СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Черчение»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Черчение»»

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоперуновская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края.


СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

_____ /Кузнецова О.В./

30.08.2022г.

ПРИНЯТО

на педагогическом совете.

Протокол № 1 от 30.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы

______________ /Зайцев Е.А./

Приказ № от 31.08.2022 г.



Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Черчение»

10-11 классы

Направление - общеинтеллектуальное

Срок реализации – 1 год


Составитель: Добрынин Виктор Иванович

учитель технологии

первая квалификационная категория












с. Новоперуново 2022 г.













Пояснительная записка.

Ведение данного курса предполагает еженедельные внеурочные занятия в аудитории в течение года (1 час в неделю, всего 34 часа) в 10-11 классе. Срок реализации программы: 1год.

Содержание курса внеурочной деятельности.

1.Введение в предмет (2 часа):

  • значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе;

  • инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

2.Правила оформления чертежей (10 часов):

  • понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);

  • линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;

  • сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;

  • применение и обозначение масштаба;

  • некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;

  • понятие о симметрии. Виды симметрии.

3.Геометрические построения (4 часа):

  • деление углов травные части;

  • деление отрезков на равные части;

  • сопряжение;

  • выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.

4.Способы проецирования (11 часов):

  • проецирование. Центральное и параллельное проецирование;

  • прямоугольные проекции;

  • выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций; _

  • расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;

  • косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая . проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;

  • аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала;

  • понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения;

5.Чтение и выполнение чертежей деталей (7 часов):

  • анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел;

  • нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета;

  • нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел;

  • анализ графического состава изображений;

  • чтение чертежей детали;

  • решение графических задач, в том числе творческих.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности


В процессе изучения курса «Черчение»:

Учащиеся узнают:

  • правила оформления чертежа;

  • приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

  • последовательность построения чертежа;

  • основные правила нанесения размеров на чертеже.

Учащиеся научатся:

  • рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

  • анализировать графический состав изображений;

  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

  • выбирать необходимое число видов на чертежах;

  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты изучения курса подразумевают:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

-формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера;

  • развитие умений и навыков познания и самопознания;

  • накопление опыта графической деятельности;

  • формирование творческого отношения к проблемам;

  • развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения личности;

  • гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

  • подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения курса отражают:

-  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-  умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Предметные результаты изучения курса включают:

 - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • изучение объектов и явлений науки и техники;

  • восприятие смысла (концепции, специфики) графических изображений (чертежей);

  • представление места и роли инженерной графики в развитии культуры, в жизни человека и общества;

  • представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

  • усвоение особенностей языка разных видов графики и технических средств изображения; понимание условности языка графических изображений (чертежей);

  • различение изученных видов графических изображений, определение их взаимосвязей;

  • классификацию изученных объектов и явлений науки и техники; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;

  • осознание ценности и места технического творчества и инженерной графики в развитии общества, проявление устойчивого интереса к освоению новых технических средств и технологий;

  • уважение и осознание ценности технической культуры других народов, освоение их технических достижений;

  • формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание графических изображений с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о правильности графических изображений; овладение графической грамотностью;

  • развитие индивидуальных творческих навыков, расширение кругозора;

  • умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

  • реализацию творческого потенциала; применение различных графических материалов; использование знаний и технических средств инженерной графики в собственном творчестве.

Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего

часов

Основные виды деятельности учащихся

1

Введение в предмет

2

Ответы на вопросы.

Практическая работа по построению геометрического орнамента

2

Правила оформления чертежей

10

Подготовка формата - рамка, графы основной надписи

Практическая работа по вычерчиванию копий представленных изображений.

Написание букв и цифр чертежным шрифтом по сетке.

Написание букв и цифр чертежным шрифтом на бумаге в клетку. Заполнение основной надписи.

На формате А4 оформленном рамкой и штампом вычертить разными типами группы линий. Заполнить графы основной надписи чертежным шрифтом.

Вычерчивание геометрических фигур в разных масштабах.

Упражнения на нанесение размеров.

Практическая работа на нанесение размеров на деталях различной конфигурации.

Написать буквы, обладающие осевой симметрией. Построить точку, окружность, треугольник симметричные заданным.

Выполнение чертежа плоской детали по половинке изображения в масштабе и с нанесением размеров.

3

Геометрические построения

4

Выполнение упражнений на деление отрезков и углов на равные части. Вычерчивание деталей, требующих таких построений.

Выполнение упражнений на деление окружностей на равные части. Построение правильных вписанных в окружности многоугольников.

Выполнение чертежей деталей с применением сопряжений.

Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений по индивидуальным карточкам-заданиям.

4

Способы проецирования

11

Сравнение различных способов изображения. Построение одной проекции по наглядному изображению.

Решение задач на определение вида и элементов проецирования.

Составление чертежа детали с натуры в трех видах с сохранением линий взаимосвязи.

Составление чертежа детали по аксонометрии в трех видах с сохранением линий взаимосвязи.

Решение задач на дочерчивание проекций, сравнение изображений, проведение отсутствующих на чертеже линий.

По наглядному изображению выполнить три вида детали по индивидуальным карточкам-заданиям. Нанести размеры. Масштаб выбрать самостоятельно

Сравнение двух аксонометрических проекций на примере предметов плоскогранной формы

Построение аксонометрических проекций плоских фигур

Построение изометрической проекции окружности на гранях куба.

Построение аксонометрических проекций и технического рисунка предметов различной формы.

По двум видам вычертить деталь в двух аксонометрических проекциях по индивидуальным карточкам-заданиям.

5

Чтение и выполнение чертежей деталей

7

Анализ геометрической формы предметов по его наглядному изображению, решение занимательных задач.

Построение, проекций точек, нахождение вершин, ребер и граней предмета.

Определение по чертежу наименование геометрических тел. Выполнение проекций геометрических тел по описанию.

Определение по развертке геометрических тел. Изготовление разверток геометрических тел из бумаги или картона.

Анализ геометрической формы предметов по чертежу. Построение третьей проекции по двум данным.

Построение чертежа детали в трех видах и наглядного изображения по двум данным видам с определением проекций элементов.

Итого:

34




Поурочное планирование.


Номер

заня-

тия

Содержание

(разделы, темы)


Коли-чество

часов

Форма проведения занятия

1.Введение в предмет 2 ч

1

Предмет «Черчение». Цели и задачи. Инструменты и принадлежности и материалы для выполнения чертежей

1

Беседа

2

Рациональные приемы работы чертежными инструментами

1

Практическая работа по построению геометрического орнамента

2.Правила оформления чертежей 10 ч

3

Понятие о стандартах. Формат. Рамка. Основная надпись.

1

Подготовка формата - рамка, графы основной надписи

4

Линии чертежа.

1

Практическая работа по вычерчиванию копий представленных изображений.

5

Шрифты чертежные. Цифры и знаки

1

Написание букв и цифр чертежным шрифтом по сетке.

6

Шрифты чертежные. Цифры и знаки.

1

Написание букв и цифр чертежным шрифтом на бумаге в клетку. Заполнение основной надписи.

7

Линии чертежа.

1

На формате А4 оформленном рамкой и штампом вычертить разными типами группы линий. Заполнить графы основной надписи чертежным шрифтом.

8

Масштабы.

1

Вычерчивание геометрических фигур в разных масштабах.

9

Правила нанесения размеров на чертеже.

1

Упражнения на нанесение размеров.

10

Правила нанесения размеров на чертеже.

1

Практическая работа на нанесение размеров на деталях различной конфигурации.

11

Симметрия.

1

Написать буквы, обладающие осевой симметрией. Построить точку, окружность, треугольник -симметричные заданным.

12

Чертеж плоской детали.

1

Выполнение чертежа плоской детали по половинке изображения в масштабе и с нанесением размеров.

3.Геометрические построения 4 ч

13

Геометрические построения. Деление отрезков и углов на равные части.

1

Выполнение упражнений на деление отрезков и углов на равные части. Вычерчивание деталей, требующих таких построений.

14

Геометрические построения Деление окружностей на равные части.

1

Выполнение упражнений на деление окружностей на равные части. Построение правильных вписанных в окружности многоугольников.

15

Сопряжение.

1

Выполнение чертежей деталей с применением сопряжений.

16

Геометрические построения.

1

Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений по индивидуальным карточкам-заданиям.

4.Способы проецирования 11 ч

17

Методы проецирования. Проецирование на одну плоскость.

1

Сравнение различных способов изображения. Построение одной проекции по наглядному изображению.

18

Проецирование на несколько плоскостей. Расположение видов на чертеже.

1

Решение задач на определение вида и элементов проецирования.

19

Практическая работа по вычерчиванию деталей с натуры

1

Составление чертежа детали с натуры в трех видах с сохранением линий взаимосвязи.

20

Практическая работа по вычерчиванию деталей

1

Составление чертежа детали по аксонометрии в трех видах с сохранением линий взаимосвязи.

21

Практические работы по вычерчиванию и определению видов деталей с натуры

1

Решение задач на дочерчивание проекций, сравнение изображений, проведение отсутствующих на чертеже линий.

22

Комплексный чертеж детали.

1

По наглядному изображению выполнить три вида детали по индивидуальным карточкам-заданиям. Нанести размеры. Масштаб выбрать самостоятельно

23

Аксонометрические проекции.

1

Сравнение двух аксонометрических проекций на примере предметов плоскогранной формы

24

Аксонометрия плоских фигур.

1

Построение аксонометрических проекций плоских фигур

25

Эллипс как изометрическая проекция окружности. Замена эллипса овалом.

1

Построение изометрической проекции окружности на гранях куба.

26

Выбор вида аксонометрии. Технический рисунок.

1

Построение аксонометрических проекций и технического рисунка предметов различной формы.

27

Аксонометрические

проекции.

1

По двум видам вычертить деталь в двух аксонометрических проекциях по индивидуальным карточкам-заданиям.

5.Чтение и выполнение чертежей деталей 7 ч

28

Анализ геометрической формы предметов.

Проекции геометрических тел.

1

Анализ геометрической формы предметов по его наглядному изображению, решение занимательных задач.

29

Изображение элементов предметов.

1

Построение, проекций точек, нахождение вершин, ребер и граней предмета.

30

Чтение чертежа группы геометрических тел

1

Определение по чертежу наименование геометрических тел. Выполнение проекций геометрических тел по описанию.

31

Развертки поверхностей геометрических тел

1

Определение по развертке геометрических тел. Изготовление разверток геометрических тел из бумаги или картона.

32

Построение третьей проекции детали по двум данным

1

Анализ геометрической формы предметов по чертежу. Построение третьей проекции по двум данным.

33

Построение чертежа

1

Построение чертежа детали в трех видах и наглядного изображения по двум данным видам с определением проекций элементов.

34

Построение чертежа

1

Построение чертежа детали в трех видах и наглядного изображения по двум данным видам с определением проекций элементов.