ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 30.08.2019 № 361
протокол педсовета №1 от 30.08.2019
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий по внеурочной деятельности
«Клуб веселых и находчивых»
Срок реализации: 2019-2020 учебный год
Составитель:
Н.М. Бондаренко
г. Нижневартовск
2019 год
Пояснительная записка
В свете негативного влияния окружающей социальной среды, различные элективные курсы, кружки, клубы…. такие как «Клуб весёлых и находчивых», играют немаловажную роль в развитии у детей и подростков таких качеств, как ответственность, организованность, уважение к сверстникам и старшим. Также, активная творческая деятельность способствует развитию мышления, формирует коммуникабельность, уверенность в себе, способность быстро находить правильное решение в сложной ситуации. Кроме того, велика вероятность того, что ребенок, будучи занятым делом, в подобной творческой работе, не подвергнется отрицательному влиянию современной улицы.
Личность современного ребёнка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому использование артистической деятельности школьников в рамках проведения КВН является особенно актуальным. Ведение кружка «КВН» в МБОУ СШ № 34 способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т. к. при этом происходит сплочение коллектива кружка, расширяется культурный диапазон учеников и педагога, повышается культура поведения.
Знакомство с КВН накапливает у школьников эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его. Артистическое начало не только активирует интерес школьника к юмористическому искусству, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание упражнений, проводимых на занятиях, реализуют одновременно три цели:
погружают детей в присущую им стихию игры;
развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память);
придают учебному дню привлекательные качества интересного и весёлого труда.
С помощью педагога юные КВНщики работают над своими ролями, со словом, его произношением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор тематики игр КВН, написание сценариев, распределение ролей происходят по взаимному согласию педагога и учащихся. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этой задаче раскрытия «Я» личности учащегося служат игровые задания-сценки, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребёнок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Работа кружка предполагает знакомство с основами актёрского мастерства, просмотр самых лучших выпусков КВН на экране, выступления на концертах.
Программа кружка предназначена для учащихся 7-11 классов. «КВН» проводится еженедельно в течение 4,5 часов.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках и участие в школьных мероприятиях.
Основные цели :
формирование творческой, интеллектуально развитой личности, способной легко ориентироваться в современном мире;
приобщение обучающихся к КВН-движению, обогащение духовных потребностей, развитие творческой активности.
Основные задачи :
- создание условий для реализации творческого потенциала и эстетического чувства учащихся, занимающихся в КВН;
- освоение необходимых навыков актёрской игры в рамках КВН-движения;
- развитие умения держаться на сцене, вызывая у зрителей живой эмоциональный отклик;
- развитие природных детских способностей: фантазии, воображения, внимания, контактности, смекалки, чувства юмора;
- организация и проведение игр КВН.
ЗАДАЧИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | РЕЗУЛЬТАТ |
Обучающие задачи |
Способствовать формированию навыков в игре КВН, навыков сценического мастерства, обучить школьников искусству быть “артистом”, “зрителем”, “болельщиком”. | Обучить детей правилам игры КВН, сценическому мастерству, работе с микрофоном, правильному поведению на сцене. Создание для юных артистов условий сценического комфорта, обучить школьников искусству быть “артистом”, “зрителем”, “болельщиком”. | Школьники знают правила игры КВН, поведения на сцене, умеют работать с микрофоном, имеют навыки сценического мастерства. |
Способствовать развитию и реализации творческого потенциала школьников. Формирование умений писать сценарий к выступлению, писать миниатюры и шутки. | Выявлять и развивать творческие способности школьников, на теоретических и практических занятиях, творческих конкурсах, КВНовских играх. Обучить методам написания сценариев к выступлению, сочинения миниатюр и шуток. | Имеем не менее двух творчески развитых групп КВНщиков, выступающих на общешкольных мероприятиях. Уметь писать сценарий к выступлению, миниатюры и шутки. |
Воспитательные задачи |
Становление личности свободной, инициативной творческой, с высоким уровнем духовности и интеллекта. | Развивать личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. | Получить личность с высоким уровнем духовности и интеллекта, свободную, инициативную, творческую. |
Становление личности пропагандирующей культуру и здоровый образ жизни. | Пропаганда культуры и здорового образа жизни на собственных примерах. | Имеем сплоченный коллектив подростков, ведущий и пропагандирующий здоровый образ жизни. |
Развивающие задачи |
Развитие межвозрастного общения. | Развитие межвозрастного общения школьников, образовывая разновозрастные группы. | Имеем сплоченную, дружную команду КВН. |
Развивать навык поиска информации в различных информационных источниках. | Научить выбору нужной информации в различных печатных изданиях, сети ИНТЕРНЕТ, дисках. | Школьники умеют находить и отбирать нужную информацию в печатных изданиях, сети ИНТЕРНЕТ, дисках. |
Развивать навык игры в КВН. | Научить играть в КВН и совершенствовать навыки. | Умеют играть в КВН, сочинять миниатюры, проводить мозговой штурм, выступать на сцене. |
Подготовка каждого выступления разбита на 3 этапа:
1 этап – теоретический, он предусматривает разработку сценария, костюмов и декораций, подбор музыкального оформления. 2 этап – практический, предусматривает отработку навыков работы на сцене, с микрофоном, отработку танцевальных движений и репетиций выступления. 3 этап – итоговый, он представляет собой законченный блок, направленный на само выступление КВНовской группы (команды).
Объект :
- игра КВН в рамках школьного творческого объединения.
Предмет:
- интеллектуальное, нравственное и эмоциональное самовыражение личности;
- открытие и развитие способностей обучающихся в артистической, художественной, управленческой, литературной деятельности;
- развитие внимания, памяти, чувства ритма, творческого выражения фантазии, чувства гармонии, юмора, выразительной речи, пластики движения;
- воспитание дружбы, коллективизма, чувства товарищества.
Формами подведения итогов реализации программы можно назвать участие команды КВН в различных играх, фестивалях, выступление на общешкольных мероприятиях, подготовка отчетного мероприятия в конце учебного года. Таким образом, работа кружка «Клуб веселых и находчивых» имеет большое значение в формировании ребенка как личности, а также в процессе его социализации.
Содержание программы работы кружка
«Клуб весёлых и находчивых».
Программа работы кружка «Клуб веселых и находчивых» состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает в себя изучение теоретического материала, такого как история КВН, способы образования шуток, теоретические основы собственно игры в КВН. Также она подразумевает выполнение различных творческих упражнений, таких как "Мозговой штурм", «Закончи шутку», «Определи способ образования шутки», и, наконец, написание самих шуток и реприз. Все эти упражнения формируют у обучающихся умение самостоятельно готовить выступления, способность мыслить творчески и нестандартно, что, несомненно, пригодится им в будущей жизни. На практических занятиях дети отыгрывают сначала чужие, а по истечении определенного срока и свои собственные шутки, репризы и миниатюры.
Практическая часть также включает в себя проведение конкурса «Разминка» в рамках репетиций для развития быстроты мышления, консультации и тренинги, упражнения на снятие боязни сцены, большой аудитории), изучение и отработку правил поведения на сцене, сценической культуры.
Все это в совокупности способствует формированию у детей уверенности в своих силах, воспитанию ответственности и пунктуальности, т.е. тех качеств, которые помогут его дальнейшей социализации.
Методическое обеспечение.
Формы занятий: "Мозговой штурм", беседа, лекция, упражнения творческого характера, просмотр и детальный анализ игр Высшей лиги КВН, репетиции и выступления. Дидактический материал: материалы официального сайта КВН www.amik.ru,
разработки упражнений на развитие памяти и реакции. Техническое оснащение: компьютер с программой редактирования музыкальных файлов, видео с Играми КВН.
Программа обучения предусматривает: знакомство с методикой написания текстов миниатюр; ознакомление с методикой поиска и отбора информации из различных информационных источников; обучение навыкам сценического мастерства; обучение навыкам работы с микрофоном; обучение навыкам импровизации; обучение первичным танцевальным навыкам; обучение первичным вокальным навыкам; организация ежемесячных выступлений в играх КВН, различных концертах и праздниках.
Средства обучения: ресурсы сети Интернет, телевизионные ресурсы, печатные издания, обмен опытом с другими КВНщиками.
Используемые технологии: объяснительно-иллюстрированное обучение, основанное на вербальном и визуальном представлении материала; развивающее обучение, основу которого составляет включение внутренних механизмов развития личности (технология творческого развития учеников).
Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации программы. Освоение программы предусматривает обязательное использование проектора, компьютера, наглядных средств, среди них учебные брошюры, тексты произведений, музыкальная аппаратура.
Содержание практических занятий осуществляется в следующих формах: написание шуток; штурм; разработка сценариев; разработка костюмов и дизайн декораций; постановка и отработка номеров; работы с микрофоном; отработка танцевальных движений; выступление.
Общий уровень предусматривает дать школьникам возможность проявить себя на сцене. Приобретение исполнительского мастерства и сценической культуры. Повышение творческой активности. Популяризация игры КВН.
1.Написание шуток, компоновка их в миниатюры: Обучающиеся должны уметь: создать смешную шутку на заданную тему; составить из придуманных шуток миниатюру. Обучающиеся должны знать: рамки тем, на которые можно шутить; размер шуток и миниатюр.
2. Штурм. Обучающиеся должны уметь: “штурмовать”, то есть в воображении представлять ту или иную ситуацию, на которую можно в дальнейшем придумать шутку или номер. Обучающиеся должны знать: рамки тем, на которые можно импровизировать.
3. Разработка сценариев. Обучающиеся должны уметь: грамотно построить сценарий и сценарный ход того или иного выступления, конкурса, подобрать музыку к выступлению, выходу и отбивке, грамотно выбрать костюмы, подходящие по стилю к выступлению. Обучающиеся должны знать: в каком порядке нужно ставить шутки и миниатюры; какую музыку ставят на выход, отбивку и фон выступления.
Прогнозируемые результаты. * выработка способности к рефлексии, этическому самоопределению в социально-позитивном ключе; * проектирование и организация самостоятельной групповой и индивидуальной творческой деятельности, способность к анализу результатов; * освоение способов эффективного взаимодействия с социальными структурами при ведении творческой деятельности в культурном, социально-правовом пространстве; * освоение способов самообразования и самоподготовки к ведению новой деятельности. * освоение основных правил работы элективного курса; * личностный рост в коммуникативной среде, организаторских навыках, культурно-эстетической сфере;
* начало формирования способности к рефлексии, этическому самоопределению; * освоение базовых знаний игры, информационного пространства.
Механизм оценки результатов:
- освоение обучающих программ: посредством игровой групповой деятельности (применение знаний на практике – турниры, фестивали, конкурсы и т.д.);
- роста организаторских умений: по результатам участия команды в организации мероприятий, проектов и программ – на основе самооценки, оценки обучающихся, педагогов, специалистов.
- Личностного роста: на основе творческой самооценки, оценки обучающихся, педагогов, специалистов.
Работа с родителями включает в себя:
- демонстрацию родителям творческого потенциала обучающихся, знакомство с его особенностями (концерты, выступления, игры КВН и т.д.);
- предъявление условий, соблюдение которых позволит детям успешно освоить предлагаемые требования;
Диагностика достижения воспитательных результатов.
Основными результатами воспитательной деятельности являются: достижения обучающихся в области КВН; результаты тестов на определение уровня творческих способностей, на выявление ценностных ориентаций и нравственной позиции обучающихся; популярность культурных образцов, производимых обучающимися, в молодежной среде.
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов: результаты участия воспитанников в творческих конкурсах районного, и регионального уровней; тестирование изменения ценностных ориентаций и уровня развития творческих способностей обучающихся.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Содержание (тема урока) | Примечание |
1-2 | 03.09.19 05.09.19 | Вводное (организационное) занятие. Цель и задачи кружка. История КВН. Тест «КВН – это…». Просмотр игры КВН на экране. Обсуждение. Выбор темы для постановки. 4 ч | Тест: «КВН – это…», ноутбук, интерактивная доска, проектор, колонки |
3-8 | 10.09.19 12.09.19 17.09.19 19.09.19 24.09.19 26.09.19 | Основы актёрского мастерства. Голос и речь актёра. Жест, мимика, движение. Разговор на сцене. 12 ч | командная работа |
9-14 | 01.10.19 03.10.19 08.10.19 10.10.19 15.10.19 17.10.19 | Урок актёрского мастерства на развитие памяти. Творческое действие в условиях сценического вымысла. Творческое взаимодействие с партнёром. Технология общения в процессе взаимодействия людей. 12 ч | командная работа |
15-20 | 22.10.19 24.10.19 29. 10.19 31.10.19 12.11.19 14.11.19 | Этюды на движение. Диалог. Творческое взаимодействие с партнёром. Интонация, настроение, характер персонажа. Образ героя. Характер и отбор действий. Имитация поведения животного. 12 ч | командная работа |
21-23 | 19.11.19 21.11.19 26.11.19 | Репетиционное занятие. Читка. Мизансценирование. Работа по технике речи, по технике движения. Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. Обыгрывание элементов костюмов. 6 ч | командная работа |
24-26 | 28.11.19 03.12.19 05.12.19 | Репетиционное занятие по технике речи, мимическим и сценическим движениям. Репетиция в выгородке. Работа с оформлением. 6 ч | командная работа |
27 | 10.12.19 | Просмотр игры КВН на экране. Обсуждение. Выбор темы для выступлений. 2 ч | Ноутбук, интерактивная доска, проектор, колонки |
28-31 | 12.12.19 17.12.19 19.12.19 24.12.19 | Этюды на движение. Диалог. Творческое взаимодействие с партнёром. Интонация, настроение, характер персонажа. Образ героя. Характер и отбор действий. Имитация поведения животного. 8ч | командная работа |
32-34 | 26.12.19 09.01.20 14.01.20 | Репетиционное занятие. Читка. Мизансценирование. Работа по технике речи, по технике движения. Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. Обыгрывание элементов костюмов. 6 ч | командная работа |
35-38 | 16.01.20 21.01.20 23.01.20 28.01.20 | Репетиционное занятие по технике речи, мимическим и сценическим движениям. Репетиция в выгородке. Работа с оформлением.8 ч | командная работа |
39-41 | 30.01.20 04.02.20 06.02.20 | Основы актёрского мастерства. Голос и речь актёра. Жест, мимика, движение. Разговор на сцене. 6 ч | командная работа |
42-45 | 11.02.20 13.02.20 18.02.20 20.02.20 | Репетиционное занятие. Читка. Мизансценирование. Работа по технике речи, по технике движения. Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. Обыгрывание элементов костюмов. 8 ч | командная работа |
46-49 | 25.02.20 27.02.20 03.03.20 05.03.20 | Репетиционное занятие по технике речи, мимическим и сценическим движениям. Репетиция в выгородке. Работа с оформлением. 8 ч | командная работа |
50 | 10.03.20 | Генеральная репетиция игры КВН. Замечания. Предложения. 2 ч | Ноутбук, музыкальный центр, колонки, проектор |
51 | 12.03.20 | Командная игра КВН. 2 ч | Ноутбук, музыкальный центр, колонки, проектор |
52 | 17.03.20 | Просмотр игры КВН. Обсуждение. Выбор темы для командной игры. 2 ч | Ноутбук, интерактивная доска, проектор, колонки |
53-57 | 19.03.20 31.03.20 02.04.20 07.04.20 09.04.20 | Основы актёрского мастерства. Голос и речь актёра. Жест, мимика, движение. Разговор на сцене. 10 ч | командная работа |
58-63 | 14.04.20 16.04.20 21.04.20 23.04.20 28.04.20 30.04.20 | Урок актёрского мастерства на развитие памяти. Творческое действие в условиях сценического вымысла. Творческое взаимодействие с партнёром. Технология общения в процессе взаимодействия людей. 12ч | командная работа |
64-67 | 05.05.20 07.05.20 12.05.20 14.05.20 | Этюды на движение. Диалог. Творческое взаимодействие с партнёром. Интонация, настроение, характер персонажа. Образ героя. Характер и отбор действий. Имитация поведения животного. 8 ч | командная работа |
68 | 19.05.20 | Подведение итогов работы кружка КВН за 2019-2020 учебный год. Круглый стол «Как играть в КВН». 2 ч | Ноутбук, интерактивная доска, проектор, колонки |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятия в кружке «КВН» ведутся в соответствии с календарно-тематическим планированием.
1-2ое занятие. Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с коллективом. Знакомство учащихся с программой кружка, его целью и задачами, с правилами поведения, с инструкциями по охране труда, с противопожарным инструктажем, инструктажем по ПДД. Тест «КВН – это…», содержащий различные вопросы про клуб весёлых и находчивых. Просмотр игры КВН. Обсуждение. Определение темы для постановки.
3-8, 39-41, 53-57ое занятия. Основы актёрского мастерства. Голос и речь актёра. Жест, мимика, движение. Разговор на сцене.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, чёткой дикции, логики и орфоэпии.
Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идёт, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» – с целью узнать, интересна ли она, или с намёком напомнить о том, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнёра («где?», «когда?», «почему?», «зачем?», «какие взаимоотношения?»). Например: «Ты?» – в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т. д. Партнёр отвечает, сообразуясь с действием товарища: «Да!» – как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
9-14ое, 58-63ье занятия. Урок актёрского мастерства на развитие памяти. Творческое действие в условиях сценического вымысла. Творческое взаимодействие с партнёром. Технология общения в процессе взаимодействия людей.
Игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, рассказы и сказки, подбирать рифмы. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
15-20ое, 28-31ое, 64-67ое занятия. Этюды на движение. Диалог. Творческое взаимодействие с партнёром. Интонация, настроение, характер персонажа. Образ героя. Характер и отбор действий. Имитация поведения животного.
Создание различных по характеру образов. Проживание вместе с героем действий и поступков, эмоциональное реагирование на его внешние и внутренние характеристики, выстраивание логики поведения героя. Обсуждение этюдов, воспитание у учащихся интереса к работе друг друга (также на примере диалогов), самокритичности, формирование критериев оценки качества работы. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
21-23ье, 32-34ое, 42-45ое занятия. Репетиционное занятие. Читка. Мизансценирование. Работа по технике речи, по технике движения. Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. Обыгрывание элементов костюмов.
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребёнка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения и конкурсы.
24-26ое, 35-38ое, 46-49ое занятия. Репетиционное занятие по технике речи, мимическим и сценическим движениям. Репетиция в выгородке. Работа с оформлением.
«Постановка» базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку целых сценок. Проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения, создание эскизов костюмов и декораций.
Предварительный разбор сценки, восприятие со стороны. Обмен впечатлениями. Разучивание реплик. Детальный анализ ролей. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение сценки (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа.
Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Повторное обращение к тексту сценки. Организация показа пьесы: подготовка афиш, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации.
50-ое занятие. Генеральная репетиция игры КВН. Замечания. Предложения.
Просмотр всех номеров и сценок, костюмов. Прослушивание музыки. Рекомендации, советы. Общая канва игры КВН.
51-ое занятие. Командная игра КВН.
Командные выступления в школе.
27-ое, 52-ое занятия. Просмотр игры КВН на экране. Выбор темы для игр.
Просмотр игры КВН. Определение тематики на следующую игру КВН. Мотивация. Предложения.
68-ое занятие. Подведение итогов работы кружка КВН за 2019-2020 учебный год. Круглый стол «Как играть в КВН».
Итоговое занятие. Подведение итогов за 2019-2020 учебный год. Предложения, пожелания, идеи, Круглый стол «Как играть в КВН», содержащий различные вопросы про клуб весёлых и находчивых. Планы на следующий учебный год.
Ожидаемые результаты
К концу года занятий учащиеся
- что такое КВН;
- как зародился КВН;
- правила игры в КВН.
- об элементарных технических средствах сцены;
- об оформлении сцены;
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
- писать тексты для сценок;
- придумывать и ставить сценки;
- грамотно распределять роли;
- подбирать музыку и реквизит к сценкам;
- выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене;
- образно мыслить;
- концентрировать внимание;
- общения с партнёром (одноклассниками);
- элементарного актёрского мастерства;
- образного восприятия окружающего мира;
- адекватного и образного реагирования на внешние раздражители;
- коллективного творчества.
А также избавляются от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретают общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Игры, обучение, тренинг/Под ред. К. С. Петрушинского. – М.: Новая школа, 2003.
Марфин М. А., Чивурин А. С. «Что такое КВН?». – М.: Новый свет, 2003.
Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в школе/«Воспитание школьников». Выпуск 12 – М.: Школьная пресса, 2000.
Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия. – М.: АРКТИ, 2005.
Шмаков С. А. От игры – к самовоспитанию. – М.: Новая школа, 2006.