворд. Ремонт книг. |
11занятие. Познавательная игра «Пословицы в картинках». Распознавание пословиц по картинкам к ним |
12занятие. Познавательная игра «По страницам любимых книг». Чему нас учат книги. Замысел произведения. Распознавание произведений по иллюстрациям к ним. |
13занятие. Составление кроссвордов на тему «Животный и растительный мир лесов». Закрепление умения составлять кроссворды, добывать информацию из различных источников, включая интернет-ресурсы. |
14занятие. Познавательная игра «В мире цифр». Знакомство с историей появления цифр. Римские цифры. Загадки о цифрах. Раскрашивание рисунка по цифрам и вычислительным действиям. |
15занятие. Викторина «Занимательная геометрия». Загадки о геометрических фигурах и телах. |
16занятие. Природа вокруг нас. Занятие «Лес – наше богатство». Просмотр презентации. Загадки о лесе. Кроссворд. Определение птиц по их голосам. |
17занятие. Конкурсная программа «Играй, смекай, угадывай!». Занимательные задания по русскому языку. |
18занятие. Литературная игра по творчеству Шарля Перро. Игра-презентация. |
19занятие. Игра «Там на неведомых дорожках». Литературная игра по станциям. |
20занятие. История появления денег. Тематическое занятие. Презентация. Загадки о деньгах из детских литературных произведений. |
21занятие. Викторина «Мир, в котором мы живем». Загадки и вопросы по программе «Окружающий мир». |
22занятие. Турнир Юных Эрудитов. Интеллектуальная игра. |
23занятие. Игра-соревнование «Умники и умницы». Интеллектуальная игра. |
24занятие. «Турнир смекалистых». Интеллектуальная игра. |
25занятие. Конкурс «Её величество – МАТЕМАТИКА». Математические задачи, задачи на логику, внимание. |
26занятие. Час занимательной математики. Занимательные задачи по математике. |
27занятие. Игра-путешествие «На глубине океана». Познавательная игра-презентация о животныхморей и океанов. |
28занятие. Путешествие в космос. Мини-проект. |
29занятие. Викторина «Удивительные деревья». Викторина на выявление и закрепление знаний о деревьях и кустарниках. |
30занятие. Игра-путешествие «История появления транспорта». Просмотр презентации по теме. Загадки. Кроссворд по теме. |
31занятие. Аукцион знаний. Интеллектуальная игра. |
32занятие. История родного города. Экскурсия в краеведческий музей. |
33занятие. Викторина «Удивительные превращения». Занимательные задания на развитие логического мышления. 34занятие. Познавательная игра «Профессии от А до Я». Знакомство с профессиями. Встречи с людьми разных профессий. Загадки, ребусы. Игра «Доскажи словечко» |
35занятие. Итоговое занятие кружка «Юный Эрудит».Диагностика познавательных процессов младших школьников: тест. Награждение за активное участие в работе кружка, за участие в интеллектуальных конкурсах. |
III. Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Игра «Моя любимая школа» (ко Дню знаний). | 1 |
2. | Игра «Мы – пешеходы, мы – пассажиры». | 1 |
3. | Шарады. Ребусы. Анаграммы. | 1 |
4. | «Забытая старина, традиции, ремёсла, мастера». Турнир знатоков. | 1 |
5. | Страна Словария. | 1 |
6. | Игра «Юный эколог». | 1 |
7. | История моей фамилии. Мини-проект. | 1 |
8. | Конкурс рисунков «Нет – загрязнению планеты!» Защита рисунков. | 1 |
9. | Веселая познавательная игра «На ошибках учатся». | 1 |
10. | Мероприятие « Книга – лучший друг». | 1 |
11. | Познавательная игра «Пословицы в картинках» | 1 |
12. | Познавательная игра «По страницам любимых книг» | 1 |
13. | Составление кроссвордов на тему «Животный и растительный мир лесов» | 1 |
14. | Познавательная игра «В мире цифр». | 1 |
15. | Викторина «Занимательная геометрия». | 1 |
16. | Природа вокруг нас. Занятие «Лес – наше богатство». | 1 |
17. | Конкурсная программа «Играй, смекай, угадывай!» | 1 |
18. | Литературная игра по творчеству Шарля Перро. | 1 |
19. | Игра «Там на неведомых дорожках» | 1 |
20. | История появления денег. Тематическое занятие. | 1 |
21. | Викторина «Мир, в котором мы живем» | 1 |
22. | Турнир Юных Эрудитов. | 1 |
23. | Игра-соревнование «Умники и умницы». | 1 |
24. | «Турнир смекалистых». | 1 |
25. | Конкурс «Её величество – математика». | 1 |
26. | Час занимательной математики. | 1 |
27. | Игра-путешествие «На глубине океана» | 1 |
28. | Путешествие в космос. Мини-проект. | 1 |
29. | Викторина «Удивительные деревья» | 1 |
30. | Игра-путешествие «История появления транспорта» | 1 |
31. | Аукцион знаний. Интеллектуальная игра. | 1 |
32. | История родного города. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 |
33. | Викторина «Удивительные превращения». | 1 |
34. | Познавательная игра «Профессии от А до Я». | 1 |
35. | Итоговое занятие кружка «Юный Эрудит».Тест. | 1 |
IV. Перечень учебно-методического, материального обеспечения
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2011г.
Техническое обеспечение
проектор
интерактивная доска
принтер
ауди и видеозаписи
Приложение
Тест
Вариант 1
Задание 1. В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова
лгаз
руко
кшола
осабак
бяолок
Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках – ещё 5 слов. Найди 2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками. Запиши эти слова.
чтение (книга, очки, глаза, буква, луна)
сад (растение, садовник, земля, вода, забор)
река (берег, тина, вода, рыболов, рыба)
игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф)
куб (углы, дерево, камень, чертёж, сторона)
Задание 3. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его.
дуб, дерево, ольха, береза.
горький, горячий, кислый, солёный, сладкий
дождь, снег, осадки, иней, град
запятая, точка, двоеточие, союз, тире
сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание
Задание 4. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3-4 слов).
дождь – град -это………………………………………………………………………….
нос – глаз - это……………………………………………………………………………
сумма – произведение – это……………………………………………………………..
водохранилище – канал…………………………………………………………………….
предательство – трусость…………………………………………………………………..
Задание 5. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из 5 слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвёртое слово.
волк : пасть = птица : ?
а) воробей б) гнездо в) клюв г) соловей д)петь
библиотека : книга = лес : ?
а) берёза б) дерево в) ветка г) бревно д)клён
птица : гнездо = человек : ?
а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный
слагаемое : сумма = множители : ?
а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) вычитание
холодно : горячо = движение : ?
а) взаимодействие б) покой в) мяч г) трамвай д) идти
Север : Юг = день: ?
а) вечер б)восток в)ночь г) утро) д)сутки
война : смерть = преступление : ?
а) дыхание б) жизнедеятельность в) вещество г) наказание д) гибель
8) глагол : спрятать = существительное : ?
а) понятие б) склонять в) название г) образовывать
цветок : роза = газ : ?
а) кислород б) дыхание в) горение г) состояние вещества д) прозрачный
берёза : дерево = стихотворение : ?
а) сказка б) богатырь в) поэзия г) лирика д) драма
Вариант 2
Задание 1. В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова
руок
убамаг
вцетко
окамднри
лкбуинак
Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках – ещё 5 слов. Найди 2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками. Запиши эти слова.
деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина)
огород (забор, земля, растение, собака, лопата)
чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка)
игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила)
Задание 3. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Подчеркни его.
холодный, горячий, тёплый, кислый, ледяной
роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус
справедливость, доброта, искренность, зависть, честность
треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник
пословица, поговорка, басня, сказка, былина
Задание 4. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3-4 слов).
русский язык – математика - это……………………………………………………….
нос – глаз – это…………………………………………………………………………..
землетрясение – смерч - ……………………………………………………………….
газ – жидкость - …………………………………………………………………………
зависть – трусость -……………………………………………………………………..
Задание 5. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из 5 слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвёртое слово.
1) песня : композитор = самолёт : ?
а) горючее б) лётчик в) конструктор г) аэродром
прямоугольник : плоскость = куб : ?
а) пространство б) ребро в) высота г) треугольник
школа : обучение = больница : ?
а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение
ухо : слышать = зубы : ?
а) видеть б) лечить в) жевать г) рот
глагол : спрятать = существительное : ?
а) понятие б) склонять в) название г) образовывать
светло : темно = притяжение : ?
а) металл б) молекула в) отталкивание г) движение
жара : засуха = дожди : ?
а) паводок б) наводнение в) осень г) лето
берёза : дерево = стихотворение : ?
а) сказка б) богатырь в) лирика г) поэзия д) драма
роза: цветок = кислород : ?
а) состояние вещества б) газ в) предмет г) гвоздика д) гореть
север : юг = ночь : ?
а) утро б) светло в) день г) вечер д) сутки
Вариант 1 и Вариант 2 составлены из методик, направленных на определение степени овладения логическими операциями мышления. Обработка результатов. Во всех пяти заданиях каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Общий уровень развития мышления:
23-25 баллов - высокий уровень
22-18 баллов - выше среднего
17- 13 баллов - средний уровень
12- 9 баллов - ниже среднего
0-8 баллов - низкий уровень
21