ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА "АКАДЕМИЯ СПОРТА"
______________2024 г №_____ г.Хасавюрт, ул. Коркмасова пр4 д5 E-mail: saytievbrothers@gmail.com |
|
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Тяжелая атлетика»
для обучающихся 9-10 классов
Направление: спортивно-оздоровительное
Срок реализации: два года
Программа разработана:
Алиевым Бекханом Султановичем
2020 – 2021 учебный год
I раздел
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Тяжелая атлетика»
Программа «Тяжелая атлетика» направлена на оздоровление и физическое развитие детей, на формирование таких физических и психических качеств и способностей, которые позволят осваивать спортивные навыки. Направленность программы – физкультурно-оздоровительная.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление обучающихся.
Особенности программы:
1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;
2. Достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий;
3. Уделять внимание психологической подготовке занимающихся: устранению страха перед сложными упражнениями, укреплению веры в свои силы, воспитанию смелости, ознакомлению с мерами безопасности.
Обучающиеся, занимающиеся в секции, должны иметь приросты показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты не ниже среднего уровня их развития. Основной показатель секционной работы по тяжелой атлетике - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической и теоретической подготовленности.
Критериями оценки работы учащихся являются качество и скорость овладения техникой, уровень развития физических способностей, желание и уровень мотивации к тренировочным занятиям, дисциплина и поведение на тренировках, а также умение применять приобретенные умения и навыки в соревновательных условиях.
Формы организации учебной деятельности: Поточная – при поточном способе занимающиеся выполняют упражнения поочередно, применяется, когда необходимо обеспечить контроль за действиями каждого из них. Групповая – каждая группа выполняет отдельные задания; педагог одновременно осуществляет контроль за деятельностью всех групп. Индивидуальная – применяется в целях устранения имеющихся недостатков или для углубления освоения учебного материала в работе со способными и отстающими детьми. «Круговая тренировка» - один из наиболее эффективных способов организации деятельности атлетов на занятиях, обеспечивающая высокую общую и моторную плотность. В «круговую тренировку» могут включаться упражнения, направленные на развитие специальных умений и навыков.
Цели программы:
Популяризация здорового образа жизни, создание условий для развития
физических и морально-волевых качеств у детей и подростков.
Привлечение детей и юношей к систематическим занятиям тяжелой атлетикой, воспитанию квалифицированных юных спортсменов.
Гармоничное и всестороннее физическое развитие личности посредством
занятий тяжелой атлетикой.
Задачи программы:
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта, тяжелой атлетики.
Обучение жизненно-важным двигательным умениям и навыкам.
3. Развитие и популяризация тяжелой атлетики среди детей и молодежи.
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств.
Систематическое проведение спортивных соревнований и активное участие детей и подростков в соревнованиях по тяжелой атлетике района, области, своего коллектива.
Привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно-воспитательной работы.
Подготовка к службе в Российской Армии, воспитание патриотических качеств.
Личностные результаты:
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты должны отражать:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укрепления и сохранении индивидуального здоровья;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий тяжелой атлетикой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лѐгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приѐмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счѐт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
II раздел
Содержание курса внеурочной деятельности
Теоретическая подготовка.
Основы знаний физической культуры:
- история развития атлетизма;
- правила безопасного поведения на занятиях атлетической гимнастики и занятиях другими видами спорта;
- санитарно-гигиенические нормы и нормы пожарной безопасности;
- физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями;
- основы анатомии опорно-двигательного аппарата;
- краткие сведения о строении и функциях организма;
- режим дня и личная гигиена;
- гигиена, закаливание, режим дня и питание;
- совершенствование осанки и атлетического телосложения с помощью отягощений;
- физиология спортивной тренировки;
- основы методики силовой подготовки;
- методика планирования самостоятельных занятий;
- врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи при травмах;
места занятий, оборудование и инвентарь;
влияние различных факторов на проявление силы мышц;
воспитание в учащихся уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь);
воспитание патриотизма, чувства долга и ответственности.
Физическое совершенствование.
Гимнастические упражнения прикладного характера:
на перекладине - вис на согнутых руках;
отжимания в упоре на параллельных брусьях;
угол в упоре на параллельных брусьях;
угол в висе на перекладине;
подтягивание из виса на перекладине;
Общеразвивающие упражнения для развития основных физических качеств, состоящие из разнообразных комплексов без предметов и с предметами (набивными мячами весом до 2 кг, гимнастическими палками, скакалками).
Специальные упражнения состоят из упражнений с гантелями весом 2 - 4 кг, комплексов упражнений с гирями весом 16 кг. ( для учащихся 8 - 9 класс, 14 - 15 лет), упражнений с применением штанги и тренажёров. При этом, количество подходов должно быть от 4 до 6, а количество повторений 8 - 12. Применяемое усилие малой и средней интенсивности. Упражнения в приседаниях со штангой выполняются в тех же объёмах с интенсивностью 45 - 60%, угол сгибания в коленях не менее 90 градусов. В становой тяге количество повторений 4 - 6.
Комплекс упражнений с гантелями:
стоя руки с гантелями у плеч кисти вперёд или параллельно, жим гантелей,
стоя руки с гантелями опущены, подъём гантелей вперёд (фронтальная часть дельты);
стоя руки с гантелями опущены, разведение рук с гантелями в стороны (боковая часть дельты);
стоя в наклоне руки с гантелями опущены вниз, разведение гантелей в наклоне (задняя часть дельты);
сидя на наклонной скамье, руки с гантелями ладонями внутрь, вперёд, сгибание и разгибание рук;
стоя, сидя выпрямление рук вверх с гантелью, двигается только предплечье, плечо фиксировано строго вверх;
лёжа на скамье, хват гантелей ладонями внутрь, выпрямление рук, плечо фиксировано вертикально, двигается только предплечье;
стоя в наклоне, плечо фиксировано горизонтально, выпрямление одной руки (поочерёдно) назад, двигается только предплечье;
стоя в наклоне, тяга гантелей к поясу, другая рука в упоре (колено, гимнастическая стенка);
стоя в наклоне отведение гантелей назад - вверх (имитация гребка) с задержкой в верхней позиции на 1-2 сек.;
лёжа животом на скамье, тяга гантелей вверх до сгибания рук или разведение прямыми руками назад - вверх;
лёжа на горизонтальной или наклонной скамье (варьировать угол наклона)разведение рук с гантелями;
лёжа на горизонтальной скамье отведение выпрямленных рук назад;
лёжа жим гантелей с различными положениями кистей (ладони вперёд, параллельно);
из положения лёжа подъём туловища, руки с гантелью за головой, ступни закреплены;
стоя наклоны вперёд, гантель в руках за головой;
стоя с гантелью в руках имитация рубки дров;
стоя руки с гантелями у плеч или опущены вниз, приседания;
стоя на невысоком бруске, гантели у плеч подъём на носки;
стоя на одной ноге, одна рука удерживает равновесие, в другой руке опущенная гантель, подъём на носок;
Комплекс специальных упражнений:
жим штанги лёжа на наклонной скамье;
лёжа на горизонтальной скамье, разведение рук с гантелями;
стоя со штангой в руках наклоны вперёд;
стоя со штангой за головой наклоны вперёд;
лёжа на горизонтальной скамье, жим штанги широким и узким хватом;
стоя штанга на плечах, приседание;
сидя на скамье, штанга на плечах, жим штанги из-за головы;
стоя штанга в руках, сгибание рук со штангой на бицепс;
сидя на скамье гантели в руках, сгибание и разгибание рук попеременно на бицепс;
сидя тяга вертикального блока за голову;
лёжа на полу повороты туловища;
в висе на перекладине подъём согнутых ног;
сидя сгибание туловища до касания коленями груди.
Требования к качеству освоения программного материала.
Должны знать:
правила безопасного поведения на тренировочных занятиях;
правила пожарной безопасности;
историю развития атлетизма ;
правила страховки и само страховки;
санитарно-гигиенические требования;
гигиену, закаливание, режим дня, питание;
роль физической культуры в укреплении и закаливании человека;
краткие сведения о строении и функциях организма;
об анатомическом строении человека;
режим дня и личную гигиену.
как формировать осанку с помощью отягощений;
физиологию спортивной тренировки;
основы методики силовой подготовки;
методику планирования самостоятельных занятий;
врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи при травмах;
влияние различных факторов на проявление силы мышц;
оборудование мест занятий и инвентарь.
Должны уметь:
составить и выполнять комплексы утренней гимнастики
выполнять комплексы упражнений, целенаправленно воздействующих на формирование осанки;
выполнять элементы спортивных игр и лёгкой атлетики;
качественно выполнять упражнения из атлетической гимнастики.
Содержание программы для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений
(второй год обучения).
Теоретическая подготовка.
Основы знаний физической культуры:
правила поведения и меры безопасности на учебно-тренировочных занятиях;
гигиена, закаливание, режим дня и питание;
совершенствование осанки и атлетического телосложения с помощью отягощений;
физиология спортивной тренировки;
методика планирования самостоятельных занятий;
врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи при травмах;
медико-биологические и психологические средства восстановления;
педагогические средства восстановления;
биомеханические основы техники выполнения упражнений;
современные концепции спортивной тренировки;
критерии и параметры тренировочной нагрузки исходя от года обучения;
характеристика физических качеств, таких как: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие;
закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека;
объективные и субъективные виды контроля;
основы общей и спортивной физиологии;
причины травм и их профилактика, врачебный контроль;
правила проведения соревнований по пауэрлифтингу в жиме штанги лёжа;
воспитание патриотизма, социально-адаптированной личности с чувством долга и ответственности.
Физическое совершенствование.
Прикладно-гимнастические упражнения:
отжимания в упоре на параллельных брусьях;
подтягивание из виса на перекладине;
на перекладине подъём силой;
упражнения на растягивание;
Общеразвивающие упражнения для развития физических качеств без предметов и с предметами (скакалками, гимнастическими палками, набивными мячами весом 2 - 3 кг, гантелями весом 2 кг, гимнастическими обручами).
Специальная физическая подготовка.
Для увеличения мышечной массы использовать 6-8 повторений с отягощением 60-80% от максимума. Для совершенствования форм и достижения рельефности мышц 10-12 и более повторений с отягощение до 60%. Упражнения включают в себя упражнения с гантелями весом 4 - 5 кг, упражнения с гирями весом 16 кг, упражнения со штангой и на тренажёрах.
Количество упражнений 6 - 8, подходов 1 - 4, повторений 10-12.
Специальные упражнения.
Для дельтовидных мышц:
лёжа на горизонтальной скамье, попеременный подъём гантелей вперёд- вверх;
стоя поочерёдный подъём прямых рук вперёд снизу вверх на блочном тренажёре;
стоя подъём рук с гантелями в стороны - вверх;
лёжа на наклонной скамье на боку, подъём гантели от бедра вверх;
сидя в наклоне, разведение рук с гантелями в стороны;
лёжа на боку на горизонтальной скамье, поочерёдный подъём гантелей перед собой снизу вверх.
Для двуглавой мышцы плеча (бицепса):
лёжа лицом вниз на горизонтальной скамье, сгибание рук со штангой;
сидя в наклоне, опираясь локтем о бедро, сгибание руки с гантелью;
сидя, опираясь спиной о наклонную скамью, сгибание рук с гантелями;
сидя сгибание рук со штангой, опираясь локтями о наклонную подставку;
Для трёхглавой мышцы плеча (трицепса):
стоя в наклоне, отведение руки с гантелью назад;
стоя разгибание рук на блочном тренажёре хватом сверху;
сидя разгибание вверх руки с гантелью в локтевом суставе;
отжимания на брусьях обратным хватом.
Для мышц предплечья:
поочерёдное растягивание пальцами резинового жгута или пружинного эспандера;
сидя (предплечье на коленях) сгибание рук в запястьях на блочном тренажёре;
стоя 10 кг, диск от штанги в руках, подбрасывание и ловля правой и левой рукой поочерёдно.
Для грудных мышц:
лёжа на горизонтальной скамье, жим штанги широким хватом;
лёжа на горизонтальной скамье, разведение рук с гантелями;
сидя сведение рук на блочном тренажёре;
отжимания в упоре на брусьях;
лёжа на наклонной скамье вниз головой, разведение рук с гантелями.
Для мышц спины:
тяга штанги к поясу в наклоне;
стоя наклоны туловища вперёд со штангой на плечах;
стоя поднимание плеч со штангой или гантелями в опущенных руках;
из виса на перекладине узким хватом подтягивание, прогибаясь в спине, до касания перекладины грудью;
сидя тяга ручки горизонтально на блочном тренажёре;
лёжа животом на горизонтальной скамье, голени закреплены, подъём туловища.
Для мышц живота:
лёжа на наклонной скамье, подбородок прижат, сгибание туловища;
лёжа на наклонной скамье, подъём туловища с поворотами до касания локтем колена;
стоя в наклоне с грифом штанги на плечах, повороты туловища вправо-влево;
сидя сгибание туловища до касания коленями груди.
Для четырёхглавой мышцы бедра (квадрицепса):
приседания со штангой на плечах;
жим штанги ногами на тренажёре "Гак".
сидя разгибание ног на тренажёре.
Для двуглавой мышцы бедра (бицепса):
Для мышц голени:
стоя подъём на носки со штангой на плечах;
стоя подъём носков ступней ног с отягощением.
Комплекс упражнений с гирями (вес гирь 16 кг.):
лёжа спиной на скамье, гири у плеч (сгибание и разгибание рук);
стоя, гиря в опущенной правой руке: слегка согнув ноги, выполнять круги гирей вперёд назад. Тоже повторить левой рукой;
стоя, ноги вместе, гиря в обеих руках у плеч: выполнить выпад вправо, приседая на правой ноге, вернуться в исходное положение. Тоже выполнить, приседая на левую ногу;
стоя, гиря на полу между ног, наклоняясь, согнуть ноги в коленях и поднять гирю вверх до уровня подбородка;
стоя, гири у плеч, слегка согнуть ноги в коленях и, резко выпрямляя их, вытолкнуть гири вверх на прямые руки;
стоя, гири у плеч, сделать выпад правой ногой вперёд, вернуться в исходное положение;
Тоже выполнить левой ногой;
широкая стойка, гиря в правой руке, вращение гири вокруг туловища с перехватом руками гири;
стоя в наклоне, тяга гири к поясу;
широкая стойка, гири у плеч или на плечах, приседания;
стоя, гири у плеч, жим гири правой и левой рукой попеременно.
Комплекс специальных упражнений:
лёжа на горизонтальной скамье жим штанги;
лёжа на наклонной скамье вниз головой разведение рук с гантелями;
лёжа поперёк скамьи, отведение рук с отягощением за голову;
сидя на тренажёре сведение рук;
лёжа на наклонной скамье вверх головой разведение рук с гантелями;
стоя штанга в руках поднимание штанги до уровня подбородка;
сидя тяга горизонтального блока к груди;
сидя тяга вертикального блока за голову;
стоя и сидя на скамье Скотта сгибание рук со штангой на бицепс;
стоя разгибание рук на трицепс на вертикальном блоке;
лёжа на полу подъём туловища с поворотами;
стоя со штангой на плечах приседания;
в висе на перекладине сгибание ног в коленях.
Требования к качеству освоения программного материала.
Должны знать:
правила поведения и меры безопасности на учебно-тренировочных занятиях;
физиологию спортивной тренировки;
методы планирования самостоятельных занятий;
знать средства восстановления;
гигиену, закаливание, режим и питание;
что входит в понятие "физическая форма";
оценку уровня физического состояния;
средства и методы фитнес - тренировки;
классификацию и компоненты тренировочной нагрузки;
врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи при травмах;
краткую характеристику физических качеств;
биомеханические основы техники выполнения упражнений;
роль и значение закаливания организма;
самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями.
Должны уметь:
выполнять технические элементы из гимнастики, лёгкой атлетики, спортивных игр;
выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
оказать первую помощь при травмах;
совершенствовать осанку и атлетическое телосложение с помощью отягощений;
применять знания в области физической культуры и спорта, для проведения самостоятельных занятий по атлетической гимнастике;
применять в жизни прикладные и спортивные навыки, включая лёгкую атлетику, гимнастику, спортивные игры;
организовать и проводить занятия по атлетической гимнастике;
заботиться о своём физическом совершенствовании, вести здоровый образ жизни.
III раздел
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Тяжелая атлетика»
9 класс
№ п/п | Содержание занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По плану |
| Правила безопасного поведения История развития атлетизма Основы знаний физической культуры | 1 | | |
| Санитарно-гигиенические нормы Методика самостоятельных занятий | 1 | | |
| Здоровый образ жизни Нравственное воспитание | 1 | | |
| Рывок штанги с прямых ног в низкий сед | 1 | | |
| Подъемы штанги на грудь с виса в полуприсед | 1 | | |
| Наклоны на «козле» | 1 | | |
| Тяга верхнего блока к груди | 1 | | |
| Жим стоя | 1 | | |
| Тяга штанги к подбородку | 1 | | |
| Протяжка штанги на грудь | 1 | | |
| Рывок в полуприсед+ приседания | 1 | | |
| Швунг жимовой из-за головы | 1 | | |
| Рывковая тяга с подрывом | 1 | | |
| Жим штанги стоя от груди | 1 | | |
| Подтягивания широким хватом за голову | 1 | | |
| Прыжки в высоту со штангой на плечах из низкого сета | 1 | | |
| Скручивания туловища стоя на верхнем блоке | 1 | | |
| Рывок штанги с виса от колен в низкий сед | 1 | | |
| Толчок с груди с остановкой в подседе+толчок | 1 | | |
| Приседания со штангой на спине | 1 | | |
| Тяга становая | 1 | | |
| Жим из-за головы широким хватом в низком седе | 1 | | |
| Тяга толчковая с подрывом | 1 | | |
| Прыжки на возвышение | 1 | | |
| Подъем штанги на грудь с виса от колен в низкий сед | 1 | | |
| Рывок в полуприсед | 1 | | |
| Толчок от груди в «ножницы» | 1 | | |
| Тяга толчковая с подрывом | 1 | | |
| Жим лежа | 1 | | |
| Наклоны со штангой на плечах | 1 | | |
| Прыжки в высоту со штангой на плечах | 1 | | |
| Толчок штанги со стоек | 1 | | |
| Рывок в полуприсед с виса ниже колен | 1 | | |
| Приседания со штангой на груди | 1 | | |
| Тяга рывковая с подрывом | 1 | | |
10 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
| Правила безопасного поведения История развития атлетизма Основы знаний физической культуры | 1 | | |
| Санитарно-гигиенические нормы Методика самостоятельных занятий | 1 | | |
| Здоровый образ жизни Нравственное воспитание | 1 | | |
| Рывок штанги в низкий сед | 1 | | |
| Швунг толчковый | 1 | | |
| Приседания на груди | 1 | | |
| Тяга толчковая с подрывом | 1 | | |
| Подтягивания узким хватом к груди | 1 | | |
| Скручивания туловища лежа | 1 | | |
| Подъем штанги на грудь в полуприсед | 1 | | |
| Рывок в полуприсед | 1 | | |
| Толчок со стоек | 1 | | |
| Жим стоя | 1 | | |
| Наклоны со штангой на плечах | 1 | | |
| Прыжки со штангой | 1 | | |
| Толчок штанги со стоек | 1 | | |
| Рывок в полуприсед | 1 | | |
| Приседания со штангой на плечах | 1 | | |
| Тяга рывковая с подрывом | 1 | | |
| Подъем ног в висе | 1 | | |
| Рывок штанги в низкий сед | 1 | | |
| Толчок из-за головы | 1 | | |
| Приседания со штангой на плечах | 1 | | |
| Тяга толчковая с подрывом | 1 | | |
| Подтягивания широким хватом за голову | 1 | | |
| Скручивания туловища стоя верхний блок | 1 | | |
| Толчок штанги со стоек | 1 | | |
| Рывок с виса от колен | 1 | | |
| Тяга становая широким хватом | 1 | | |
| Жим из-за головы в низком седе | 1 | | |
| Наклоны со штангой на плечах | 1 | | |
| Прыжки в длину с места | 1 | | |
| Приседания со штангой на плечах | 1 | | |
| Тяга толчковая с подрывом | 1 | | |
| Итоговое занятие | 1 | | |
Список литературы
Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки [текст]:учебник для высших учебных заведений/Г.П.Виноградов.–М.:Советский спорт,2009–328с.
Гантельная гимнасти кА/авт.–сост. И.Кремнев Ростов н/Д:Феникс, СПб.:ООО изд-во «Северо-Запад»,2008.–222с.
Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации. – Волгоград : Учитель, 2013.
Кремнев И. Атлетическая гимнастика/авт.сост. И.Кремнев–Ростов н/д:Феникс, СПб.:ООО изд-во «Северо-Запад»,2008.–288с.
Настольная книга учителя физкультуры / под ред. Л.Б.Кофмана; авт.сост. Г.И.Погадаев. — М.: Физкультура и спорт, 1998.
Настольная книга учителя физкультуры: спр.-метод.пособие/ сост. Б.И.Мюттин. — М.: ACT: ООО «Изл-во Астпель». 2003.
Физическое воспитание учащихся 10-11 классов: пособие для учителя / под ред. В.И.Ляха, Г.Б.Мейксона. - М: Просвещение, 2009г.