Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Математика с увлечением»
(для обучающихся с ОВЗ)
Класс: 3
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, федеральных образовательных программ начального общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением» составляют следующие документы:
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
Задания для развития познавательных способностей с использованием методического
пособия для учителей (авторы: М.В Буряк, Е.Н Карышева, 2015 год).
Цели:
создание условий для закрепления умения выполнять арифметические действия в пределах 100;
знакомство с природной зоной степей и лесостепей, их расположением на карте России и климатическими особенностями;
развивать творческие и интеллектуальные способности ребенка;
развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого воображения.
Задачи:
образовательные:
закреплять умение выполнять арифметические действия в пределах 100;
пользоваться правилом о порядке выполнения действий в математических выражениях;
решать задачи разных видов по схемам;
строить различные ломаные линии из трёх звеньев;
знакомиться с природной зоной степей и лесостепей, их расположением на карте России и климатическими особенностями;
развивающие:
развивать познавательную активность, детскую любознательность, математическую речь, логическое мышление;
воспитательные:
создать условия для воспитания интереса к математике и окружающему миру, реализовывать возможности культуры общения.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности
Программа данного курса представляет систему развивающих занятий для учащихся начальных классов и направлена на формирование общеинтеллектуальных умений, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира.
Программа курса внеурочной деятельности предусматривает проведение индивидуальной работы. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Для проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки. Дидактический материал способствует более легкому усвоению и запоминанию. Учащиеся проявляют интерес к математике как к занимательной науке и окружающему миру как науке о природе.
Программа курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением» представляет собой интеграцию окружающего мира и математики, занимает важное место в решении практических задач, которые обеспечивают разностороннее развитие школьников.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Обучающиеся с ОВЗ получат возможность для :
- развития мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;
- развития внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств, весьма важных в практической деятельности любого человека;
- формирования математической компетентности;
- развития самостоятельности суждений, независимости мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД
Обучающиеся с ОВЗ научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- принимать роль в учебном сотрудничестве.
Обучающиеся с ОВЗ получат возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные УДД
Обучающиеся с ОВЗ научатся:
- сравнивать и применять разные способы учебной работы и приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы ;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Обучающиеся с ОВЗ получат возможность научиться:
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям(критериям) при указании и без указания количества групп;
- действовать в соответствии с заданными правилами.
Коммуникативные УДД
Обучающиеся с ОВЗ научатся:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- договариваться и приходить к общему решению;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Обучающиеся с ОВЗ получат возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- учитывать другое мнение и позицию;
- осуществлять действие взаимоконтроля.
Предметные результаты
Обучающиеся с ОВЗ получат возможность закрепить:
• последовательность чисел от 1 до 1000;
• чётные и нечётные числа;
• применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
• устное выполнение арифметических действий в пределах 1000;
• выполнение внетабличного умножения и деления;
• решение простых и составных задач;
• вычисление числовых выражений, содержащих несколько действий со скобками и без скобок;
• выполнение деления с остатком;
• нахождение значения выражений с переменными;
• сравнение долей;
• составление равенств и неравенств;
• виды треугольников.
Обучающиеся с ОВЗ будут уметь:
• сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 1000;
• составлять верные равенства и неравенства;
• находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях переменной;
• выполнять действия с именованными числами;
• анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения;
• обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
• заполнять таблицы, схемы, имея банк данных;
• узнавать плоские и объёмные фигуры;
• конструировать из геометрических фигур;
• контролировать свою деятельность ( обнаруживать и исправлять ошибки).
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы уроков | Кол - во часов |
1 | Арифметические действия над числами в пределах 100. Удивительная степь. | 1 |
2 | Растения - эфемеры. Решение задач. | 1 |
3 | Степные растения. Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 |
4 | Цветочный ковёр степи. Таблицы. | 1 |
5 | Степные насекомые. Грани куба. | 1 |
6 | Муравей-жнец степной. Степная дыбка. Ломаная линия. | 1 |
7 | Земноводные степей. Чётные и нечётные числа. | 1 |
8 | Пресмыкающиеся степей. Решение задач. | 1 |
9 | Болотная черепаха. Тела вращения. | 1 |
10 | Рыбы водоёмов степей. Площадь прямоугольника. | 1 |
11 | Хищные рыбы степных водоёмов. Развёртка куба. | 1 |
12 | Многообразие степных птиц. Порядок выполнения действий. | 1 |
13 | Перепел. Стрепет. Умножение на 1 и 0. Деление на 1. | 1 |
14 | Хищные птицы степей. Единицы времени. | 1 |
15 | Журавль –красавка. Дрофа. Видимые и невидимые линии. | 1 |
16 | Птицы степей. Доли. | 1 |
17 | Утки степей. Внетабличное умножение и деление. | 1 |
18 | Суслик. Симметричные фигуры. | 1 |
19 | Сурок. Умножение двузначных чисел ни однозначное. | 1 |
20 | Хомяк. Выражение с двумя переменными. | 1 |
21 | Тушканчик. Деление двузначных чисел на однозначное. | 1 |
22 | Барсук. Нахождение неизвестных компонентов. | 1 |
23 | Ондатра. Степной хорёк. Деление с остатком. | 1 |
24 | Степной ёж. Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 1 |
25 | Речной бобр. Сравнение трёхзначных чисел. | 1 |
26 | Крот. Цокор. Слепыш. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. | 1 |
27 | Степная лисица. Единицы массы. | 1 |
28 | Манул. Виды треугольников. | 1 |
29 | Кулан. Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000. | 1 |
30 | Косуля. Решение задач. | 1 |
31 | Деление окружности на равные части. | 1 |
32 | Перпендикулярность прямых. | 1 |
33 | Параллельность прямых. | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Примечание |
1 | Арифметические действия над числами в пределах 100. Удивительная степь. | 1 | | | |
2 | Растения - эфемеры. Решение задач. | 1 | | | |
3 | Степные растения. Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 | | | |
4 | Цветочный ковёр степи. Таблицы. | 1 | | | |
5 | Степные насекомые. Грани куба. | 1 | | | |
6 | Муравей-жнец степной. Степная дыбка. Ломаная линия. | 1 | | | |
7 | Земноводные степей. Чётные и нечётные числа. | 1 | | | |
8 | Пресмыкающиеся степей. Решение задач. | 1 | | | |
9 | Болотная черепаха. Тела вращения. | 1 | | | |
10 | Рыбы водоёмов степей. Площадь прямоугольника. | 1 | | | |
11 | Хищные рыбы степных водоёмов. Развёртка куба. | 1 | | | |
12 | Многообразие степных птиц. Порядок выполнения действий. | 1 | | | |
13 | Перепел. Стрепет. Умножение на 1 и 0. Деление на 1. | 1 | | | |
14 | Хищные птицы степей. Единицы времени. | 1 | | | |
15 | Журавль –красавка. Дрофа. Видимые и невидимые линии. | 1 | | | |
16 | Птицы степей. Доли. | 1 | | | |
17 | Утки степей. Внетабличное умножение и деление. | 1 | | | |
18 | Суслик. Симметричные фигуры. | 1 | | | |
19 | Сурок. Умножение двузначных чисел ни однозначное. | | | | |
20 | Хомяк. Выражение с двумя переменными. | 1 | | | |
21 | Тушканчик. Деление двузначных чисел на однозначное. | 1 | | | |
22 | Барсук. Нахождение неизвестных компонентов. | 1 | | | |
23 | Ондатра. Степной хорёк. Деление с остатком. | 1 | | | |
24 | Степной ёж. Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 1 | | | |
25 | Речной бобр. Сравнение трёхзначных чисел. | 1 | | | |
26 | Крот. Цокор. Слепыш. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. | 1 | | | |
27 | Степная лисица. Единицы массы. | 1 | | | |
28 | Манул. Виды треугольников. | 1 | | | |
29 | Кулан. Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000. | 1 | | | |
30 | Косуля. Решение задач. | 1 | | | |
31 | Деление окружности на равные части. | 1 | | | |
32 | Перпендикулярность прямых. | 1 | | | |
33 | Параллельность прямых. | 1 | | | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | | | |