СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литература" 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литература" 10 класс»

Аннотация

рабочей программы учебного предмета «Литература» в 10 классе

на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программы основного общего образования НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ», примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 10-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Русское слово, 2020). Рабочая программа по литературе для 10 класса ориентирована на изучение предмета на углублённом уровне.

Цели учебного предмета:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

  • формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;

  • осваивание теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

  • использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, количества уроков развития речи, внеклассного чтения, контрольных работ, тестов, КТП.

Срок реализации программы 1 год. Рабочая программа составлена на 170 часов (5 часов в неделю), соответствует учебному плану НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» на 2022-2023 уч. год.

Формы контроля знаний, умений, навыков: 

  • входной контроль (входная контрольная работа);

  • текущий (контрольная работа, сочинение, тестирование);

  • промежуточный (по итогам года);

Форма промежуточной аттестации:

  • итоговая контрольная работа.

Разработчик аннотации учитель русского языка и литературы Клекта Л.Н.


1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программы основного общего образования НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ», примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 10-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Русское слово, 2020). Рабочая программа по литературе для 10 класса ориентирована на изучение предмета на углублённом уровне.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

«Литература 10 класс» для общеобразовательных организаций в двух частях, составители: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, - Москва, «Русское слово», 2018г. Учебник полностью соответствует программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев.

Выбор данной авторской программы и учебника обусловлен основной образовательной программой основного общего образования НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ».

В соответствии с ФГОС СОО и ООП НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП СОО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты, в том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности».

Изучение литературы в старшей школе на углубленном уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

- формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;

- осваивание теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

- использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Межпредметные связи осуществляются посредством опоры данного предмета на русский язык, историю.

Формы контроля знаний, умений, навыков (детально приводится в КТП):

- входной контроль (входная контрольная работа);

- текущий (контрольная работа, тестирование, сочинение).

Формы промежуточной аттестации:

- итоговая контрольная работа.


2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Углублённый уровень изучения литературы в 10 классе предполагает достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты обучения:

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;

- эстетическое отношение к миру;

- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты обучения:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты обучения:

учащиеся должны знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.

Учащиеся должны уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

- писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


3.Содержание учебного предмета «Литература»

ВВЕДЕНИЕ       (1 час)                 

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (12 часов)

А.С. ПУШКИН 5ч.

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».     Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр. Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ 3ч.

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик»,  «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).

Н.В. ГОГОЛЬ 4ч

Повести: «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).

Литература второй половины XIX века

Введение

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (157 часов)

Русская литература второй половины XIX века 2 ч.

Ф.И. ТЮТЧЕВ 7ч.

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

 «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

А.Н. ОСТРОВСКИЙ 13ч.

Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

И.А. ГОНЧАРОВ 13ч.

Роман «Обломов».  Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова ». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж.Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

И.С. ТУРГЕНЕВ 17ч.

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Н.А. НЕКРАСОВ 17ч.

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, ЕрмилГирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

А.А. ФЕТ 7 ч.

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

А.К. ТОЛСТОЙ 6 ч.

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной » лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ 5 ч.

Роман «Что делать? (обзор).

«Новые люди» и теория разумного эгоизма. Глава «Четвертый сон Веры Павловны». Образное и сюжетное своеобразие романа.

Опорные понятия: ложная интрига, литературная утопия.

Н.С. ЛЕСКОВ 6 ч.

Повесть «Очарованный странник ».  Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН 12 ч.

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

 «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрыйпискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ 12 ч.

Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Л.Н. ТОЛСТОЙ 26 ч.

Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир »; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы»,  повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

А.П. ЧЕХОВ 14 ч.

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.

Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».

Ведущая технология преподавания – технология развития критического мышления через чтение и письмо, метод проблемного обучения. Рабочая программа предусматривает организацию различных форм работы с учащимися: индивидуальных, групповых, фронтальных коллективных, парных через проектную, исследовательскую деятельность. Предполагается проведение различных видов занятий: урок – лекция, урок – игра,  урок- исследование,  урок развития речи, урок-зачет, тестирование, практикум, урок-конференция, урок-семинар и др.


4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Разделы программы

Всего часов

Контроль знаний

В том числе контрольных работ

В том числе развитие речи


1.

Введение

1

-

-


2.

Русская литература первой половины X IX века

12


1

2


3.

Русская литература второй половины X IX века

157

1

22


4.

Итого


170

2

24



5. Календарно – тематическое планирование




Часов


Название темы/урока

План

Факт


1


Введение

01.09


«Прекрасное начало» (к истории русской литературы XIX века)

5


Русская литература первой половины XIX века. А.С.Пушкин.

02.09


Основные этапы творческой биографии и особенности мировоззрения». Анализ стихотворения «Воспоминание в царском селе.

05.09


Годы странствий. Анализ стихотворения «К морю».

06.09


Муза пламенной сатиры. «К Чаадаеву», «Пророк».

07.09


Поэма «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства

08.09


Творческая работа по поэме «Медный всадник»

3


М.Ю. Лермонтов

09.09


Личность и творчество М.Ю. Лермонтова. Драматичная судьба лермонтовского поколения. «Пророк», «Поэт»,

12.09


Требовательная любовь «Выхожу один я на дорогу». Особенности богоборческой темы в поэме «Демон» (перекличка основных мотивов с лирикой поэта).

13.09


Р.Р. Лингвистический анализ текста . «Демон» Тема одиночества в лирике Лермонтова.

4


Н.В. Гоголь

14.09


Гоголевский период в русской литературе. Основные этапы творческого пути писателя.

15.09


Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя («Нос», «Невский проспект»)

16.09


Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. «Невский проспект».

19.09


Входная контрольная работа.

2


Русская литература второй половины XIX века

20.09


Литература и журналистика 1860-1880-х годов.

21.09


Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века и демократические тенденции в русской культуре.

7


Ф.И.Тютчев

22.09


Личность Ф. И. Тютчева. «Лирика второй половины XIX в. Творчество Ф.И. Тютчева.

23.09


«Мыслящая поэзия» Ф. И. Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность.

26.09


Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.

27.09


Тема Родины в лирике Тютчева. «Умом Россию не понять».

28.09


Драматизм звучания любовной лирики Ф. И. Тютчева: «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас — и всё былое…» и др.

29.09


Р.Р. Письменная работа по лирике Ф. И. Тютчева.

30.09


Р.Р. Письменная работа по лирике Ф. И. Тютчева.

13

А.Н. Островский.

03.10


А.Н. Островский. «Драматург на все времена».

04.10


Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтёмся».

05.10


Конфликт между властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики пьесы «Свои люди — сочтёмся».

06.10


Своеобразие конфликта драмы «Гроза».

07.10


Изображение «затерянного мира»: город Калинов и его обитатели. Роль второстепенных и внесценических персонажей.

10.10


Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.

11.10


Р.Р. Сравнительная характеристика Катерины и Кабанихи.

12.10


Трагедия совести и её разрешение в пьесе.

13.10


Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством».

14.10


Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.

17.10


«Гроза» в русской критике.

18.10


Р.Р. Сочинение по творчеству А. Н. Островского

19.10


Р.Р. Сочинение по творчеству А. Н. Островского

13

И.А.Гончаров

20.10


Знакомство с биографией И. А. Гончарова.

21.10


История создания романа «Обломов».

24.10


Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

25.10


Р.Р. Обучение анализу эпизода «Сон Обломова». План анализа эпизода.

26.10


Внутренняя противоречивость натуры героя, соотнесённость его с другими персонажами.

27.10


Обломов и Штольц.

28.10


Что перевешивает в авторском взгляде на историю: правда Штольца или правда Обломова?

07.11


Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

08.11


Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и его воплотившийся идеал: Агафья Пшеницына.

09.11


Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».

10.11


Роман «Обломов» в русской критике.

11.11


Р.Р. Сочинение по творчеству И. А. Гончарова.

14.11


Р.Р. Сочинение по творчеству И. А. Гончарова.

17


И.С.Тургенев

15.11


И.С. Тургенев. Основные факты жизни и творчества.

16.11


Отражение различных начал русской жизни в творчестве И.С.Тургенева.

17.11


Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи.

18.11


Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» повествования.

21.11


Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.

22.11


Споры Базарова и Павла Кирсанова.

23.11


Р.Р. Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова.

24.11


Базаров и его мнимые последователи.

25.11


Неизбежность расставания Базарова и Аркадия Кирсанова.

28.11


Любовная линия и её место в общей проблематике романа.

29.11


Базаров и Одинцова.

30.11


Философские итоги романа.

01.12


Смысл названия. Русская критика о романе и его герое (Д. И. Писарев, Н. Н. Страхов, М. А. Антонович).

02.12


Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.

05.12


Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений (3–4 стихотворения по выбору).

06.12


Р.Р. Сочинение по творчеству И. С. Тургенева.

07.12


Р.Р. Сочинение по творчеству И. С. Тургенева.

17


Н.А.Некрасов.

08.12


Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор).

09.12


«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика.

12.12


Гражданские мотивы в лирике поэта.

13.12


Диалог двух мировоззрений в стихотворении «Поэт и Гражданин». Взгляды на поэта и назначение поэзии в лирике Н. А. Некрасова.

14.12


«Поэзия» и «проза» любовных отношений в «панаевском цикле».

15.12


Художественное своеобразие лирики Н. А. Некрасова.

16.12


Р.Р. Письменная работа по лирике Н. А. Некрасова.

19.12


Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни.

20.12


Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета.

21.12


Стихия народной жизни и её яркие представители в поэме (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).

22.12


Карикатурные образы помещиков- «последышей».

23.12


Тема женской доли в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

26.12


Образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

27.12


Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

09.01


Проблема счастья и её решение в поэме Н. А. Некрасова.

10.01


Р.Р. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

11.01


Р.Р. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

7


А.А.Фет.

12.01


Личность, судьба и творчество А. А. Фета.

13.01


Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета.

16.01


Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы в лирике А. А. Фета.

17.01


Природа и человек в лирике Фета. Анализ стихотворений.

18.01


Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А. А. Фета.

19.01


Р.Р. Письменная работа по лирике А. А. Фета

20.01


Р.Р. Письменная работа по лирике А. А. Фета

6


А.К.Толстой.

23.01


А.К. Толстой — человек и поэт.

24.01


Жанрово-тематическое богатство творчества: многообразие лирических мотивов. Своеобразие лирического героя.

25.01


Романтический колорит интимной лирики А. К. Толстого.

26.01


Отражение в интимной лирике Толстого идеальных устремлений художника.

27.01


Обращение А. К. Толстого к историческому песенному фольклору и политической сатире.

30.01


Р.Р. Письменная работа по лирике А. К. Толстого

5

Н.Г.Чернышевский.

31.01


Личность Н. Г. Чернышевского. Общая характеристика романа «Что делать?» (обзор содержания).

01.02


«Что делать?» как реалистический роман и как социальная утопия. Полемика вокруг романа «Что делать?»

02.02


Образ Веры Павловны («новая женщина» и её искания).

03.02


«Новые» люди в романе: Лопухов и Кирсанов.

06.02


Теория «разумного эгоизма» как важнейшая составляющая авторской концепции переустройства России. «Особенный человек»: образ Рахметова. Образ автора в романе «Что делать?»

6


Н.С.Лесков.

07.02


Краткий очерк жизни и творчества Н. С. Лескова.

08.02


Повесть «Очарованный странник».

09.02


Сюжет повести, её национальный колорит. Образ Ивана Флягина.

10.02


Смысл названия повести «Очарованный странник». Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести.

13.02


Р.Р. Письменная работа по творчеству Н. С. Лескова.

14.02


Р.Р. Письменная работа по творчеству Н. С. Лескова.

12

М.Е.Салтыков-Щедрин.

15.02


Личность и творческая индивидуальность М. Е. Салтыкова-Щедрина.

16.02


«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве писателя.

17.02


Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.

20.02


Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.

21.02


Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке.

22.02


Приёмы сатирического воссоздания действительности в сказках.

27.02


Р.Р. Письменная работа по сказкам Салтыкова-Щедрина.

28.02


«История одного города»: замысел, композиция, жанр.

01.03


Сатирический характер повествования: «Опись градоначальникам».

02.03


Выборочный анализ глав романа «История одного города» («Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение» и др.).

03.03


Р.Р. Сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина.

06.03


Р.Р. Сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина.

12


Ф.М.Достоевский.

07.03


Ф.М. Достоевский. Личность писателя, основные факты его жизни и творчества.

09.03


Ф.М.Достоевский. Замысел романа о «гордом человеке». «Преступление и наказание».

10.03


Мир «униженных и оскорблённых»: Раскольников в мире бедных людей.

13.03


Бунт личности против жестоких законов социума.

14.03


Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов).

15.03


Принцип полифонии в раскрытии философской проблематики романа.

16.03


Раскольников и «вечная Сонечка».

17.03


Р.Р. Сочинение «Нравственно-философский смысл преступления и наказания Раскольникова».

20.03


Роль эпилога в раскрытии авторского замысла.

21.03


Смысл названия романа «Преступление и наказание».

22.03


Р.Р. Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского.

23.03


Р.Р. Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского.

26


Л.Н.Толстой.

24.03


Л.Н. Толстой. Личность писателя, основные этапы его жизненного и творческого пути.

03.04


Л.Н. Толстой. Личность писателя, основные этапы его жизненного и творческого пути.

04.04


Авторский замысел и история создания романа «Война и мир».

05.04


Жанрово-тематическое своеобразие романаэпопеи (многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и др.).

06.04


Критическое изображение высшего света, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора.

07.04


Критическое изображение высшего света, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора.

10.04


Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова.

11.04


Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова.

12.04


Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

13.04


Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

14.04


Настоящая жизнь людей в понимании Л. Н. Толстого.

17.04


Образы Наташи Ростовой и княжны Марьи.

18.04


Р.Р. Творческая работа. Анализ эпизода романа.

19.04


Тема войны и «мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

20.04


Тема войны и «мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

21.04


Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

24.04


Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

25.04


Образ «дубины народной войны» в романе.

26.04


Образы Тихона Щербатова и Платона Каратаева — двух типов народно-патриотического сознания.

27.04


Образы Тихона Щербатова и Платона Каратаева — двух типов народно-патриотического сознания.

28.04


Эпилог романа (часть 1) и «открытость» толстовского эпоса.

02.05


Философская проблематика романа.

03.05


Р.Р. Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого.

04.05


Р.Р. Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого.

05.05


Анализ ошибок, допущенных в творческой работе.

10.05


Итоговая контрольная работа.

14

А.П.Чехов.

11.05


А.П. Чехов. Личность писателя, основные факты его жизни и творчества.

12.05


Сюжеты, темы и проблемы чеховских рассказов.

15.05


Тема пошлости и обывательщины в рассказах «Палата № 6», «Ионыч».

16.05


Проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Рассказ «Студент».

17.05


Р.Р. Творческая работа. Анализ рассказа А. П. Чехова.

18.05


Особенности конфликта и сюжетного действия в комедии «Вишнёвый сад».

19.05


Особенности конфликта и сюжетного действия в комедии «Вишнёвый сад».

22.05


Бывшие хозяева сада — Гаев и Раневская.

23.05


Особенности разрешения конфликта в пьесе. Новый хозяин сада. Тема будущего.

24.05


Новаторство Чехова-драматурга.

25.05


Лирическое и драматическое начала в пьесе. Символика пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

26.05


Р.Р. Сочинение по творчеству А. П. Чехова

29.05


Р.Р. Сочинение по творчеству А. П. Чехова

30.05


Обобщение по курсу. Гуманистический пафос, патриотизм, всечеловечность русской







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!