Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
Рабочая программа летнего коррекционно - развивающего курса
«Шаг за шагом к первому классу»
Составитель:
Н.А. Айнбиндер,
учитель-дефектолог
г. Биробиджан
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество предъявляет к личности все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции необходимо уметь творчески применять свои знания и навыки. Задача современной школы — развитие творческих способностей, творческого мышления обучающихся; формирование полноценного , самостоятельно мыслящего, принимающего правильные решения человека и воспитание активной личности.
Программа «Шаг за шагом к первому классу» разработана для дошкольников 6- 7 лет и направлена на решение проблем формирования интеллектуальных способностей ребенка. Она носит комплексный характер, способствует расширению мировоззренческих представлений обучающихся; ориентирована на подготовку дошкольника к поступлению в 1 класс.
Данная программа является модифицированной, составлена на основе курса «Развитие познавательных способностей - 36 занятий для будущих отличников 0 класс»
Цель программы: планомерное развитие интеллектуальных способностей, формирование у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.
Задачи:
Формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности: определение цели, планирование этапов работы, самоконтроля, самооценки.
Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности учащихся, культуру устной и письменной речи, самостоятельного творческого мышления учащихся и умение использовать полученные знания на практике.
Воспитывать коммуникативную культуру, внимание, уважение к своим товарищам, терпимость к чужому мнению.
Структура занятий едина:
Мозговая гимнастика (упражнения для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения)
Разминка
Основная задача этого этапа — включить учащихся в эффективную мыслительную деятельность и создать положительный эмоциональный фон.
Тренировочные упражнения для развития памяти и внимания(выполняется в тетради в клетку)
Изучение нового материала(рабочая тетрадь)
Этот этап обязательно включает знакомство с теоретическими знаниями по новой теме и отработку навыка.
Итог занятия
Все занятия для учащихся представлены в рабочих тетрадях и выполняются согласно плану.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Реализация программы специального курса «Шаг за шагом к первому классу» обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД
Ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
Уважает свою семью, своих родственников, учителей, сверстников.
Чувствует роль ученика; сформирован интерес (мотивации) к учению.
Оценивает жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
1. Организует свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определяет цель выполнения заданий на занятии в жизненных ситуациях под руководством учителя-дефектолога.
3. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя-дефектолога.
4. Использует в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД:
Сравнивает предметы, объекты: находит общее и различия.
Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.
Пересказывает прочитанное или прослушанное; определяет тему.
Коммуникативные УУД:
Участвует в диалоге с учителем-дефектологом.
Отвечает на вопросы учителя.
Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Слушает и понимает речь других.
Предметные УУД:
Находит и называет закономерность в расположении предметов.
Называет несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
Находит принцип группировки предметов, даёт обобщённое название данным предметам.
Находит сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.).
Свободно ориентируется в пространстве.
Содержание программы
№ | Раздел | Часы |
|
1 | Вводные занятия | 5 |
2 | Семицветная дуга | 4 |
3 | Времена года | 13 |
4 | Математические способности | 9 |
5 | Развитие речи | 6 |
6 | Животные | 8 |
7 | Пространственные представления | 4 |
8 | Тренировка психических процессов | 16 |
Учебно — тематический план
(Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников 0 класс)
№ | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Кол - во часов |
Вводные занятия( 5 ч.) |
1-2 | Входная диагностика. | Выполнение заданий диагностики. Получают представления зачем нужно учится, что такое школьный звонок и урок. | 2 |
3 | Итак, мы начинаем... | 1 |
4 | Чему учат в школе | 1 |
5 | Про звонок и про урок | 1 |
Семицветная дуга (4 ч.) |
6-7 | Семицветная дуга | Учатся распознавать, называть основные цвета. | 2 |
8-9 | Рисуем бусы | 2 |
Времена года ( 13ч.) |
10 | Поговорим о временах года | Расширяют(получают) запас знаний о временах года, их признаках. | 1 |
11-13 | Осень | 3 |
14-16 | Зима | 3 |
17-19 | Весна | 3 |
20-22 | Лето | 3 |
23 | Слушаем сказку | | 1 |
Математические способности (9 ч.) |
24-25 | Дни недели | Знакомятся с понятием «день недели». Выполняют упражнения укрепляющие мышцы кистей рук. Уточняют представления о величине предметов, умении их сравнивать. Уточняют, расширяют знания о геометрических предметах. | 2 |
26 | Развиваем мелкую моторику | 1 |
27-28 | Размеры предмета | 2 |
29-32 | Геометрические фигуры | 4 |
Развитие речи ( 6 ч.) |
33-36 | Задания от Василисы Премудрой | Выполняют упражнение на развитие речи, памяти, внимания, мышления на предметном материале. | 4 |
37-38 | Слова «наоборот»(антонимы) | 2 |
Животные (8 ч.) |
39-42 | Домашние животные | Обобщают, расширяют знания о диких и домашних животных. | 4 |
43-46 | Дикие животные | 4 |
Пространственные представления (4 ч.) |
47-48 | Предмет в пространстве. | Определяют место предметов, их взаимное расположение, направления движения. | 2 |
49-50 | Предмет в пространстве. Понятие «лево — право», «верх - низ» | 2 |
Тренировка психических процессов (16ч.) |
51-52 | Сказочное ассорти | Демонстрируют знания о популярных сказках и сказочных героях. Показывают знания о правилах гигиены. Получают представления о качествах личности необходимых ученику. Выполняют задания диагностики | 2 |
53-54 | Внешний вид ученика | 2 |
55-56 | Эстафета занимательных заданий | 2 |
57-58 | Трамвайчик «Первоклашка» | 2 |
59 | Тестируем и тренируем внимание | 1 |
60 | Тестируем и тренируем мышление | 1 |
61 | Тестируем и тренируем память | 1 |
62 | Продолжаем тестировать мышление | 1 |
63-66 | Итоговые занятия, резерв. | 4 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
В мире логики 3, 4 классы Программа внеурочной деятельности. Методическое пособие/ С.С. Еферина; под ред. А.П. Мишиной.-М.: Планета, 2019 г.
В мире логики 3, 4 классы Программа внеурочной деятельности. Рабочая тетрадь/ С.С. Еферина; под ред. А.П. Мишиной.-М.: Планета, 2019 г.
Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Рабочие тетради в 2-х частях. ФГОС, Издательство: РОСТкнига, 2016 г.
Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников. Рабочие тетради в 2-х частях. ФГОС, Издательство: РОСТкнига, 2017 г.
Учебно – наглядный материал:
-Опорные таблицы
-Дидактический материал
Технические средства обучения
-Компьютер
-Мультимедийный проектор
-Видеофильмы, соответствующие тематике программы
-Использование интернет-ресурсов
Оборудование и приборы:
- Ножницы
- Линейка
- Карандаши, счетные палочки
- Тетради
- Игровой набор «Пертра»
- Световой стол для рисования песком
- Тактильные квадраты
- Дидактические игры
- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Сказки»
- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Тактильное домино»
- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Знакомство с формой»
- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Свойства предметов»
- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Сенсорный ящик»
- Лепная масса.