СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 48 имени Р. М. Каменева»



УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ « Средняя

Общеобразовательная школа №48

им. Р. М. Каменева»

______________И. П. Верютина

Приказ № ____

От «___» _______________2024 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности

« Школа вежливых наук»

(направление «Интеллектуальные марафоны»)

Для обучающихся 3 классов

Срок реализации 1 год











г. Курск 2024



Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.





Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.





















Содержание курса внеурочной деятельности

« Школа вежливых наук»

3 класс

1. Школьный этикет.

Вводное занятие. Азбука этики. Основные понятия этики. Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь. Я – личность. Мои роли. Обязанности учащегося в школе. Правила поведения. Мой режим дня.

2.О трудолюбии.

Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд. О трудолюбии (дискуссия). Уход за своими вещами. Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой ежедневный труд дома.

3. Культура внешнего вида.

Красота внешняя и красота душевная. Каждой вещи своё место. Парадная одежда. Покупка новых вещей. Одежда будничная и праздничная. Учимся общаться. Культура внешнего вида. Мода и школьная одежда. Умей ценить время своё и чужое.

4. Внешкольный этикет

Этика в общественных местах. Поведение в гостях. Как вести себя на улице. Я пишу письмо. Поведение на природе. Мой день рождения. Закрепление изученного.



















Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты

У учеников будут сформированы:

  • самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,

  • уважение  и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,

  • самоопределение

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих

  • установка на здоровый образ жизни

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий(УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу,

  • в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,

  • переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • ставить и формулировать проблемы;

  • слушать и понимать речь других людей;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • включение в творческую деятельность учащихся

  • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий

  • осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя.



Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,

  • задавать вопросы,

  • учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.

Предметные результаты

  • навык планирования и умения эффективно распределять собственные дела;

  • соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное ;

  • навык самоконтроля, самоорганизации и устойчивости к внешнему давлению;

  • адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности























Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма проведения

Целевые приоритеты воспитания

Электронный (цифровой ресурс)

1

Школьный этикет

10

Беседа

Круглый стол

1,2, 3ж,з, 4

https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/meropriyatia/konkurs_ighra_etikiet_i_my


2

О трудолюбии

7

Круглый стол

Беседа

Игра

Просмотр видеофильма

1, 2, 3е,к, 4

https://multiurok.ru/files/kvest-igra-puteshestvie-v-stranu-trudoliubiia.html


3

Культура внешнего вида

9

Проект

Дискуссия

Заочное путешествие

1,2,3а,в,г,4

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/467076-plan-konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-teme-kul


4

Внешкольный этикет

8

Круглый стол

Беседа

Игра

Просмотр видеофильма

1, 2,3 б, и, к

https://урок.рф/library/kvestigra_etiket_062907.html



Итого

34
















Целевые приоритеты воспитания

  1. Создание благоприятных условий для усвоениями младшими школьниками социально- значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

  2. Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своём новом социальном статусе- статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.

  3. Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально-значимых отношений школьников младших классов.

К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:

А) быть любящим, послушным и отзывчивым сыном(дочерью), братом (сестрой), внуком(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогать старшим;

Б) быть трудолюбивым, следуя принципу « делу – время, потехе- час» как в учебных звнятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

В) знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;

Г) беречь и охранять природу(ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своём дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

Д)проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

Е) стремится узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

Ж) быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

З) соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

И) уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

К) быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём- то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

4. Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем



































Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата

Школьный этикет(10ч)

1.

Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие.


2.

Азбука этики.


3.

Основные понятия этики.


4.

Взаимопомощь: учёба и труд.


5.

Школьное имущество надо беречь


6.

Я – личность.


7.

Мои роли.


8.

Обязанности учащегося в школе.


9.

Правила поведения.


10.

Мой режим дня.


О трудолюбии ( 7ч)

11.

Труд кормит, а лень портит.


12.

Как организовать свой труд.


13.

О трудолюбии.


14.

Уход за своими вещами.


15.

Как быть прилежным и старательным.


16.

Наш труд в классе.


17.

Мой ежедневный труд дома.


Культура внешнего вида(9 ч)

18.

Красота внешняя и красота душевная.


19.

Каждой вещи своё место.


20.

Парадная одежда.


21.

Покупка новых вещей.


22.

Одежда будничная и праздничная.


23.

Учимся общаться


24.

Культура внешнего вида.


25.

Мода и школьная одежда.


26.

Умей ценить время своё и чужое.


Внешкольный этикет ( 8 ч)

27.

Этика в общественных местах


28.

Поведение в гостях.


29.

Как вести себя на улице.


30.

Я пишу письмо.


31.

Поведение на природе.


32.

Мой день рождения.


33 -34.

Закрепление изученного.






Учебно – методическое обеспечение

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

  4. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

  5. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!