Пояснительная записка
Программа курса составлена на основе авторской программы Р.Г. Чуракова «Готовлюсь к школьной олимпиаде» (математика)
Направление: общеинтеллектуальное
При разработке данной программы учитывалось то, что курс должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов третьеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности. Предлагаемые в рамках программы материалы могут использоваться в ходе освоения учебных предметов, курсов учебного плана системы «Перспективная начальная школа»
Актуальность темы очевидна:
Изучение математики играет системообразующую роль в образовании младшего школьника, формируя познавательные способности, логическое мышление. Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р), качественное математическое образование необходимо каждому школьнику для его успешной жизни в современном обществе.
Сказанное определяет актуальность предлагаемого курса внеурочной деятельности, который расширяет возможности изучения математики в ходе решения олимпиадных задач, обеспечивает математическое просвещение младших школьников и популяризацию математики.
Цель программы:
- обеспечить подготовку младших школьников к успешному участию в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах по математике (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский уровни).
Задачи программы:
— формирование универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— развитие познавательного интереса обучающихся, интеллектуальных способностей;
— выявление детей с признаками одаренности и организация индивидуальной работы с ними путем использования олимпиадных заданий по математике.
Класс, возраст учащихся: учащиеся 3 класса в возрасте 8-9 лет
Срок реализации программы: 2018-2019 уч. г.
Общая характеристика курса
Форма организации: самостоятельная работа обучающихся при поддержке взрослых в ходе освоения тетрадей «Школьная олимпиада» .
Виды внеурочной деятельности: выполнение олимпиадных задач, заданий; совместное обсуждение хода решения и полученных результатов.
Форма и режим занятий:
Количество часов: 34 часа
1 раз в неделю по 1 часу тематические занятия практического характера.
Содержание программы
Умножение и деление. Табличные случаи деления (выполнение обучающимися заданий типа: рассмотри, запиши, найди значение суммы, проверь свой ответ).
Куб и его изображение (выполнение обучающимися заданий типа: найди ответ на вопрос, рассмотри объемные фигуры и начерти изображения).
Поразрядное сравнение многозначных чисел (выбери запись, запиши число, выполни сравнение, реши задачу).
Единицы длины и массы (отметь условие знаком, вычисли длину, выполни сравнение).
Кратное сравнение чисел и величин (реши задачу, вычисли и запиши ответ, проверь свой ответ, запиши числовое выражение, выполни сравнение). .
Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники (выполни необходимые построения, докажи, построй, начерти, отметь). .
7.Натуральный ряд и другие числовые последовательности (запиши с помощью числовой последовательности, запиши ответ, запиши сумму, проверь свое решение с помощью рисунка, найди закономерность).
8.Деление суммы и разности на число (вычисли значения, отметь верное утверждение, докажи предположение, реши задачу).
9.Вычисление площади прямоугольника (отметь верное утверждение, обоснуй свой ответ, начерти примерный план, найди площадь прямоугольника). .
10.Умножение на «круглые» числа (подтверди свой ответ, приведи несколько примеров, найди исходное число). .
11.Устное деление двузначного числа на однозначное (двузначное) число (реши задачу, вычисли и запиши ответ, проверь свой ответ, рассмотри диаграмму, проверь свое решение с помощью рисунка).
12.Вычисление площади прямоугольника (отметь верное утверждение, обоснуй свой ответ, начерти примерный план, найди площадь прямоугольника).
13.Умножение на «круглые» числа (подтверди свой ответ, приведи несколько примеров, найди исходное число).
14.Устное деление двузначного числа на однозначное (двузначное) число (реши задачу, вычисли и запиши ответ, проверь свой ответ, рассмотри диаграмму, проверь свое решение с помощью рисунка).
15.Симметричные фигуры. Высота треугольника (построй, начерти треугольник, проведи оси).
16.Числовые последовательности (запиши последовательность, вычисли).
17.Работа с данными (построй полосчатую диаграмму, составь таблицу).
18.Повторение (реши задачу, вычисли и запиши ответ, проверь свой ответ, начерти и раздели).
Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения курса «Готовлюсь к школьной олимпиаде» (математика), в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:
— формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
— принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов
Метапредметные результаты освоения курса предусматривают:
— приобретение начального опыта применения математических знаний для решения олимпиадных задач;
— использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— овладение основами логического, алгоритмического и комбинаторного мышления, пространственного воображения математической речи.
Календарно-тематическое планирование
| Название темы | Кол часов |
| | всего | теория | прак. |
34ч. | Умножение и деление. Табличные случаи деления | 5 | 1 | 4 |
| Куб и его изображение | 1 | | 1 |
| Поразрядное сравнение многозначных чисел | 1 | | 1 |
| Единицы длины и массы | 1 | | 1 |
| Кратное сравнение чисел и величин | 4 | 1 | 3 |
| Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники | 2 | 1 | 1 |
| Натуральный ряд и другие числовые последовательности | 4 | 1 | 3 |
| Деление суммы и разности на число | 4 | 1 | 3 |
| Вычисление площади прямоугольника | 3 | 1 | 2 |
| Умножение на «круглые» числа | 1 | | 1 |
| Устное деление двузначного числа на однозначное (двузначное) число | 3 | 1 | 2 |
| Симметричные фигуры. Высота треугольника | 2 | 1 | 1 |
| Числовые последовательности | 1 | | 1 |
| Работа с данными | 1 | | 1 |
| Повторение | 1 | | 1 |
| | | |
| | | |
| | | |
№ | Название темы | Содержание | |
Страницы тетради | Примечание |
п/п | |
| | | |
1 | Умножение и деление. Табличные случаи деления. | 4–15 | |
| | | |
2 | Умножение и деление. Табличные случаи деления. | | |
3 | Умножение и деление. Табличные случаи деления. | | |
4 | Умножение и деление. Табличные случаи деления. | | |
5 | Умножение и деление. Табличные случаи деления. | | |
6 | Куб и его изображение | 16–17 | |
7 | Поразрядное сравнение многозначных чисел | 18–21 | |
8 | Единицы длины и массы | 22–25 | |
9 | Кратное сравнение чисел и величин | 26–35 | |
10 | Кратное сравнение чисел и величин | | |
11 | Кратное сравнение чисел и величин | | |
12 | Кратное сравнение чисел и величин | | |
13 | Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники. | 36–39 | |
| | | |
14 | Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники. | | |
| Натуральный ряд и другие числовые последовательности | 40–47 | |
15 | | | |
16 | Натуральный ряд и другие числовые последовательности | | |
17 | Натуральный ряд и другие числовые последовательности | | |
18 | Натуральный ряд и другие числовые последовательности | | |
19 | Деление суммы и разности на число | 48–55 | |
20 | Деление суммы и разности на число | | |
21 | Деление суммы и разности на число | | |
22 | Деление суммы и разности на число | | |
23 | Вычисление площади прямоугольника | 56–61 | |
24 | Вычисление площади прямоугольника | | |
25 | Вычисление площади прямоугольника | | |
26 | Умножение на «круглые» числа | 62–64 | |
| Устное деление двузначного числа на однозначное (двузначное) число. | 65–73 | |
27 | | | |
28 | Устное деление двузначного числа на однозначное (двузначное) число. | | |
29 | Устное деление двузначного числа на однозначное (двузначное) число. | | |
30 | Симметричные фигуры. Высота треугольника | 74–77 | |
31 | Симметричные фигуры. Высота треугольника | | |
32 | Числовые последовательности | 78–81 | |
33 | Работа с данными | 82–85 | |
34 | Повторение | 86–88 | |
Информационно-образовательный ресурс
- ФГОС ООО;
- Программа курса внеурочной деятельности «Готовлюсь к школьной олимпиаде» (математика) Чуракова Р.Г.
- Материалы научно-теоретического и методического журнала «Математика в школе».
- Чуракова Р.Г. Математика. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник. (Школьная олимпиада).2015г.
-3 класс: методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник. (Школьная олимпиада).2017 г.
Лист внесения изменений
№Урока | Название темы | Причина | Дата проведения План/Факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
25