СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА летней смены эколого - краеведческого лагеря дневного пребывания "ПЧЕЛКА"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  летней смены эколого -  краеведческого лагеря дневного пребывания "ПЧЕЛКА" "Экологическая тропа Здорорвья и Отдыха" Данная программа является продолжением образоватедьного процесса.  Цель программы  расширить знания обучающихся об окружающей живой природе своего края, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию учащихся.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА летней смены эколого - краеведческого лагеря дневного пребывания "ПЧЕЛКА"»

ГОУ ВПО Московский государственный областной университет

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Летней смены эколого - краеведческого лагеря

дневного пребывания «Пчелка»

«Экологическая тропа Здоровья и Отдыха».













Работа выполнена слушательницей курса

«Экология и экологическое проектирование в условиях внедрения ФГОС».

учителем биологии МБОУ «Сош №14» г. Сергиев Посад

Сенькиной Н.Н.





Москва 2014




МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»

города Сергиев Посад Московской области,

улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46




Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №14 _______________

И. В. Горшкова

«___» __________ 2014года

МП









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Летней смены эколого - краеведческого лагеря

дневного пребывания «Пчелка»

«Экологическая тропа Здоровья и Отдыха».

















Составитель: Сенькина Наталья Николаевна,

учитель биологии высшей категории





2014 год



Содержание:

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

Направления и виды деятельности

Этапы реализации программы

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Пчёлка» с социумом

Условия реализации программы

Диагностика

Ожидаемые результаты

Список используемой литературы

Приложение





Паспорт программы


1

Полное название программы

Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Пчёлка »

2

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления, обучающихся школы в летний период.

3

Направление деятельности

Физическое, экологическое воспитание детей средствами игры, познавательной научно исследовательской и трудовой деятельности.

4

Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

5


Авторы программы

Учитель биологии Н.Н. Сенькина


6

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

МБОУ СОШ № 14

7

Адрес, телефон

Московская область, г. Сергиев Посад ул. Куликова д.19

8

Место реализации

Пришкольный эколого - краеведческий лагеря с дневным пребыванием

9

Количество, возраст учащихся

50 обучающихся с 8 до 14 лет

10

Срок реализации программы

Со 2 июня по 21 июня 2015год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас

кладовая солнца с великими сокровищами жизни»

М. Пришвин

«Быть русским, любить Россию – это духовное состояние».

М. Пришвин


На базе нашего общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №14 этим летом открывается летний эколого - краеведческий лагерь дневного пребывания «Пчелка». Участники программы учащиеся данной школы 4-8 классов.

Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора продолжения образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.

Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране. Ведь эколого-краеведческий лагерь – это не только эффективная форма летнего оздоровления детей, но и одна и наиболее важная форма экологического образования и воспитания. Поскольку лагерь представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе - экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования, изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края.

Цель программы расширить знания обучающихся об окружающей живой природе своего края, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.

Задачи программы:

  • расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;

  • формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;

  • максимальное использование возможностей природного окружения;

  • выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;

  • организация активного отдыха и оздоровление детей;

  • развитие творческих и коммуникативных способностей

Данная программа «Экологическая тропа Здоровья и Отдыха» эколого-краеведческого лагеря  является логическим продолжением образовательного процесса. В соответствии с программой предлагается следующая структура управления:

На время экологической лагерной смены все объединяются в общество «Пчелка».

Руководство созданным объединением осуществляет «штаб лагеря «Соты», в состав которого входят руководитель лагеря и воспитатели отрядов, командиры отрядов, дети, которые входят в школьное научное общество «Родник» и спортивное общество школы (работа старших детей в лагере идее в счет отработки школьной практики).

Старшие дети руководят структурными подразделениями:

- пресс-центр (есть свои журналисты, выпускаются газеты, буклеты и листовки на экологическую тему).

- исследовательский центр (контролирует исследовательскую деятельность учащихся и ее продвижение, информирует работников пресс-службы о результатах исследований.);

- трудовой десант – отвечает за организацию трудовых экологических социально значимых дел;

- центр КТД (коллективных творческих дел) - отвечает за подготовку массовых творческих мероприятий и праздников, организацию культурного досуга;

- центр «Эколог» - определяет маршруты экскурсий, отвечает за безопасность маршрутов, готовит конкурсы.

- центр физкультуры и здоровья (готовит физкультурно-оздоровительные мероприятия, графики спортивных турниров, проводит зарядки, разминки, следит за выполнением санитарных и гигиенических норм).

Нужно сказать о том, что дети будут проводить время не только внутри своих отрядов. С учетом интересов учащихся в лагере организуются занятия в мастерских, на которых учащиеся получают теоретические знания и практические навыки по выбранному направлению.

Распорядок жизни строится так, что в определенное время ребята могут объединяться по способностям и пожеланиям. Ребенок выбирает для себя «Мастерскую», куда приходит в течение недели, имея возможность заниматься интересным ему делом, чему-то научиться, чем-то послужить примером другим.

Мастерская «От экологии природы к экологии человека» задачей ставит развитие физических качеств. Пропаганда и формирование, и укрепление здорового образа жизни детей. Развитие нравственных качеств. Развитие коммуникативных способностей, (руководитель - учитель физической культуры).

Мастерская «Юный краевед» знакомит с историей и экологией родного края, выполняет учебно-исследовательские (мини) проекты, связанные с эколого-краеведческим направлением (руководители - учителя основ православной культуры, химии и биологии).

Мастерская «Хочу все знать» ставит задачу развивать логическое мышление, мелкую моторику, создавать творческие поделки из природного материала и из бытовых отходов (руководители - учителя начальных классов).

Мастерская «Юный художник» ставит задачу развивать художественный вкус детей, учить детей рисовать, выполнять творческие проекты, связанные с природоохранной деятельностью, выпускает газету «Юный эколог» (учитель изобразительного искусства).

Мастерская «Театральная» ставит небольшие сценки и проводит сюжетно-ролевые игры на экологическую тему ( руководитель - педагог-организатор).

Мастерская «Познай тайны природы»

Создание небольших по объему научно-практических проектов экологической и краеведческой направленности. Сотрудничество с краеведческим музеем, школьной библиотекой, культурно - досуговым центром «Истоки», Парком Скитские Пруды.

Сроки и этапы реализации программы:

Программа рассчитана на апрель-июль 2015 г. и раскрывает следующие этапы и сроки реализации:

I этап. Подготовительный – апрель – май 2015 г.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего эколого - оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Пчёлка»;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный – июнь

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- запуск программы «Пчёлка»;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

- выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

- формирование законов и условий совместной работы;

- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III этап. Основной – 02.07 по 21.07 2015г.

Данный этап включает реализацию основных положений программы.

Участники летнего экологического лагеря дневного пребывания:

- познают, отдыхают, трудятся;

- делают открытия в себе, в окружающем мире;

- помогают в проведении мероприятий;

- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

-   развивают способность доверять себе и другим;

- укрепляют свое здоровье;

- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческие дела;

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с экологической тематикой, здорового образа жизни, выставку рисунков, поделок.

IV этап. Заключительный – 21 07. 2013 г.

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего профильного экологического лагеря в будущем.

Ожидаемые результаты

- Повышение уровня экологической культуры.

- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек

(утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств

(силы, ловкости, быстроты, выносливости).

- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.

- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.

- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.

- Развитие лидерских качеств.

- Выпуск школьной экологической газеты.

- Эстетическое оформление клумб пришкольного участка.

Направления и виды деятельности

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

  1. Учебно-исследовательская (познавательная).

  2. Общественно-полезная и трудовая.

  3. Спортивно-оздоровительная.

  4. Природоохранная (художественно-эстетическая).

  5. Диагностика – аналитическая

  1. Учебно-исследовательская (познавательная).

Экологическо-краеведческие часы:

лекции, беседы, конкурсы, тренинги;

практические занятия, работа с научной и научно-познавательной учебной литературой, другими источниками информации; викторины, экскурсии, интеллектуально-познавательные игры.

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

  • развитие представлений о ценности природы;

  • выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту

Для реализации данных задач созданы следующие условия - мини экологическая тропа

- опытный участок лекарственных  и декоративных растений

Принципы экологического воспитания:

  • учет эколого- географических и национально - культурных условий;

  • сочетание обучающего (первоначальные сведения о природе) и воспитывающего компонента (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение)

Создание небольших по объему научно-практических проектов экологической и краеведческой направленности.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

1)  Систематическая работа по озеленению территории лагеря, школы. Создание цветочной клумбы перед школьным зданием, альпийской горки перед зданием начальной школы

4)  Работа в зеленом уголке школы по разведению цветочной рассады, пересадке растений и посадка посадочного материала для клумб.

5)  Занятия на экологической тропе ------

6)  Вторичное использование предметов обихода (конкурс «Вторая Жизнь Вещей», «Город мастеров»)

7)  Экологические игры

8)  Экологические экскурсии (в лесопарковую зону парка «Скитские пруды» )

9)  Театральная деятельность (конкурс сказок о природе)

10) Выпуск Экологической газеты «Юный эколог»

  1. Общественно-полезная и трудовая.

Подготовка учащихся к труду – это задача, которая должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, однако особая роль в ее решении принадлежит системе специальной работы по трудовому обучению, воспитанию и профориентации учащихся. В процессе трудового обучения, социально-значимой деятельности школьники приобретают целый комплекс разнообразных трудовых умений.

Виды социально-значимой деятельности:

уборка школьного двора, субботники, шефская помощь ветеранам, малышам, детскому саду «Солнышко»,

совместная деятельность со школьной библиотекой. «Школа – наш дом, мы – хозяева в нем» - девиз организации самообслуживания:

уборка классных комнат,

уход за растениями

работа по обслуживанию кабинетов (оказание помощи учителю в подготовке оборудования, приборов, наглядных пособий и т.д.),

дежурство по школе, в столовой.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

  • Забота о ветеранах, престарелых;

  • Помощь детскому саду;

  • Уборка памятника Мемориала Славы «Вечный Огонь»

  • Работа на участке

  • Уборка школьной территории

  • Самообслуживание

  1. Спортивно-оздоровительная.

Задачи спортивно-оздоровительной работы

  • Охрана и укрепление здоровья школьников.

  • Совершенствование их физического развития.

  • Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма.

  • Улучшение физической и умственной работоспособности.

  • Воспитание у детей личной физической культуры.

  •  Формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями, навыками.

  • Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Для реализации данных задач в ЛДП созданы следующие условия:

- физкудьтуро - оздоровительный комплекс (ФОК)

- площадка для футбола

- кабинет здоровья и ОБЖ

- спортивная площадка

1.1. Физическое здоровье детей укреплялось такими средствами, как:

1) полноценное питание детей;

2)  закаливающие процедуры;

3)  развитие движений;

4)  гигиена режима;

    1. Принципы организации питания:

- выполнение режима питания;

- калорийность питания, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;

- гигиена приема пищи;

- индивидуальный подход к детям во время питания;

2.2 Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся условий окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.

В ЛДП проводятся следующий комплекс закаливающих мероприятий:

- облегченная одежда детей (постоянно)

- соблюдение температурного режима в течение дня

- утренняя гимнастика на воздухе

- мытье прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди

- полоскание рта

- правильная организация прогулки и ее длительность

- солнечные и воздушные ванны

- вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух

2.3 Воспитание потребности в здоровом образе жизни и формирования навыков безопасного поведения осуществляется по следующим направлениям:

1)     -  санитарно-просветительская работа

   - выпуск санитарных листов (солнечный удар, летний травматизм), болезни грязных рук, грибковые заболевания, вредные привычки

   - десятиминутка о здоровом образе жизни (2 раза в неделю)

   - информационный стенд «Будьте здоровы»

   - конкурс агитационного плаката

2)  контрольно-диагностическая работа

   - контроль соблюдения гигиенических правил

   - контроль санитарно-гигиенических условий в  помещениях лагере           соблюдение режима дня (медсестра, администрация лагеря)

2.4 Физическое развитие.

Основные принципы физического воспитания

1) физическая нагрузка адекватная возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья

2) сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами

3)  обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики

4)  медицинский контроль за физическим воспитанием

Формы организации физического воспитания:

  • физкультурные развлечения, подвижные игры, спортивные игры на свежем воздухе

  • дозированная ходьба

  • элементы туризма (Клуб «Роматик»)

  • утренняя гимнастика

  • работа спортивных секций

  1. Природоохранная (художественно-эстетическая).

Работа по данному направлению осуществляется по следующим блокам

1)  Развитие творческой активности личности ребенка

2)  создание ситуации успешности для каждого члена экипажа

3)  развитие декоративно- прикладного творчества

4)  формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

- Тематические вечера песни военных лет, день памяти 21 июня

- Концерты (посвященные открытию, закрытию, дню именинника)

- Конкурсы декоративно-художественные конкурсы (рисунки на асфальте, на экологическую тему, рисунки по сказкам и т. д.)

- Развлечения и игровые программы («День бантиков», «Вечер привидений», «Вечер пародии» и т. д.)

- Посещение выставок, театров, спектаклей.

- Фестиваль талантов

  1. Диагностика – аналитическая

  1. Диагностические анкеты и тесты. Мониторинг.

  2. Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков.

3. Анализ реализованных мероприятий в рамках программы «Пчелка» летнего оздоровительного пришкольного лагеря дневного пребывания.

Нормативно-правовые документы

В основе концепции программы, следующие нормативно-правовые документы:

  1. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

  2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

30.09.1990г.

  1. Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.

  2. Положение о лагере дневного пребывания .

  3. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

  4. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

  5. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных

случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

  1. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

  2. Приказы Управления образования.

  3. Должностные инструкции работников.

  4. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

  5. Планы работы.


Распорядок дня летнего эколого - краеведческого лагеря

дневного пребывания «Пчелка»


Время

Мероприятия

9.00

Зарядка

9.15

«Совет отрядов» - утренняя линейка

9.30

Завтрак

10.00

Досугово - творческая деятельность (эколого-краеведческая деятельность, работа мастерских, беседы, игры, подготовка к концертам, поиск необходимой информации – учебно-исследовательская деятельность).

11.30

Спортивно-оздоровительный час

12.30

Обед

13.00

Час общения или досугово-творческая, просветительско-оздоровительная деятельность, общественно-полезная и трудовая деятельность.



14.00

Полдник

14.15

Итоги дня


Информационная карта программы


Приложение 1

Содержание программы «Пчелка» (03.06 – 21.06.15.)


День 1. «День открытия лагеря»:

  • Праздник «Пчелка встречает гостей!»;

  • Знакомство с законами лагеря (инструктаж);

  • Входное анкетирование «Что меня ожидает в лагере?»

  • Экологический ликбез «Экология как наука»;

  • «Веселыми тропинками лета» - конкурс отрядных уголков

  • (придумывание названия отряда, эмблемы, девиза, связанных с экологической тематикой, выбор лидера в каждом отряде).

День 2. «День Медика»

  • «В гостях у Айболита» - (медицинский осмотр - мой рост и мой вес);

  • Участие в акции «Чистый двор» (быстро уберем нашу территорию);

  • Конкурс «Ярмарка экологических идей»;

  • Игра по станциям «Экологическое путешествие» (спортивно-экологическое мероприятие).

  • Занятия в экологической школе безопасности

День 3. Всемирный день окружающей среды «Зеленые города. План для планеты!»

  • Посвящение в экологи, после проведения викторины «Знаешь ли ты, свой край?»;

  • Экологический «час» - «Экология как наука», просмотр к/ф на экологическую

тему.

  • Подвижная спортивная игра;

  • Трудовой десант на пришкольном участке «Цветник – дело общее»;

  • Конкурс экологических плакатов;

  • Экологический ликбез «Организм и среда. Экология родного края» (работа с мини-проектами «Экология родного края»).

День 4. «Тропою смелых»

  • Познавательно-развлекательная игра «Тропою смелых» (здоровье, соблюдение правил безопасности на природе, творческие конкурсы на развитие коммуникативных качеств);

  • Интеллектуальный конкурс «Экологический марафон «Красная книга Московской области»;

  • Работа на пришкольном участке по мини-исследованию «Растительность нашей местности»;

  • Виртуальное путешествие «Красная книга России» (мини-проекты).

День 5. «Денье леса»

  • Виртуальная экскурсия в лес «Многообразие растений нашей местности»;

  • Спортивная игра «Ботанический турнир»;

  • Интеллектуальный марафон «Флора и фауна Сергиево – посадского района»;

  • Викторина «Лес – богатство России»;

  • Конкурс «Лес и огонь» (правила пожарной безопасности в лесу);

  • Исследовательский мини-проект «Что будет, когда вырубят лес?».

День 6. День океанов

  • Экологический час «День рождения воды»

  • Экскурсия в «Эко-Парк Скитские Пруды»

  • Трудовой десант по очистке береговой линии пруда

  • Исследовательский мини-проект «Вода?».

  • Экологический десант «Сделаем улицы чище».

День 7. «День Музея»

  • Экскурсия в краеведческий музей (изучение фауны района);

  • Эколого-краеведческая игра «Паутина»;

  • Эстафеты «Весёлые старты»;

  • Исследовательская работа «Изучение экологического состояния улиц населённого пункта»;

День 8. «День древних сражений»

  • Конкурс «Наше поколение выбирает спорт и здоровье»;

  • Малые Олимпийские игры «Мы - будущие олимпийцы»;

  • Игра «Коробочные встречи;

  • Первенство лагеря по футболу «Золотая бутса»;

  • Исследовательский проект «Чистая окружающая среда – залог нашего крепкого здоровья»;

  • Выпуск отрядных газет «За здоровый образ жизни».

День 9. «День Воздуха»

  • Экологический час «Атмосфера – наше защитное покрывало»;

  • Лагерные соревнования по легкой атлетике;

  • Развлекательное мероприятие «Праздник воздушных шаров»;

  • Конкурс «Сказка на новый лад» (переделка сказки на экологическую тему);

  • Викторина «Что я знаю о воздушном покрывале»?

  • Экологическая акция «Цветник» (объяснить значение растений для атмосферы Земли).

День 10. «День творчества»

  • Интеллектуально-развлекательная игра «Счастливый случай» (экологическая тема, набирают баллы для «Спортлото»);

  • Спортивно-развлекательная игра «Спортлото»;

  • Экологический ликбез «Рациональное использование природных ресурсов»;

  • Исследовательский мини-проект. «Отходы в доходы, а не во вред природы»;

  • Ток-шоу. «Рациональное использование природных ресурсов». Конкурс экологической моды.

День11. «День животных»

  • Игровая спортивная программа «Зоологические забеги»;

  • Выставка поделок из природного материала «Съедобный зоопарк»;

  • Конкурс рисунков на асфальте на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

  • Проект «Заповедники и заказники Московской области»;

  • Экскурсия в парк «Скитские пруды»

День12. «День Нептуна»

  • Экологический десант - операция «Чистый берег» (по очистке прибрежной зоны Вифановские пруды)

  • Игра по маршруту «В поисках приключений» (эколого-краеведческий материал);

  • Спортивно-развлекательная игра «Морской бой»;

  • Исследовательский мини-проект «Вода в нашей жизни»;

  • Конкурс отрядных листовок «Чистая вода - залог крепкого здоровья».

День13. «День чудес»

  • Интеллектуальная командная игра «Полна чудес могучая природа»;

  • Экологический десант. Участок около школьного здания начальной школы.

Велогородок.

  • Конкурс творческих работ мастерских «Полна чудес – могучая природа»;

  • Исследовательский мини-проект «Зеленая аптека»;

  • Выпуск пресс-центром газеты «Чудеса вокруг нас» (о чудесах природы);

  • Познавательная игра «Аукцион народных мудростей о природе».

День14. «День экологических сказок»

  • Конкурс театральных постановок «Грибные сказки» сочинить и показать экологическую сказку, у которой уже есть начало. («Жила-была дружная семья оранжевых Лисичек, но однажды…»; «Родилась у грибного царя Подберёзовика 1 дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей…»);

  • Экологический конкурс «Грибной марафон»;

  • Виртуальное путешествие «Грибы – полезные и не очень. Грибы Сергиево - посадского района»;

  • Конкурс рисунков «Съедобные грибы» и «По грибочки в лес пойдем» (правила сбора грибов);

  • Мини-проекты «Почему в наших лесах стало меньше мухоморов?»

День15. «День приключений»

  • Викторина «По страницам великих путешествий»;

  • Спортивная акция «Дети против вредных привычек»;

  • Спортивное ориентирование на местности (Поиск клада);

  • Мини-проект «Курение и его влияние на окружающую среду»;

  • Конкурс отрядных газет на тему «Мы против вредных привычек».

День16. «День компаса»

  • Конкурс лидеров отрядов «Морская регата»;

  • Интеллектуальная игра «Путешествие по океанам и материкам» (экологические проблемы);

  • Экологический час «Глобальное потепление и его последствия»;

  • Спортивное мероприятие «Друзья».

День17. «День погоды»

  • Познавательная игра-путешествие «Экологическая кругосветка»;

  • Спортивно-развлекательное мероприятие «Краски радуги»;

  • Экологический «час» - «Погода и её предсказание. Народные приметы»;

  • Мини-исследование «Погода и её предсказание. Народные приметы. Почему они не сбываются?»;

  • Конкур рисунков «Солнечное лето».

День 18 «День экологическая тропа»

  • Экологический «час» ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ

  • Семейное соревнование «На экологической тропе»

  • Игра «На экологической тропе»

  • Фотовыставка «Увиденное а тропе»

День19. «День исследователей»

  • Учебно-исследовательская конференция «Зеленая планета» (проекты, выполненные в течение лагерной смены);

  • Шахматный и шашечный турниры «Зеленая ладья»;

  • Фотовыставка «Окно в природу родной земли»;

  • Выступление агитбригады «Мы на одной планете…».

День 20. «День природы родного края»

  • Экологическая игра по станциям «Край наш родной»; 

  • Экскурсия «Природа моего края». Тропою М.М. Пришвина

  • Выпуск пресс-центром итогового выпуска газеты «Юный эколог»;

  • Выставка творческих работ мастерских «Художники» природоохранной направленности «Очумелые ручки»;

  • Закрытие лагерной смены «До новых встреч» (концерт, итоговые отчеты отрядов).

  • Анкетирование детей и родителей. Мониторинг проведенных мероприятий.






































Литература

  1. Болотникова Н.В. «Занятия с использованием проектно-исследовательской деятельности». - Волгоград: Учитель, 2008

  2. В помощь организаторам летней оздоровительной работы. Метод материалы/ Под ред. В.Р.Попов, С.-П.: Комитет по делам молодежи физкультуры и спорта, 1999.

  3. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря М.: Московское городское педагогическое общество, 2000 .

  4. Габриелян А.Э. « Прикладная химия». - Москва: Просвещение, 2005.

  5. Информационно-методический сборник по итогам областного конкурса профильных лагерей по организации отдыха детей в государственных учреждениях социального обслуживания населения в каникулярный период 2008 года.- Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2008.

  6. Капустина Ю. «Детям до шестнадцати вход разрешён», Ярославль, 2004г.

  7. Лобачёва В.И. «Загородный летний лагерь», Москва, 2006 г.

  8. Летний отдых: идея – проект – воплощение: из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2002.

  9. 0 летнем отдыхе и не только. Сборник /Под ред. Ю.П. Кудинова. М: НИИ се­мьи, 1997

  10. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000.

  11. Проектирование летнего отдыха детей. Сборник. Н.Н., НГЦ , 2000 .

  12. Слуцкая Н.Б. «Нескучные каникулы», Ростов-на-Дону, 2004г.

  13. Титов С.В. «Ура, каникулы!», Москва, 2002г.

  14. Формирование нового содержания педагогического процесса в условиях вре­менного детского коллектива. Материал исследовательской работы педагогиче­ского коллектива детского лагеря «Стремительный».- Самара, 1997 .

  15. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья.-М.:Вентана-Граф, 2006.

























Приложение 1

Примерный план мини-исследований (на примере двух работ):

Исследовательская работа «Изучение экологического состояния улиц населённого пункта».

Цель: Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.

Оборудование: карта-схема населённого пункта, рулетка.

Задания:

  1. Ознакомьтесь с картой-схемой населённого пункта и определите маршруты исследований.

  2. Определите степень озеленённости по количеству деревьев и кустарников ( из расчёта 10 кв.м. на одного чел.) полученные данные занесите в таблицу.



Протяжённость

улицы



Количество

жителей


Деревья
Количество


Кустарники

Кол-во


Примечание












  1. Занесите на карту-схему расположение прудов, колодцев, колонок условными знаками.

  2. Сделайте вывод об экологическом состоянии улицы, населённого пункта.

  3. Дайте рекомендации по улучшению экологического и эстетического состояния улицы, населённого пункта.

  4. Что делаете вы и члены ваших семей для поддержания чистоты и порядка улицы?


Исследовательская работа «Вода в нашей жизни»

Цель: определить количество и качество потребляемой нами воды.

Задания:

  1. Дать краткую характеристику источника воды в вашем доме.

  2. Определить расход воды в доме в течение суток, а также общий расход на одного человека.

  3. Провести анализ качества питьевой воды, заполнить таблицу «Результаты анализа питьевой воды»

  4. Проанализировать, сколько воды утекает зря при нашей современной системе водопользования.

Приложение 2


Тропа доверия

Цель игры: гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней и способов ее конструктивного разрешения.

Категория участников: подростки 10–17 лет; В игре могут принимать участие одновременно от 25 до 75 человек, продолжительность: 1,5–2 часа.

Описание игры. На предварительном сборе участникам дается общая установка на игру, объясняются правила. Необходимо сформировать шесть команд, для этого каждому человеку предлагается взять карточку определенного цвета, а затем все цвета объединяются в группы, которым можно дать название.

Цель команд: пройти все этапы игры, набрать как можно больше баллов. Та команда, которая сделает это быстрее, дружнее и качественнее становится победителем. Затем командам выдаются маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения станций, и выставляются оценки. Станции должны находиться на достаточно отдаленном расстоянии.

На каждом этапе команды находятся 15–20 минут, время перехода не обозначается. На станциях ребята выполняют задания ведущего. Ведущий станции оценивает активность команды, ее сплоченность, конструктивность разрешения ситуации, правильность ответов по пятибалльной системе. Также могут даваться штрафные баллы за отставание некоторых участников от команды и неорганизованность, конфликтность в группе, нарушение правил выполнения задания. Штрафные баллы составляют разность оценочным при подсчете общего результата каждой команды. После прохождения всех станций командой подсчитываются баллы, победители награждаются грамотами и памятными призами.

Необходимые материалы: маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения командами станций; таблички с названиями станций:

«Ритмометр», «Кочки», «Монстры», «Преграда», «Трансформер», «Поводырь», «Скала»; 3 листа плотного картона; 2 веревки (2 м и 4 м); мел для асфальта; скотч; ножницы; призы и грамоты победителям.

Станция «Ритмометр»

Цель: отработка навыков скоординированности действий команды.

Форма проведения: Предварительно ведущий на асфальте чертит классики, в виде своеобразной лесенки. Участникам команды под счет ведущего предстоит проскакать эти классики, держась друг за друга, в виде цепочки, разрывать цепочку нельзя.

Станция «Трансформер»

Цель: развитие навыков невербального общения, межгруппового взаимодействия.

Форма проведения: ведущий предлагает участникам команды встать в круг и взять в руки веревку. Далее участникам команды предлагается без слов, из веревки сделать определенные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.).

Станция « Поводырь»

Цель: сформировать доверие к членам группы на телесном уровне, отработать навыки согласованности действий.

Форма проведения: участникам команды предлагается встать в колонну, друг за другом, закрыть глаза всем, кроме стоящего впереди колонны. Держась друг за друга, колонна должна передвигаться, преодолевая препятствия (огибая деревья, преодолевая барьеры и т. п.)

Станция «Кочки»

Цель: сформировать установки взаимосотрудничества, отработать навыки согласованности действий.

Форма проведения: На асфальте нарисованы две линии на расстоянии 5 м друг от друга. Расстояние между ними – это река. Задача команды – переправить всех участников на другой берег. Передвигаться можно только по трем кочкам. Дополнительные условия: на территории «реки» стоять

можно только на «кочке»; «кочку» можно передвигать только рукой, при этом опираться на землю другой рукой нельзя. Оцениваются точность и скорость переправы на другой берег, оригинальность найденного способа, а также дружность команды, способность конструктивно подходить к принятию общего решения, согласованность действий.

Станция «Монстры»

Цель: развитие чувства принадлежности к группе на уровне телесного контакта. Для успешного выполнения этого упражнения требуется проявить навыки сотрудничества в группе, конструктивное взаимодействие, согласованность действий.

Форма проведения: Команде предлагается пройти 25–30 метров таким образом, чтобы земли касалось только определенное количество ног. Это число рассчитывается по формуле: N = n – 3, где N – число ног, которые могут касаться земли, n – число людей в данной команде. Например, если в команде 10 человек, то им нужно пройти дистанцию на 7 ногах. Причем команда сама выбирает, каким способом она будет это делать. Оценивается дружность группы, согласованность ее действий, оригинальность в принятии решения.

Станция « Преграда»

Цель: развитие межгруппового единства, навыков работы в группе, умения принимать коллективное решение; сплочение команды.

Форма проведения: Ведущий натягивает веревку (необходимы два столба, дерева) на уровне талии участников команды. Команде нужно прой ти под веревкой, не задев ее; нельзя касаться земли руками. На втором этапе задание усложняется – веревка опускается вниз до уровня колен участников. Все участники команды могут помогать друг другу.

Станция «Скала»

Цель: данное упражнение развивает навыки поддержки в группе; сплочение команды.

Форма проведения: Участникам предлагается встать на бревно или скамью, взявшись под руки. Крайний участник должен переправиться на другой конец цепи с помощью остальных участников скалы (при этом они могут помогать только поддерживанием). Падение со скамьи несет команде

штрафные баллы. Таким образом, на другой конец цепи постепенно должны переправиться все участники команды.

Ожидаемый профилактический эффект игры заключается в выработке навыков сотрудничества, согласованности действий, невербального общения, межгруппового взаимодействия, конструктивного разрешения спорных ситуаций, что позволяет гармонизировать межличностные отношения в группе и, в конечном итоге, является фактором защиты личности каждого подростка.

Подводя итоги, стоит отметить, что представленные выше подходы к профилактической деятельности построены на понимании того факта, что асоциальные формы поведения чаще всего возникают у личностей, имеющих трудности в совладении со стрессом, противостоянии групповому давлению, низкими коммуникативными способностями, слабо развитыми навыками принятия решений и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Задача специалистов, работающих в области профилактики, на наш взгляд, состоит в том, чтобы помочь подросткам и молодым людям справиться с внешними и внутренними конфликтами, путем актуализации и развития у них позитивных личностных качеств. Решению данной задачи способствует применение специалистами разнообразных методов социально–психологической работы, соответствующей возрастным и личностным особенностям молодых людей. В данном параграфе были представлены такие формы групповой работы как психологический тренинг и маршрутная игра. Данные формы работы отличаются эмоциональностью, активным взаимодействием участников между собой и соответствуют возрастным особенностям подростко.


Приложение 3

Правила поведения на экологической тропе


  1. Ни в коем случае не сходить с тропы!

  2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

  3. Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.

  4. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъём и вдохновение.

  5. На тропе разрешается охота только на комаров и клещей.

  6. Не сорите на тропе – вы не последние посетители.

  7. Не ломай ветки деревьев и кустарников.

  8. Не повреждай кору деревьев.

  9. Не собирай березовый сок. Помни, что это вреди дереву.

  10. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

  11. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.

  12. Съедобные ягоды, орехи, собирай так, чтобы не повредить веток.

  13. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

  14. Не обрывай в лесу паутину, не убивай пауков.

  15. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.

  16. Не разоряй гнезда шмелей.

  17. Не разоряй муравейник.

  18. Береги лягушек, жаб и головастиков.

  19. Не убивай змей, даже ядовитых.

  20. Не лови диких животных и не уноси их домой.

  21. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.

  22. Не разоряй птичьи гнезда.

  23. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

  24. Не лови здоровых птиц и не уноси их домой. Детенышей животных тоже. В природе о них позаботятся взрослые животные.

  25. В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения.

  26. Не шуми в лесу, парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам услышишь и увидишь гораздо меньше.

  27. Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.

  28. Не оставляй в лесу, парке, у реки, на лугу мусора. Никогда не выбрасывали мусор в водоемы.

ПОМНИТЕ! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2-х лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.


Приложение 4

Сценарий семейных соревнований «На экологической тропе»

Уважаемые родители и ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.

Во время следования по экологической тропе будет проходить экологический десант по сбору мусора. Лучшие сборщики будут награждены.

На игровой поляне пройдут спортивные игры. Победители также будут награждены.

Итак, наш праздник начинается с экологических «кричалок».

(Лучшие экологические «кричалки» отмечаются баллами). Приложение 2

Порядок выхода на экологическую тропу определяется результатами ответов на экологический тест. Та семейная команда, которая быстрее всех и правильно справилась с заданием, первой выходит на экологическую тропу.

Вопросы экологического теста:

1. Зачем зайцу большие уши?

Варианты ответов:

а) чтобы лучше слышать;

б) для торможения на повороте;

в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ).

2. Зачем страус голову в песок прячет?

Варианты ответов:

а) от страха;

б) разыскивает пищу;

в) освобождается от паразитов (засунет в горячий песок и ждёт сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты).

3. Почему у дятла мозги целы?

Варианты ответов:

а) мозги маленькие;

б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом – амортизаторы – пружинистая хрящевая ткань);

в) череп очень крепкий.

4. Почему дрожит мышка?

Варианты ответов:

а) боится кошки;

б) проветривает шкурку;

в) греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются);

5. Зачем белке хвост?

Варианты ответов:

а) чтобы греться;

б) для красоты;

в) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой звук от фортепьянного концерта до крика зайца).

Педагог:

- Прошу капитанов семейных команд получить маршрутные листы и пакеты для мусора.

- Удачи вам в игре (команды уходят на экологическую тропу)!


Игра «На экологической тропе»

1. Станция - болото.

Станция расположена на осушенном участке болота. Участники команд отвечают на вопросы:

- роль болот в природе;

- причины заболачивания;

- назвать растения, растущие на болотах;

- назвать животных, живущих на болотах.

2. Станция – луг.

Станция расположена на пойменном лугу. Цветной разметкой выделяется участок размером 1м2 с характерной луговой растительностью. Участки команды получают 1 балл за каждые пять правильно названных растений.

3. Станция – обрыв.

Станция расположена у основания обрыва с четко выраженными почвенными горизонтами. Семейная команда выполняет следующие задания:

- назвать почвенные горизонты;

- определить тип почвы;

- определить механический состав почвы.

4. Станция – птицы.

Обучающиеся определяют названия птиц, обитающих в нашей местности по фотографиям (сорока, синица, чечётка, свиристель, щегол, сова).

5. Станция - речное русло.

Станция расположена на берегу реки. Обучающиеся выполняют следующие задания:

- определить правый и левый берег реки;

- определить ширину реки;

- определить скорость течения;

- назвать животных, обитающих в реке.

6. Станция – муравейник.

Станция расположена в лесу возле муравейника. Обучающиеся отвечают на следующие вопросы:

- назвать жителей муравейника;

- какого типа ротовой аппарат у муравья?;

- где у муравья находится жало?;

- где зимуют муравьи?;

- какую пользу и вред приносят муравьи?

7. Станция – сосна.

Станция расположена у молодой, 10-15-летней, сосны. Команда выполняет следующие задания:

- определить возраст сосны;

- определить стороны горизонта.

8. Станция - хвойные породы деревьев.

Станция расположена в лесу, у хвойного дерева. Кроме этого, приготовлены веточки недостающих хвойных пород (кедр, сосна, лиственница, ель, пихта). Команда определяют породу хвойного дерева по веточкам.

9. Станция – костер.

Станция находится на лесной поляне. Командам необходимо выполнить следующие задания:

- ответить на вопросы о правилах разведения костра;

- развести костер на время, используя минимум спичек.

10. Станция – грибы.

Станция находится на финише. Необходимо определить съедобные и ядовитые грибы и дать их названия по карточкам с изображением шляпочных грибов.

Список литературы

  1. Гуленкова, М. А.Изучать природу надо в природе [Текст] / М. А. Гуленкова // Биология в школе. – 2008. - №3.

  2. Демидов, В. А. Экологическая тропа [Текст] / В. А. Демидов // Биология в школе. – 1996.- №3.

  3. Мыцына, Л. В. Путешествие по «Экологической тропе» [Текст] / Л. В. Мыцына // Классный руководитель. 2008. - №3.

  4. Рогозина, Н. П. Организация работы на экологической тропе [Текст] / Н. П. Рогозина, О. Н. Волкова // Биология в школе. - 2009. - №7.

  5. Самарина, И. А. Программа «На экологической тропе» [Текст] / И. А. Самарина // Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2008. - №1.


Приложение 1

Маршрутный лист экологической тропы

Семья _______________________

Количество участников семейной команды__________

Название станции

Очки

Роспись

судьи

Призовые очки 30 баллов

штраф

Примечание

Роспись


Линейка






1

Болото






2

Луг






3

Обрыв






4

Птицы






5

Речное русло






6

Муравейник






7

Сосна






8

Хвойные деревья






9

Костер






10

Грибы






11

Экологическая акция






Общее количество баллов


Общее количество штрафных баллов


Общий результат


Главный судья _________________

Приложение 2

Примеры экологических «кричалок»

  1. Экология, друзья, наука очень нужная,

  2. Без неё ты ни за грош в этой жизни пропадёшь.

  3. Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья!

  4. Дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

5. Береги природу, друг,

И красиво будет всё вокруг!

  1. Ты люби природу, лес,

Вырастет он до небес!

7. Бим-бом, бим-бом, природа – это наш общий дом!

8. 1, 2, 3, 4 – будем жить с природой в мире.

5, 6, 7, 8 – о ней заботиться мы просим.

9. Человек знать обязан, кто, как, с кем в природе связан,

Чтоб случайно, иногда ей не принести вреда!

Приложение 5

Экологическая тропа кабинета биологии

Местонахождение тропы: 2 этаж, кабинет биологии № 22 МБОУ «СОШ№14»

Станции экологической тропы:

- станция 1. Берегите электричество!

- станция 2. Всё о комнатных растениях!

- станция3. Что нужно знать о мебели!

- станция 4. Важное значение имеет освещение!

- станция 5. Проветривание помещения просто необходимо!

- станция 6. Комнатная пыль – враг №1!

- станция 7. Сменная обувь сохранит ваше здоровье!

- станция 8. Вода – наше богатство! Учись беречь воду!

- станция 9. Что такое гигиена!

- станция 10. Мусорная корзина и её обитатели!

- станция 11. Станция пожарной безопасности! И т. д.

При проведении экскурсий необходимо учитывать возраст детей. Это важно при подборе дополнительного материала и практических заданий. Особый интерес вызывают экологические задачи, игровые ситуации, использование пословиц, поговорок и загадок. Здесь возможно проведение конкурсов рисунков, плакатов, презентаций по темам станций экскурсий.

На определённых станциях можно использовать и встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий. Например, пригласить для беседы с детьми поселкового фельдшера, пригласить пожарного, чтобы он рассказал о профессии пожарника, организовать экскурсию на водоканал и т.д. Экскурсию можно проводить по всем станциям в один приём, можно использовать только работу на одной станции, приурочив материал к событию или дате. Например, 15 октября, в День чистых рук, проходит практическое занятие на станции №9 «Что такое гигиена»; материал станции №8 «Вода – наше богатство! Учитесь беречь воду!» хорошо подойдёт для экскурсии в День воды, который проходит в марте; 7 апреля, в День здоровья, возможно использование материалов многих станций и т.д. Пригласив ребят на станцию №2 «Всё о комнатных растениях», можно организовать практические занятия по уходу за комнатными растениями, организовать выставку и обзор книг о комнатных растениях, если есть возможность, организовать работу с определителями комнатных растений в кабинете не только биологии, но и в других кабинетах школы. Здесь уместен материал о лекарственных свойствах комнатных растений, о которых мы не часто говорим.

Старшеклассники выступают в роли экскурсоводов, организаторов игр и конкурсов. Для подбора материала возможно использование методических журналов, методических разработок, материалов периодической печати и материалов Интернета. Количество станций, их название и назначение, конечно, может быть и другим, всё зависит от нашей заинтересованности и фантазии.

Приложение 6

ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА АКТИВНОСТИ УЧАСТНИКА

Фамилия Имя Отчество ____________________________________________



День

Виды деятельности

Трудов

ой

десант

Экскур-

сии

Экологиче

ский час

Творческая

Лаборат

ория

Спортивно-

оздоровител.

меропрития

Интел

лектуальные игры

Развлекатепь

ные

мероприятия

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








12








13








14








15








16








17








18








19








20








21









25