Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2017г. | Утверждена приказом МБОУ «СОШ №1» от 30.08.2017г. № 293 |
Согласована с заместителем директора по ВР | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Юные друзья полиции
для учащихся 5,6 - х классов
Составитель:
Тимонова Елена Сергеевна,
социальный педагог
высшей квалификационной категории
Мариинск
2017
Целью рабочей программы отряда «Юные друзья полиции» является воспитание у ребят мужество, принципиальность, нетерпимое отношение ко всякого рода нарушениям общественного порядка.
Задачи рабочей программы отряда «Юные друзья полиции» включают:
- воспитание уважительного отношения к символике и традициям государства, выполнение Конституции РФ;
-воспитание несовершеннолетних в духе непримиримости к любым отклонениям от общепринятых норм и правил поведения;
- проведение разъяснительной работы об ответственности за совершение противоправных действий среди сверстников;
- поддержание общественного порядка и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних в школе и на прилегающей территории;
- дать учащимся необходимый минимум знаний по основам безопасности жизнедеятельности, научить их умело действовать в различных экстремальных жизненных ситуациях;
- участие в организации воспитательной работы учащимися со сверстниками, требующими повышенного педагогического внимания.
Актуальность создания отряда «Юные друзья полиции» – одна из форм военно-патриотического воспитания и профилактики правонарушений несовершеннолетних, потому что правовое образование и воспитание призваны развивать чувство ответственности будущих граждан, умение решать жизненные проблемы, с которыми ребята столкнуться после окончания школы. Если дети будут знать свои права и обязанности, то они будут уважать права и обязанности других людей. Воспитание уважения к правам человека, основным свободам, определено в Законе Российской Федерации "Об образовании в РФ", определено в числе основных принципов государственной политики в области образования.
Отряд «Юные друзья полиции» является добровольным общественным звеном учащихся школы, независимо от пола и возраста, ведущий работу по воспитанию школьников и соблюдению порядка и внутреннего режима учебного заведения.
Членами отряда могут быть учащиеся школы в возрасте 10-13 лет любого пола, разделяющие цели и задачи отряда «Юные друзья полиции», активно изучающие правовые знания, стремящиеся к поступлению в средние и высшие учебные заведения МВД, ведущие здоровый образ жизни. Приём в члены отряда «Юные друзья полиции» проводится на основе заявления законных представителей учащихся о занятиях во неурочной деятельности в рамках ФГОС. Аппарат отряда юных помощников полиции состоит из командира, его заместителя, физического организатора, руководителя группы и пресс-секретаря.
Срок реализации программы : программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Отличительными особенностями данной программы отряда «Юные друзья полиции» является – добровольное объединение учащихся, которое создаётся с целью применения усвоенных ими знаний законов, нормативных актов, воспитания у них чувства социальной ответственности, культуры поведения, профессиональной ориентации, широкого привлечения детей и подростков к организации правовой пропаганды среди дошкольников, учащихся младших и средних классов общеобразовательного учреждения.
Вид программы:
- по тематической направленности: гражданско-правовое;
-по формам организации: межпредметная; воспитательная (внеклассная, внеурочная работа);
социальная.
Формы работы с учащимися: наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, встречи, подготовка сообщений по проблеме профилактической направленности, формулировка собственных определений, некоторых понятий, морально-правовые беседы, диспуты, выступление на общешкольных линейках, выпуск и распространение профилактических листовок, общественное патрулирование совместно с инспекторами ПДН, участие в конкурсах акциях, флешмобах.
Основные направления деятельности отряда «Юные друзья полиции».
1. Информационная деятельность.
Подготовка материалов о деятельности отряда в средства массовой информации, создание стенда « ЮДП в действии», выпуск стенгазеты, боевых листков и другой информационной работы, освещающей состояние правопорядка в школе и работы юных друзей полиции. Ведение документации - паспорта отряда «Юные друзья полиции». Помощь классным коллективам в оформление информационных уголков по основам правовых знаний.
2. Пропагандистская деятельность.
Организация разъяснительной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, здорового образа жизни, проведение бесед, викторин, лекций, с демонстрацией сюжетов по вопросам безопасности детей. Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде соблюдения нормативных правовых актов РФ и Кемеровской области, уставов, положений и т.д. в школе и в том числе с использованием технических средств. Выступления агитбригад, участие в создании и использовании наглядной агитации и методической базы для изучения законов и правил безопасного поведения в школе.
3. Шефская деятельность.
Оказание помощи при проведении среди школьников конкурсов рисунков, совместных мероприятий по привитию детям уважительного отношения к нормам, установленным действующим законодательством, формировании положительного образа сотрудника органов внутренних дел, овладении навыками самозащиты.
Планируемые результаты:
Юный друг полиции должен знать:
-историю развития полиции РФ;
-нормативные документы, регламентирующие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, ответственность несовершеннолетних за преступления и административные правонарушения;
-историю развития российского законодательства;
-формы и методы агитационно-пропагандистской работы;
-основы оказания первой медицинской помощи;
-устройство, способы эксплуатации оперативно-технических средств, используемых в ОВД. Юный друг полиции должен уметь:
-оценивать обстановку, определять уровень опасности для окружающих;
-использовать в практической деятельности знание нормативных документов, в том числе при организации агитационно-пропагандистской работы;
-проводить профилактические беседы;
-разрабатывать материалы для проведения бесед, для размещения в средства массовой информации, для стенной печати, по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-оказывать первую медицинскую помощь.
Ожидаемые результаты:
-Ученик, имеющий основы правовой грамотности.
-Ученик, проявляющий уважительное отношение к правоохранительным органам.
-Ученик, интересующийся профессией работников МВД.
Содержание работы отряда «Юный друг полиции».
Обсуждение по классам темы «Устав школы, нормы школьной жизни» (1-6 классы).
Изучение Конвенции по правам ребенка на уроке и во внеклассной работе.
Участие во встречах с работниками правоохранительных органов.
Организация цикл лекций на правовые темы (1-6 классы).
Оценивание и проведение анализа дисциплины в школе среди сверстников.
Обсуждение случаев нарушения дисциплины, недобросовестного отношения к учебным и общественным обязанностям.
Выявление детей, склонных к нарушениям дисциплины, оказание помощи в ведение индивидуальной профилактической работы.
Организация рейдов по проверке порядка в школе.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации | Виды деятельности |
Раздел 1. Введение в курс работы отряда «Юные друзья полиции». |
1. | Тема: Вводное занятие. Знакомство с целями, задачами, формой работы отряда «Юные друзья полиции». Выбор актива. Изучение Устава «МБОУ СОШ №1» | Групповая форма работы. | Беседа по предложенному вопросу, мини-лекция, рефлексивные упражнения. |
Раздел 2. Знакомство с профессией полицейского. |
2 -3 | Тема: Профессия – полицейский. История развития полиции в РФ. Устройство, способы эксплуатации оперативно-технических средств, используемых в ОВД | Групповая форма работы. | Экскурсия в ПДН на ст. Мариинск, в ОВД г. Мариинск, беседа по теме, рефлексивные упражнения. |
4 | Тема: Полицейский в нашем городе. | Групповая форма работы. | Подборка материала для фотоотчёта на школьный сайт, беседа по теме, рефлексивные упражнения. |
5 | Тема: Оформление - отряд «ЮДП» (школьный сайт) - «Права и обязанности учащихся» (информационный стенд). | Групповая форма работы. | Подборка материала, беседа по теме, рефлексивные упражнения. |
6 | Тема: Фестиваль чистоты и порядка. | Групповая и индивидуальная форма. | Рейды частоты и порядка по классам. |
7,8 | Тема: Полицейские будни. -Конкурс стихотворений, сочинений, рисунков о полицейских (1-6 кл). - Поздравительная программа «Поздравить готовы мы Вас- полицейские!» | Групповая форма работы. | Информационно- профилактическая работа, релаксационные упражнения. |
9 | Тема: Встреча с ветеранами правоохранительных органов «Ребёнку о законе» | Групповая форма работы. | Информационно- профилактическая работа, релаксационные упражнения. |
Раздел 3. Несовершеннолетний и закон. |
10,11 | Тема: Изучение Конвенции по правам ребенка | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа, дискуссия, рефлексия. |
12,13 | Тема: История развития Российского законодательства. Законы РФ на защите несовершеннолетних. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа, дискуссия, рефлексия. |
14. | Тема: Знай закон. | Групповая и индивидуальная форма. | Выпуск и распространение листовок на правовые темы |
15. | Тема: Мои права. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа по теме, рефлексивные упражнения. |
16,17 | Тема: Правила поведения в школе. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа, дискуссия, рефлексия. Выступление агитбригады на классных часах. |
Раздел 4. Наше здоровье в наших руках. |
18 | Тема: Преступления против здоровья и жизни. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа по теме, рефлексивные упражнения. |
19 | Тема: Безвредного табака не бывает. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа по теме, рефлексивные упражнения. |
20 | Тема: Психологические и физиологические аспекты и последствия алкоголя. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа по теме, рефлексивные упражнения. |
21 | Тема: Мы за здоровый образ жизни! | Групповая и индивидуальная форма. | Выступление агитбригады на классных часах. |
22,23 | Тема: Оказание первой медицинской помощи. | Групповая и индивидуальная форма. | Мини-лекция, беседа по теме, практикум, рефлексивные упражнения. |
24 | Тема: Здоровый образ жизни- девиз на каждый день. | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Рейды в микрорайоне школы. |
Раздел 5. Сколько стоит спокойная жизнь. |
25 | Тема: Мораль и право. | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Мини-лекция, беседа по теме, практикум, рефлексивные упражнения. |
26 | Тема: Где права, там ответственность. | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Мини-лекция, беседа по теме, рефлексивные упражнения, . |
27,28 | Тема: О правонарушениях и наказаниях. | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Мини-лекция, беседа по теме, практикум, рефлексивные упражнения. |
29 | Тема: Что такое ответственность (уголовная и гражданско- правовая ответственность). | Групповая и индивидуальная форма. | Мини-лекция, беседа по теме, практикум, рефлексивные упражнения. |
30,31 | Тема: О правовой культуре. | Групповая и индивидуальная форма. | Выступление агитбригады на классных часах, выпуск и распространение листовок на правовые темы |
Раздел 6. Человек в обществе. |
32 | Тема: Почему люди улыбаются друг другу? Чем можно обидеть ближнего и как ему помочь? | Групповая форма работы. | Мини-лекция, дискуссия, рефлексия. |
33 | Тема: Безопасное лето! | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Рейды в микрорайоне школы. |
Раздел 7. Заключение |
34 | Тема: Заключительное занятие. | Групповая форма работы. | Интеллектуальный марафон. |
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Количество часов | Форма проведения | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Введение в курс работы отряда «Юные друзья полиции» |
1. Вводное занятие. Знакомство с целями, задачами, формой работы отряда «Юные друзья полиции». Выбор актива. Изучение Устава «МБОУ СОШ №1» | Беседа, мини-лекция, релаксационные упражнения. | 1 | 1 | - | Лекторий, занятие с элементами тренинга. | Анализ проведенной работы. |
Итого по разделу: | | 1 | 1 | 0 | | |
Раздел 2. Знакомство с профессией полицейского. |
Тема: Профессия – полицейский. История развития полиции в РФ. Устройство, способы эксплуатации оперативно-технических средств, используемых в ОВД | Экскурсионно- познавательная деятельность, активное обсуждение вопроса, релаксационные упражнения. | 2 | 2 | - | Экскурсия с элементами тренинга. | Анализ проведенной работы. |
Тема: Полицейский в нашем городе. | Поисковая деятельность, активное обсуждение вопроса, релаксационные упражнения. | 1 | - | 1 | Подборка материала для фотоотчёта на шк. сайт | Анализ проведенной работы. |
Тема: Оформление - отряд «ЮДП» (школьный сайт) - «Права и обязанности учащихся» (информационный стенд). | Поисковая деятельность, активное обсуждение вопроса, релаксационные упражнения. | 1 | - | 1 | Занятие с элементами тренинга. | Анализ проведенной работы. |
Тема: Фестиваль чистоты и порядка. | Профилактический рейд. | 1 | - | 1 | Профилактическая рейдовая деятельность. | Обсуждение результатов рейда. |
Тема: Полицейские будни. -Конкурс стихотворений, сочинений, рисунков о полицейских (1-6 кл). - Поздравительная программа «Поздравить готовы мы Вас- полицейские!» | Поисковая, творческая деятельность. | 2 | - | 2 | Конкурсные мероприятия, подготовка концертной программы. | Анализ проведенной работы, выставка творческих работ, выступление с поздравительной программой. |
Тема: Встреча с ветеранами правоохранительных органов «Ребёнку о законе» | Беседа, ситуационные игры, релаксационные упражнения. | 1 | - | 1 | Лекторий, занятие с элементами тренинга. | Анализ проведенной работы. |
Итого по разделу: | | 8 | 2 | 6 | | |
Раздел 3. Несовершеннолетний и закон. |
Тема: Изучение Конвенции по правам ребенка | Беседа, мини-лекция, релаксационные упражнения. | 2 | 2 | - | Беседа Занятие с элементами тренинга. | Анализ проведенной работы. |
Тема: История развития Российского законодательства. Законы РФ на защите несовершеннолетних. | Беседа, мини-лекция, релаксационные упражнения. | 2 | 2 | - | Занятие с элементами тренинга. | Анализ проведенной работы. |
Тема: Знай закон. | Разработка, оформление и распространение листовок. | 1 | - | 1 | Агитационно- профилактическое занятие. | Анализ проведенной работы. Фотоотчёт на школьный сайт. |
Тема: Мои права. | Беседа, мини-лекция, релаксационные упражнения. | 1 | 1 | - | Занятие с элементами тренинга. | Анализ проведенной работы. |
Тема: Правила поведения в школе. | Беседа, мини-лекция, релаксационные упражнения. Выступление агитбригады на классных часах. | 2 | 1 | 1 | Агитационно- профилактическое занятие. | Анализ проведенной работы. Фотоотчёт на школьный сайт. |
Итого по разделу: | | 8 | 6 | 2 | | |
Раздел 4. Наше здоровье в наших руках. |
Тема: Преступления против здоровья и жизни. | Беседа, мини-лекция, релаксационные упражнения. | 1 | 1 | - | Занятие с элементами тренинга. | Анализ проведенной работы. |
Тема: Безвредного табака не бывает. | Беседа, мини-лекция, релаксационные упражнения. | 1 | 1 | - | Занятие с элементами тренинга. | Анализ проведенной работы. |
Тема: Психологические и физиологические аспекты и последствия алкоголя | Беседа, мини-лекция, релаксационные упражнения. | 1 | 1 | - | Занятие с элементами тренинга. | Анализ проведенной работы. |
Тема: Мы за здоровый образ жизни! | Выступление агитбригады на классных часах. | 1 | - | 1 | Агитационно- профилактическое занятие. | Анализ проведенной работы. Фотоотчёт на школьный сайт. |
Тема: Оказание первой медицинской помощи. | Беседа, мини-лекция, практикум, релаксационные упражнения. | 2 | 1 | 1 | Занятие с элементами тренинга. | Анализ проведенной работы. |
Тема: Здоровый образ жизни- девиз на каждый день. | Рейды, профилактические беседы. | 1 | - | 1 | Агитационно- профилактическое занятие. | Анализ проведенной работы. Фотоотчёт на школьный сайт. |
Итого по разделу: | | 7 | 4 | 3 | | |
Раздел 5. Сколько стоит спокойная жизнь. |
Тема: Мораль и право. | Беседа, мини-лекция, практикум, релаксационные упражнения. | 1 | 1 | - | Теоретический практикум. | Анализ проведенной работы |
Тема: Где права, там ответственность. | Беседа, мини-лекция, релаксационные упражнения. | 1 | 1 | - | Теоретический практикум. | Анализ проведенной работы. |
Тема: О правонарушениях и наказаниях. | Беседа, мини-лекция, практикум, релаксационные упражнения. | 2 | 1 | 1 | Теоретический практикум. | Анализ проведенной работы. |
Тема: Что такое ответственность (уголовная и гражданско- правовая ответственность). | Беседа, мини-лекция, практикум, релаксационные упражнения. | 1 | - | 1 | Теоретический практикум. | Обсуждение каждого задания. |
Тема: О правовой культуре. | Поисковая деятельность, активное обсуждение вопроса, развивающие упражнения. | 2 | - | 2 | Агитационно- профилактическое занятие. Выступление на кл. часах, распространение листовок. | Анализ проведенной работы. Фотоотчёт на школьный сайт. |
Итого по разделу: | | 7 | 3 | 4 | | |
Раздел 6. Человек в обществе. |
Тема: Почему люди улыбаются друг другу? Чем можно обидеть ближнего и как ему помочь? | Беседа, мини-лекция, практикум, релаксационные упражнения. | 1 | 1 | - | Занятие с элементами тренинга. | Анализ проведенной работы. |
Тема: Безопасное лето! | Профилактический рейд. | 1 | - | 1 | Рейд | Анализ проведенной работы. Фотоотчёт на школьный сайт. |
Итого по разделу: | | 2 | 1 | 1 | | |
Раздел 7. Заключение |
Тема: Заключительное занятие. | Решение правовых задач, ситуаций, релаксационные упражнения. | 1 | - | 1 | Интеллектуальный марафон, занятие с элементами тренинга. | Рефлексия. |
Итого по разделу: | | 1 | - | 1 | | |
Всего: | | 34 | 17 | 17 | | |
Список литературы
Основной:
1. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В.Губанова.- Министерство Образования Московской области; ГОУ ДПО "Мос ИПК и ПРО".- Москва, 2011.- 84с.
Дополнительная литература:
1. Конституция РФ.- М., 2006 г. -48 с.
2. Федеральный Закон Российской Федерации № 120 " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". -М., 1999 г.-123 с.
3. Кодекс РФ "Об административных правонарушениях".- М., 2007 г. -235 с., ил.
4. Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г.)
5. Профилактика социально-опасного поведения школьников.- Волгоград:Учитель, 2007-231 с.
6. Социальный педагог в школе. -Вып. 2.- Волгоград: Учитель, 2010-254с.