СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный читатель"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности «Юный читатель» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный читатель"»



Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Юный читатель»









Пояснительная записка

Программа «Юный читатель» составлена на основе:

Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф», 2013. - 192с

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;



Курс внеурочной деятельности «Юный читатель» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятие помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.


Цель: создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений;


Задачи: 

  • исследовать уровень читательской самостоятельности учеников и литературные потребности;

  • расширять читательский кругозор;

  • развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус

 «Юный читатель» представляет собой вариант программы организации внеурочной младших школьников. Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО. В рамках данной программы  формируются коммуникативные и социальные навыки обучающихся в начальной школе, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка.

Занятия обеспечивают развитие универсальных учебных действий, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и внеурочной деятельности, а так же позволяет младшему школьнику проявить себя, расширить свой кругозор.

Одна из основных задач образования по ФГОС НОО – развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий, таких как: планирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, оценка, коррекция,  саморегуляция.

Исходя их этого, в программе предусмотрены активные формы работы, которые вовлекают учащихся в творческую деятельность.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность на раннем этапе изучения языка является отличительной чертой проекта.


Формы организации

  • Проекты

  • Литературные игры, викторины

  • Библиотечные занятия

  • Путешествия по страницам книг

  • Занятия-спектакли

  • Изготовление книжек-малышек



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате освоении программы курса внеурочной деятености «Юный читатель» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;

  • Формировать потребность в систематическом чтении;

  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.


Содержание программы для учащихся 4 классов


Содержание программы

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная

карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная

внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого(работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией

А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,

иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет

и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять

углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,

«Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Творческая мастерская «Что узнали о книгах?».




Тематическое планирование


Название темы

Количество часов

1

История книги. Библиотеки


4 ч

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные


3 ч

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы


3 ч

4

Книги о родной природе

3 ч

5

Книги Л.Н. Толстого для детей


3 ч

6

Животные — герои детской литературы


7

Дети — герои книг


3 ч

8

Книги зарубежных писателей


2 ч

9

Книги о детях войны


10

Газеты и журналы для детей


11

«Книги, книги, книги…»


2 ч

12

Обобщающее занятие


ВСЕГО

34












Список литературы:

1. Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф», 2013. - 192с

2. Григорьева Е.Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению//Молодой ученый. -2011.-№7. Т.2. – С.86-90.

3. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2006.

4. «Шаг навстречу книге, или как приобщить ребенка к чтению» Е.А.Рыбкина// Начальная школа, - 2009.-№2

5. Электронный ресурс: https://infourok.ru/statya_pochemu_mnogie_deti_ne_chitayut_knig-372553.htm

6. Электронный ресурс:http://programma-fgos.ru/load/klassy/1_klass/16














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!