РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОЩИНСКАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № ________ от__________________20___г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _______Л.В.Новинкина «____» ___________ 20____г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ: _______Н.И.Воеводкина Приказ № _____ от «___»__________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеинтеллектуального направления
«Занимательная грамматика»
Класс: 3 - А
Количество часов в неделю: 1 ч
Срок реализации программы: 2016 - 2017 учебный год
Учитель начальных классов:
Попович
Юлия
Павловна
Категория: Без категории
Стаж работы: 6 лет
с. Рощино, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………. 3
Раздел 1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности……………………………….……………………………… 6
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности…………………………….… 7
Раздел 3. Тематическое планирование…………………………….………………….. 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью общеинтеллектуального направления «Занимательная грамматика» для 3 класса в МОУ «Рощинская школа» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и учебно-методическими документами:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях»;
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 (разъяснение о внеурочной деятельности).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Методические рекомендации и примерные программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
ООП НОО МОУ «Рощинская школа», 2015 г.
Учебный план МОУ «Рощинская школа», 2016 г.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе внеурочной деятельности в МОУ «Рощинская школа» Джанкойского района Республики Крым.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательной грамматики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательная грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель курса - расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Программа предназначена для обучающихся начальных классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Согласно указанного, конкретизируются учебные, развивающие, познавательные и воспитательные задачи, которые реализуются в процессе обучения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
В данной программе планируется использование современных педагогических технологий:
игровые технологии,
технология сотрудничества,
технология системно-деятельностного подхода,
проектные технологии.
Отбор форм организации деятельности осуществляется с учетом особенностей содержания.
Продуктивные формы организации деятельности:
викторины;
конкурсы;
ролевые игры;
выполнение заданий соревновательного характера;
оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);
результативность участия в конкурсных программах и др.
Средства, необходимые для реализации программы:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях.
РАЗДЕЛ 1.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3 КЛАСС
Личностные результаты
эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
РАЗДЕЛ 2.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
3 КЛАСС
«Занимательное словообразование» (34 ч)
№ | Тема | Виды деятельности | Форма организации |
1 | Сказочное царство слов. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. | Беседа о красоте и богатстве народной речи. Конкурс на знание пословиц и поговорок | Конкурс |
2-3 | Путешествие в страну слов. Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Игра «Эстафета». Игра «Найди лишнее слово». | Составление тематического словаря о грибах. Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». | Практическое занятие |
4-5 | Чудесные превращения слов. Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка. | Игра. Тренировочные упражнения. | Дидактическая игра |
6-7 | В гостях у слов родственников. Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Выбор из стихотворений слов- родственников. | Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. | Практическое занятие |
8-9 | Добрые слова. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Игра «Умеете ли вы здороваться?». | Беседа. Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Работа с текстами на данную тему | Групповая работа |
10 | Экскурсия в прошлое. | Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. | Заочная экскурсия |
11-12 | Новые слова в русском языке. Неологизмы в русском языке. Игра «Угадай-ка». | Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Нахождение неологизмов в текстах. | Работа в парах |
13 | Встреча с зарубежными друзьями. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». | Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. | Практическое занятие |
14-15 | Синонимы в русском языке. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». | Знакомство со словами- синонимами. Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. | Практическое занятие |
16 | Слова- антонимы. Случаи употребления антонимов в русском языке. Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. | Знакомство со словами – антонимами. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». | Групповая работа |
17 | Слова- омонимы. Омонимы в русском языке и их роль. | Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». | Конкурс |
18 | Крылатые слова. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». | Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. | Викторина |
19-20 | В королевстве ошибок. Игра «Исправь ошибки». Игра « Произноси правильно». | Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». | Практическое занятие |
21-22 | В стране Сочинителей. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. | Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. | Конкурс |
23-24 | Искусство красноречия. Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. | Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. | Практическое занятие |
25 | Праздник творчества и игры. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. | Праздник |
26-27 | Трудные слова. Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Сказка о словарных словах. | Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Выборочный диктант. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. | Практическое занятие |
28-29 | Анаграммы и метаграммы. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». | Тренировочные упражнения. Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка). | Работа в парах |
30-31 | Шарады и логогрифы. Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. | Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. | Конкурс |
32 | Откуда пришли наши имена. Знакомство с происхождением имен. | Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». | Дидактическая игра |
33 | Занимательное словообразование. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. | Тренировочные упражнения. Игры. | Дидактическая игра |
34 | КВН по русскому языку. | Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. | Соревнование. |
РАЗДЕЛ 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Занимательная грамматика»
3 КЛАСС
Класс: 3-А
Количество часов по учебному плану
Всего 34 ч, в неделю 1 час.
Табличное представление тематического планирования
№ | Разделы и темы | Учебные часы |
1 | Сказочное царство слов . | 1 |
2-3 | Путешествие в страну Слов. | 2 |
4 - 5 | Чудесные превращения слов. | 2 |
6 -7 | В гостях у слов- родственников. | 2 |
8- 9 | Добрые слова. | 2 |
10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 |
11- 12 | Новые слова в русском языке. | 2 |
13 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 |
14- 15 | Синонимы в русском языке. | 2 |
16 | Слова- антонимы. | 1 |
17 | Слова- омонимы. | 1 |
18 | Крылатые слова. | 1 |
19- 20 | В королевстве ошибок. | 2 |
21-22 | В стране Сочинителей. | 2 |
23-24 | Искусство красноречия. | 2 |
25 | Праздник творчества и игры. | 1 |
26- 27 | Трудные слова. | 2 |
28- 29 | Анаграммы и метаграммы. | 2 |
30- 31 | Шарады и логогрифы. | 2 |
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 |
33 | Занимательное словообразование. | 1 |
34 | КВН по русскому языку. | 1 |
Итого: 34 часа |
10