СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 1 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 1 класс»

Комитет по образованию Администрации города Новоалтайска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Новоалтайска Алтайского края





«Рассмотрено»

Руководитель методического объединения МБОУ СОШ №3

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №3

_____________/______________/

ФИО

«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ СОШ №3

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________20_г.










Рабочая программа

учебного курса «Удивительный мир слов» 1 «а» класса,





на 2018-2019 учебный год





Рабочая программа составлена на основе программы Л.В.Петленко, В.Ю.Романова

Составитель

Киселева Лариса Алексеевна,

учитель начальных классов,

высшая категория



Новоалтайск 2018



Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир слов» для учащихся 1-4 классов рассчитана на 4 года обучения. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Рабочая программа составлена с использованием программы: «Удивительный мир слов». Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011 – (Начальная школа XXI века).

Внеурочная деятельность «Удивительный мир слов» связанна с изучением учебного предмета русский язык в начальной школе и направлена на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В рабочей программе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.


Общая характеристика курса


«Удивительный мир слов» — курс внеурочной деятельности для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.


Место курса в учебном плане


Рабочая программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области Филология за счёт углубления знаний лингвистического, краеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Курс внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» по запросам учащихся и их родителей (законных представителей) вошел в план внеурочной деятельности учебного плана МБОУ ООШ №23 города Белово в объеме 135 часов:


Класс

1

2

3

4

Итого

Количество часов в год

33

34

34

34

135

Количество часов в неделю

1

1

1

1




Ценностные ориентиры содержания курса


Важными ориентирами содержания данного курса внеурочной деятельности являются:

—развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

—изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

—развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

—развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.


Личностные, предметные и метапредметные результаты

освоения курса


В процессе изучения данного курса внеурочной деятельности ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе внеурочной деятельности, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в рабочей программе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Курс внеурочной деятельности направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения

Объектом изучения являются язык и речь. В основное содержание рабочей программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса внеурочной деятельности включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание рабочей программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел рабочей программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса внеурочной деятельности в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

—уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Содержание курса внеурочной деятельности не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.


Содержание курса

1 класс

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:

—участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

—анализировать информацию, представленную на рисунке;

—сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

—наблюдать за функцией и ударением в слове;

—контролировать правильность постановки ударения в словах;

—осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

—находить необходимую информацию и строить на её основе

связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

—разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

—проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

—мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв

подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Универсальные учебные действия:

—сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве

и различии двух алфавитов;

—интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

—наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

Практическая и игровая деятельность:

—чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

—экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

—рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского

языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:

—формулировать собственное мнение, аргументировать его,

договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

—составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

—осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

—воспринимать на слух и понимать информационный текст;

—сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

—мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

—проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

—конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием

«моделей» частей слова.

Универсальные учебные действия:

—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

—самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

—наблюдать образование слов в русском языке;

—анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

—анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

—наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

—группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

—взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

—находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,

«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

—лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

—конструирование слов по словообразовательным моделям;

—проект «Как конфеты получают свои названия».

Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова- синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших

слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Универсальные учебные действия:

—наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

—выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

—различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

—оценивать уместность использования слов в тексте;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

—решение кроссвордов;

—составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

—составление шуточных рассказов и стихов.









Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся 1 класс (33часа)

№ п/п

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Звуки вокруг нас.

-анализировать информацию, представленную на рисунке;

-наблюдать за функцией и ударением в слове;

-контролировать правильность постановки ударения в словах;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

-самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

-оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

-наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

-самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

2

Фабрика речи.

3

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

4

Полоса препятствий.

5

Рисуем звуками.

6

Трудности словесного ударения.

7

Буквы старые и новые.

8

Так считали наши предки

9

Страницы древних книг.

10

Живая и весёлая буква алфавита.

11

Загадки русской графики.

12

Рождение языка.

13

Сколько слов в языке?

14

Имена, имена, имена…

15

Увлекательные истории о самых простых вещах.

16

Словари – сокровищница языка.

17

«Дальние родственники»

18

Слова «готовые» и «сделанные».

19

Есть «родители» у слов?

20

Внимание, корень!

21

Такие разные суффиксы.

22

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

23

Что нам стоит слово построить?

24

Словарное богатство русского языка.

25

Вместе и врозь.

26

Выбираем точное слово.

27

Одно или много?







28

Когда у слов много общего?


29

Когда значения спорят?


30

Слова одинаковые, но разные.


31

«Местные жители» и «иностранцы»


32

«Местные жители» и «иностранцы»


33

Выбор фразеологизма в речи





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!