СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Литература. 5 класс. По программе Коровиной В.Я.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебника "Литература. 5 класс": в 2 ч., авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. М.: Просвещение, 2017.

       Предмет «Литература» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе по 3 часа в неделю (102 часа).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Литература. 5 класс. По программе Коровиной В.Я.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Рабочая программа по предмету литература для 5 класса разработана на основе:

- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия №4»,

- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия №4» на 2018-2019 учебный год,

- программы под редакцией В.Я.Коровиной (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 класс. Издательство. Москва,

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253, учитывая изменения и дополнения).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника "Литература. 5 класс": в 2 ч., авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. М.: Просвещение, 2017.


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и наизусть;

- устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый, от другого лица, художественный) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

- свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

- свободное владение письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Требования к уровню подготовки учащихся проектируется с учетом и на основе государственных стандартов. Предполагается, что результатом изучения литературы в основной школе является освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

    1. Место предмета

Предмет «Литература» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе по 3 часа в неделю (102 часа), что является оптимальным для изучения дисциплины.


2.2. Результаты освоения курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

литературы в основной школе.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются
следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» являются:

  1. Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы

2)Формирование ИКТ-компетентности школьников, где обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

3)Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, в результате которой у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существо-вания различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

4) Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией, в ходе которого обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2)в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3)в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4)в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРА (102 ч.)


Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (первоначальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д., «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А.Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне»— поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» —собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского изведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА XIX ВЕКА

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Павел Петрович Ершов. «Конек – Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно – фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения,

Теория литературы . Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).Историческая основа стихотворения. Воспроизведение

исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных

интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий,

сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести.

Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства

— короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

Теория литературы . Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила,

достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного

человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение

красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные

судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как

средство создания комической ситуации.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как верея охот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...», Н. Плещеев. «Весна»

(отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В.

Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли,

душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о

Родине.

Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного

города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество»

и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

Стихотворения, «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток

художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А.Есенина.

Русская литературная сказка XX века.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к

совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок.

Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как

борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение

героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания,

преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете», А. Т. Твардовский.

«Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине, родной природе

И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...», А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин. «Алёнушка», Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-

Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия

окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России.

Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость

перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда.

Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница др.). Снежная королева и Герда —

противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома,

раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных

жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших

жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


    1. Основные виды контроля:

1.Стартовый (входящий) контроль – 1 (2 или 3 неделя)

2. Промежуточный, тематический контроль:

  • Сочинения – 6

  • Контрольные работы – 2

  1. Итоговый контроль – 1 (32-33 недели)



На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год. Из них контрольных работ - 2 (КР), 15 уроков развития речи (РР), в том числе сочинения и творческие работы - 6, 14 уроков внеклассного чтения .


4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:


Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- оценивать свои и чужие поступки.

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- планированию пути достижения цели.

- установлению целевых приоритетов.

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать условия выполнения учебной задачи.

- выделять альтернативные способы достижения цели.

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- аргументировать свою точку зрения.

- задавать вопросы.

- осуществлять контроль.

- составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.



  1. УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

2. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014.

3. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. 2012 г.

4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.

5. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс /Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011.

6. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.

7. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

8. Калганова Т. А. Литература: 5 класс: Сборник упражнений.

9. Коровина В. Я. Литература: 5  класс: Учебник: В 2 ч.

10. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия

11 Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

12. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. М.: ВАКО, 2011.

13. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

14. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

15. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2014.

16. Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.



Интернет ресурсы:

Художественная литература:

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

4. Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru. 

5.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru.

6. Архив учебных программ и презентаций www.rusedu.ru.















Календарно-тематическое планирование уроков литературы

в 5 классе (102 часа)

п/п

Наименования разделов и тем.

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

1

Книга в жизни человека. Диагностика уровня литературного развития учащихся.



2

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Русский фольклор.



3

Малые жанры фольклора. Детский фольклор



4

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Сказка как особый жанр фольклора. Виды сказок. Нравственное и эстетическое содержание сказок.



5

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. Образ невесты-волшебницы, воплощение в нём лучших человеческих качеств. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев.



6

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро побеждает зло.. Фантастика в волшебной сказке. Вариативность.



7

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания. Черты народной сказки. Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета.



8

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Главные и второстепенные герои. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа.



9

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».



10

Вн.чтение. "Я хочу вам рассказать..." Рассказ о прочитанной сказке.



11

Вн.чтение. "Я хочу вам рассказать..."



12

Итоговый урок на тему "Русские народные сказки". Подготовка к домашней творческой работе (сочинение).



13

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Русь и Византия. Древнехристианская книжность на Руси. Понятие о летописи. Сюжеты русских летописей.



14

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои сказания и их подвиги во имя мира на родной земле.



15

Из литературы XVIII века. М.В.Ломоносов - учёный, поэт, художник, гражданин.



16

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…». Изложение научных истин в поэтической форме.



17

Жанр басни в мировой литературе. Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев.



18

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Слово о баснописце. Развитие представлений о жанре басни. Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.).



19

И.А.Крылов.. «Волк на псарне». Отражение историче-ских событий в басне. Патриотическая позиция автора. Эзопов язык. Развитие понятия об аллегории и морали. Вн. чтение.



20

Басенный мир И.А. Крылова. Обобщение. Конкурс инсценированной басни. Литературная викторина.



21

В.А.Жуковский. «Спящая царевна». Сходство и различие с народной сказкой. Особенности сюжета.



22

В.А.Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе.



23

А.С.Пушкин. «Няне». Рассказ о детских годах жизни поэта. Поэтизация образа Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти. Понятие о лирическом послании.



24

«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила».Мотивы и сюжеты.



25

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. Иллюстраторы сказки.



26

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. Борьба добрых и злых сил. Общность и различие главных героев: царица-мачеха и падчерица, царевна и Елисей, царевна и богатыри, Елисей и богатыри.



27

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. Сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского, сказками братьев Гримм, "бродячие сюжеты". Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки.



28.

Письменный ответ на проблемный вопрос (сочинение-рассуждение).



29.

Вн. чтение. Сказки А.С.Пушкина.



30.

Вн. чтение. Поэма «Руслан и Людмила».



31

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Понятие о литературной сказке.



32

«Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.



33

В.М.Гаршин. Сказка «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием.



34

М.Ю.Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Слово о поэте. Историческая основа стихотворения.



35

«Бородино»: проблематика и поэтика. "Два великана". Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись).



36

"Ашик-Кериб" как литературная сказка.

Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору.



37

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов



38

«Заколдованное место»: Реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя. Развитие представлений о фантастике, юморе.



39

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». "Майская ночь, или Утопленница", "Ночь перед Рождеством", "Страшная месть". Поэтизация картин народной жизни. Конфликт светлых и тёмных сил.



40

Контрольная работа по произведениям 1-ой половины 19 века.



41

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селень-ях…» ( отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). О поэте. Образ русской женщины. Эпитет.



42

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Картины вольной жизни, забавы, приобщение к труду.



43

И.С.Тургенев. "Муму" как повесть о крепостном праве. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди.



44

"Муму" как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия повести. Немота как символ немого протеста крепостного против рабства.



45

"Муму": система образов. История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди.



46

Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.



47

И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Подготовка к сочинению.



48

А.А.Фет. Лирика. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая картина природы.



49

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. Рассказ-быль. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин в плену. Жилин и Дина



50

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. Два разных характера, две разные судьбы. Смысл названия. Поучительный характер рассказа..



51

Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого. Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.



52

Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»



53

А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики и способ создания комической ситуации.



54

Рассказы Чехова. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. Внеклассное чтение.



55

Ф.И.Тютчев. "Зима недаром злится...", "Весенние воды", "Как весел грохот зимних бурь...", "Есть в осени первоначальной...»



56

А.Н.Майков "Ласточки", И.С.Никитин "Утро", "Зимняя ночь в деревне", И.З.Суриков "Зима", А.Н.Плещеев "Весна".



57

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.



58

И.А.Бунин. "Косцы". Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.



59

И.А.Бунин. "Подснежник". Тема исторического прошлого России. Приёмы антитезы и повтора в композиции. Смысл названия рассказа.



60

В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. Сюжет и композиция повести. Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец.



61

«В дурном обществе»: семья Тыбурция. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Портрет как средство характеристики.



62

«В дурном обществе»:"дурное общество" и "дурные дела". Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание - основа отношений в семье. Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.



63

«В дурном обществе». Подготовка к сочинению. Обучение навыкам характеристики литературного персонажа.



64

С.А.Есенин. "Я покинул родимый дом...", "Низкий дом с голубыми ставнями...". Образ родного дома в стихотворениях Есенина. Стихотворение «С добрым утром!».

Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»



65

П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.



66

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Язык сказа. Отличие сказа от сказки. Иллюстраторы сказов. Внеклассное чтение по сказам Бажова.



67

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание.

Тема коллективного труда.



68

«Теплый хлеб»: язык сказки. Реальные и фантастические события. Фольклорные образы. Пейзаж и его роль в сказке. Выразительность и красочность языка в сказке



69

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы» и другие расс-казы. Природа и человек в сказках. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных.



70

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие.



71

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Роды и жанры литературы. Особенности жанра пьесы-сказки. Фольклорные традиции в литературной пьесе-сказке.



72

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Понятие о художественной детали.



73

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды. Иллюстрации к сказке.



74

Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева»: что есть красота? Противопоставление внутренней и внешней красоты. Победа добра, любви и дружбы.



75

Внеклассное чтение. Писатели-сказочники и их герои.



76

Внеклассное чтение. Писатели-сказочники и их герои.



77

А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа. Маленький мечтатель. Одухотворение природы и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира.



78

«Никита»: быль и фантастика. Реальность и фантастика в рассказе. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».



79

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Рассказ о писателе. Сюжет рассказа, его герои. Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях.



80

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя. Человек и природа в рассказе.

"Открытие" Васюткой нового озера. Основные черты Характера Васютки. Автобиографичность рассказа. Герой и автор.



81

Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).



82

Внеклассное чтение. В.Крапвин «Дети синего фламинго»



83

Внеклассное чтение. В.Крапвин «Дети синего фламинго»



84

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Краткий рассказ о поэте. Характеристика героев стихотворения.



85

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Краткий рассказ о поэте. Война и дети - трагическая и героическая тема. Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. Поэма-баллада «Сын артиллериста».



86

Вн. чтение. В.П.Катаев "Сын полка". Сверстники на войне. Война и дети.



87

Внеклассное чтение. Сверстники на войне. Война и дети.



88

h Великая Отечественная война в жизни моей семьи.



89

И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. "Города и годы". Поэтическое восприятие мора природы и своего места в нём.



90

Стихотворения А.А.Прокофьева и Д.Б.Кедрина.

«Аленушка». Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ родины.



91

Н.М.Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихах о природе.



92

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы детей. Образы и сюжеты литературной классики. Юмор



93

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».



94

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков. Развитие понятия о балладе.



95

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами.



96

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо».



97

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».



98

Жизнь и заботы Тома Сойера. Том Сойер и его друзья.



99

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). Преодоление сложных жизненных ситуаций.



100

Итоговая контрольная работа или тестирование.



101

Обобщение прочитанного в 5 классе. Вн. чтение



102

Урок-рекомендация летнего чтения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!