СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» для обучающихся 1 – 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» для обучающихся 1 – 4 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 5 г. Конаково Тверской области

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 5 г. Конаково

Тверской области:

С. Н. Фадина «31» августа 2022 г.

«Утверждаю»

Приказ № 162 от «31» августа 2022 г.

Директор МБОУ гимназии № 5

г. Конаково Тверской области

С. Н. Кузьмичёва







Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Мы любим русский язык»

для обучающихся 1 – 4 классов

на 2022/2026 учебный год



Направление деятельности: познавательная

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет

Срок реализации программы: 4 года



Составила заместитель директора

по УВР начальной школы: Фадина С.Н.


г. Конаково 2022



Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты развития функциональной грамотности, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Общая характеристика курса

Курс «Мы любим русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

Место курса в учебном плане


На изучение курса внеурочной деятельности «Мы любим русский язык » в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится:

Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю.

Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Цели изучения курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

Приоритетная цель обучения: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.


Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной деятельности и решением следующих задач:

  • развивать лингвистические компетенции учащихся;

  • формировать любовь и уважение к русскому языку;

  • развивать познавательные способности младших школьников;

  • развивать творческие способности младших школьников;

  • расширять кругозор учащихся.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности


В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися следующих воспитательных результатов и эффектов деятельности:

Первый уровень результатов:

Личностные результаты

  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим.

Метапредметные результаты

  • формирование познавательного интереса к окружающему миру;

  • расширение лингвистического кругозора;

  • развитие любознательности, сообразительности, целеустремленности при выполнении разнообразных заданий проблемного и характера;

  • приобретение первоначального опыта осуществления совместной продуктивной деятельности, умения сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

Второй уровень результатов:

На данном уровне предполагается достижениевоспитанниками следующих результатов:

Личностные результаты

  • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные результаты

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

Третий уровень результатов:

Результатами освоения программы должны стать:

Личностные результаты

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

Метапредметные результаты

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

Содержание тем  курса "Мы любим русский язык"  

 

Форма проведения: кружок.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.


































        



Тематическое планирование

1 класс


Тема занятия

Кол-во часов

План

Факт

ЦОР

1

Речь устная и письменная

1



https://resh.edu.ru/

2

Что такое слово

1



https://resh.edu.ru/

3

В мире звуков

1



https://resh.edu.ru/

4

Игротека

1



https://resh.edu.ru/

5

Звуки и буквы- не одно и тоже

1



https://resh.edu.ru/

6

Что такое метаграммы

1



https://resh.edu.ru/

7

Жили-были гласные и согласные

1



https://resh.edu.ru/

8

Игротека

1



https://resh.edu.ru/

9

Волшебник Ударение

1



https://resh.edu.ru/

10

Такие разные согласные    

1



https://resh.edu.ru/

11

Такие разные согласные    

1



https://resh.edu.ru/

12

Игротека

1



https://resh.edu.ru/

13

Русские народные загадки

1



https://resh.edu.ru/

14

Зачем шипят шипящие

1



https://resh.edu.ru/

15

Познакомьтесь: алфавит!  

1



https://resh.edu.ru/

16

Игротека

1



https://resh.edu.ru/

17

Привет, пословица!

1



https://resh.edu.ru/

18

Поговорим о предложении

1



https://resh.edu.ru/

19

Ещё немного о предложении

1



https://resh.edu.ru/

20

Игротека

1



https://resh.edu.ru/

21

Знакомимся с анаграммами

1



https://resh.edu.ru/

22

Что такое текст ?

1



https://resh.edu.ru/

23

Что мы пишем с большой буквы

1



https://resh.edu.ru/

24

Игротека

1



https://resh.edu.ru/

25

О безударных гласных

1



https://resh.edu.ru/

26

О парных звонких и глухих согласных

1



https://resh.edu.ru/

27

Слова-приятели

1



https://resh.edu.ru/

28

Игротека

1



https://resh.edu.ru/

29

Слова-неприятели

1



https://resh.edu.ru/

30

Волшебное слова предлог

1



https://resh.edu.ru/

31

Что за зверь такой-фразеологизм

1



https://resh.edu.ru/

32

Игротека

1



https://resh.edu.ru/

33

Итоговое занятие. Учимся различать слова разных частей речи

1



https://resh.edu.ru/


Итого:

33 часа



































Тематическое планирование

2 класс

Тема занятия

Кол-во часов

План

Факт

ЦОР

1

Что мы знаем о звуках и буквах?




https://resh.edu.ru/

2

Что такое лексика?




https://resh.edu.ru/

3

Однозначные и многозначные слова




https://resh.edu.ru/

4

Игротека




https://resh.edu.ru/

5

Слова-братья




https://resh.edu.ru/

6

Слова - наоборот




https://resh.edu.ru/

7

Пословица недаром молвится




https://resh.edu.ru/

8

Игротека




https://resh.edu.ru/

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …




https://resh.edu.ru/

10

Играем со словарными словами




https://resh.edu.ru/

11

Анаграммы




https://resh.edu.ru/

12

Игротека




https://resh.edu.ru/

13

Секреты некоторых букв




https://resh.edu.ru/

14

Шарады, анаграммы и метаграммы




https://resh.edu.ru/

15

Еще раз о синонимах и антонимах




https://resh.edu.ru/

16

Игротека




https://resh.edu.ru/

17

Слова, обозначающие предметы




https://resh.edu.ru/

18

Слова, обозначающие действие предметов




https://resh.edu.ru/

19

Слова, обозначающие признаки предметов




https://resh.edu.ru/

20

Игротека




https://resh.edu.ru/

21

Текст, тема, главная мысль




https://resh.edu.ru/

22

Заголовок- всему голова




https://resh.edu.ru/

23

Работаем с фразеологизмами




https://resh.edu.ru/

24

Игротека




https://resh.edu.ru/

25

И снова пословицы




https://resh.edu.ru/

26

Ещё раз о фразеологизмах




https://resh.edu.ru/

27

Русские народные загадки




https://resh.edu.ru/

28

Игротека




https://resh.edu.ru/

29

И вновь словарные слова




https://resh.edu.ru/

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы




https://resh.edu.ru/

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера




https://resh.edu.ru/

32

Игротека




https://resh.edu.ru/

33

Повторяем…




https://resh.edu.ru/

34

Итоговое занятие. Повторяем, повторяем…




https://resh.edu.ru/


ИТОГО:

34 часа





























Тематическое планирование

3 класс

Тема занятия

Кол-во часов

План

Факт

ЦОР

1

Да здравствует русский язык!




https://resh.edu.ru/

2

Вежливые слова




https://resh.edu.ru/

3

Поговорки и пословицы  




https://resh.edu.ru/

4

Игротека




https://resh.edu.ru/

5

Запоминаем словарные слова




https://resh.edu.ru/

6

Растения во фразеологизмах




https://resh.edu.ru/

7

Животные во фразеологизмах




https://resh.edu.ru/

8

Игротека




https://resh.edu.ru/

9

Я не поэт, я только учусь…




https://resh.edu.ru/

10

Как Морфология порядок навела




https://resh.edu.ru/

11

Игры с пословицами




https://resh.edu.ru/

12

Игротека




https://resh.edu.ru/

13

И снова животные во фразеологизмах




https://resh.edu.ru/

14

Кое-что о местоимении  




https://resh.edu.ru/

15

Познакомимся поближе с  наречием и числительным




https://resh.edu.ru/

16

Игротека




https://resh.edu.ru/

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова




https://resh.edu.ru/

18

Про корень и окончание  




https://resh.edu.ru/

19

Про суффикс и приставку




https://resh.edu.ru/

20

Игротека




https://resh.edu.ru/

21

Непроизносимые согласные




https://resh.edu.ru/

22

Учимся различать приставку и предлог




https://resh.edu.ru/

23

Учимся писать не с глаголами




https://resh.edu.ru/

24

Игротека




https://resh.edu.ru/

25

Имена существительные с шипящим звуком на конце




https://resh.edu.ru/

26

Его величество Ударение




https://resh.edu.ru/

27

Поговорим о падежах




https://resh.edu.ru/

28

Игротека




https://resh.edu.ru/

29

Сложные слова




https://resh.edu.ru/

30

От архаизмов до неологизмов




https://resh.edu.ru/

31

По страницам энциклопедий




https://resh.edu.ru/

32

Игротека




https://resh.edu.ru/

33

Повторяем…




https://resh.edu.ru/

34

Итоговое занятие. Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»




https://resh.edu.ru/






























Тематическое планирование

4 класс

Тема занятия

Кол-во часов

План

Факт

ЦОР

И снова о русском языке…




https://resh.edu.ru/

Крылатые слова и афоризмы




https://resh.edu.ru/

Копилка занимательных заданий




https://resh.edu.ru/

Игротека




https://resh.edu.ru/

Об именах




https://resh.edu.ru/

О русских фамилиях




https://resh.edu.ru/

В поисках сбежавших головоломок




https://resh.edu.ru/

Игротека




https://resh.edu.ru/

Мы играем в логогрифы




https://resh.edu.ru/

Учимся распознавать речевые ошибки




https://resh.edu.ru/

Коллекция заморочек




https://resh.edu.ru/

Игротека




https://resh.edu.ru/

Ох уж эти фразеологизмы!...




https://resh.edu.ru/

Работаем над рифмами




https://resh.edu.ru/

Словесные забавы




https://resh.edu.ru/

Игротека




https://resh.edu.ru/

Продолжаем работу над фразеологизмами




https://resh.edu.ru/

Русские пословицы и поговорки




https://resh.edu.ru/

Ассорти для любителей русского языка




https://resh.edu.ru/

Игротека




https://resh.edu.ru/

И снова о фразеологизмах




https://resh.edu.ru/

Однородные члены предложения




https://resh.edu.ru/

Ошибочка вышла!




https://resh.edu.ru/

Игротека




https://resh.edu.ru/

Про омонимы и их разновидности




https://resh.edu.ru/

Еще немного фразеологизмов




https://resh.edu.ru/

В стране Перевертундии




https://resh.edu.ru/

Игротека




https://resh.edu.ru/

Что такое «паронимы»




https://resh.edu.ru/

Запоминаем словарные слова




https://resh.edu.ru/

31 июня




https://resh.edu.ru/

Игротека




https://resh.edu.ru/

Повторяем…




https://resh.edu.ru/

Итоговое занятие. Повторяем…




https://resh.edu.ru/



ИТОГО:

34 часа























Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Обязательные учебные материалы для учителя



  1. Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  3. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  6. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  7. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  8. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

Материально-техническое обеспечение


  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Доска магнитно-маркерная


Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет


  1. http://school-collection.edu.ru/

  2. https://resh.edu.ru/

























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!