МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА №33»
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения классных руководителей ___________________ от «___» _________2017г. № ___ | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора _____Карапузова М.М. | РАССМОТРЕНА На заседании методического совета Протокол от «___»___________ 2017 г. №______ | УТВЕРЖДЕНА Приказом Директора МАОУ «СПШ №33» от «____» ___________2017г. № _____ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Дружина юных пожарных»
Направление: социальное
Возраст: 7-8 класс
Срок реализации: 2 года
Составитель: учитель истории и обществознания
Хаустова Светлана Ивановна
Старый Оскол
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» разработана на основе авторской программы «Дружина юных пожарных»
Горского В.
А., Тимофеева
А.
А., Смирнова Д. В. и др. (Под ред.
Горского В.
А.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование: М., Просвещение, 2011).
Направление внеурочной деятельности – социальное.
Цель – повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка юношеских добровольческих пожарных дружин.
Задачи:
- дать ученикам необходимый уровень знаний безопасности жизнедеятельности;
- научить пользоваться средствами пожаротушения, правильным действиям на случай возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
- воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью.
Занятия проводятся для обучающихся 7 классов по 2 часа (1 час - 45 минут) в неделю, всего 68 часов в год, для 8 классов по 1 часу (1 час – 45 минут). Срок реализации программы 2 года.
Формы занятий:
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).
Групповая работа. Работа в парах. (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»
В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по пожарной безопасности, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Содержание курса внеурочной деятельности
Исторические сведения о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России. Цели и задачи дружин юных пожарных. Что такое огонь. Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. Отчего происходят пожары. Данные по пожарам за прошедший период. Рассказы о некоторых характерных пожарах.
Общие требования правил пожарной безопасности в школе, в быту. Что делать при возникновении пожара. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Общие сведения о средствах противопожарной защиты и тушения пожаров. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. Противопожарное водоснабжение.
Основы профессии «пожарный»
Первичная доврачебная помощь при пожаре.
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | всего часов |
1 | Исторические сведения о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России. Цели и задачи дружин юных пожарных | 4 |
2 | Что делать при возникновении пожара | 6 |
3 | Общие требования правил пожарной безопасности в школе, в быту | 6 |
4 | Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности | 4 |
5 | Элементарные способы тушения загораний | 12 |
6 | Основы профессии «пожарный» | 6 |
7 | Первичная доврачебная помощь при пожаре | 10 |
8 | Противопожарное водоснабжение | 10 |
9 | Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт | 10 |
| Итого | 68 |
8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | всего часов |
1 | Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения | 1 |
2 | Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование | 1 |
3 | Основы профессии пожарного | 6 |
4 | Первичная доврачебная помощь при пожаре | 8 |
5 | Противопожарное водоснабжение | 8 |
6 | Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт | 8 |
7 | Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту | 2 |
| Итого | 34 |
Список литературы
Литература для педагога:
1. Л.Ю.Скрипник Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе. М. Айрис Пресс, 2005
2. Л.Я.Олиференко. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика. М. Айрис Пресс, 2005
3. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности . – М., 2002.
4. Пожарная тактика в примерах. – М.. 2006.
5. Пожарная тактика. Основы тушения пожаров. – М., 2006.
6. Пожарно-техническая подготовка. – М., 2005.
7. Педагогам и родителям о пожарной безопасности:учеб.пособие. – М., 2005.
8. Пожаротушение в жилых и общественных зданиях. – М.,2003.
Литература для учащихся:
1. Всероссийская газета для детей и их родителей «Добрая дорога детства»
2. Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации», 2008.