СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «волейбол»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 9 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту. Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «волейбол»»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВОЛЕЙБОЛ»


Срок реализации программы –1 год Общее количество часов в год –34 часа Количество часов в неделю – 1 час

Направление программы: спортивно-оздоровительное Программа рассчитана на детей 14-16 лет

Категория участников: обучающиеся 9-х классов





Составитель: Михальченко Ольга Владимировна





Брянск 2023

СОДЕРЖАНИЕ





Пояснительная записка 2-5 Требования к уровню подготовки 6-8 Учебно-тематический план 9-10 Содержание программы 11-12

































                                                           


Пояснительная записка.

Авторская программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» для учащихся 9 классов разработана    на основе требований нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Авторская программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 9 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту. Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей. Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение

основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемая часть всего воспитательно - образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся, в её основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  • пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие

гармоническому физическому развитию занимающихся;

  • популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;

  • формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;

  • обучение технике и тактике игры в волейбол;

  • развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно- силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);

  • формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;

  • воспитание моральных и волевых качеств.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка,

индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.

            Актуальность программы, для современных детей ведущих малопо- движный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрес- сивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия. Занятия в кружке, секции способствуют повы- шению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления. Цель моей программы овладение способами оздоров- ления и укрепления организма учащихся посредством занятий волейболом, формировать у учащихся убеждение в том, что забота человека о своём здоро- вье и физическом развитии является не только его личным делом, но и обще- ственным долгом.

                Новизна    данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта, морально - волевых и нравственных качеств, коллективных действий. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной предметной деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в школьном возрасте, что повышает самооценку учащихся, и его оценку в глазах окружающих. Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического процесса.

Программа составлена для учащихся 9 классов.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Формы проведения занятий: однонаправленные, комбинированные, игровые, соревнования.


Уровень результатов внеурочной деятельности и способы    их достижения


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;  проговаривать последовательность действий;

  • уметь высказывать свое предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;

             средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;  учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

             добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт

и информацию, полученную на занятии;

             перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.    

                  Коммуникативные УУД:

             умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;

                 совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;

                 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

    • осознание учащимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, 10 регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

    • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.






















Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся должны знать:

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;  основы рационального питания;  правила оказания первой помощи;

  • способы сохранения и укрепление здоровья;

  • основы развития познавательной сферы;

  • свои права и права других людей;

  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; и должны уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • заботиться о своем здоровье;

  • применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

  • находить выход из стрессовых ситуаций;

  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  • адекватно оценивать свое поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся смогут узнать:

  • значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

  • правила безопасного поведения во время занятий волейболом;

  • названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;

  • наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;

  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);

  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения;

  • основное содержание правил соревнований по волейболу;

  • жесты волейбольного судьи;

  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола; и смогут научиться:

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;

  • выполнять технические приемы и тактические действия;

  • контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;

  • играть в волейбол с соблюдением основных правил;

  • демонстрировать жесты волейбольного судьи;

  • проводить судейство по волейболу.


Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.


















                                               


п/п



Учебный материал

Кол-во часов

Перемещения

3

1

Стойка игрока (исходные положения)


2

Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком,

лицом вперед

3

Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты,

прыжки вверх)

Передачи мяча

4

1

Передача сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении)


2

Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)

3

Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи

4

Передача мяча снизу двумя руками над собой

5

Передача мяча снизу двумя руками в парах

Подачи мяча

4

1

Нижняя прямая


2

Верхняя прямая

Прием мяча

4

1

Прием мяча снизу двумя руками


2

Прием мяча сверху двумя руками

3

Прием мяча, отраженного сеткой

Блокирование атакующих ударов

3

1

Одиночное блокирование


2

Групповое блокирование


3

Страховка при блокировании


Тактические игры

9

1

Индивидуальные тактические действия в нападении, защите


2

Групповые тактические действия в нападении, защите

3

Командные тактические действия в нападении, защите

4

Двухсторонняя учебная игра

Подвижные игры и эстафеты

5

1

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических

приемов и тактических действий


2

Игры развивающие физические способности


Физическая подготовка

В

процессе занятий

1

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных

способностей, выносливости, гибкости


Контрольные соревнования

2

1

Контрольные игры и соревнования



ИТОГО

34




Содержание программы


Основы знаний

Основы истории развития волейбола в России.

Сведения о строении и функциях организма человека. Правила игры в волейбол.

Места занятий, инвентарь.

Общефизическая подготовка - ОФП

Строевые упражнения.

Гимнастические упражнения. Легкоатлетические упражнения. Подвижные и спортивные игры.

Специальная физическая подготовка - СФП

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. Подвижные игры.

Упражнения для развития прыгучести.

Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча.

Техника игры

Техника нападения;

Перемещения и стойки;

Действия с мячом. Передачи мяча

Тактика игры

Техника защиты.

Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.

Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия. Командные действия.

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Командные действия.

Контрольные игры и соревнования:

Теоретическая часть. Правила соревнований. Практическая часть:

соревнования по подвижным играм с элементами волейбола, учебно-тренировочные игры.

Список литературы:


  1. Программа физического воспитания учащихся 5-9 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича.-М.: Просвещение,2019.

  2. Физическая культура. 8-9классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. И. Лях, М.Я.Вилинского.- М.: Просвещение, 2016.

  3. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для  учителей и методистов / Г.А Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011

  4. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!