Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Спортивные старты» имеет спортивно-оздоровительную направленность, рассчитана на 4-летнее освоение программы обучающимися с 7 до 11 лет. Учебная нагрузка – 4 часа в неделю (в год – 135 часов.).
Основа - лыжная подготовка.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№41 на курс «Спортивные старты»(зимние виды спорта) отводится 4 часа в неделю в 1-4 классах . Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1классе, 34 часа во 2-4 классах.
.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Спортивные старты»
В основу изученя курса положены ценностные орентиры, достижения которых определяются воспитательными результатами.
Личностные результаты
Личностными результатами изучения курса является формирования следующих умений
-Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнорй отзывчивости, сочуствия другим людям
-Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса является формированиеследующих универсальных учебных действий(УУД)
Регулятивные УУД
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
-Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные пути достижения результата, общие цели и пути их достижения
-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД
-Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях обьектов, процессов и явлений действительности
- Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-Умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;
Коммуникативные УУД
-Договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение работать индивидуально и в группе
-Адекватно оценивать собственное поведениеи поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
-Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения.
Ученик научится:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять тестовые нормативы Всероссийского спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
2. Содержания курса внеурочной деятельности «Спортивные старты» с указанием форм организации и видов деятельности
Вводное занятие-1 час Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта- часЗначение лыж в жизни людей. Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях 4 часа
1. Общая физическая подготовка. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома.. Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости. Контрольное тестирование--32 часа.
3. Специальная подготовка. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам. Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двушажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двушажного и одновременных лыжных ходов. Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Инструктаж по Т,Б при занятиях на лыжах Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Контрольное тестирование -56 часов.
2.Техническая и тактическая подготовка. Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двушажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полу ёлочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода. Контрольное тестирование-28 часов.
4.Соревнования, диагностика. Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в соревнованиях по ОФП и по лыжным гонкам дистанции 100-2000 метров.
По теории “Основы знаний”: тесты, беседы. Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке на развитие основных двигательных качеств. Контрольные упражнения на владение техникой движений основных лыжных ходов. Участие в соревнованиях по легкой атлетике и по лыжным гонкам (школьных, районных). -1ые кл- 3 часа 2-4 кл. -4 часа-15 часаов
3. Тематическое планирование
Образовательная программа состоит из 1 вводного занятия и 4х разделов:
№п/п | Разделы | Часы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Общая физическая подготовка (ОФП) | 8 | 8 | 8 | 8 |
3 | Специальная техническая подготовка | 14 | 14 | 14 | 14 |
4 | Техническая и тактическая подготовка | 7 | 7 | 7 | 7 |
4 | Соревнования | 3 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |