СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Звонкий голосок" для учащихся 1 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления для учащихся 1 класса "Звонкий голосок"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Звонкий голосок" для учащихся 1 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сычевская средняя общеобразовательная школа имени К.Ф. Лебединской»




«Рассмотрено»

Методсоветом школы

Председатель

_________Колесова И. П.

Протокол №____ от «___» _______ 20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

______________ Маренина Т. А.

«___»_________________20___г.

«Утверждено»

Директор школы

________ И. В. Никонова

Приказ № ______ от

«___»___________20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Звонкий голосок»


Направление: общекультурное


Возраст учащихся: учащиеся 1 класса в возрасте 6-7 лет


Количество часов: 33 часа


Срок реализации программы: 2017-2018 уч. г.





Составитель: Маренина Татьяна Александровна,

учитель музыки высшей квалификационной категории









с. Сычёвка 2017





Пояснительная записка


Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии духовных, нравственных и эстетических качеств личности школьников. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, а при благоприятном ходе музыкального обучения пробуждаемое пением творческое начало постепенно проникает в различные стороны жизни ребёнка, внося черты целостности и гармонии в его мироощущение, характер, поведение, отношение.

Музыкальное образование детей в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе, так как отведённый по программе 1 час в неделю не позволяет в полной мере реализовать и развить природные, творческие задатки детей в этой сфере. Вот почему сегодня встает вопрос об оптимальной связи между урочной и внеурочной деятельностью.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

В этой связи данная программа составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся.

В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В. В. Иноземцевой и программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова. Изменения и дополнения, внесенные в указанные авторские программы, обоснованы применением их для другой возрастной категории обучающихся.


Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.


Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

  • обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;

  • сформировать основы сценической культуры;

  • развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

  • развивать творческую активность детей;

  • воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.


Педагогическая деятельность организуется в соответствии со следующими принципами:

  • принцип системности и доступности содержания занятий для всех желающих;

  • принцип дифференциации, предполагающая выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

  • принцип увлекательности, являющийся одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

  • принцип творческого развития - предоставление возможности самовыражения, самореализации.

  • принцип практической направленности.


Форма, режим и место проведения занятий

Ведущей формой организации внеурочной деятельности является музыкальное занятие практической направленности. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Практическая часть предполагает игры, конкурсы, упражнения на развитие музыкальных способностей, вокальных данных. Заканчивается занятие рефлексией.

Наряду с практическими занятиями программа включает занятия-постановки, на которых отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.


Объём часов: программа рассчитана на 1 год обучения – всего 33 часа в год

Продолжительность занятия: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут

Возраст детей: 6-7 лет.

Место проведения: Занятия проводятся в актовом зале школы


Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

Обучение вокалу во внеурочной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.


Личностными результатами занятий по программе курса внеурочной деятельности являются:

  • готовность и способность к саморазвитию;

  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

  • знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

  • бережное, заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству.


Предметными результатами являются:

  • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

  • овладение основами музыкальной культуры


Метапредметными результатами являются:

  • овладение способами решения поискового и творческого характера;

  • культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

  • приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности

Занятия курса «Звонкий голосок» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Учебный план

п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Диагностика детских голосов

1

3

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

6

4

Вокально-певческая установка

2

5

Звукообразование. Музыкальные штрихи

3

6

Дыхание

3

7

Дикция и артикуляция

3

8

Ансамбль. Унисон

3

9

Музыкально-исполнительская работа

3

10

Ритм

3

11

Сцендвижение

3

12

Концертная деятельность

2


ИТОГО

33

1.Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.

3.Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

4.Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

5. Звукообразование. Музыкальные штрихи. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

6.Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

7.Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок.

8.Ансамбль. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Пение а капелла.

9. Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

10.Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии .

11.Сцендвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение..

12.Концертная деятельность. В конце каждого полугодия проводится отчётный концерт


Планируемые результаты

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу обучения дети должны

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова – петь мягко, нежно, легко, отрывисто;


уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.


Программа предусматривает достижение первого из трёх уровней воспитательных результатов: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта вокально-певческой деятельности


Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.





Необходимые условие реализации программы.


Материально-техническое обеспечение

1. Наличие кабинета музыки или другого учебного помещения, приспособленного для проведения занятий

2. Фортепиано

3. Музыкальный центр,

4.ноутбук

5.колонки

6. микрофоны

7. Нотный материал, подборка репертуара.

8. Записи фонограмм «+» и «-» в формате MP3.


Учебно-тематический план

п/п

Разделы

Количество часов

общее

Теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Диагностика детских голосов

1

-

1

3

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

6

1

5

4

Вокально-певческая установка

2

1

2

5

Звукообразование. Музыкальные штрихи

3

1

2

6

Дыхание

3

1

2

7

Дикция и артикуляция

3

1

2

8

Ансамбль. Унисон

3

1

2

9

Музыкально-исполнительская работа

3

1

2

10

Ритм

3

1

2

11

Сцендвижение

2

-

2

12

Концертная деятельность

2

-

2

ИТОГО

33

9

24



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

  2. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

  3. Затямина Т. А. Современный урок музыки – Москва. - Глобус. - 2010

  4. Кондратюк Н. Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современный методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. – (Игровые методы обучения)

  5. Масленникова-Золина Л. В. Необычные уроки 1-4 классы. - Волгоград – 2010

  6. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – Москва. – Метафора. - 2005

  7. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/Азбука музыкально-творческого саморазвития/Серия: У тебя получится:/ - М.: Аквариум – 1997, 272 с.


Материально-техническое обеспечение:

  1. Сборники детских песен.

  2. Видеоклипы «Пение», «Шарики воздушные», «Я рисую» и др.

  3. Компакт-диски:

  • «Новогодние снежинки». Издательство «ВЕСТЬ-ТДА». 2006

  • «Три цвета флага». Издательство «ВЕСТЬ-ТДА». 2006

  • «Здравствуй, школа!» Издательство «ВЕСТЬ-ТДА». 2008

  • «Каждому по лучику». Издательство «ВЕСТЬ-ТДА». 2008 и др.

  1. Интернет-ресурсы

  • http://www.mp3sort.com/

  • http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

  • http://forums.minus-fanera.com/index.php

  • http://alekseev.numi.ru/

  • http://talismanst.narod.ru/

  • http://www.rodniki-studio.ru/

  • http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

  • http://www.lastbell.ru/pesni.html

  • http://www.fonogramm.net/songs/14818

  • http://www.vstudio.ru/muzik.htm

  • http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

  • http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

  • http://www.notomania.ru/view.php?id=207

  • http://notes.tarakanov.net/

  • http://irina-music.ucoz.ru/load







7