Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Юный читатель»
Пояснительная записка
Программа «Юный читатель» составлена на основе:
Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф», 2013. - 192с
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Курс внеурочной деятельности «Юный читатель» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятие помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цель: создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений;
Задачи:
исследовать уровень читательской самостоятельности учеников и литературные потребности;
расширять читательский кругозор;
развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус
«Юный читатель» представляет собой вариант программы организации внеурочной младших школьников. Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО. В рамках данной программы формируются коммуникативные и социальные навыки обучающихся в начальной школе, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка.
Занятия обеспечивают развитие универсальных учебных действий, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и внеурочной деятельности, а так же позволяет младшему школьнику проявить себя, расширить свой кругозор.
Одна из основных задач образования по ФГОС НОО – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: планирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция.
Исходя их этого, в программе предусмотрены активные формы работы, которые вовлекают учащихся в творческую деятельность.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность на раннем этапе изучения языка является отличительной чертой проекта.
Формы организации
Проекты
Литературные игры, викторины
Библиотечные занятия
Путешествия по страницам книг
Занятия-спектакли
Изготовление книжек-малышек
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоении программы курса внеурочной деятености «Юный читатель» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Содержание программы для учащихся 4 классов
Содержание программы
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная
внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого(работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,
иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять
углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,
«Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Творческая мастерская «Что узнали о книгах?».
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
1 | История книги. Библиотеки | 4 ч |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 ч |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 ч |
4 | Книги о родной природе | 3 ч |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 ч |
6 | Животные — герои детской литературы | 4ч |
7 | Дети — герои книг | 3 ч |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 ч |
9 | Книги о детях войны | 3ч |
10 | Газеты и журналы для детей | 3ч |
11 | «Книги, книги, книги…» | 2 ч |
12 | Обобщающее занятие | 1ч |
| ВСЕГО | 34 |
Список литературы:
1. Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф», 2013. - 192с
2. Григорьева Е.Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению//Молодой ученый. -2011.-№7. Т.2. – С.86-90.
3. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2006.
4. «Шаг навстречу книге, или как приобщить ребенка к чтению» Е.А.Рыбкина// Начальная школа, - 2009.-№2
5. Электронный ресурс: https://infourok.ru/statya_pochemu_mnogie_deti_ne_chitayut_knig-372553.htm
6. Электронный ресурс:http://programma-fgos.ru/load/klassy/1_klass/16