Рабочая программа курса внеурочной деятельности
с использованием оборудования центра «Точка роста»
«Экологический мониторинг»
(10 класс)
Срок освоения: 1 год
(естественнонаучное направление)
Автор-составитель:
Лопатина Татьяна Павловна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
Балахна 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Все больше и больше людей в мире задумываются о взаимоотношениях человека и природы. По образному выражению Морриса Стренга, Генерального секретаря Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, «или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация». Только люди с новым взглядом на окружающий мир, с новой системой ценностей смогут обеспечить последующее развитие цивилизации.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества: природа, здоровье, экологическая культура и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, красоты, здоровья и материального благополучия.
В настоящее время назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности.
Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической тематикой.
Поэтому данная программа является актуальной и педагогически целесообразна.
Программа обладает рядом преимуществ. Она не связана рамками учебных программ, осуществляется в различных условиях, вариативна.
Содержание программы ориентировано на формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Цель: расширение знаний в области биологии и экологии, развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков экологического мониторинга как основы экологической культуры личности.
Задачи курса:
- формирование системы представлений об окружающей среде как экологической системе, причинно-следственных связях между человеческой деятельностью и экологическими проблемами разного уровня;
- формирование представлений об экологических проблемах нашего региона, мерах охраны и воспроизводства природных ресурсов, рационального природопользования;
- формирование у школьников компетенций комплексной оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов;
- формирование учебно-познавательных компетенций (навыки целеполагания, планирования, анализа, самооценки деятельности, добывание знаний непосредственно из реальности);
- формирование коммуникативных компетенций (умение представлять себя и результаты своей работы устно и письменно, работа в проектной команде, ответственность за выполняемое дело и общие результаты);
- формирование информационных компетенций (навыки работы с различными источниками информации; развитие навыков самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- формирование ценностно-смысловых компетенций (развитие экологического мышления, интереса к проблемам охраны природы на основе изучения состояния окружающей среды);
- формирование компетенций личностного самосовершенствования (потребности к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию; позитивное отношение к своему здоровью);
- формирование основ экологии и решение экологических проблем, способности оценивать последствия деятельности человека в природе;
Виды учебной деятельности: учебно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общения, социально-творческая и общественно-полезная практика. Структура программы предлагает наличие теоретических, практических, экскурсионных занятий и часов для самостоятельной работы в зависимости от темы.
Формы учебной деятельности: исследовательская работа в библиотеке, Интернете, живой природе; проекты-исследования; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты, конференции.
Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.
Программа основывается на принципах.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Экологический мониторинг» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Данная программа рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю, итого 34 часов в год. Программа соответствует основному общему образованию и предназначена для занятий с обучающимися общеобразовательных школ, имеющих повышенную мотивацию в области изучения экологии и биологии в возрасте 15-16 лет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Личностные результаты
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
-стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-участвовать в планировании действий группы сотрудничества: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
-формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты
- представления о научной области экологии, предмете ее изучения;
- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды и др.);
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человек, удовлетворении материальных и духовных потребностей человека.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение. Экологический мониторинг
Экологические факторы окружающей среды. Классификация экологических факторов. Воздействия факторов среды на живые организмы. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете. Инструктаж и правила работы в лабораторных условиях.
2. Экологический мониторинг
Понятие экологического мониторинга и его актуальность. Цели и задачи. Объекты. Периодичность. Уровни и типы. Нормирование качества окружающей среды. Основные экологические нормативы качества окружающей среды (ПДК и др.). Методы экологического мониторинга. Дистанционные и контактные методы контроля качества окружающей среды. Методы биологического мониторинга. Разнообразие физико-химических методов мониторинга. Экспресс-методы. Выбор метода. Этапы проведения экологического мониторинга.
Классификация оборудования для мониторинга по видам изучаемой среды. Портативное и переносное оборудование. Системы непрерывного контроля. Приборы и инструменты для отбора проб. Оборудование и приборы для проведения физико-химических исследований. Оборудования для обработки полученных результатов. Средства индивидуальной защиты.
Практические работы:
Составление таблицы нормативов различных экологических объектов.
Определение органолептических показателей (запах, цвет, привкус, вкус, прозрачность) в растворах (сладкий, кислый, солёный, горький).
Знакомство с оборудованием лаборатории.
3. Экологический мониторинг водных ресурсов
Вода. Качество воды. Требования к качеству воды. Показатели качества воды. Органолептические показатели воды. Периодичность мониторинга качества воды. Методики отбора проб воды. Методики определения органолептических показателей воды. Показатели качества воды, относящиеся к физико-химическим показателям. Методики определения физико-химических показателей. Классификация методов анализа.
Практические работы:
Определение цветности, мутности (прозрачности) воды.
Определение запаха воды, вкуса и привкуса воды.
Определение температуры и кислотности (pH) воды.
Определение жесткости воды: солей Ca2+ Mg2+.
4. Экологический мониторинг воздуха
Воздух и его загрязнители. Виды и источники загрязнения воздуха. Природные и антропогенные загрязнения. Последствия загрязнения воздуха. Методика отбора проб. Методики определения загрязняющих веществ. Понятие запыленности воздуха. Современная концентрация углекислого газа в атмосфере. Источники углекислого газа. Свойства углекислого газа. Последствия повышения углекислого газа. Парниковый эффект.
Практические работы:
Определение температуры и влажности воздуха.
Определение концентрации атмосферного кислорода и угарного газа.
Оценка загрязненности атмосферного воздуха автотранспортом.
Определение запыленности воздуха.
5. Биоиндикация
Биоиндикация и биотестирование как две формы биомониторинга окружающей среды. Экологические основы биоиндикации и биотестирования. Биоиндикаторы, их чувствительность. Принципы использования биоиндикаторов. Объекты биоиндикации. Преимущества и недостатки применения биологических методов контроля окружающей среды.
Особенности использования растений и лишайников в качестве биоиндикаторов. Фито- и лихеноиндикация. Критерии и методы оценки чувствительности эпифитных видов лишайников к действию атмосферных поллютантов. Регистрация изменения состояния лишайников на физиологическом, анатомо- морфологическом уровнях. Биоиндикация качества среды по комплексу признаков у лиственных и хвойных растений. Рясковые как биоиндикаторы. Ель обыкновенная и сосна как биоиндикаторы загрязненности атмосферного воздуха. Экспресс-оценка качества среды по флуктуирующей асимметрии листовой пластины березы.
Практические работы:
Определение степени проективного покрытия лишайниками стволов деревьев.
Ель обыкновенная и сосна как биоиндикаторы загрязненности атмосферного воздуха.
Экспресс-оценка качества среды по флуктуирующей асимметрии листовой пластины березы.
Рясковые как биоиндикаторы.
Определение простейших организмов в воде с помощью микроскопа.
6. Подведение итогов
Смотр творческих работ обучающихся. Кружковцы готовят по экологической тематике творческую работу и защищают ее. Форма представления выбирается самими ребятами. Это может быть презентация, доклад, реферат, сочинение, эссе, публицистика в защиту природы, стихи, частушки и др. Проводится выставка поделок их природного материала и бытовых отходов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Практичес-кие работы |
1 | Введение | 2 | | |
2 | Экологический мониторинг | 8 | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Микроскопы цифровые |
3 | Экологический мониторинг водных ресурсов | 6 | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Микроскопы цифровые |
4 | Экологический мониторинг воздуха | 7 | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Микроскопы цифровые |
5 | Биоиндикация. | 8 | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 Микроскопы цифровые |
6 | Подведение итогов | 3 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Микроскопы цифровые |
Общее количество часов по программе | 34 | 15 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Оборудование центра «Точки роста» |
1 | Введение. Вводный инструктаж по ТБ. Техника безопасности в кабинете биологии центра «Точка Роста». | 1 | |
2 | Экологические факторы окружающей среды. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e Датчики освещенности, влажности и температуры |
3 | Экологический мониторинг. | 1 | https://www.youtube.com/ Датчики центра «Точка роста» |
4 | Нормирование качества окружающей среды. Основные экологические нормативы качества окружающей среды (ПДК и др.). | 1 | |
5 | Методы экологического мониторинга. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e Датчики освещенности, влажности и температуры |
6 | Методы биологического мониторинга. | 1 | |
7 | Классификация оборудования для мониторинга. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e Датчики освещенности, влажности и температуры |
8 | Практическая работа: Составление таблицы нормативов различных экологических объектов | 1 | |
9 | Практическая работа: Определение органолептических показателей (запах, цвет, привкус, вкус, прозрачность) в растворах (сладкий, кислый, солёный, горький) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e Датчики освещенности, влажности и |
10 | Практическая работа: Знакомство с оборудованием лаборатории. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e Датчики освещенности, влажности и температуры |
11 | Вода. Качество воды. Показатели качества воды. | 1 | https://www.youtube.com/ Датчики центра «Точка роста» |
12 | Органолептические показатели воды. Методики определения органолептических показателей воды. | 1 | https://www.youtube.com/ Датчики центра «Точка роста» |
13 | Физико-химическим показателям. Методики определения физико-химических показателей. | 1 | https://www.youtube.com/ Датчики центра «Точка роста» |
14 | Практические работы: Определение цветности, мутности (прозрачности) воды. Определение запаха воды, вкуса и привкуса воды. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eafec Датчики освещенности, влажности и температуры |
15 | Практическая работа: Определение температуры и кислотности (pH) воды. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eafec Датчики освещенности, влажности и температуры |
16 | Практическая работа: Определение жесткости воды: солей Ca2+ Mg2+. | 1 | |
17 | Воздух и его загрязнители. | 1 | |
18 | Методики определения загрязняющих веществ. Понятие запыленности воздуха. | 1 | https://www.youtube.com/ Датчики центра «Точка роста» |
19 | Современная концентрация углекислого газа в атмосфере. Последствия повышения углекислого газа. | 1 | https://www.youtube.com/ Датчики центра «Точка роста» |
20 | Практическая работа: Определение температуры и влажности воздуха. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eafec Датчики освещенности, влажности и температуры |
21 | Практическая работа: Определение запыленности воздуха. | 1 | |
22 | Практическая работа: Оценка загрязненности атмосферного воздуха автотранспортом. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e Датчики освещенности, влажности и температуры |
23 | Практическая работа: Определение концентрации атмосферного кислорода и угарного газа. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eb10e Датчики освещенности, влажности и температуры |
24 | Биоиндикация и биотестирование как две формы биомониторинга окружающей среды. | 1 | http://www.ecosystema.ru |
25 | Особенности использования растений и лишайников в качестве биоиндикаторов. Фито- и лихеноиндикация. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 Микроскопы цифровые |
26 | Особенности использования животных в качестве биоиндикаторов. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 Микроскопы цифровые |
27 | Практическая работа: Определение степени проективного покрытия лишайниками стволов деревьев. | 1 | http://www.ecosystema.ru |
28 | Практическая работа: Ель обыкновенная и сосна как биоиндикаторы загрязненности атмосферного воздуха. | 1 | http://www.ecosystema.ru |
29 | Практическая работа: Определение простейших организмов в воде с помощью микроскопа. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 Микроскопы цифровые |
30 | Практическая работа: Экспресс-оценка качества среды по флуктуирующей асимметрии листовой пластины березы. | 1 | http://www.ecosystema.ru |
31 | Практическая работа: Рясковые как биоиндикаторы. | 1 | http://www.ecosystema.ru |
32 | Конференция-защита проектов. | 1 | |
33 | Конференция-защита проектов. | 1 | |
34 | Подведение итогов. Круглый стол – рефлексия. | 1 | |
ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Оборудование центра «Точка роста»: цифровые микроскопы, микропрепараты, лабораторное оборудование.
2. Мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в Интернет.
3. Готовые микропрепараты по ботанике, зоологии.
4. Дидактическое обеспечение: тексты разноуровневых заданий, тематические тесты по каждому разделу, инструкции для выполнения лабораторных и практических работ.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://urok.1c.ru/library/biology/ - Библиотека интерактивных материалов. Биология;
https://resh.edu.ru/subject/5/ - Российская электронная школа;
http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E1%E8%EE%E
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по биологии;
http://www.sbio.info - Вся биология: научно-образовательный портал;
http://www.ecosystema.ru - Экологический центр «Экосистема»;
http://plant.geoman.ru - Растения: электронные версии книг;
http://bio.clow.ru/ - Биология для школьников;
https://uchebnik.mos.ru/catalogue?subject_ids=57 - Московская
электронная школа.
https://www.youtube.com/watch?v=dDr6zAsSypE - Экологический мониторинг урок 10 класс;
https://www.youtube.com/ - Мониторинг состояния окружающей среды и качества воздуха;
https://onlinetestpad.com/ru/test/231002-ekologicheskij-kviz - Экологический квиз.
ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для педагога
1. Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева И.А. Экология живых организмов. Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М, ВАКО, 2014
2. Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Ашихминой. -М.:« АГАР», 2000. -386с.;
3. Батуев А. С., Большой справочник по биологии для школьника./ Под. ред. – А.С. Батуева. М.: «Дрофа»,2008.-847с;
4. Бондаренко В.И. Оценка экологического состояния природных комплексов. Экологический практикум для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ. –Кострома: «Авантитул», 2003.-120с.
5. Ляшенко О.А. «Биоиндикация и биотестирование в охране окружающей среды»: учебное пособие/ СПб ГТУРП. – СПб.,2012.– 67с.
6. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003. – 176 с.: ил.
7. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 280 с.
8. Приорова Е.М. Экологическая культура и здоровье человека. Практикум. – М, Просвещение, 2021.
Список литературы для учащихся и родителей
1. Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Ашихминой. -М.:« АГАР», 2000. -386с.;
2. Ашихмина Т. Я., Биоиндикация и биотестирование методы познания экологического состояния окружающей среды, Киров,2000;
3. Батуев А. С., Большой справочник по биологии для школьника./ Под.ред. – А.С. Батуева.-М.: «Дрофа»,2008.-847с;
4. Кузнецов В. Н. ,Экология 5-11 классы. Учебное пособие.-М.: « Дрофа», 2002.-224с.
5. Миркин Б. М. Экология России : Учеб. из Федер. комплекта для 9-11-х кл. общеобразоват. шк. / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. - 2. изд., перераб. и доп. - М. : Устойчивый мир, 1999. - 271