муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Байгильды
муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Утверждаю
Заместитель директора по ВР Директор школы
_________ Ямилова Л.Р.. _________Рашитова Н.А.
Протокол №1 от 29.08.2023г. Приказ №85 от 31.08.2023г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Волейбольный»
на 2023 – 2024 учебный год
Класс: 8,9
Составитель рабочей программы:
руководитель курса внеурочной деятельности
Марванова Гульназ Равиловна
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Волейбольный» направлен на достижение воспитанниками личностных, метапредметных результатов.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание занятий курса делится на следующие разделы:
История возникновения волейбола. Правила игры. Развитие волейбола.
Правила техники безопасного поведения. Личная гигиена. Режим питания спортсмена. Общий режим дня и его значение дня юного спортсмена. Использование. Врачебный контроль и самоконтроль за состоянием здоровья спортсмена. Причины травм при занятиях по волейболу и их предупреждение. Оказание первой медицинской помощи. Психологическая подготовка к игре.
Техника и тактика игры
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3
Техника игры СФП- Специальная физическая подготовка (для определённого вида спорта)
Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока (исходные положения).
Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.
Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками;
передача мяча,
Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами).
Передачи мяча после перемещения из зоны в зону.
Прием мяча на задней линии.
Передача двумя руками сверху на месте.
Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед.
Прием мяча снизу двумя руками над собой.
Прием мяча снизу двумя руками над собой и через сетку.
Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах.
Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках.
Прием мяча снизу в группе.
Технические действия при подаче.
Взаимодействие игроков первой линии.
Взаимодействие игроков второй линии.
Тактические действия при выполнении второй передачи, после приёма мяча с подачи.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ).
Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача на расстоянии 3-6 м от сетки.
Прием мяча, отраженного сеткой.
Соревнования. Организация и проведение соревнований. Проведенных игр. Разбор. Устранение ошибок.
Общая физическая подготовка. В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения.
Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого .
Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.
Упражнения со скакалками.
Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.
ОРУ – Общеразвивающие упражнения (на каждом занятии)
Формы проведения занятия и виды деятельности |
Однонаправленные занятия | Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической |
Комбинированные занятия | Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. |
Целостно-игровые занятия | Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. |
Контрольные занятия | Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для
физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 5–11 классов
общеобразовательной школы базового уровня, проявляющими интерес к физической
культуре и спорт
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| Размеры площадки. Основные ошибки. Техника безопасности. | 1 |
| Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол». | 1 |
| Стойка игрока. Перемещение в стойке. | 1 |
| Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 1 |
| Приём мяча двумя руками снизу. | 1 |
| Верхняя передача мяча в парах, тройках. | 1 |
| Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 1 |
| Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 1 |
| Позиционное нападение. Учебная игра. | 1 |
| Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 |
| Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
| Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 |
| Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 1 |
| Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 1 |
| Игра «Мяч через сетку» по основным правилам. | 1 |
| Игра в волейбол по основным правилам с привлечением учащихся к судейству. | 1 |
| Двусторонняя игра. | 1 |
| Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол». | 1 |
| Стойка игрока. Перемещение в сойке. | 1 |
| Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 1 |
| Приём мяча двумя руками снизу. | 1 |
| Верхняя передача мяча в парах, тройках. | 1 |
| Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 1 |
| Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 1 |
| Позиционное нападение. Учебная игра. | 1 |
| Позиционное нападение. Учебная игра. | 1 |
| Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 |
| Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 |
| Двухсторонняя игра с элементами волейбола. | 1 |
| Двухсторонняя игра с элементами волейбола. | 1 |
| Двухсторонняя игра с элементами волейбола. | 1 |
| Двухсторонняя игра с элементами волейбола. | 1 |
33-34. | Соревнование в группах. | 2 |
35. | Соревнование. Итоговое занятие. | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактичес | Примечание |
1. | Размеры площадки. Основные ошибки. Техника безопасности. | 1 | 01.09 | | |
2. | Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол». | 1 | 08.09 | | |
3. | Стойка игрока. Перемещение в сойке. | 1 | 15.09 | | |
4. | Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 1 | 22.09 | | |
5. | Приём мяча двумя руками снизу. | 1 | 29.09 | | |
6. | Верхняя передача мяча в парах, тройках. | 1 | 06.10 | | |
7. | Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 1 | 13.10 | | |
8. | Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 1 | 20.10 | | |
9. | Позиционное нападение. Учебная игра. | 1 | 27.10 | | |
10. | Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 | 10.11 | | |
11. | Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 | 17.11 | | |
12. | Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 | 24.11 | | |
13. | Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 1 | 01.12 | | |
14. | Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 1 | 08.12 | | |
15. | Игра «Мяч через сетку» по основным правилам. | 1 | 15.12 | | |
16. | Игра в волейбол по основным правилам с привлечением учащихся к судейству. | 1 | 22.12 | | |
17. | Двусторонняя игра. | 1 | 12.01 | | |
18. | Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол». | 1 | 19.01 | | |
19. | Стойка игрока. Перемещение в стойке. | 1 | 26.01 | | |
20. | Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 1 | 02.02 | | |
21. | Приём мяча двумя руками снизу. | 1 | 09.02 | | |
22. | Верхняя передача мяча в парах, тройках. | 1 | 16.02 | | |
23. | Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 1 | 01.03 | | |
24. | Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 1 | 15.03 | | |
25. | Позиционное нападение. Учебная игра. | 1 | 22.03 | | |
26. | Позиционное нападение. Учебная игра. | 1 | 05.04 | | |
27. | Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 | 12.04 | | |
28. | Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 | 19.04 | | |
29. | Двухсторонняя игра с элементами волейбола. | 1 | 26.04 | | |
30. | Двухсторонняя игра с элементами волейбола. | 1 | 0305 | | |
31. | Двухсторонняя игра с элементами волейбола. | 1 | 10.05 | | |
32. | Двухсторонняя игра с элементами волейбола. | 1 | 17.05 | | |
33 | Соревнование в группах .Итоговое занятие. | 1 | 24.05 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактичес | Примечание |
1. | Размеры площадки. Основные ошибки. Техника безопасности. | 1 | 05.09 | | |
2. | Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол». | 1 | 12.09 | | |
3. | Стойка игрока. Перемещение в сойке. | 1 | 19.09 | | |
4. | Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 1 | 26.09 | | |
5. | Приём мяча двумя руками снизу. | 1 | 03.10 | | |
6. | Верхняя передача мяча в парах, тройках. | 1 | 10.10 | | |
7. | Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 1 | 17.10 | | |
8. | Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 1 | 24.10 | | |
9. | Позиционное нападение. Учебная игра. | 1 | 07.11 | | |
10. | Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 | 14.11 | | |
11. | Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 | 21.11 | | |
12. | Учебная игра. Развитие координационных способностей. | 1 | 28.11 | | |
13. | Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 1 | 05.12 | | |
14. | Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 1 | 12.12 | | |
15. | Игра «Мяч через сетку» по основным правилам. | 1 | 19.12 | | |
16. | Игра в волейбол по основным правилам с привлечением учащихся к судейству. | 1 | 26.12 | | |
17. | Двусторонняя игра. | 1 | 16.01 | | |
18. | Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол». | 1 | 23.01 | | |
19. | Стойка игрока. Перемещение в стойке. | 1 | 30.01 | | |
20. | Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 1 | 06.02 | | |
21. | Приём мяча двумя руками снизу. | 1 | 13.02 | | |
22. | Верхняя передача мяча в парах, тройках. | 1 | 20.02 | | |
23. | Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 1 | 27.02 | | |
24. | Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 1 | 06.03 | | |
25. | Позиционное нападение. Учебная игра. | 1 | 13.03 | | |
26. | Позиционное нападение. Учебная игра. | 1 | 20.03 | | |
27. | Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 | 03.04 | | |
28. | Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 1 | 10.04 | | |
29. | Двухсторонняя игра с элементами волейбола. | 1 | 17.04 | | |
30. | Двухсторонняя игра с элементами волейбола. | 1 | 24.04 | | |
31. | Двухсторонняя игра с элементами волейбола. | 1 | 08.05 | | |
32. | Двухсторонняя игра с элементами волейбола. | 1 | 15.05 | | |
33 | Соревнование в группах .Итоговое занятие. | 1 | 22.05 | | |