СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для обучающихся 1 – 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Азбука здоровья»

для обучающихся 1 – 4  классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для обучающихся 1 – 4 классов»







Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Азбука здоровья»

для обучающихся 1 – 4 классов

на 2023/2024 учебный год



Направление деятельности: спортивно – оздоровительная и игровая

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет

Срок реализации программы: 4 года




Учитель начальных классов: Фадина С.Н.








г. Конаково 2023


Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты спортивно - игрового развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Общая характеристика курса

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительной и игровой деятельности по  направлению   «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все  занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.

Программа внеурочной деятельности курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях:

  • первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;

  • второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Место курса в учебном плане


На изучение курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится:

Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю.

Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.








Цели изучения курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

Приоритетная цель обучения: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной деятельности и решением следующих задач:

  1. формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  2. формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

  3. обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

  4. научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  5. добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

  3. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  4. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  5. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  6. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  2. Слушать и понимать речь других.

  3. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  6. Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.





Предметные результаты

Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья» выпускник научится:

Понимать:

  1. основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

  2. особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

  3. особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  4. основы рационального питания;

  5. правила оказания первой помощи;

  6. способы сохранения и укрепление здоровья;

  7. основы развития познавательной сферы;

  8. свои права и права других людей;

  9. соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

  10. влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  11. значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

  12. знания о полезных и вредных продуктах, значение режима питания.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  2. выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  3. различать полезные и вредные продукты;

  4. использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

  5. определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;

  6. заботиться о своем здоровье;

  7. находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

  8. применять коммуникативные и презентационные навыки;

  9. использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

  10. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

  11. находить выход из стрессовых ситуаций;

  12. принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  13. адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  14. отвечать за свои поступки;

  15. отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Программа внеурочной деятельности состоит из четырёх частей:

1 класс «Первая ступенька к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими, выработка первичных соревновательных навыков.

2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края, формирование у учащихся начальных пониманий ответственности за свое здоровье.

3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях. Выработка потребностей в здоровом образе жизни.

4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за свое здоровье, профилактика вредных привычек.

Формы работы:

  • беседы;

  • встречи с  людьми различных профессий;

  • просмотр и обсуждение видеоматериала;  

  • экскурсии,

  • конкурсы;

  • выставки детских работ;

  • коллективные творческие дела;

  • праздники;

  • викторины;

  • творческие проекты, презентации;

  • мастерские подарков;

  • аукционы добрых дел;

  • общественно полезные практики;

  • социально-значимые акции,

  • проекты  


















Содержание  курса "Азбука здоровья"    

1 класс

Раздел курса

Количество часов

Форма проведения

Вид деятельности

Введение. «Здравствуй, школьная страна»

1

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Питание и здоровье

2

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Моё здоровье в моих руках

5

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Я в школе и дома

8

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Чтоб забыть про докторов

10

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Быстрее, выше, сильнее

5

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

«Вот и стали мы на год взрослей»

2

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Итого:

33 часа




Содержание  курса "Азбука здоровья"    

2 класс

Раздел курса

Количество часов

Форма проведения

Вид деятельности

Введение. «Здравствуй, школьная страна»

2

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Питание и здоровье

2

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Моё здоровье в моих руках

6

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Я в школе и дома

7

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Чтоб забыть про докторов

10

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Быстрее, выше, сильнее

5

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

«Вот и стали мы на год взрослей»

2

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Итого:

34 часа




Содержание  курса "Азбука здоровья"    

3 класс

Раздел курса

Количество часов

Форма проведения

Вид деятельности

Введение. «Здравствуй, школьная страна»

3

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Питание и здоровье

4

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Моё здоровье в моих руках

8

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Я в школе и дома

7

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Чтоб забыть про докторов

4

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Быстрее, выше, сильнее

6

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

«Вот и стали мы на год взрослей»

2

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Итого:

34 часа




Содержание  курса "Азбука здоровья"    

4 класс

Раздел курса

Количество часов

Форма проведения

Вид деятельности

Введение. «Здравствуй, школьная страна»

4

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Питание и здоровье

5

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Моё здоровье в моих руках

7

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Я в школе и дома

6

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Чтоб забыть про докторов

4

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Быстрее, выше, сильнее

5

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

«Вот и стали мы на год взрослей»

3

кружок

спортивно –оздоровительная и игровая

Итого:

34 часа





Тематическое планирование

1 класс «Первая ступенька к здоровью»

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Часы

План

Факт

ЦОР

Введение «Здравствуй, школьная страна» 1 час


1.

Тропинка к здоровью

1



https://resh.edu.ru/

Питание и здоровье 2 часа


2.

Осенние дары. Устный журнал.

1



https://resh.edu.ru/

3.

Красный! Жёлтый! Зелёный! – (всё о фруктах)

1



Моё здоровье в моих руках - 5 часов


4.

Что значит режим дня?

1



https://resh.edu.ru/

5.

На зарядку становись!

1



6.

Экскурсия «Человек и природа»

1



7.

Как обезопасить свою жизнь.

1



8.

В здоровом теле здоровый дух.

1



Я в школе и дома - 8 часов


9.

До чего же я красива! До чего же хорош!

1



https://resh.edu.ru/

10.

Поговорим о зрении.

1



11.

Осанка – это красиво.

1



12.

Отдохнём на переменке.

1



13.

Здоровье и домашние задания.

1



14.

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим.

1



15.

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим.

1



16.

«Прыг-скок, прыг – скок» это первый шажок к олимпийским медалям.

1



Чтоб забыть про докторов – 10 часов


17.

«Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья».

1



https://resh.edu.ru/

18.

Почемучка на медицинском пункте.

1



19.

День здоровья. «Игра - игралка».

1



20.

Спортивный час. «Снежный ком».

1



21.

День здоровья «В стране здоровейки».

1



22.

Спортивный праздник «В гостях у Айболита».

1



23.

«Как хорошо здоровым быть».

1



24.

День здоровья. «Вместе весело шагать».

1



25.

В стране «Спортландия».

1



26.

В стране «Спортландия».

1



Быстрее, выше, сильнее – 5 часов


27.

Подвижные игры: « К своим флажкам», «Медведи пчёлы», «Мы весёлые ребята», «Альпинисты».

1



https://resh.edu.ru/

28.

Вредные и полезные привычки.

1



29.

Сдача норм комплекса «Прыг-скок, прыг – скок».

1



30.

Школьные соревнования по лёгкой атлетике, лыжам, шахматно-шашечный турнир, весёлые старты.

1



31.

Наша речка.

1



https://resh.edu.ru/


«Вот и стали мы на год взрослей» - 2 часа


32.

Подведение итогов комплекса «Прыг-скок, прыг – скок».

1



https://resh.edu.ru/

33.

Чему мы научились за год.

1



https://resh.edu.ru/


ИТОГО:

33 часа































Тематическое планирование

2 класс «Если хочешь быть здоровым – будь им!»

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Часы

План

Факт

ЦОР

Введение «Здравствуй, школьная страна» 2 часа


1.

Что мы знаем о ЗОЖ.

1



https://resh.edu.ru/

2.

Берегите здоровье.

1



Питание и здоровье – 2 часа


3.

Правильное питание – залог здоровья.

1



https://resh.edu.ru/

4.

Светофор здорового питания.

1



Моё здоровье в моих руках - 6 часов


5.

Сон и его значение для здоровья человека.

1



https://resh.edu.ru/

6.

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!».

1



7.

Режим дня и его соблюдение.

1



8.

Иммунитет – сложная задача.

1



9.

«Нет вредным привычкам».

1



10.

Спорт в нашей жизни.

1




Я в школе и дома - 7 часов


11.

Двигательный режим дня.

1



https://resh.edu.ru/

12.

Почему устают глаза?

1



13.

Гигиена позвоночника.

1



14.

Шалости и травмы.

1



15.

«Я сажусь за уроки» (Переутомление и утомление).

1



16.

Я и опасность.

1



17.

Умники и умницы. Презентация «Как развивать память».




Чтоб забыть про докторов – 10 часов


18.

«О вредных привычках».

1



https://resh.edu.ru/

19.

День здоровья «Здоровье сгубишь – новое не купишь».

1



20.

Спортивный праздник «Формула здоровья».

1



21.

«Разговор о правильном питании».

1



22.

День здоровья «Сильные, смелые, умелые»

1



23.

Спортивный час «Снежный ком».

1



24.

Управляй эмоциями и чувствами.

1



25.

«Мы - олимпийцы».

1



26.

«Мы - олимпийцы».

1



27.

Оказание первой помощи при травмах.

1



Быстрее, выше, сильнее – 5 часов


28.

Подвижные игры: «Два мороза», «Салки с мячами и другими снарядами.

1



https://resh.edu.ru/

29.

Сдача норм комплекса «Прыг- скок, прыг – скок».

1



30.

Школьные соревнования по лёгкой атлетике, лыжам, подвижным играм, шахматно - шашечный турнир.

1



31.

У леса на опушке (поход).

1



32.

Весёлые старты.

1



https://resh.edu.ru/


«Вот и стали мы на год взрослей» - 2 часа


33.

Подведение итогов сдачи комплекса «Прыг-скок, прыг – скок».

1



https://resh.edu.ru/

34.

Наши успехи и достижения.

1




ИТОГО:

34 часа































Тематическое планирование

3 класс «По дорожкам здоровья»


п/п

Наименование разделов и дисциплин

Часы

План

Факт

ЦОР

Введение «Здравствуй, школьная страна» 3 часа


1.

«Здоровый образ жизни, что сказки это?».

1



https://resh.edu.ru/

2.

«Суд книжки над неряхой мальчишкой».

1



3.

«Остров здоровья».

1



Питание и здоровье – 4 часа


4.

Игра «Смак».

1



https://resh.edu.ru/

5.

Что значит правильное питание?

1



6.

Ярмарка здоровой пищи.

1



7.

«Волшебный сундучок».

1



Моё здоровье в моих руках - 8 часов


8.

Занятие по гигиеническим навыкам.

1



https://resh.edu.ru/

9.

Устный журнал «Вредные микробы».

1



10.

«Здоровье и труд рядом идут».

1



11.

Своя игра «Человек и здоровье».

1



12.

День здоровья «Спортивный аудит».

1



13.

« Шутка минутка, а заряжает на час».

1



14.

Заочное путешествие «Природа – источник здоровья».

1



15.

«Моё здоровье в моих руках».

1





Я в школе и дома - 7 часов


16.

Мой внешний вид – залог здоровья.

1



https://resh.edu.ru/

17.

Беседа врача «Клещ энцефалитный».

1



18.

День здоровья «Игровые забавы».

1



19.

«Бесценный дар - зрение».

1



20.

Гигиена правильной осанки.

1



21.

«Скорая помощь».

1



22.

Спортивный праздник « Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».

1



Чтоб забыть про докторов – 4 часа


23.

В гостях у Мойдодыра.

1



https://resh.edu.ru/

24.

Лесная аптека на службе человека.

1



25.

«Питание и здоровье». Вкусные и полезные вкусности.

1



26.

«Планета Здоровья». Игра.

1



Быстрее, выше, сильнее – 6 часов


27.

День здоровья «Мы будущие олимпийцы»

1



https://resh.edu.ru/

28.

Школьные соревнования по лёгкой атлетике, лыжам, подвижным играм, шахматно – шашечный

турнир.

1



29.

Спортивный час «Зимние забавы».

1



30.

Легенды о происхождении олимпиады.

1



31.

Игра «Мама, папа, Я – спортивная семья».

1



32.

И снова в дорогу.

1




«Вот и стали мы на год взрослей» - 2 часа


33.

«Я расту». Сдача нормативов физического развития.

1



https://resh.edu.ru/

34.

Чему мы научились и чего достигли.

1




ИТОГО:

34 часа
































Тематическое планирование

4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»»


п/п

Наименование разделов и дисциплин

Часы

План

Факт

ЦОР

Введение «Здравствуй, школьная страна» 4 часа


1.

«Здоровье и здоровый образ жизни».

1



https://resh.edu.ru/

2.

Правила личной гигиены.

1



3.

Физическая активность и здоровье.

1



4.

Как познать себя.

1



Питание и здоровье – 5 часов


5.

Питание необходимое условие для жизни человека.

1



https://resh.edu.ru/

6.

Здоровая пища для всей семьи.

1



7.

Как питались в стародавние времена и питание нашего времени.

1



8.

Щи да каша – пища наша. (Секреты здорового питания).

1



9.

«Богатырская силушка».

1



Моё здоровье в моих руках - 7 часов


10.

Домашняя аптечка.

1



https://resh.edu.ru/

11.

«Мы за здоровый образ жизни».

1



12.

Олимпийский марафон.

1



13.

«Береги зрение с молоду».

1



14.

Как избежать искривления позвоночника?

1



15.

Отдых для здоровья.

1



16.

«Моё здоровье в моих руках».

1




Я в школе и дома - 6 часов


17.

«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим».

1



https://resh.edu.ru/

18.

«Класс не улица ребята! И запомнить это надо!».

1



19.

«Спеши делать добро».

1



20.

«Мир вокруг нас».

1



21.

«Экологическая тропа».

1



22.

«Богатырские потешки».

1



Чтоб забыть про докторов – 4 часа


23.

Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься. Встреча с мед. работником.

1



https://resh.edu.ru/

24.

День здоровья «Щит и меч».

1



25.

«Вкусные и полезные вкусности».

1



26.

Суд над вредными привычками

1



Быстрее, выше, сильнее – 5 часов


27.

От Афин до Сочи.

1



https://resh.edu.ru/

28.

Спортивный час «Зимние забавы».

1



29.

Олимпиада начинается в школе.

1



30.

Сдача нормативов спортивного комплекса «Кострома-спорт-здоровье».

1



31.

Школьная спартакиада.

1






«Вот и стали мы на год взрослей» - 3 часа


32.

Заветный уголок.

1



https://resh.edu.ru/

33.

Колесо истории.

1



34.

«Умеете ли мы вести здоровый образ жизни».

1




ИТОГО:

34 часа














































Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Обязательные учебные материалы для учителя


  1. Жирова Т. М., Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. изд. «Панорама», изд. «Глобус». 2019

  2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно- воспитательного комплекса // Начальная школа – 2018 – № 12 – С. 3–6.

  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2020 г. - / Мастерская учителя.

  4. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить своё здоровье: психологические установки и упражнения М. Издательский дом «Новый учебник», 2018г.

  5. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2018. – № 11. – С. 75–78.

  6. Ковалько, В.И. Соблюдение режима дня… [Текст с.16] ;

Ковалько, В.И. Сон выручатель нервной системы… [Текст с.21];

Ковалько, В.И. О личной гигиене… [Текст с.23]

Ковалько, В.И. Движение и ещё раз движение… [Текст с.22];

Ковалько, В.И. Правильная осанка… [Текст с.28]

Ковалько, В.И. О закаливании… [Текст с.39];

Ковалько, В.И. Профилактика заболеваний… [Текст с.44]: 1-4 классы.

  1. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2020 г. – / Мастерская учителя.

  2. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2019. - 176с. - /Мозаика детского отдыха.

  3. Безруких М.М. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников М.: Издательский дом «новый учебник 2018г.

  4. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2019, с.57.




Материально-техническое обеспечение


  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Доска магнитно-маркерная


Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет


  1. http://school-collection.edu.ru/

  2. https://resh.edu.ru/




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!