Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 5 г. Конаково Тверской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 5 г. Конаково Тверской области: С. Н. Фадина «31» августа 2022 г. | «Утверждаю» Приказ № 162 от «31» августа 2022 г. Директор МБОУ гимназии № 5 г. Конаково Тверской области С. Н. Кузьмичёва |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мы любим русский язык»
для обучающихся 1 – 4 классов
на 2022/2026 учебный год
Направление деятельности: познавательная
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Срок реализации программы: 4 года
Составила заместитель директора
по УВР начальной школы: Фадина С.Н.
г. Конаково 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты развития функциональной грамотности, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Общая характеристика курса
Курс «Мы любим русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Место курса в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Мы любим русский язык » в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится:
Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю.
Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Цели изучения курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
Приоритетная цель обучения: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной деятельности и решением следующих задач:
развивать лингвистические компетенции учащихся;
формировать любовь и уважение к русскому языку;
развивать познавательные способности младших школьников;
развивать творческие способности младших школьников;
расширять кругозор учащихся.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися следующих воспитательных результатов и эффектов деятельности:
Первый уровень результатов:
Личностные результаты
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим.
Метапредметные результаты
формирование познавательного интереса к окружающему миру;
расширение лингвистического кругозора;
развитие любознательности, сообразительности, целеустремленности при выполнении разнообразных заданий проблемного и характера;
приобретение первоначального опыта осуществления совместной продуктивной деятельности, умения сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
Второй уровень результатов:
На данном уровне предполагается достижениевоспитанниками следующих результатов:
Личностные результаты
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Метапредметные результаты
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
Третий уровень результатов:
Результатами освоения программы должны стать:
Личностные результаты
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
Метапредметные результаты
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
Содержание тем курса "Мы любим русский язык"
Форма проведения: кружок.
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | План | Факт | ЦОР |
1 | Речь устная и письменная | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
2 | Что такое слово | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
3 | В мире звуков | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
4 | Игротека | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
5 | Звуки и буквы- не одно и тоже | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
6 | Что такое метаграммы | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
7 | Жили-были гласные и согласные | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
8 | Игротека | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
9 | Волшебник Ударение | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
10 | Такие разные согласные | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
11 | Такие разные согласные | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
12 | Игротека | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
13 | Русские народные загадки | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
14 | Зачем шипят шипящие | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
15 | Познакомьтесь: алфавит! | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
16 | Игротека | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
17 | Привет, пословица! | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
18 | Поговорим о предложении | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
19 | Ещё немного о предложении | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
20 | Игротека | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
21 | Знакомимся с анаграммами | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
22 | Что такое текст ? | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
23 | Что мы пишем с большой буквы | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
24 | Игротека | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
25 | О безударных гласных | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
26 | О парных звонких и глухих согласных | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
27 | Слова-приятели | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
28 | Игротека | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
29 | Слова-неприятели | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
30 | Волшебное слова предлог | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
31 | Что за зверь такой-фразеологизм | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
32 | Игротека | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
33 | Итоговое занятие. Учимся различать слова разных частей речи | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Итого: | 33 часа | | | |
Тематическое планирование
2 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | План | Факт | ЦОР |
1 | Что мы знаем о звуках и буквах? | | | | https://resh.edu.ru/ |
2 | Что такое лексика? | | | | https://resh.edu.ru/ |
3 | Однозначные и многозначные слова | | | | https://resh.edu.ru/ |
4 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
5 | Слова-братья | | | | https://resh.edu.ru/ |
6 | Слова - наоборот | | | | https://resh.edu.ru/ |
7 | Пословица недаром молвится | | | | https://resh.edu.ru/ |
8 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы, … | | | | https://resh.edu.ru/ |
10 | Играем со словарными словами | | | | https://resh.edu.ru/ |
11 | Анаграммы | | | | https://resh.edu.ru/ |
12 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
13 | Секреты некоторых букв | | | | https://resh.edu.ru/ |
14 | Шарады, анаграммы и метаграммы | | | | https://resh.edu.ru/ |
15 | Еще раз о синонимах и антонимах | | | | https://resh.edu.ru/ |
16 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
17 | Слова, обозначающие предметы | | | | https://resh.edu.ru/ |
18 | Слова, обозначающие действие предметов | | | | https://resh.edu.ru/ |
19 | Слова, обозначающие признаки предметов | | | | https://resh.edu.ru/ |
20 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
21 | Текст, тема, главная мысль | | | | https://resh.edu.ru/ |
22 | Заголовок- всему голова | | | | https://resh.edu.ru/ |
23 | Работаем с фразеологизмами | | | | https://resh.edu.ru/ |
24 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
25 | И снова пословицы | | | | https://resh.edu.ru/ |
26 | Ещё раз о фразеологизмах | | | | https://resh.edu.ru/ |
27 | Русские народные загадки | | | | https://resh.edu.ru/ |
28 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
29 | И вновь словарные слова | | | | https://resh.edu.ru/ |
30 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | | | | https://resh.edu.ru/ |
31 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера | | | | https://resh.edu.ru/ |
32 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
33 | Повторяем… | | | | https://resh.edu.ru/ |
34 | Итоговое занятие. Повторяем, повторяем… | | | | https://resh.edu.ru/ |
| ИТОГО: | 34 часа | | | |
Тематическое планирование
3 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | План | Факт | ЦОР |
1 | Да здравствует русский язык! | | | | https://resh.edu.ru/ |
2 | Вежливые слова | | | | https://resh.edu.ru/ |
3 | Поговорки и пословицы | | | | https://resh.edu.ru/ |
4 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
5 | Запоминаем словарные слова | | | | https://resh.edu.ru/ |
6 | Растения во фразеологизмах | | | | https://resh.edu.ru/ |
7 | Животные во фразеологизмах | | | | https://resh.edu.ru/ |
8 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
9 | Я не поэт, я только учусь… | | | | https://resh.edu.ru/ |
10 | Как Морфология порядок навела | | | | https://resh.edu.ru/ |
11 | Игры с пословицами | | | | https://resh.edu.ru/ |
12 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
13 | И снова животные во фразеологизмах | | | | https://resh.edu.ru/ |
14 | Кое-что о местоимении | | | | https://resh.edu.ru/ |
15 | Познакомимся поближе с наречием и числительным | | | | https://resh.edu.ru/ |
16 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
17 | Состав слова. Основа слова. Формы слова | | | | https://resh.edu.ru/ |
18 | Про корень и окончание | | | | https://resh.edu.ru/ |
19 | Про суффикс и приставку | | | | https://resh.edu.ru/ |
20 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
21 | Непроизносимые согласные | | | | https://resh.edu.ru/ |
22 | Учимся различать приставку и предлог | | | | https://resh.edu.ru/ |
23 | Учимся писать не с глаголами | | | | https://resh.edu.ru/ |
24 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
25 | Имена существительные с шипящим звуком на конце | | | | https://resh.edu.ru/ |
26 | Его величество Ударение | | | | https://resh.edu.ru/ |
27 | Поговорим о падежах | | | | https://resh.edu.ru/ |
28 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
29 | Сложные слова | | | | https://resh.edu.ru/ |
30 | От архаизмов до неологизмов | | | | https://resh.edu.ru/ |
31 | По страницам энциклопедий | | | | https://resh.edu.ru/ |
32 | Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
33 | Повторяем… | | | | https://resh.edu.ru/ |
34 | Итоговое занятие. Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | | | | https://resh.edu.ru/ |
Тематическое планирование
4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | План | Факт | ЦОР |
| И снова о русском языке… | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Крылатые слова и афоризмы | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Копилка занимательных заданий | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Об именах | | | | https://resh.edu.ru/ |
| О русских фамилиях | | | | https://resh.edu.ru/ |
| В поисках сбежавших головоломок | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Мы играем в логогрифы | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Учимся распознавать речевые ошибки | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Коллекция заморочек | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Ох уж эти фразеологизмы!... | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Работаем над рифмами | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Словесные забавы | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Продолжаем работу над фразеологизмами | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Русские пословицы и поговорки | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Ассорти для любителей русского языка | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
| И снова о фразеологизмах | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Однородные члены предложения | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Ошибочка вышла! | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Про омонимы и их разновидности | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Еще немного фразеологизмов | | | | https://resh.edu.ru/ |
| В стране Перевертундии | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Что такое «паронимы» | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Запоминаем словарные слова | | | | https://resh.edu.ru/ |
| 31 июня | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Игротека | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Повторяем… | | | | https://resh.edu.ru/ |
| Итоговое занятие. Повторяем… | | | | https://resh.edu.ru/ |
| ИТОГО: | 34 часа | | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для учителя
Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Материально-техническое обеспечение
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Доска магнитно-маркерная
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
http://school-collection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/