Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 48 имени Р. М. Каменева»
УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ « Средняя
Общеобразовательная школа №48
им. Р. М. Каменева»
______________И. П. Верютина
Приказ № ____
От «___» _______________2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
« Школа вежливых наук»
(направление «Интеллектуальные марафоны»)
Для обучающихся 3 классов
Срок реализации 1 год
г. Курск 2024
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Содержание курса внеурочной деятельности
« Школа вежливых наук»
3 класс
1. Школьный этикет.
Вводное занятие. Азбука этики. Основные понятия этики. Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь. Я – личность. Мои роли. Обязанности учащегося в школе. Правила поведения. Мой режим дня.
2.О трудолюбии.
Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд. О трудолюбии (дискуссия). Уход за своими вещами. Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой ежедневный труд дома.
3. Культура внешнего вида.
Красота внешняя и красота душевная. Каждой вещи своё место. Парадная одежда. Покупка новых вещей. Одежда будничная и праздничная. Учимся общаться. Культура внешнего вида. Мода и школьная одежда. Умей ценить время своё и чужое.
4. Внешкольный этикет
Этика в общественных местах. Поведение в гостях. Как вести себя на улице. Я пишу письмо. Поведение на природе. Мой день рождения. Закрепление изученного.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,
уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,
самоопределение
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
установка на здоровый образ жизни
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий(УУД)
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу,
в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,
переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
ставить и формулировать проблемы;
слушать и понимать речь других людей;
работать по предложенному учителем плану;
включение в творческую деятельность учащихся
установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,
Предметные результаты
навык планирования и умения эффективно распределять собственные дела;
соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное ;
навык самоконтроля, самоорганизации и устойчивости к внешнему давлению;
адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма проведения | Целевые приоритеты воспитания | Электронный (цифровой ресурс) |
1 | Школьный этикет | 10 | Беседа Круглый стол | 1,2, 3ж,з, 4 | https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/meropriyatia/konkurs_ighra_etikiet_i_my |
2 | О трудолюбии | 7 | Круглый стол Беседа Игра Просмотр видеофильма | 1, 2, 3е,к, 4 | https://multiurok.ru/files/kvest-igra-puteshestvie-v-stranu-trudoliubiia.html |
3 | Культура внешнего вида | 9 | Проект Дискуссия Заочное путешествие | 1,2,3а,в,г,4 | https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/467076-plan-konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-teme-kul |
4 | Внешкольный этикет | 8 | Круглый стол Беседа Игра Просмотр видеофильма | 1, 2,3 б, и, к | https://урок.рф/library/kvestigra_etiket_062907.html |
| Итого | 34 | | | |
Целевые приоритеты воспитания
Создание благоприятных условий для усвоениями младшими школьниками социально- значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своём новом социальном статусе- статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.
Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально-значимых отношений школьников младших классов.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:
А) быть любящим, послушным и отзывчивым сыном(дочерью), братом (сестрой), внуком(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогать старшим;
Б) быть трудолюбивым, следуя принципу « делу – время, потехе- час» как в учебных звнятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
В) знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
Г) беречь и охранять природу(ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своём дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
Д)проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
Е) стремится узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
Ж) быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
З) соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
И) уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
К) быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём- то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
4. Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата |
Школьный этикет(10ч) |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. | |
2. | Азбука этики. | |
3. | Основные понятия этики. | |
4. | Взаимопомощь: учёба и труд. | |
5. | Школьное имущество надо беречь | |
6. | Я – личность. | |
7. | Мои роли. | |
8. | Обязанности учащегося в школе. | |
9. | Правила поведения. | |
10. | Мой режим дня. | |
О трудолюбии ( 7ч) |
11. | Труд кормит, а лень портит. | |
12. | Как организовать свой труд. | |
13. | О трудолюбии. | |
14. | Уход за своими вещами. | |
15. | Как быть прилежным и старательным. | |
16. | Наш труд в классе. | |
17. | Мой ежедневный труд дома. | |
Культура внешнего вида(9 ч) |
18. | Красота внешняя и красота душевная. | |
19. | Каждой вещи своё место. | |
20. | Парадная одежда. | |
21. | Покупка новых вещей. | |
22. | Одежда будничная и праздничная. | |
23. | Учимся общаться | |
24. | Культура внешнего вида. | |
25. | Мода и школьная одежда. | |
26. | Умей ценить время своё и чужое. | |
Внешкольный этикет ( 8 ч) |
27. | Этика в общественных местах | |
28. | Поведение в гостях. | |
29. | Как вести себя на улице. | |
30. | Я пишу письмо. | |
31. | Поведение на природе. | |
32. | Мой день рождения. | |
33 -34. | Закрепление изученного. | |
Учебно – методическое обеспечение
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.