Аннотация
рабочей программы учебного предмета «Литература» в 10 классе
на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программы основного общего образования НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ», примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 10-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Русское слово, 2020). Рабочая программа по литературе для 10 класса ориентирована на изучение предмета на углублённом уровне.
Цели учебного предмета:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи:
формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
осваивание теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, количества уроков развития речи, внеклассного чтения, контрольных работ, тестов, КТП.
Срок реализации программы 1 год. Рабочая программа составлена на 170 часов (5 часов в неделю), соответствует учебному плану НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» на 2022-2023 уч. год.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
входной контроль (входная контрольная работа);
текущий (контрольная работа, сочинение, тестирование);
промежуточный (по итогам года);
Форма промежуточной аттестации:
Разработчик аннотации учитель русского языка и литературы Клекта Л.Н.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программы основного общего образования НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ», примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 10-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Русское слово, 2020). Рабочая программа по литературе для 10 класса ориентирована на изучение предмета на углублённом уровне.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
«Литература 10 класс» для общеобразовательных организаций в двух частях, составители: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, - Москва, «Русское слово», 2018г. Учебник полностью соответствует программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев.
Выбор данной авторской программы и учебника обусловлен основной образовательной программой основного общего образования НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ».
В соответствии с ФГОС СОО и ООП НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП СОО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты, в том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности».
Изучение литературы в старшей школе на углубленном уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
- формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
- осваивание теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
- использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Межпредметные связи осуществляются посредством опоры данного предмета на русский язык, историю.
Формы контроля знаний, умений, навыков (детально приводится в КТП):
- входной контроль (входная контрольная работа);
- текущий (контрольная работа, тестирование, сочинение).
Формы промежуточной аттестации:
- итоговая контрольная работа.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Углублённый уровень изучения литературы в 10 классе предполагает достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты обучения:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
- эстетическое отношение к миру;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения:
учащиеся должны знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
3.Содержание учебного предмета «Литература»
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (12 часов)
А.С. ПУШКИН 5ч.
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник». Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр. Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ 3ч.
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ 4ч
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (157 часов)
Русская литература второй половины XIX века 2 ч.
Ф.И. ТЮТЧЕВ 7ч.
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.Н. ОСТРОВСКИЙ 13ч.
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. ГОНЧАРОВ 13ч.
Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова ». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж.Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. ТУРГЕНЕВ 17ч.
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.А. НЕКРАСОВ 17ч.
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, ЕрмилГирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
А.А. ФЕТ 7 ч.
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
А.К. ТОЛСТОЙ 6 ч.
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной » лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ 5 ч.
Роман «Что делать? (обзор).
«Новые люди» и теория разумного эгоизма. Глава «Четвертый сон Веры Павловны». Образное и сюжетное своеобразие романа.
Опорные понятия: ложная интрига, литературная утопия.
Н.С. ЛЕСКОВ 6 ч.
Повесть «Очарованный странник ». Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН 12 ч.
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрыйпискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ 12 ч.
Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Л.Н. ТОЛСТОЙ 26 ч.
Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир »; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
А.П. ЧЕХОВ 14 ч.
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.
Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».
Ведущая технология преподавания – технология развития критического мышления через чтение и письмо, метод проблемного обучения. Рабочая программа предусматривает организацию различных форм работы с учащимися: индивидуальных, групповых, фронтальных коллективных, парных через проектную, исследовательскую деятельность. Предполагается проведение различных видов занятий: урок – лекция, урок – игра, урок- исследование, урок развития речи, урок-зачет, тестирование, практикум, урок-конференция, урок-семинар и др.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Разделы программы | Всего часов | Контроль знаний |
В том числе контрольных работ | В том числе развитие речи | |
1. | Введение | 1 | - | - | |
2. | Русская литература первой половины X IX века | 12 | 1 | 2 | |
3. | Русская литература второй половины X IX века | 157 | 1 | 22 | |
4. | Итого | 170 | 2 | 24 | |
5. Календарно – тематическое планирование
| | |
Часов | | Название темы/урока |
План | Факт | |
1 | | Введение |
01.09 | | «Прекрасное начало» (к истории русской литературы XIX века) |
5 | | Русская литература первой половины XIX века. А.С.Пушкин. |
02.09 | | Основные этапы творческой биографии и особенности мировоззрения». Анализ стихотворения «Воспоминание в царском селе. |
05.09 | | Годы странствий. Анализ стихотворения «К морю». |
06.09 | | Муза пламенной сатиры. «К Чаадаеву», «Пророк». |
07.09 | | Поэма «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства |
08.09 | | Творческая работа по поэме «Медный всадник» |
3 | | М.Ю. Лермонтов |
09.09 | | Личность и творчество М.Ю. Лермонтова. Драматичная судьба лермонтовского поколения. «Пророк», «Поэт», |
12.09 | | Требовательная любовь «Выхожу один я на дорогу». Особенности богоборческой темы в поэме «Демон» (перекличка основных мотивов с лирикой поэта). |
13.09 | | Р.Р. Лингвистический анализ текста . «Демон» Тема одиночества в лирике Лермонтова. |
4 | | Н.В. Гоголь |
14.09 | | Гоголевский период в русской литературе. Основные этапы творческого пути писателя. |
15.09 | | Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя («Нос», «Невский проспект») |
16.09 | | Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. «Невский проспект». |
19.09 | | Входная контрольная работа. |
2 | | Русская литература второй половины XIX века |
20.09 | | Литература и журналистика 1860-1880-х годов. |
21.09 | | Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века и демократические тенденции в русской культуре. |
7 | | Ф.И.Тютчев |
22.09 | | Личность Ф. И. Тютчева. «Лирика второй половины XIX в. Творчество Ф.И. Тютчева. |
23.09 | | «Мыслящая поэзия» Ф. И. Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. |
26.09 | | Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. |
27.09 | | Тема Родины в лирике Тютчева. «Умом Россию не понять». |
28.09 | | Драматизм звучания любовной лирики Ф. И. Тютчева: «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас — и всё былое…» и др. |
29.09 | | Р.Р. Письменная работа по лирике Ф. И. Тютчева. |
30.09 | | Р.Р. Письменная работа по лирике Ф. И. Тютчева. |
13 | А.Н. Островский. |
03.10 | | А.Н. Островский. «Драматург на все времена». |
04.10 | | Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтёмся». |
05.10 | | Конфликт между властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики пьесы «Свои люди — сочтёмся». |
06.10 | | Своеобразие конфликта драмы «Гроза». |
07.10 | | Изображение «затерянного мира»: город Калинов и его обитатели. Роль второстепенных и внесценических персонажей. |
10.10 | | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. |
11.10 | | Р.Р. Сравнительная характеристика Катерины и Кабанихи. |
12.10 | | Трагедия совести и её разрешение в пьесе. |
13.10 | | Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». |
14.10 | | Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. |
17.10 | | «Гроза» в русской критике. |
18.10 | | Р.Р. Сочинение по творчеству А. Н. Островского |
19.10 | | Р.Р. Сочинение по творчеству А. Н. Островского |
13 | И.А.Гончаров |
20.10 | | Знакомство с биографией И. А. Гончарова. |
21.10 | | История создания романа «Обломов». |
24.10 | | Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. |
25.10 | | Р.Р. Обучение анализу эпизода «Сон Обломова». План анализа эпизода. |
26.10 | | Внутренняя противоречивость натуры героя, соотнесённость его с другими персонажами. |
27.10 | | Обломов и Штольц. |
28.10 | | Что перевешивает в авторском взгляде на историю: правда Штольца или правда Обломова? |
07.11 | | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. |
08.11 | | Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и его воплотившийся идеал: Агафья Пшеницына. |
09.11 | | Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». |
10.11 | | Роман «Обломов» в русской критике. |
11.11 | | Р.Р. Сочинение по творчеству И. А. Гончарова. |
14.11 | | Р.Р. Сочинение по творчеству И. А. Гончарова. |
17 | | И.С.Тургенев |
15.11 | | И.С. Тургенев. Основные факты жизни и творчества. |
16.11 | | Отражение различных начал русской жизни в творчестве И.С.Тургенева. |
17.11 | | Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. |
18.11 | | Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» повествования. |
21.11 | | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. |
22.11 | | Споры Базарова и Павла Кирсанова. |
23.11 | | Р.Р. Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова. |
24.11 | | Базаров и его мнимые последователи. |
25.11 | | Неизбежность расставания Базарова и Аркадия Кирсанова. |
28.11 | | Любовная линия и её место в общей проблематике романа. |
29.11 | | Базаров и Одинцова. |
30.11 | | Философские итоги романа. |
01.12 | | Смысл названия. Русская критика о романе и его герое (Д. И. Писарев, Н. Н. Страхов, М. А. Антонович). |
02.12 | | Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. |
05.12 | | Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений (3–4 стихотворения по выбору). |
06.12 | | Р.Р. Сочинение по творчеству И. С. Тургенева. |
07.12 | | Р.Р. Сочинение по творчеству И. С. Тургенева. |
17 | | Н.А.Некрасов. |
08.12 | | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). |
09.12 | | «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. |
12.12 | | Гражданские мотивы в лирике поэта. |
13.12 | | Диалог двух мировоззрений в стихотворении «Поэт и Гражданин». Взгляды на поэта и назначение поэзии в лирике Н. А. Некрасова. |
14.12 | | «Поэзия» и «проза» любовных отношений в «панаевском цикле». |
15.12 | | Художественное своеобразие лирики Н. А. Некрасова. |
16.12 | | Р.Р. Письменная работа по лирике Н. А. Некрасова. |
19.12 | | Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. |
20.12 | | Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета. |
21.12 | | Стихия народной жизни и её яркие представители в поэме (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). |
22.12 | | Карикатурные образы помещиков- «последышей». |
23.12 | | Тема женской доли в поэме «Кому на Руси жить хорошо». |
26.12 | | Образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». |
27.12 | | Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. |
09.01 | | Проблема счастья и её решение в поэме Н. А. Некрасова. |
10.01 | | Р.Р. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова. |
11.01 | | Р.Р. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова. |
7 | | А.А.Фет. |
12.01 | | Личность, судьба и творчество А. А. Фета. |
13.01 | | Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета. |
16.01 | | Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы в лирике А. А. Фета. |
17.01 | | Природа и человек в лирике Фета. Анализ стихотворений. |
18.01 | | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А. А. Фета. |
19.01 | | Р.Р. Письменная работа по лирике А. А. Фета |
20.01 | | Р.Р. Письменная работа по лирике А. А. Фета |
6 | | А.К.Толстой. |
23.01 | | А.К. Толстой — человек и поэт. |
24.01 | | Жанрово-тематическое богатство творчества: многообразие лирических мотивов. Своеобразие лирического героя. |
25.01 | | Романтический колорит интимной лирики А. К. Толстого. |
26.01 | | Отражение в интимной лирике Толстого идеальных устремлений художника. |
27.01 | | Обращение А. К. Толстого к историческому песенному фольклору и политической сатире. |
30.01 | | Р.Р. Письменная работа по лирике А. К. Толстого |
5 | Н.Г.Чернышевский. |
31.01 | | Личность Н. Г. Чернышевского. Общая характеристика романа «Что делать?» (обзор содержания). |
01.02 | | «Что делать?» как реалистический роман и как социальная утопия. Полемика вокруг романа «Что делать?» |
02.02 | | Образ Веры Павловны («новая женщина» и её искания). |
03.02 | | «Новые» люди в романе: Лопухов и Кирсанов. |
06.02 | | Теория «разумного эгоизма» как важнейшая составляющая авторской концепции переустройства России. «Особенный человек»: образ Рахметова. Образ автора в романе «Что делать?» |
6 | | Н.С.Лесков. |
07.02 | | Краткий очерк жизни и творчества Н. С. Лескова. |
08.02 | | Повесть «Очарованный странник». |
09.02 | | Сюжет повести, её национальный колорит. Образ Ивана Флягина. |
10.02 | | Смысл названия повести «Очарованный странник». Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести. |
13.02 | | Р.Р. Письменная работа по творчеству Н. С. Лескова. |
14.02 | | Р.Р. Письменная работа по творчеству Н. С. Лескова. |
12 | М.Е.Салтыков-Щедрин. |
15.02 | | Личность и творческая индивидуальность М. Е. Салтыкова-Щедрина. |
16.02 | | «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве писателя. |
17.02 | | Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. |
20.02 | | Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. |
21.02 | | Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. |
22.02 | | Приёмы сатирического воссоздания действительности в сказках. |
27.02 | | Р.Р. Письменная работа по сказкам Салтыкова-Щедрина. |
28.02 | | «История одного города»: замысел, композиция, жанр. |
01.03 | | Сатирический характер повествования: «Опись градоначальникам». |
02.03 | | Выборочный анализ глав романа «История одного города» («Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение» и др.). |
03.03 | | Р.Р. Сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина. |
06.03 | | Р.Р. Сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина. |
12 | | Ф.М.Достоевский. |
07.03 | | Ф.М. Достоевский. Личность писателя, основные факты его жизни и творчества. |
09.03 | | Ф.М.Достоевский. Замысел романа о «гордом человеке». «Преступление и наказание». |
10.03 | | Мир «униженных и оскорблённых»: Раскольников в мире бедных людей. |
13.03 | | Бунт личности против жестоких законов социума. |
14.03 | | Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов). |
15.03 | | Принцип полифонии в раскрытии философской проблематики романа. |
16.03 | | Раскольников и «вечная Сонечка». |
17.03 | | Р.Р. Сочинение «Нравственно-философский смысл преступления и наказания Раскольникова». |
20.03 | | Роль эпилога в раскрытии авторского замысла. |
21.03 | | Смысл названия романа «Преступление и наказание». |
22.03 | | Р.Р. Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского. |
23.03 | | Р.Р. Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского. |
26 | | Л.Н.Толстой. |
24.03 | | Л.Н. Толстой. Личность писателя, основные этапы его жизненного и творческого пути. |
03.04 | | Л.Н. Толстой. Личность писателя, основные этапы его жизненного и творческого пути. |
04.04 | | Авторский замысел и история создания романа «Война и мир». |
05.04 | | Жанрово-тематическое своеобразие романаэпопеи (многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и др.). |
06.04 | | Критическое изображение высшего света, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. |
07.04 | | Критическое изображение высшего света, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. |
10.04 | | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова. |
11.04 | | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова. |
12.04 | | Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». |
13.04 | | Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». |
14.04 | | Настоящая жизнь людей в понимании Л. Н. Толстого. |
17.04 | | Образы Наташи Ростовой и княжны Марьи. |
18.04 | | Р.Р. Творческая работа. Анализ эпизода романа. |
19.04 | | Тема войны и «мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. |
20.04 | | Тема войны и «мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. |
21.04 | | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. |
24.04 | | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. |
25.04 | | Образ «дубины народной войны» в романе. |
26.04 | | Образы Тихона Щербатова и Платона Каратаева — двух типов народно-патриотического сознания. |
27.04 | | Образы Тихона Щербатова и Платона Каратаева — двух типов народно-патриотического сознания. |
28.04 | | Эпилог романа (часть 1) и «открытость» толстовского эпоса. |
02.05 | | Философская проблематика романа. |
03.05 | | Р.Р. Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого. |
04.05 | | Р.Р. Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого. |
05.05 | | Анализ ошибок, допущенных в творческой работе. |
10.05 | | Итоговая контрольная работа. |
14 | А.П.Чехов. |
11.05 | | А.П. Чехов. Личность писателя, основные факты его жизни и творчества. |
12.05 | | Сюжеты, темы и проблемы чеховских рассказов. |
15.05 | | Тема пошлости и обывательщины в рассказах «Палата № 6», «Ионыч». |
16.05 | | Проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Рассказ «Студент». |
17.05 | | Р.Р. Творческая работа. Анализ рассказа А. П. Чехова. |
18.05 | | Особенности конфликта и сюжетного действия в комедии «Вишнёвый сад». |
19.05 | | Особенности конфликта и сюжетного действия в комедии «Вишнёвый сад». |
22.05 | | Бывшие хозяева сада — Гаев и Раневская. |
23.05 | | Особенности разрешения конфликта в пьесе. Новый хозяин сада. Тема будущего. |
24.05 | | Новаторство Чехова-драматурга. |
25.05 | | Лирическое и драматическое начала в пьесе. Символика пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции. |
26.05 | | Р.Р. Сочинение по творчеству А. П. Чехова |
29.05 | | Р.Р. Сочинение по творчеству А. П. Чехова |
30.05 | | Обобщение по курсу. Гуманистический пафос, патриотизм, всечеловечность русской |
| | |