СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной театральной деятельности "Калейдоскоп" группы круглосуточного пребывания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы у детей, очень актуальна и важна. Одним из ведущих средств социально-эмоционального развития таких детей является театральная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной театральной деятельности "Калейдоскоп" группы круглосуточного пребывания»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

"Перевозская коррекционная школа-интернат"




УТВЕРЖДЕНА

приказом ГКОУ "Перевозская школа-интернат"

"30" октября 2024 года №173- ОД









Рабочая программа

курса внеурочной театральной деятельности

"Калейдоскоп"

группы круглосуточного пребывания








Воспитатель: С. Н. Макарова,














Согласовано

Заместитель директора по УР

_________________ А.З. Богданова

"30"октября 2024 г.

Пояснительная записка

Программа театрального внеурочной деятельности "Калейдоскоп" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеет социально-педагогическое направление. Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп" по театральному направлению составлена в соответствии с:

- требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ "Перевозская школа-интернат".

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы у детей, очень актуальна и важна. Одним из ведущих средств социально - эмоционального развития таких детей является театрализованная деятельность. Детям с ОВЗ театральная деятельность помогает раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. Театрализованная деятельность так же является эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой характер, способна увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми с ОВЗ.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Цель:

Социальная интеграция, коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Помочь развивать эмоциональную сферу детей.

2. Помочь в овладении коммуникативными навыками.

3. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп"

Программа представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями.

Форма проведения: групповые занятия. Занятия проводятся регулярно, для того чтобы навыки успели сформироваться и закрепиться.

Формы обучения: беседы; практические занятия; индивидуальные и групповые занятия; коллективная работа.

Методы обучения: словесные, (беседы, беседа-диалог, чтение художественных произведений, рассказы), наглядные (наблюдения, демонстрации, презентация), практические (занятия с элементами игр и игровых элементов, тренинг, ролевая).


3. Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

Курс театральной внеурочной деятельности "Калейдоскоп" рассчитан на воспитанников с ОВЗ с 8 до 18 лет, и реализуется за 4 года. на реализацию которой отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания.


Особенности реализации программы:

Педагог вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.

4. Результаты освоения внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения рабочей программы по внеурочной деятельности "Калейдоскоп" обучающимися включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:

1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.

2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.

3. Развитие творческого воображения, расширение словарного запаса, развитие индивидуальных способностей, креативности, повышение их эмоциональной отзывчивости, стимулирование фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащение внутреннего духовного мира воспитанника. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.


Программа построена на драматизации сказок. Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям обучающихся, способствует развитию творческого воображения, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира воспитанника. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в двух направлениях: исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

В процессе организации театрализованного представления обучающие смогут освоить артистические навыки переживания и воплощения образа. Прежде чем "оживлять" героя знакомится с содержанием сценария спектакля, рассматривает внешний образ, характер поведения, интонацию и стиль речи, совместно с руководителем и родителями продумывают костюм, подбирают музыкальное сопровождение.

Театрализованное представление оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театрализованного представления учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в проекте репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар включены:

-инсценировки литературных произведений;

- адаптированные готовые пьесы.

В программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке.

Режим проведения занятий, количество часов:

Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.

1-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).

2-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).

3-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).

4-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).

Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы следующих видов внеурочной деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения, досугово-развлекательной, художественного творчества, спортивно-оздоровительной.

С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащается современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Виды деятельности:

  • игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);

  • чтение, литературно-художественная деятельность;

  • изобразительная деятельность;

  • постановка драматических сценок, спектаклей;

  • прослушивание песен и стихов;

  • разучивание стихов;

  • разучивание и исполнение песен;

  • выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия и желание проявить себя;

  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью педагога;

  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

  • эстетичность всех проводимых мероприятий;

  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

  • наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;

  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся;

  • гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями

После каждого года обучения проводятся показательные мини-спектакли, где дети проявляют свое творчество и фантазию. Итоговой работой по завершению каждой темы являются:

  • театрализованные представления, сценические постановки.

Материально – техническое обеспечение

  • Музыкальный зал

  • Звуковая аппаратура, микрофоны

  • Музыкальный центр

  • А/записи

  • Декорации

  • Театральные костюмы

  • Маски

  • Мягкие игрушки

  • Книги со сказками

  • Ширма

  • Фотографии, картинки, иллюстрации.

Содержание курса внеурочной деятельности

1 год обучения

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год, и включает следующие разделы:

1. Вводный раздел - 4 часа;

2. Творческая работа «Репка» - 10 часов;

3. Творческая работа «Теремок» - 10 часов;

4. Творческая работа «Колобок» – 10 часов.

Всего: 34 часа.

2 год обучения

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год, и включает следующие разделы:

1. Вводный раздел - 4 часа;

2. Творческая работа «Курочка Ряба» - 10 часов;

3. Творческая работа «Заюшкина избушка» - 10 часов;

4. Творческая работа «Три медведя» – 10 часов.

Всего: 34 часа.

3 год обучения

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год, и включает следующие разделы:

1. Вводный раздел - 4 часа;

2. Творческая работа «Маша и медведь» - 10 часов;

3. Творческая работа «Волк и лиса» - 10 часов;

4. Творческая работа «Вершки и корешки» – 10 часов.

Всего: 34 часа.

4 год обучения

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год, и включает следующие разделы:

1. Вводный раздел - 4 часа;

2. Творческая работа «Три поросёнка» - 10 часов;

3. Творческая работа «Гуси-Лебеди» - 10 часов;

4. Творческая работа «Кот, петух и лиса» – 10 часов.

Всего: 34 часа.

Тематическое планирование

1 год обучения.

№ в

теме

Кол-во часов

Тема занятия Содержание

Виды деятельности

I

4 часа

Вводный раздел

Решение организационных вопросов.

1

1 час

Знакомство с театром

Просмотр презентаций

2

1 час

Ритмопластика

Словесные формы работы

3

1 час

Культура и техника речи

Словесные формы работы

4

1 час

Основы театральной культуры

Словесные формы работы

II

10 часов

Творческая работа «Репка»


1

1 час

Знакомство с содержанием спектакля «Репка».

Распределение ролей

2

6 часов

Сценическое актёрское мастерство.

Словесные формы работы

3

4 часа

Изготовление декораций, костюмов.

Практическая работа

4

1 час

Театрализованное представление.

Практическая работа

III

10 часов

Творческая работа «Теремок»


1

1 час

Знакомство с содержанием спектакля «Теремок».

Распределение ролей

2

6 часов

Сценическое актёрское мастерство.

Словесные формы работы

3

4 часа

Изготовление декораций, костюмов.

Практическая работа

4

1 час

Театрализованное представление.

Практическая работа

IV

10 часов

Творческая работа «Колобок»


1

1 час

Знакомство с содержанием спектакля «Колобок».

Словесные формы работы

2

6 часов

Сценическое актёрское мастерство.

Словесные формы работы

3

4 часа

Изготовление декораций, костюмов.

Практическая работа

4

1 час

Театрализованное представление.

Практическая работа



2 год обучения.

№ в

теме

Кол-во часов

Содержание

Виды деятельности

I

4 часа

Вводный раздел

Решение организационных вопросов.

1

1 час

Здравствуй, театр!

Просмотр презентаций

2

1 час

Роль театра в культуре.

Словесные формы работы

3

1 час

Правила поведения в театре.

Словесные формы работы

4

1 час

Культура и техника речи

Словесные формы работы

II

10 часов

Творческая работа «Курочка Ряба»


1

1 час

Знакомство с содержанием спектакля «Курочка Ряба».

Распределение ролей

2

6 часов

Сценическое актёрское мастерство.

Словесные формы работы

3

4 часа

Изготовление декораций, костюмов.

Практическая работа

4

1 час

Театрализованное представление.

Практическая работа

III

10 часов

Творческая работа «Заюшкина избушка»


1

1 час

Знакомство с содержанием спектакля «Заюшкина избушка».

Распределение ролей

2

6 часов

Сценическое актёрское мастерство.

Словесные формы работы

3

4 часа

Изготовление декораций, костюмов.

Практическая работа

4

1 час

Театрализованное представление.

Практическая работа

IV

10 часов

Творческая работа «Три медведя»


1

1 час

Знакомство с содержанием спектакля «Три медведя».

Словесные формы работы

2

6 часов

Сценическое актёрское мастерство.

Словесные формы работы

3

4 часа

Изготовление декораций, костюмов.

Практическая работа

4

1 час

Театрализованное представление.

Практическая работа



3 год обучения.

№ в

теме


Содержание

Виды деятельности

I

1 час

Вводный раздел

Решение организационных вопросов.

1

1 час

Виды театрального искусства.

Просмотр презентаций

2

1 час

Драматический театр

Словесные формы работы

3

1 час

В мире пословиц.

Словесные формы работы

4

1 час

Культура и техника речи

Словесные формы работы

II

10 часов

Творческая работа «Маша и медведь»

Распределение ролей

1

1 час

Знакомство с содержанием спектакля «Маша и медведь».


2

6 часов

Сценическое актёрское мастерство.

Словесные формы работы

3

4 часа

Изготовление декораций, костюмов.

Практическая работа

4

1 час

Театрализованное представление.

Практическая работа

III

10 часов

Творческая работа «Волк и лиса»


1

1 час

Знакомство с содержанием спектакля «Волк и лиса».

Распределение ролей

2

6 часов

Сценическое актёрское мастерство.

Словесные формы работы

3

4 часа

Изготовление декораций, костюмов.

Практическая работа

4

1 час

Театрализованное представление.

Практическая работа

IV

10 часов

Творческая работа «Вершки и корешки»


1

1 час

Знакомство с содержанием спектакля «Вершки и корешки».

Словесные формы работы

2

6 часов

Сценическое актёрское мастерство.

Словесные формы работы

3

4 часа

Изготовление декораций, костюмов.

Практическая работа

4

1 час

Театрализованное представление.

Практическая работа



4 год обучения.

№ в

теме


Содержание

Виды деятельности

I

4 часа

Вводный раздел

Решение организационных вопросов.

1

1 час

Роль театра в культуре.

Просмотр презентаций

2

1 час

Понятия «мимика»

Словесные формы работы

3

1 час

Ритмопластика

Словесные формы работы

4

1 час

В мире сказок.

Словесные формы работы

II

10 часов

Постановка сказки «Три поросенка»


1

1 час

Знакомство с содержанием спектакля «Три поросенка».

Распределение ролей

2

6 часов

Сценическое актёрское мастерство.

Словесные формы работы

3

4 часа

Изготовление декораций, костюмов.

Практическая работа

4

1 час

Театрализованное представление.

Практическая работа

III

10 часов

Творческая работа «Гуси-Лебеди»


1

1 час

Знакомство с содержанием спектакля «Гуси-Лебеди».

Распределение ролей

2

6 часов

Сценическое актёрское мастерство.

Словесные формы работы

3

4 часа

Изготовление декораций, костюмов.

Практическая работа

4

1 час

Театрализованное представление.

Практическая работа

IV

10 часов

Творческая работа «Кот, петух и лиса»


1

1 час

Знакомство с содержанием спектакля «Кот, петух и лиса».

Словесные формы работы

2

6 часов

Сценическое актёрское мастерство.

Словесные формы работы

3

4 часа

Изготовление декораций, костюмов.

Практическая работа

4

1 час

Театрализованное представление.

Практическая работа



1 год обучения

Знакомство с театром. Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа над образом героя (проигрывание роли, работа над интонацией, мимикой и жестами, позами, продумывание костюма, подготовка музыкальных номеров). Изготовление простых декораций.

2 год обучения

Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа над образом героя. Подборка музыкального сопровождения. Изготовление костюмов. Создание декораций к спектаклям.

3 год обучения

Усложнение репертуара. Работа над сценариями спектаклей: дополнение и сочинение фрагментов. Изготовление костюмов. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

4 год обучения

Усложнение репертуара. Работа над сценариями спектаклей: разработка и постановка пьес детьми под руководством учителя. Изготовление костюмов. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

1 раздел. Роль театра в культуре.

На первом вводном занятии знакомство с коллективом. Руководитель внеурочной деятельности знакомит ребят с программой занятий, правилами поведения на занятии, с инструкциями по охране труда. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения, участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции ("Немое кино""Мультяшки - анимашки")

2 раздел. Театрально-исполнительская деятельность.

Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка.). Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь снег). Основы актерского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог. Знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург.

3 раздел. Занятия сценическим искусством. Упражнения и игры: превращения предмета превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна. Игры одиночные Дети выполняют этюды по картинкам. На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации. Концентрации внимания, дыхания.

4 раздел. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.