СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем. Мыслим. Развиваемся» для 5-8 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем. Мыслим. Развиваемся» для 5-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем. Мыслим. Развиваемся» для 5-8 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Бугурусланского района Оренбургской области


РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения

Протокол №1 от

30.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

____________ В.П. Столярова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Михайловская СОШ» __________Т.В. Домнина Приказ № от 31.08.2023г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



««Читаем. Мыслим. Развиваемся»

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст детей: 11-14 лет

Срок реализации: 4 года









Составитель: учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования

Ефремов Евгений Алексеевич












с. Михайловка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем. Мыслим. Развиваемся» для 5-8 классов образовательных организаций разработана в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023г.);

- Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);

- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. №16);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы организаций дополнительного образования (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 с изменениями на 27 октября 2020 года);

- С междисциплинарной Программой основного общего образования «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» и пособия для учителя Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС».

- Уставом МБОУ «Михайловская СОШ»;

- Учебным планом МБОУ «Михайловская СОШ» на 2023-2024 учебный год;

- Программой воспитания МБОУ «Михайловская СОШ».

Цели изучения курса «Читаем. Мыслим. Развиваемся» формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;

  • формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;

  • формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Цели курса определяют следующие задачи:

  • развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;

  • вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;

  • развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;

  • освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;

  • учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе

– углубления базовых знаний по теории текста;

– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;

– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;

– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;

– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Место курса в плане внеурочной деятельности

В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 1 час в неделю (всего 136 часов, по 34 часа в каждой параллели).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5-6 КЛАСС

  1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

  1. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

  1. Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.


7 КЛАСС

Понятие о тексте. Признаки текста. Определение текста. Ориентирование в содержании текста. Формирование понятия о тексте, признаках, элементах текста .

Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Определение видов связей в тексте. Формирование понятия о видах связи предложений в тексте

Тема теста. Микротема. Определение микротем в тексте, Формирование понятия микротемы текста.

Абзац. План. Составление плана текста. Формирование навыков составления плана текста.

Основная мысль текста. Определение главной темы, основной мысли теста. Формирование понятия основной мысли текста

Типы речи (повествование). Определение типа речи текста. Формирование навыков определения типа речи в тексте.

Типы речи (описание). Определение типа речи текста. Формирование навыков определения типа речи в тексте.

Типы речи (рассуждение). Определение типа речи текста. Формирование навыков определения типа речи в тексте.

Комплексный анализ текста (лингвистический). Лингвистический анализ текста. Систематизация навыков работы с текстом.

Комплексный анализ текста (стилистический). Стилистический анализ текста. Систематизация навыков работы с текстом.

Языковые средства. Работа со стихотворным текстом. Систематизация навыков работы со стихотворным текстом

Стили речи.

Художественный стиль. Определение стиля текста по основным признакам. Формирование навыков работы с текстами разных стилей. Разговорный стиль. Определение стиля текста по основным признакам.

Формирование навыков работы с текстами разных стилей. Публицистический стиль. Определение стиля текста по основным признакам.

Формирование навыков работы с текстами публицистического стиля.

Официально-деловой стиль. Определение стиля текста по основным признакам.

Формирование навыков работы с текстами официально-делового стиля.

Научный стиль. Определение стиля текста по основным признакам. Формирование навыков работы с текстами научного стиля.

Художественный стиль. Практикум. Определение стиля текста по основным признакам. Систематизация навыков работы с текстом.

Разговорный стиль Практикум. Определение стиля текста по основным признакам.

Систематизация навыков работы с текстом.

Публицистический стиль. Практикум. Определение стиля текста по основным признакам. Систематизация навыков работы с текстом.

Официально-деловой стиль. Практикум. Определение стиля текста по основным признакам. Систематизация навыков работы с текстом.

Научный стиль. Практикум. Определение стиля текста по основным признакам.

Систематизация навыков работы с текстом.

Работа с текстом. Виды переработки текста. Определение микротем в тексте, Начальное и конечное предложение текста. Формирование навыков преобразования текста Сокращение текста. Способы сжатия текста. Формирование навыков преобразования

текста

План. Составление плана текста. Формирование навыков преобразования текста Выписки. Составление выписки текста. Формирование навыков преобразования

текста

Интерпретация текста.

Оценка прочитанного. Построение оценочных суждений на основе прочитанного

Комплексная работа по текстам разных стилей (художественный стиль).

Лингвистический и стилистический анализ. Систематизация навыков работы с текстом.

Комплексная работа по текстам разных стилей (разговорный стиль). Лингвистический и стилистический анализ. Систематизация навыков работы с текстом.

Комплексная работа по текстам разных стилей (публицистический стиль).

Лингвистический и стилистический анализ. Систематизация навыков работы с текстом.

Комплексная работа по текстам разных стилей (официально-деловой стиль).

Лингвистический и стилистический анализ. Систематизация навыков работы с текстом.

Комплексная работа по текстам разных стилей (научный стиль). Лингвистический и стилистический анализ. Систематизация навыков работы с текстом.

Практикум-диагностика. Тестовая работа по комплексному применению умений работать с текстами разных стилей.

Чему я научился? Создание текстов разных стилей речи.


8 КЛАСС

Типология текстов: рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство.

Беседа, нужно ли определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделять его героев.

Анкетирование с целью выявления трудностей при чтении. Повторение типологии текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение- доказательство.

Определение темы текста. Первоначальное восстановление текста. Средства связи.

Редактирование текста. Проверка орфографии и пунктуации

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Прогнозируют: предвосхищают, предугадывают предстоящее чтение.

Работа в парах. Что может сказать название произведения, имя автора, содержание, ключевые слова, предшествующие тексту, иллюстрации о самом произведении? чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими

Работа с текстом «Современен ли Толстой?»

Практикум: восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтоб достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее) Первоначальное восстановление текста. Средства связи. Редактирование текста. Проверка орфографии и пунктуации

Функционально-стилевая дифференциация текстов. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Практикум. «Чтение в кружок» (управление процессом осмысления текста во время чтения). «Чтение про себя с вопросами». Определение темы текста. Первоначальное восстановление текста. Средства связи. Речь и грамматика. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. (формирование умений вдумчивого чтения.

Отработка навыков определения стилевой и жанровой принадлежности текста. Практикум. Определение темы текста. Первоначальное восстановление текста. Средства связи. Речь и грамматика. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

Погружение в текст. Анализ текста «Музыка»

Комплексный анализ текста. Определение темы текста, восстановление информации исходного текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Изобразительно-выразительные средства создания образа.

Работа с текстом «Характеристика человека. Александр Матвеевич Пешковский»

Мини-исследование. Понимание содержания текста. Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту:

Александр Матвеевич Пешковский – учёный-лингвист.

Работа с текстом «Простое предложение». Текст. Роль курсива в тексте.

Мини-исследование: «Пересказ лингвистического текста по заданному вопросу».

Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Смысловые части текста, микротемы, план текста.

Работа с текстом «Браузер» «Читаем и спрашиваем» (формирование умений формулировать вопросы, отвечать на них, работать в парах), приобретение опыта критического отношения к получаемой информации использование технологии РКМЧП , сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Текст, микротемы текста. Анализ текста.

«Кластер» (формирование умений выделять смысловые единицы текста и оформлять их в определённом порядке.

Вычленение из текста информации.

Практикум «Чтение в кружок» (управление процессом осмысления текста во время чтения). «Чтение про себя с вопросами» (формирование умений вдумчивого чтения).

Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.

Вычленение из текста информации.

Формирование умений выделять смысловые единицы текста и оформлять их в определённом порядке. Вычленять главную и второстепенную информацию. (Читают текст первично. Самостоятельно читают в классе, читают -слушают, комбинированно читают (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся. Выявляют первичное восприятие. Выявляют совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Использование приёма фишбоуна.

Структура и композиция текста

Практикум на основе комплексного анализа текста. Определение темы текста. Выделение главного и второстепенного в тексте. Тезисный план. Позиция автора. Сжатое изложение по памяти

Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Источники информации.

Мини-исследование. Работа со словарями. Разные способы представления информации: символ, таблица, схема, знак, диаграмма.

Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет Работа с текстом «Счастье».

Приемы сжатия текста

Обучающий тренинг «Как сжать текст». Определение темы текста. Главная мысль.

Позиция автора. Выделение главного и второстепенного в тексте. Ключевые слова Вопросный план. Тезисный план.

Сжатое изложение по памяти. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи

Создание сжатого изложения. Приёмы обобщения и упрощения. Практикум в написании изложения. Микротемы. Позиция автора. Тезисный план. Ключевые слова.

Сжатие текста. Отработка навыков обобщения и упрощения текста. Сжатое изложение по памяти

Продолжение работы над сжатием текста. Приём исключения как приём языковой компрессии.

Практикум в написании изложения «О нравственности». План текста. Средства связи. Отработка навыков компрессии текста, умения вычленять главную информацию и перерабатывать второстепенную, сжимая её.

Работа с текстом. Компрессия текста.

Практикум. Написание изложения «О выборе профессии» с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

Отработка умений сжатия текста.

Практикум. Письменное воспроизведение текста «Военное детство» с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

Формулирование тезисов и выводов на основе текста.

Поиск информации, данной в скрытом виде. Анализ текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

Аргументы, подтверждающие вывод.

Интерпретация лингвистического текста. Обоснование данного и выдвинутого тезиса на основе примеров текста. Аргументы, подтверждающие вывод.

Извлечение из текста информации, необходимой для ответа на вопрос. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту.

Соотнесение фактов с общей идеей текста.

Комплексный анализ текста. Извлечение информации из источника, представленного схемой.

Редактирование текста. Роль знаков препинания в тексте. Нахождение способов проверки противоречивой информации

Работа по картине И. Шевандронова «На террасе»

Р.Я. 176 (иллюстрации) Творческая работа по картине. Выбор ответа, соответствующего информации текста. Составление своего текста. Формулирование точных ответов на поставленный вопрос. Роль деепричастий в тексте А. Лиханова.

Создание собственного текста сочинения по заданной теме. Извлечение информации из представленного источника.

Сочинение на лингвистическую тему на основе текста из сборника для ОГЭ Редактирование текста. Проверка орфографии и пунктуации. Извлечение информации из источника, представленного схемой.

Редактирование текста. Роль знаков препинания в тексте. Нахождение способов проверки противоречивой информации.

Форма и содержание текста.

«Бортовой журнал» (дневник двойных записей) (формирование умений критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом). На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Читатель и его жизненный опыт.

Диспут. Выявление личностной позиции учащихся после чтения проблемно- публицистического текста. Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным опытом, знаниями, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение.

Мировоззрение автора и исторический экскурс в тексте.

Умение использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте), критически относиться к рекламной информации;

Герои и персонажи в тексте. «Прочти вслух и выскажись» (формирование умений понимать информацию, содержащуюся в тексте, и вести диалог, используя её)

Логические связи в тексте.

Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения (по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания).

Особенности авторской лексики.

«Чтение с пометками» (инсерт) -приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Нахождение в тексте необходимой информации.

Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат). Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», (формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать

Практикум-диагностика.

Интерпретация необходимой информации. Комплексный анализ текста.

Чему я научился?

Работа в парах. Обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Создание письма с советами другу о правильном чтении текстов и извлечении из них информации.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные: обучающиеся научатся

  • осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

  • использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные:

Регулятивные: обучающиеся научатся: элементарными навыками работы с книгой;

  • умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/ аналитический);

  • элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные: обучающиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

  • находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

  • находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

  • выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

  • понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

обучающиеся получат возможность научиться:

  • выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

  • объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

  • сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

  • интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;

  • задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

  • прогнозировать содержание текста;

  • находить скрытую информацию в тексте.

Коммуникативные: обучающиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • определять цели, распределять функции и роли участников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. КЛАСС


№ п/п

Наименование

разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

16

-

4

https://fg.resh.edu.ru/. https://myshop.ru/shop/product/453 9226.html.

https://fioco.ru/примеры-задач- pisa.

Раздел 2.

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

9

-

3

https://myshop.ru/shop/product/453 9226.html.

https://fg.resh.edu.ru/.

https://fioco.ru/примеры-задач- pisa.

Раздел 3.

«Работа с текстом: оценка информации»

8

-

1

https://fg.resh.edu.ru/. https://myshop.ru/shop/product/453 9226.html

https://fioco.ru/примеры-задач- pisa.

Общее количество часов по программе

33

-

8


  1. КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

14

-

4

https://fg.resh.edu.ru/. https://myshop.ru/shop/produ ct/4539226.html.

https://fioco.ru/примеры- задач-pisa.

Раздел 2.

«Работа с текстом: оценка информации»

11

-

1

https://fg.resh.edu.ru/. https://myshop.ru/shop/produ ct/4539226.html

https://fioco.ru/примеры- задач-pisa.

Раздел 3.

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

9

-

3

https://myshop.ru/shop/produ ct/4539226.html. https://fg.resh.edu.ru/.

https://fioco.ru/примеры- задач-pisa.

Общее количество часов по программе

34

-

8



  1. КЛАСС

п/п

Тема

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Определение основной темы и идеи в произведении. Текст как источник информации.

5



https://infourok.ru/rabochaya- programma-vneurochnoj- deyatelnosti-formirovanie-

chitatelskoj-gramotnosti-7- klass-5512183.html

2.

Функционально-смысловые разновидности текстов

3



https://fg.resh.edu.ru

3.

Виды анализа текста. Языковые средства

3



https://vseuroki.pro/doc/raboch aya-programma-po-kursu- osnovy-chitatelskoy-g-

9759.html

4.

Разновидность стилей речи

10



http://skiv.instrao.ru/bank-

zadaniy/chitatelskaya- gramotnost/

5.

Работа с текстом: методы и приемы при работе с текстом

6



https://multiurok.ru/files/poisk

-kommentariev- podtverzhdaiushchikh- osnovnuiu.html

6.

Комплексная работа по текстам разных стилей

5



https://multiurok.ru/files/poisk

-kommentariev- podtverzhdaiushchikh-

osnovnuiu.html

7.

Практикум-диагностика. Чему я

научился?

1


1



  1. КЛАСС

п/п/

Тема

Кол-во часов

Электронные (цифровые)

все

го

КР

ПР







образовательные ресурсы

1.

Типология текстов: рассуждение- размышление. Рассуждение- объяснение. Рассуждение-

доказательство.

1



https://fg.resh.edu.ru

2.

Работа с текстами разной функциональной - стилевой дифференциации.

13



https://multiurok.ru/files/poisk

-kommentariev-

podtverzhdaiushchikh- osnovnuiu.html

3.

Правила и приёмы смысловой и языковой компрессии текста.

Работа с текстом.

19


1

https://infourok.ru/sposoby- i-priemy-szhatiya-teksta- izlozheniya-oge-9-klass- 4985844.html https://scienceforum.ru/201 6/article/2016024418


№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

16

-

4



1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

2

Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

3

Изобразительно-выразительные средства.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

4

Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

5

Авторская позиция. Заголовок текста. основная мысль текста, идея.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

6

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде.

1

-

1


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

7

Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

8

Развитие мысли в тексте.

«Тестовые задания с выбором ответа»

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

9

Способы и средства связи предложений в тексте.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

10

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

1

-

1


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/


Приложение

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

11

Упорядочивание информации по заданному основанию.

«Тестовые задания с краткой записью ответа»

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

12

Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

13

Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы.

1


1


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

14

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

15

Источники информации: справочники, словари

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

16

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

1


1


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

Всего по разделу 1

16

0

4



Раздел 2. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

9

-

3



17

Подробный пересказ текстов по плану.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

18

Особенности сжатого пересказа текста.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

19

Составление различных видов вопросов по содержанию текста

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

20

Формулирование выводов, основанных на содержании текста

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

21

Аргументы, подтверждающие вывод.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

22

Преобразование (дополнение) информации из

сплошноготекста в таблицу.

1

-

1


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

23

Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу.

1


1


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/


24

Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

1


1


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

25

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд

(плакаты, презентацию).

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

Всего по разделу 2

9

0

3



Раздел 3. «Работа с текстом: оценка информации»

8

1

1



26

Оценка содержания и структуры текста.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

27

Оценка языковых особенностей текста.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

28

Места и роли иллюстраций в тексте.

1

-

1


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

29

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. «Текстовые связи»

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

30

Достоверность

и недостоверность информации в тексте.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

31

Недостающая или избыточная информация в тексте

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

33

Итоговое занятие

1

-

-



34

Обобщение






Всего по разделу

8

-

1



Общее количество часов по программе

34

-

8




  1. КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата

изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практически е работы

Раздел 1. РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО (14

ч.)

14

-

4



1

Типология текстов.

1

-

1


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

2

Функционально-стилевая дифференциация текстов.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

3

Языковые особенности разных стилей речи.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

4

Жанр текста.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

5

Текст, тема текста, основная мысль, идея.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

6

Авторская позиция.

1

-

1


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

7

Сюжет и фабула текста.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

8

Смысловые части текста: микротема, абзац.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

9

Простой, сложный, тезисный план.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

10

Существенные признаки объектов в тексте, их сравнение.

1

-

1


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

11

Способы представления информации.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

12

Виды чтения

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

13

Источники информации: справочники, словари.

1


1


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

14

Использование формальных источников текста для поиска информации.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

Всего по разделу 1

14

0

4



Раздел 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ (11 ч.)

11

-

1



15

Подробный и сжатый пересказ.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

16

Формулирование выводов,

основанных на содержании текста.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

17

Работа с аргументами.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

18

Составление на основе текста монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

19

Преобразование информации из сплошного текста в таблицу.

1

-

-


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

20

Преобразование информации из таблицы в связный текст.

1

-

1


https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

21

Формирование библиографии.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

22

Создание цитатных выписок по тексту.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

23

Создание аннотации по тексту.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

24

Создание отзыва по тексту.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

25

Создание собственного текста по предложенной теме.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

Всего по разделу 2

11

0

1



Раздел 3. РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ (9 ч.)

8

1

3



26

Языковые особенности текста.

1

-



https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

27

Структура текста, его композиция.

1

-



https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/


28

Аргументация собственного мнения о прочитанном тексте.

1

-



https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

29

Пути восполнения недостающей информации в тексте.

1

-



https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

30

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.

1

-



https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

31

Учебный диалог.

1

-



https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

32

Сопоставление разных точек зрения на информацию.

1

-



https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

33

Повторение изученного.

1

1




34

Обобщение






Всего по разделу

.8

1

3




  1. КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество

часов

Дата

изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

1

Вводный инструктаж Понятие о тексте. Признаки

текста.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

2

Виды связи предложений в тексте. Средства связи

предложений в тексте.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

3

Тема теста. Микротема.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

4

Абзац. План.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

5

Основная мысль текста.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

6

Типы речи (повествование)

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

7

Типы речи (описание).

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

8

Типы речи (рассуждение).

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

9

Комплексный анализ текста

(лингвистический)

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/


10

Комплексный анализ текста

(стилистический)

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

11

Языковые средства.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

12

Стили речи.

Художественный стиль.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

13

Стили речи. Разговорный

стиль

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

14

Стили речи.

Публицистический стиль.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

15

Стили речи. Официально-

деловой стиль.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

16

Стили речи. Научный

стиль.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

17

Стили речи.

Художественный стиль. Практикум.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

18

Стили речи. Разговорный

стиль Практикум.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

19

Стили речи. Публицистический стиль.

Практикум.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

20

Стили речи. Официально-

деловой стиль. Практикум.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

21

Стили речи. Научный

стиль. Практикум.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

22

Работа с текстом. Виды

переработки текста.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

23

Работа с текстом.

Сокращение текста.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

24

Работа с текстом. План.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

25

Работа с текстом. Выписки.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

26

Текст.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

27

Текст. Оценка

прочитанного.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

28

Комплексная работа по текстам разных стилей

(художественный стиль)

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

29

Комплексная работа по текстам разных стилей

(разговорный стиль)

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

30

Комплексная работа по текстам разных стилей

(публицистический стиль)

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

31

Комплексная работа по текстам разных стилей (официально-деловой

стиль).

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/


32

Комплексная работа по текстам разных стилей

(научный стиль)

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

33

Практикум-

диагностика. Чему я научился?

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

34

Обобщение

1






ИТОГО

34






  1. КЛАСС

п/п/

Тема

Кол-во часов

Дата

изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы



всего

КР

ПР



1

Типология текстов: рассуждение-размышление.

Рассуждение-объяснение. Рассуждение-

доказательство.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

2

Работа с текстом: поиск

информации и понимание прочитанного

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

3

Работа с текстом

«Современен ли Толстой?»

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

4

Функционально-стилевая дифференциация текстов.

Языковые особенности

разных стилей речи. Жанр текста.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

5

Отработка навыков

определения стилевой и

жанровой принадлежности текста

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

6

Погружение в текст.

Анализ текста «Музыка»

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

7

Работа с текстом

«Характеристика человека. Александр Матвеевич

Пешковский» Р. с.81

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

8

Работа с текстом «Простое предложение». Текст. Роль

курсива в тексте. Р.Я. с.39

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

9

Текст, тема текста,

основная мысль текста, идея. Смысловые части текста, микротемы, план текста .Работа с текстом

«Браузер»

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/


10

Текст, микротемы текста.

Анализ текста.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

11

Вычленение из текста

информации.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

12

Вычленение из текста

информации.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

13

Структура и композиция

текста

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

14

Источники информации.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

15

Приемы сжатия текста

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

16

Создание сжатого изложения. Приёмы

обобщения и упрощения.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

17

Продолжение работы над сжатием текста. Приём исключения как приём

языковой компрессии.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

18

Работа с текстом

Компрессия текста.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

19

Отработка умений сжатия

текста.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

20

Формулирование тезисов и

выводов на основе текста.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

21

Аргументы,

подтверждающие вывод.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

22

Соотнесение фактов с

общей идеей текста.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

23

Работа по картине И.

Шевандронова «На террасе»

Р.Я. 176 (иллюстрации)

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

24

Формулирование точных ответов на поставленный вопрос.

Роль деепричастий в тексте А.Лиханова

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

25

Сочинение на лингвистическую тему на основе текста из сборника для ОГЭ

Редактирование текста. Проверка орфографии и пунктуации.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/

26

Форма и содержание

текста.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

27

Читатель и его жизненный

опыт.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

28

Мировоззрение автора и

исторический экскурс в тексте.

1




https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/


29

Герои и персонажи в

тексте.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

30

Логические связи в тексте.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

31

Особенности авторской

лексики.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

32

Нахождение в тексте

необходимой информации.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

33

Практикум-диагностика.

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/

34

Обобщение

1




https://fg.resh.edu.ru

https://infourok.ru/


ИТОГО

34















































Список литературы

  1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.

  2. Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е. А. Дьякова ; под общей редакцией Н. С. Болотновой // Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255

  3. Игнатьева, Е. Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е. Ю. Игнатьева, С. В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94). - С. 162-172.

  4. Кириллова, О.А. Кейс-технология как средство развития функционально-графической грамотности учащихся / О. А. Кириллова, М. Ю. Пермякова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). - С. 246-248.

  5. Козлова, М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.

  6. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6

  7. Лысова, О.В.Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л.К. Нуримхаметова // . - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 22-27.

  8. Медеубаева, К.Т. Педагогические условия формирования функциональной грамотности учащихся / К.Т. Медеубаева // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: терия и практика : сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». - 2019. - С. 63-66.

  9. Меркин Б.Г. Теоретические и методические основы формирования читательской грамотности у школьников: Учебно-методическое пособие / Составитель Б.Г. Меркин. – Смоленск, ГАУ ДПО СОИРО, 2023 – 76 с.

  10. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М.:2008

  11. Семенова, И. В. Адаптивно-инновационные педагогические технологии в формировании функциональной грамотности школьников / И. В. Семенова, О. А. Казарова ; научный редактор Н. О. Берая // Избранные вопросы науки XXI века : сборник научных статей. - Москва, 2019. - С. 42-46.

  12. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.

  13. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.

  14. Сметанникова Н.Н. Через чтение в мировое образовательное пространство. -М., 2001

  15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

  16. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. РАО: Москва,2010



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!