СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический мониторинг", 10 класс.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для обучающихся 10 классов. Осуществляется с использованием оборудования центра "Точка роста".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический мониторинг", 10 класс.»









Рабочая программа курса внеурочной деятельности

с использованием оборудования центра «Точка роста»

«Экологический мониторинг»

(10 класс)

Срок освоения: 1 год

(естественнонаучное направление)






Автор-составитель:

Лопатина Татьяна Павловна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории














Балахна 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Все больше и больше людей в мире задумываются о взаимоотношениях человека и природы. По образному выражению Морриса Стренга, Генерального секретаря Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, «или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация». Только люди с новым взглядом на окружающий мир, с новой системой ценностей смогут обеспечить последующее развитие цивилизации.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества: природа, здоровье, экологическая культура и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, красоты, здоровья и материального благополучия.

В настоящее время назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности.

Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической тематикой.

Поэтому данная программа является актуальной и педагогически целесообразна.

Программа обладает рядом преимуществ. Она не связана рамками учебных программ, осуществляется в различных условиях, вариативна.

Содержание программы ориентировано на формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Цель: расширение знаний в области биологии и экологии, развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков экологического мониторинга как основы экологической культуры личности.

Задачи курса:

- формирование системы представлений об окружающей среде как экологической системе, причинно-следственных связях между человеческой деятельностью и экологическими проблемами разного уровня;

- формирование представлений об экологических проблемах нашего региона, мерах охраны и воспроизводства природных ресурсов, рационального природопользования;

- формирование у школьников компетенций комплексной оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов;

- формирование учебно-познавательных компетенций (навыки целеполагания, планирования, анализа, самооценки деятельности, добывание знаний непосредственно из реальности);

- формирование коммуникативных компетенций (умение представлять себя и результаты своей работы устно и письменно, работа в проектной команде, ответственность за выполняемое дело и общие результаты);

- формирование информационных компетенций (навыки работы с различными источниками информации; развитие навыков самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

- формирование ценностно-смысловых компетенций (развитие экологического мышления, интереса к проблемам охраны природы на основе изучения состояния окружающей среды);

- формирование компетенций личностного самосовершенствования (потребности к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию; позитивное отношение к своему здоровью);

- формирование основ экологии и решение экологических проблем, способности оценивать последствия деятельности человека в природе;

Виды учебной деятельности: учебно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общения, социально-творческая и общественно-полезная практика. Структура программы предлагает наличие теоретических, практических, экскурсионных занятий и часов для самостоятельной работы в зависимости от темы.

Формы учебной деятельности: исследовательская работа в библиотеке, Интернете, живой природе; проекты-исследования; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты, конференции.

Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

Программа основывается на принципах.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.


Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.

Новизна программы «Экологический мониторинг» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Данная программа рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю, итого 34 часов в год. Программа соответствует основному общему образованию и предназначена для занятий с обучающимися общеобразовательных школ, имеющих повышенную мотивацию в области изучения экологии и биологии в возрасте 15-16 лет.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Личностные результаты

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

-эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

-стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-участвовать в планировании действий группы сотрудничества: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

-формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- установление причинно-следственных связей.

Предметные результаты

- представления о научной области экологии, предмете ее изучения;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды и др.);

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человек, удовлетворении материальных и духовных потребностей человека.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Введение. Экологический мониторинг

Экологические факторы окружающей среды. Классификация экологических факторов. Воздействия факторов среды на живые организмы. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете. Инструктаж и правила работы в лабораторных условиях.

2. Экологический мониторинг

Понятие экологического мониторинга и его актуальность. Цели и задачи. Объекты. Периодичность. Уровни и типы. Нормирование качества окружающей среды. Основные экологические нормативы качества окружающей среды (ПДК и др.). Методы экологического мониторинга. Дистанционные и контактные методы контроля качества окружающей среды. Методы биологического мониторинга. Разнообразие физико-химических методов мониторинга. Экспресс-методы. Выбор метода. Этапы проведения экологического мониторинга.

Классификация оборудования для мониторинга по видам изучаемой среды. Портативное и переносное оборудование. Системы непрерывного контроля. Приборы и инструменты для отбора проб. Оборудование и приборы для проведения физико-химических исследований. Оборудования для обработки полученных результатов. Средства индивидуальной защиты.

Практические работы:

Составление таблицы нормативов различных экологических объектов.

Определение органолептических показателей (запах, цвет, привкус, вкус, прозрачность) в растворах (сладкий, кислый, солёный, горький).

Знакомство с оборудованием лаборатории.

3. Экологический мониторинг водных ресурсов

Вода. Качество воды. Требования к качеству воды. Показатели качества воды. Органолептические показатели воды. Периодичность мониторинга качества воды. Методики отбора проб воды. Методики определения органолептических показателей воды. Показатели качества воды, относящиеся к физико-химическим показателям. Методики определения физико-химических показателей. Классификация методов анализа.

Практические работы:

Определение цветности, мутности (прозрачности) воды.

Определение запаха воды, вкуса и привкуса воды.

Определение температуры и кислотности (pH) воды.

Определение жесткости воды: солей Ca2+ Mg2+.

4. Экологический мониторинг воздуха

Воздух и его загрязнители. Виды и источники загрязнения воздуха. Природные и антропогенные загрязнения. Последствия загрязнения воздуха. Методика отбора проб. Методики определения загрязняющих веществ. Понятие запыленности воздуха. Современная концентрация углекислого газа в атмосфере. Источники углекислого газа. Свойства углекислого газа. Последствия повышения углекислого газа. Парниковый эффект.

Практические работы:

Определение температуры и влажности воздуха.

Определение концентрации атмосферного кислорода и угарного газа.

Оценка загрязненности атмосферного воздуха автотранспортом.

Определение запыленности воздуха.

5. Биоиндикация

Биоиндикация и биотестирование как две формы биомониторинга окружающей среды. Экологические основы биоиндикации и биотестирования. Биоиндикаторы, их чувствительность. Принципы использования биоиндикаторов. Объекты биоиндикации. Преимущества и недостатки применения биологических методов контроля окружающей среды.

Особенности использования растений и лишайников в качестве биоиндикаторов. Фито- и лихеноиндикация. Критерии и методы оценки чувствительности эпифитных видов лишайников к действию атмосферных поллютантов. Регистрация изменения состояния лишайников на физиологическом, анатомо- морфологическом уровнях. Биоиндикация качества среды по комплексу признаков у лиственных и хвойных растений. Рясковые как биоиндикаторы. Ель обыкновенная и сосна как биоиндикаторы загрязненности атмосферного воздуха. Экспресс-оценка качества среды по флуктуирующей асимметрии листовой пластины березы.

Практические работы:

Определение степени проективного покрытия лишайниками стволов деревьев.

Ель обыкновенная и сосна как биоиндикаторы загрязненности атмосферного воздуха.

Экспресс-оценка качества среды по флуктуирующей асимметрии листовой пластины березы.

Рясковые как биоиндикаторы.

Определение простейших организмов в воде с помощью микроскопа.

6. Подведение итогов

Смотр творческих работ обучающихся. Кружковцы готовят по экологической тематике творческую работу и защищают ее. Форма представления выбирается самими ребятами. Это может быть презентация, доклад, реферат, сочинение, эссе, публицистика в защиту природы, стихи, частушки и др. Проводится выставка поделок их природного материала и бытовых отходов.















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего

Практичес-кие работы

1

Введение

2



2

Экологический мониторинг


8


3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292

Микроскопы цифровые


3

Экологический мониторинг водных ресурсов


6


3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292

Микроскопы цифровые


4

Экологический мониторинг воздуха


7


4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292

Микроскопы цифровые


5

Биоиндикация.


8


5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

Микроскопы цифровые


6

Подведение итогов


3


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292

Микроскопы цифровые

Общее количество часов по программе

34

15























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Тема


Кол-во часов

Оборудование
центра «Точки роста»

1

Введение. Вводный инструктаж по ТБ. Техника безопасности в кабинете биологии центра «Точка Роста».

1


2

Экологические факторы окружающей среды.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e

Датчики освещенности, влажности и температуры

3

Экологический мониторинг.

1

https://www.youtube.com/

Датчики центра «Точка роста»

4

Нормирование качества окружающей среды. Основные экологические нормативы качества окружающей среды (ПДК и др.).

1


5

Методы экологического мониторинга.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e

Датчики освещенности, влажности и температуры

6

Методы биологического мониторинга.

1


7

Классификация оборудования для мониторинга.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e

Датчики освещенности, влажности и температуры

8

Практическая работа:

Составление таблицы нормативов различных экологических объектов

1


9

Практическая работа:

Определение органолептических показателей (запах, цвет, привкус, вкус, прозрачность) в растворах (сладкий, кислый, солёный, горький)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e

Датчики освещенности, влажности и

10

Практическая работа: Знакомство с оборудованием лаборатории.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e

Датчики освещенности, влажности и температуры

11

Вода. Качество воды. Показатели качества воды.

1

https://www.youtube.com/

Датчики центра «Точка роста»

12

Органолептические показатели воды. Методики определения органолептических показателей воды.

1

https://www.youtube.com/

Датчики центра «Точка роста»

13

Физико-химическим показателям. Методики определения физико-химических показателей.


1

https://www.youtube.com/

Датчики центра «Точка роста»

14

Практические работы:

Определение цветности, мутности (прозрачности) воды.

Определение запаха воды, вкуса и привкуса воды.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eafec

Датчики освещенности, влажности и температуры

15

Практическая работа:

Определение температуры и кислотности (pH) воды.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eafec

Датчики освещенности, влажности и температуры

16

Практическая работа:

Определение жесткости воды: солей Ca2+ Mg2+.


1


17

Воздух и его загрязнители.


1


18

Методики определения загрязняющих веществ. Понятие запыленности воздуха.

1

https://www.youtube.com/

Датчики центра «Точка роста»

19

Современная концентрация углекислого газа в атмосфере. Последствия повышения углекислого газа.

1

https://www.youtube.com/

Датчики центра «Точка роста»

20

Практическая работа:

Определение температуры и влажности воздуха.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eafec

Датчики освещенности, влажности и температуры

21

Практическая работа:

Определение запыленности воздуха.

1


22

Практическая работа:

Оценка загрязненности атмосферного воздуха автотранспортом.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e

Датчики освещенности, влажности и температуры

23

Практическая работа:

Определение концентрации атмосферного кислорода и угарного газа.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e

Датчики освещенности, влажности и температуры

24

Биоиндикация и биотестирование как две формы биомониторинга окружающей среды.

1

http://www.ecosystema.ru


25

Особенности использования растений и лишайников в качестве биоиндикаторов. Фито- и лихеноиндикация.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

Микроскопы цифровые

26

Особенности использования животных в качестве биоиндикаторов.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

Микроскопы цифровые

27

Практическая работа:

Определение степени проективного покрытия лишайниками стволов деревьев.

1

http://www.ecosystema.ru


28

Практическая работа:

Ель обыкновенная и сосна как биоиндикаторы загрязненности атмосферного воздуха.

1

http://www.ecosystema.ru


29

Практическая работа:

Определение простейших организмов в воде с помощью микроскопа.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

Микроскопы цифровые

30

Практическая работа:

Экспресс-оценка качества среды по флуктуирующей асимметрии листовой пластины березы.

1

http://www.ecosystema.ru


31

Практическая работа:

Рясковые как биоиндикаторы.


1

http://www.ecosystema.ru


32

Конференция-защита проектов.


1


33

Конференция-защита проектов.


1


34

Подведение итогов. Круглый стол – рефлексия.

1









ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1.Оборудование центра «Точка роста»: цифровые микроскопы, микропрепараты, лабораторное оборудование.

2. Мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в Интернет.

3. Готовые микропрепараты по ботанике, зоологии.

4. Дидактическое обеспечение: тексты разноуровневых заданий, тематические тесты по каждому разделу, инструкции для выполнения лабораторных и практических работ.



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. https://urok.1c.ru/library/biology/ - Библиотека интерактивных материалов. Биология;

  2. https://resh.edu.ru/subject/5/ - Российская электронная школа;

  3. http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E1%E8%EE%E

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по биологии;

  1. http://www.sbio.info - Вся биология: научно-образовательный портал;

  2. http://www.ecosystema.ru - Экологический центр «Экосистема»;

  3. http://plant.geoman.ru - Растения: электронные версии книг;

  4. http://bio.clow.ru/ - Биология для школьников;

  5. https://uchebnik.mos.ru/catalogue?subject_ids=57 - Московская

электронная школа.

  1. https://www.youtube.com/watch?v=dDr6zAsSypE - Экологический мониторинг урок 10 класс;

  2. https://www.youtube.com/ - Мониторинг состояния окружающей среды и качества воздуха;

  3. https://onlinetestpad.com/ru/test/231002-ekologicheskij-kviz - Экологический квиз.







ЛИТЕРАТУРА

Список литературы для педагога


1. Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева И.А. Экология живых организмов. Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М, ВАКО, 2014

2. Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Ашихминой. -М.:« АГАР», 2000. -386с.;

3. Батуев А. С., Большой справочник по биологии для школьника./ Под. ред. – А.С. Батуева. М.: «Дрофа»,2008.-847с;

4. Бондаренко В.И. Оценка экологического состояния природных комплексов. Экологический практикум для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ. –Кострома: «Авантитул», 2003.-120с.

5. Ляшенко О.А. «Биоиндикация и биотестирование в охране окружающей среды»: учебное пособие/ СПб ГТУРП. – СПб.,2012.– 67с.

6. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003. – 176 с.: ил.

7. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 280 с.

8. Приорова Е.М. Экологическая культура и здоровье человека. Практикум. – М, Просвещение, 2021.


Список литературы для учащихся и родителей

1. Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Ашихминой. -М.:« АГАР», 2000. -386с.;

2. Ашихмина Т. Я., Биоиндикация и биотестирование методы познания экологического состояния окружающей среды, Киров,2000;

3. Батуев А. С., Большой справочник по биологии для школьника./ Под.ред. – А.С. Батуева.-М.: «Дрофа»,2008.-847с;

4. Кузнецов В. Н. ,Экология 5-11 классы. Учебное пособие.-М.: « Дрофа», 2002.-224с.

5. Миркин Б. М. Экология России : Учеб. из Федер. комплекта для 9-11-х кл. общеобразоват. шк. / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. - 2. изд., перераб. и доп. - М. : Устойчивый мир, 1999. - 271








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!