СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Мир фантазии"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Мир фантазии" может изучаться в 3 классе общеобразовательных учреждений 

в рамках раздела ФГОС НОО "Внеурочная деятельность в начальной школе" (программа духовно-нравственного развития личности).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Мир фантазии"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 211 имени Леонида

Ивановича Сидоренко

( МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко)

г. Новосибирск







Рабочая программа курса внеурочной деятельности

для начальных классов

«Мир фантазии»

направление: духовно-нравственное

1час в неделю- 34 часа

возраст обучающихся - 9-10 лет

срок реализации: 1 год









Васильева Елена Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



г. Новосибирск







Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Мир фантазии» является частью основной образовательной программы МАОУ СОШ № 211 и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности

Программа составлена с учетом:

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2.Требований к освоению основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 211

3. Программы формирования универсальных учебных действий МАОУ СОШ № 211.

Программа курса «Мир фантазии» предназначена для учащихся начальной школы, желающих овладеть навыками творческой деятельности.


Цель курса по выбору «Мир фантазии»: развитие управляемого творческого воображения на основе теории решения изобретательских задач. Обучение способам преодоления психологической инерции. Освоение приёмов создания творческих продуктов. Воспитание ценностного отношения к творчеству и созиданию.

Основные задачи курса:

• развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

• формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.



Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.


В современных условиях основной задачей образования становится воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности. Духовная жизнь, которой направлена на саморазвитие.

Одним из направлений программы духовно-нравственного развития личности на ступени начального общего образования является воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности.

В процессе обучения у учащихся закладываются первоначальные представления о значении творчества в жизни человека и общества, формируется ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности, возникает интерес и уважение к труду и творчеству старших и сверстников. Происходит понимание активной преобразующей роли человека в обществе, обеспечивается мотивация в самореализации в социальном творчестве. Потребность выражать себя в различных видах творческой деятельности.

Программой предусматривается презентация учебных и творческих достижений учащихся, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей проявления творческой инициативы в учебной деятельности, приобретение опыта творческого применения знаний и умений.

Творческая познавательная деятельность учащихся предполагает не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и всемирную активизацию мышления учащихся, выявление разных сторон изучаемых явлений. Развитие познавательных и творческих способностей.

Программой курса «Мир фантазии» предполагается построение занятий на принципах сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения учащихся как в сотрудничестве с учителем, так и между собой.

К другим условиям повышения эффективности реализации программы курса относятся обеспечение благоприятной психологической атмосферы, ориентация на интересы, потребности, духовные ценности учащихся в качестве содержательной основы построения занятия, учёт их индивидуальных психолого-возрастных особенностей.


Описание места программы во внеурочной деятельности.

Данная программа рассчитана для обучающихся 3 класса. Общая недельная нагрузка 1 час. Общая годовая нагрузка -1 час – 34 часа.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты

- способность ориентироваться в окружающем мире;

- интерес к творческой деятельности;

- понимание активной преобразующей роли человека в обществе4

- понимание роли труда и творчества в жизни человека;

- овладение эффективными способами организации свободного времени;

- интерес к национальной и общечеловеческой культуре, её особенностям;

усвоение способов интеллектуального и творческого саморазвития;

- овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях;

- освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях;

- установка на творческую активную жизненную позицию.


Метапредметные:

- формирование навыков общеучебной деятельности;

- овладение креативными навыками продуктивной деятельности;

- освоение эвристических методов решения проблем;

- умение осуществлять поиск, анализ, отбор, передачу информации;

- умение творческого преобразования информации;

- навыки создания устных и письменных сообщений;

- навыки работы в группе;

- владение различными социальными ролями в коллективе;

- опыт проведения учебных дискуссий;

- опыт презентации результатов деятельности;

- ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

- активное творческое отношение к окружающей действительности;

- уважительное отношение к труду и творчеству;

- бережное отношение к результатам труда и творчества;

Предметные:

К концу 3 класса учащиеся:

будут знать критерии оценки творческих работ (адаптированные к данному возрасту); о приёмах фантазирования «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов»; о приёмах фантазирования Джанни Родари, о типовых приёмах фантазирования;

будут уметь сочинять загадки про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма; использовать приёмы «увеличение – уменьшение», «Ускорение – замедление», «Оживление», «Наоборот» для сочинения сюжета сказки.


Содержание предмета, курса.

  1. Знакомство с фантазированием (3ч.)

    1. Понятие о фантазировании

Чтение рассказа. Обсуждение «Легко ли выдумывать?» чем различаются фантазия и ложь? Чем отличается сказка от реальности? Входная контрольная работа. Представление курса «Мир фантазии»

    1. Что мешает придумывать?

Понятие о психологической инерции. Упражнение «Боремся с психологической инерцией». Решение задач «да-неток».

    1. Критерии оценки творческих работ

Игра «Теремок». Понятие об уровнях новизны. Упражнение «Клякса» Практическая работа по приёму «Думай о другом!»



2. Развитие ассоциативности (4ч.)

2.1 Сочинение загадок

Игра «Отгадай-ка». Ознакомление с алгоритмом сочинения загадок. Практическая работа по сочинению загадок. Анализ применимости алгоритма.

2.2 Придумывание метафор

Игра «Море волнуется…» Упражнение «Превращения». Ознакомление с алгоритмом придумывания метафор. Практическая работа по придумыванию метафор.

2.3 Правила запоминания

Игра «Пол-потолок». Упражнение «Проверка памяти». Тренинг «Цепочка ассоциаций». Практическая работа «Как запоминать словарные слова?».

2.4 Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.



  1. Приём фантазирования «Морфологический анализ» (6ч.)

3.1 Приём «Объединение»

Упражнение «Кто больше знает?». Игра «Да-нетка». Беседа «Сказочные животные» Фантазирование «Необычные животные». Рисование.

3.2 Морфологический анализ

Упражнение «Домики». Ознакомление с приёмом «Морфологический анализ». Упражнение «Фоторобот охотника». Игра-рисование «Превращалки».

3.3 Игры со словами

Игра «Мальчики или девочки?». Упражнение «Имена и числа в словах». Игра «Почему не говорят?». Отгадывание шарад. Инсценирование.

3.4 Конструктор игр

Упражнение «Игра для слонов». Практическая работа «Синтез учебных игр». Игра «Смешная история».

3.5 Придумывание сказок

Игра «Герои сказок». Беседа «Из чего состоит сказка?». Практическая работа по сочинению сказочных сюжетов.

3.6 Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.


4. Приём фантазирования «Метод фокальных объектов» (3ч.)

    1. Признаки объектов

Игра «Аукцион». Игра «Цепочка». Практическая работа по сочинению загадок. Упражнение «Если бы...»

    1. Действия объектов

Игра «Кто? Что делает?». Игра-театрализация. Практическая работа по сочинению загадок. Упражнение «Нелепицы». Упражнение «Перевёртыши».

    1. Метод фокальных объектов

Игра «Невпопад». Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов. Практическая работа по усовершенствованию объектов.


5. Приёмы фантазирования Джанни Родари (5ч)

5.1 Приём «Круги по воде»

Игра «Поле Чудес». Объяснение приёма «Круги по воде». Сочинение

историй.

5.2 Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка».

Игра «Кто? Что?». Объяснение приёма «Произвольная приставка».

Фантазирование по приёмам.

5.3 Приём «Что потом?»

Загадки-шутки. Практическая работа «Что потом?». Фантазирование

«Сказки с тремя концами». Упражнение «Фантастическое продолжение».

5.4 Приём «Творческая ошибка»

Игра «Запрещённое движение». Упражнение «Объясни ошибку».

Сочинение сказки по приёму «Кот и кит».

5.5 Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.


6. Типовые приёмы фантазирования (7ч.)

6.1 Приём «Оживление»

Игра «Одушевлённое-неодушевлённое». Беседа о приёме «Оживление».

Упражнение «Что думают предметы?». Фантазирование по приёму.

6.2 Приём «Увеличение – уменьшение»

Игра «Карлики и великаны». Беседа о приёме «Увеличение –

уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков

объектов.

6.3 Приём «Ускорение – замедление»

Игра «Быстро – медленно». Беседа о приёме «Ускорение –

замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы

время могло изменяться…»

6.4 Приём «Дробление – объединение»

Игра «В одном – много». Объяснение приёма «Дробление –

объединение». Фантазирование по приёму. Отгадывание загадок.

6.5 Приём «Наоборот»

Проблемная ситуация. Беседа о приёме «Наоборот». Упражнение

«Что делают не-предметы». Рисунки с противоречиями. Загадки-

ловушки. Игра «Шифровки».

6.6 Приём «Бином антонимов»

Игра «Чёрное – белое». Объяснение приёма «Бином антонимов».

Фантазирование по приёму. Отгадывание загадок.

6.7 Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.

7. Изобретательские ресурсы (2ч.)

7.1 Метод Робинзона

Игра «Необитаемый остров». Обсуждение «Как прожить на

необитаемом острове?». Упражнение «Робинзоны». Упражнение

«Путаница». Фантазирование «Обмен телами».

7.2 Использование ресурсов

Игра «Маша-растеряша». Упражнение «Ищем замену». Упражнение

«Кружок». Решение проблемных ситуаций. Упражнение «Поиск

объяснений».

8. Фантазирование и прогнозирование (3ч.)

8.1 Сказки про животных

Игра «Зоопарк». Беседа «Сказки про животных». Упражнение

«Сказки с «объяснениями». Рисование «Сказочные места».

упражнение «А почему?»

8.2 Сказки от слона «Почему?»

Игра «Обмен причинами». Беседа «Почемучки». Фантазирование

«Мировые загадки». Упражнение «Найди причину».

8.3 Правила прогнозирования

Игра «Чего раньше не было?». Беседа о правилах

прогнозирования. Практическая работа по прогнозированию.

9. Подведение итогов обучения (1ч.)

9.1 Обобщающее занятие

Презентация творческих работ. Итоговая контрольная работа.

Анкетирование. Беседа о творчестве.


Календарно-тематическое планирование



Тема занятий

Характеристика деятельности

аудаудит

вневнеаудит

1.

Понятие о фантазировании

Анализ рассказа, беседа, контрольная работа

1


2.

Что мешает придумывать?

Беседа, упражнение, решение задач. Игра «Да-нетка»

1


3.

Критерии оценки творческих работ

Игра, классификация, фантазирование, практическая работа


1

4.

Сочинение загадок

Игра, практическая работа, фантазирование, анализ

1


5.

Придумывание метафор

Игра, фантазирование, практическая работа

1


6.

Правила запоминания

Игра, тестирование, практическая работа, фантазирование

1


7.

Обобщение изученного

Игры, тренинг, практическая работа, театрализация


1

8.

Приём «Объединение»

Упражнение, игра, беседа, практическая работа, рисование

1


9.

Морфологический анализ

Упражнение, практическая работа, рисование

1


10.

Игры со словами

Игра, упражнение, практическая работа, отгадывание шарад

1


11.

Конструктор игр

Упражнение, практическая работа, игра


1

12.

Придумывание сказок.

Игра, беседа, фантазирование, упражнение

1


13.

Обобщение изученного

Практическая работа, рисование, сочинение, конструирование

1


14.

Признаки объектов

Игра, сочинение загадок, практическая работа, упражнение

1


15.

Действия объектов

Игра, театрализация, сочинение загадок, упражнение

1


16.

Метод фокальных объектов

Игра, упражнение, практическая работа


1

17.

Приём «Круги по воде»

Игра, беседа, фантазирование, практическая работа

1


18.

Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка»

Игра, беседа, фантазирование, практическая работа

1


19.

Приём «Что потом?»

Загадки-шутки, практическая работа,

1


20.

Приём «Творческая ошибка»

Игра, практическая работа, фантазирование

1


21.

Обобщение изученного

Фантазирование, инсценирование

1


22.

Приём «Оживления»

Игра, беседа, описание, фантазирование

1


23.

Приём «увеличение-уменьшение»

Игра, беседа, упражнение, фантазирование

1


24.

Приём «Ускорение-замедление»

Игра, беседа, фантазирование, упражнение

1


25.

Приём «Дробление-объединение»

Игра, беседа, фантазирование, отгадывание загадок

1


26.

Приём «Наоборот»

Проблемная ситуация, беседа, практическая работа, рисование, загадки-ловушки, игра

1


27.

Приём «Бином антонимов»

Игра, беседа, фантазирование, игра

1


28.

Обобщение изученного

Фантазирование, рисование, конструирование

1


29.

Метод Робинзона

Игра, обсуждение, упражнение, фантазирование

1


30.

Использование ресурсов

Игра, упражнение, рисование, решение проблемных ситуаций

1


31.

Сказки про животных

Игра, беседа, упражнение, рисование, фантазирование

1


32.

Сказки от слова «Почему?»

Игра, беседа, фантазирование, упражнение

1


33.

Правила прогнозирования

Игра, беседа, практическая работа

1


34.

Обобщающее занятие

Презентация, контрольная работа, анкетирование, беседа

1






Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения


Книгопечатная продукция

Программа

Гин Светлана. Мир фантазии. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя 3 класс./Школа креативного мышления. Светлана Гин - 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС.2014г.

Словари

С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка


Иллюстрированный словарь пословиц и поговорок для детей

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор «Эпсон»


Смарт доска


МФУ


Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Демо- панель для сменного материала.



Список рекомендуемой литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству./Д.Б. Богоявленская.- М.; Знание,1981.

  2. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: кн. для детей. Учителей и родителей/Н. Винокурова.-М.;АСТ-ПРЕСС,1999.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский. – М.;Просвещение.1991.

  4. Злотин Б Месяц под звёздами фантазии./Б.Злотин, А.Зусман.- Кишинёв: Лумина,1988.

  5. Иванов Г.И. Денис-изобретатель: рассказы и задачи для развития творческого мышления/Г.И.Иванов. - СПб.;Речь,2010.\

  6. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/М.В. Межиева - Ярославль: Академия развития.1996.

  7. Нестеренко А.А, Страна загадок.- Ростов н/Д.; РГУ,1995

  8. Родари, Д.Ж. Грамматика фантазии/ДЖ. Родари.- М.;Самокат.2011

  9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./А.Э.Симановский - Ярославль: Гринго,1996

  10. Субботина. Л.Ю. Развитие воображение у детей./Л. Ю. Субботина. Ярославль: Академия развития.1997.

  11. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей/Ю. Г. Тамберг. – Екатеринбург: У- Фактория, 2004.

  12. Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения/А, В. Хуторский. – М.: Владос,2000

  13. Шустерман М. Новые приключения Колобка/ М. Шустерман. – М.: Педагогика-пресс.1993

  14. Юркевич, В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: кн. Для учителей и родителей\В.С. Юркевич. –М.: Просвещение.1996






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!