СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по учебному предмету литература 7 класс составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику «Литература. 7 класс» в 2-х частях В. Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И..Коровина и др. (М.: Просвещение, 2017). Рабочая программа соответствует ООП ООО, целям, задачам и миссии школы.Рабочая программа по учебному предмету литература 7 класс составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику «Литература. 7 класс» в 2-х частях В. Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И..Коровина и др. (М.: Просвещение, 2017). Рабочая программа соответствует ООП ООО, целям, задачам и миссии школы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ст.- Дракинская средняя общеобразовательная школа»
|
«Согласовано» Руководитель МО ________________________Шаронова Т.С.. Протокол № ___ от _______________2019г.
|
| «Утверждаю» Директор МБОУ «Ст.-Дракинская СОШ» ______________ _____________Степанова Н.Ф. Приказ № ___ от _________________ 2019 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
на 2019-2020 учебный год
7 класс
Составитель: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ст.-Дракинская СОШ» Виляева В.П.
с. Ст. Дракино
2019г
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету литература 7 класс составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику «Литература. 7 класс» в 2-х частях В. Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И..Коровина и др. (М.: Просвещение, 2017). Рабочая программа соответствует ООП ООО, целям, задачам и миссии школы.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации». В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, количество часов на изучение основных разделов курса. В авторскую программу по литературе В.Я. Коровиной и др. изменения не вносились, программа адаптирована для учащихся 7 класса. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов
Цели и задачи | Главная цель курса литературы - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи: - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; - осознать своеобразие и богатство литературы как искусства; - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; - овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, - совершенствования собственной устной и письменной речи.
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета | Метапредметные результаты изучения: Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; умение устанавливать целевые приоритеты; умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; умение основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами проектно-исследовательской деятельности; умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать. Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные результаты: представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире; приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны; знание основных исторических событий развития государственности и общества; осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; уважение к истории, культурным и историческим памятникам. Предметные результаты: Устное народное творчество . Обучающийся научится: осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок; учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. Обучающийся получит возможность научиться: • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор; сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии; определять черты национального характера; выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература. Обучающийся научится: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Обучающийся получит возможность научиться: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), Определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. В результате изучения литературы в 7 классе обучающиеся должны: Знать/понимать содержание изученных литературных произведений, основные факты жизни и творчества писателей XIX – XX веков, знать основные теоретико-литературные понятия. Уметь воспроизводить содержание литературного произведения, работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выразительное и др.), оценивать характеры героев, их поступки; заучивать наизусть и выразительно читать, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в сжатом или развернутом виде; писать сочинения на литературную тему, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, составлять план, использовать различные источники информации для решения коммуникативных задач. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни; уметь ориентироваться в окружающем мире, уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные аргументы; овладеть практическими навыками, необходимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
|
Содержание тем учебного курса
Содержание учебного предмета разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Теоретико-литературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т.д.).
В 7-ом классе рассматривается одна из ведущих проблем - особенности труда писателя, его позиция изображение человека как важнейшая проблема литературы,
Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Введение (1час)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество (6 часов)
Предания. Поэтическая автобиография народа Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник»
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство, собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственной: достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Для внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузней Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Дли внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина Руны. Мифологический эпос (начальные представления)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость поел» виц и поговорок. Выражение в них духа народного язык»
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория литературы. Героический эпос, афорические жанры фольклора. (Пословицы, поговорки, развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 часа)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века (2 часа)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величество государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важней чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления)
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни и судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века (32 часа)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I из Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов! Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...»
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века (21 час)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренний, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России (1 час)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы (5 часов)
Роберт Бернс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 часов, в том числе:
в 5 классе — 105 ч. (из расчета 3 ч. в неделю), в 6 классе - 105 часов (из расчета 3 ч. в неделю), в 7 классе - 68 часов (из расчета 2 ч. в неделю), в 8 классе - 68 часов (из расчета 2 ч. в неделю), в 9 классе — 105 часов (из расчета 3 ч. в неделю).
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Уроки развития речи | Кол-во часов |
Введение. |
| 1 |
Устное народное творчество. | 1 | 6 |
Из древнерусской литературы. |
| 2 |
Из русской литературы XVIII века |
| 2 |
Из русской литературы XIX века. | 1 | 29 |
Из русской литературы XX века. | 2 | 19 |
Зарубежная литература. | 2 | 9 |
Итого | 6 | 68 |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).
И. С. Тургенев. Русский язык.
Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).
C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.
Из русской литературы XVIII века
A. П. Сумароков. Эпиграмма.
B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. Басни (на выбор).
A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».
B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.
М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.
Н. А. Некрасов. Саша.
И. С. Тургенев. Бурмистр.
Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».
А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».
А. Н. Майков. Гроза.
Я. П. Полонский. Дорога.
Л. Н. Толстой. Детство.
А. П. Чехов. Размазня.
A. И. Куприн. Изумруд.
Из русской литературы XX века
И. А. Бунин. Лапти.
B. Я. Брюсов. Нить Ариадны.
А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».
C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.
А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.
A. Т. Аверченко. Вечером.
Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.
B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.
А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».
Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
В. С. Высоцкий. Песня о друге.
A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.
B. С. Розов. В добрый час!
Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку, или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.
В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные издания.
Для учащихся:
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Мультимедийные пособия.
Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Раздел VI. Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс.
№ урока | Дата | Тема | Теория литературы | Наглядность | Словарная работа | Домашнее задание | |
По плану | По факту | ||||||
Первая четверть | |||||||
1 | 04.09 |
| Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Жанр |
| Литературоведение, специфика, сущность | Стр. 8-9, прочитать предания по вариантам, подготовить пересказ. |
Устное народное творчество (6 часов) | |||||||
2 | .06.09 |
| Предания как поэтическая автобиография народа. | Предание | Фонохрестоматия |
| Стр.9-10, пересказ предания «Петр и плотник» |
3 | 11.09 |
| Былины. «Вольга и Микула Селянинович» | Былина, гипербола | Иллюстрации к былинам Библии на и Васнецова карта Киевской Руси, фонохрестоматия | Сказка, миф, содержание, идея | Стр.17-23(пересказ), |
4 | 13.09 |
| Былина «Садко». | Эпос | Диск mp3, презентация |
| Стр.24 – 45(читать), стр.45-работа по вопросам. |
5 | 18.09 |
| Развитие речи. Сочинение «Мой любимый былинный герой» | Репродукция | Иллюстрации | Гусли, дружина, сыть, косица, оратай | Сочинение дописать,прочитать «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
6 | 25,09
|
| «Калевала» - карело-финский мифологический эпос | Гипербола аллегория | Иллюстрации | Богатырь, воевода | Зад 3 стр 59 устно |
7 | 27.09 |
| Пословицы и поговорки. | Пословица, поговорка | Различные издания сборников пословиц и поговорок |
| Стр.60-67, сочинение-миниатюра по одной пословице или проект стр. 68 |
Древнерусская литература (2 часа) | |||||||
8 | 02.10
|
| «Повесть временных лет». Из похвалы князю Ярославу и книгам. Из «Поучения » Владимира Мономвха (отрывок) | Летопись | Фонохрестоматия | Поучение, послание, хождение, житие | Стр.73, задание №2 |
9 | 04.10
|
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
| Фонохрестоматия |
| Стр.84-86знать и пересказать. |
Литература XVIII века (2 часа) | |||||||
10 | 9.10
|
| МВ Ломоносов. Личность, судьба. Оды. | Ода | Портрет Ломоносова, репродукции с изображением современников Ломоносова, фонохрестоматия | Зрак, россы, гласит, сей град, раченье, от недр, | Стр.88 зад3выразительное чтение |
11 | 11.10
|
| Г.Р. Державин- поэт и гражданин. | Стихи, рифма | Портрет Державина, фонохрестоматия | Внутренняя жизнь, гений, добродетель, монарх | Стр.91,сообщение о Державине; стихотворение наизусть(на выбор) |
Литература XIX века (29 часов) | |||||||
12 | 16.10
|
| А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…» | Поэма, повесть | Презентация с изображениями Петербурга, памятника ПетруI, иллюстрации к поэме |
| Стр.93-94(пересказ); стр.100, задание 3 |
13 | 18.10
|
| «Песнь о вещем Олеге» | Жанр, летопись, поэма, баллада | Иллюстрации к поэме, фонохрестоматия | Волхвы, жрец, вещий, вдохновение, праща | Стр.103-107 выразительное чтение. |
14 | 23.10
|
| «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) | Драма, драматургия, трагедия | Фонохрестоматия, иллюстрации к трагедии В.И. Сурикова |
| Стр.120, творческое задание |
15 16 | 25.10 06.11
|
| «Станционный смотритель» | Повесть, сборник, вымышленный автор | Иллюстрации к «Повестям Белкина», фонохрестоматия | Притча, лубок, лубочная картинка | Стр. 121-132(перечитать), ответить на вопросы, Стр 135 проект |
17 | 8.11
|
| М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. | Научная биография, художественная биография | Презентация «Тарханы», тест |
| Составить план статьи стр.137-140, I часть поэмы прочитать. |
18 | 13.11
|
| «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Фольклоризм литературы, жанр поэмы | Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», презентация «Старая Москва», фонохрестоматия |
| Стр.158 вопросы и задания. |
Вторая четверть | |||||||
19 | 15.11.
|
| «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…», | Лирика, эпитет, сравнение, олицетворение, представление о лирическом герое стихотворения | Рисунки М.Ю. Лермонтова, фонохрестоматия | Сага | Стр.162-164(выучить наизусть стихотворение по выбору, анализ этого стихотворения) |
20 | 20.11
|
| Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. | Художественная деталь | Портрет писателя. | Художественная деталь | Стр.167-177), устный рассказ о Бульбе. |
21 | 22.11
|
| «Тарас Бульба». Жизнь в Сечи. | Повесть, историческое, эпическое | Иллюстрации к повести, картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» |
| Стр.178-200, перечитать: подготовиться к анализу. |
22
23 | 27.11 29.11
|
| Отец и сыновья, сравнительная характеристика. Характеры главных героев повести. | Сравнение, характер, традиции | Фонохрестоматия | Массовое сознание, индивидуальное сознание | Стр.201-235-читать. Выделить в тексте описание пейзажей, выписать места, где автор применяет художественную деталь. |
24 | 4.12
|
| Проект. Подготовка электронную презентацию «Повесть Н.В.Гоголя « Тарас Бульба» в произведениях книжной графики» |
| Образец пректа | Гордость, полководец | Стр 237 закончить прект |
25 | 6.12
|
| И.С Тургенев. Краткий рассказ о писателе «Бирюк» | Рассказ, очерк | Портреты Тургенева, фотоальбом о Спассом-Лутовинове, художественный фильм о Тургеневе | Дрожки, челнок | Стр. 238-250 (читать), работать по вопросам |
26 | 11.12
|
| Характеристика героев рассказа «Бирюк».
| Очерк | Репродукции Маковского «Ночное», Лебедева «Бежин луг» | Быличка | Сравнить описания природы Тургенева и Гоголя. Составить рассказ о главном герое. |
27 | 13.12
|
| Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | Стихотворение в прозе | Фонохрестоматия |
| Стр. 251-252-одно по выбору наизусть |
28 | 18.12
|
| Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе.«Русские женщины», | Поэма | Тест, материалы для выставки в школе «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова» |
| Стр.254 – 272, выразительно читать. Чтение по ролям диалога княгини и генерала(выбрать, подготовить) |
29 | 20.12
|
| «Княгиня Трубецкая» | Поэма, композиция | Фонохрестоматия | Декабристы | Читать стр 273-277 |
30 | 25.12
|
| «Размышления у парадного подъезда» |
| Фонохрестоматия |
| Стр.279 – 288 –размышления над прочитанным» |
31,
| 27.12
|
| М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Гротеск, иносказание Аллегория, гипербола, фантастика, | Фонохрестоматия | Эзопов язык, иносказание, оказия, регистратура, каллиграфия | Стр.289-299-пересказ: стр.263-273 (чтение и пересказ сказки).
Читать сказку «Дикий помещик» |
Третья четверть | |||||||
32 | 15.01
|
| Внеклассное чтение. Сказка «Дикий помещик» | Гротесковые эпитеты | Иллюстрации | Уродство пригоршня | Нарисовать к сказке иллюстрацию, составить и записать сатирическую сказку. |
33 34 35 | 17.01 22.01 24.01
|
| Л.Н Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы» «Наталья Савишна» | Автобиография, автобиографический роман | Фонохрестоматия, фоторепродукции Толстого |
| Составить план статьи, пересказ одной из глав Сочинение «Дом моего детства» |
36 | 29.01
|
| А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон» | Псевдоним, говорящие фамилии, художественная деталь | Фонохрестоматия, иллюстрации Кукрыниксов к произведении ям Чехова | Бакалейная лавка, дровяной склад, постановление | Стр.328-332(пересказ), , работа по вопросам. |
37 | 31.01
|
| Рассказ «Злоумышленник» | Жанр рассказа | Иллюстрации Пономаревой к рассказу «Злоумышленник» | Юмор | Стр.333-339, №1,2-ответить на вопросы. Прочитать рассказ «Тоска». «Размазня»
|
38 | 5.02
|
| Вн. чтение «Тоска». «Размазня» Тема рассказа, значение пейзажа. | Жанр | Фонохрестоматия | Сочувствие горе | Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Тоска» , написать отзыв на героя. |
39 | 7.02
|
| «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. | Лирический герой портрет | Фонохрестоматия | Благовест, благостный, каяться, отрекаюсь | Стр. 342-345- наизусть стихотворение |
Литература XX века (19 часов) | |||||||
40 | 12.02
|
| И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры» | Рассказ | Фонохрестоматия |
| Стр.3-18.Подготовить характеристику главных героев рассказа. |
41 | 14.02
|
| М. Горький. Краткий рассказ о писателе. | Псевдоним, повесть, трилогия | Фотографии Горького и его семьи, иллюстрации к повести «Детство» | Трилогия | Задания к 2, 3, 4 главам. Стр.45-59(прочитать) |
42
43 | 19.02 21.02
|
| М.Горький «Детство» | Автобиография, художественная биография | Фонохрестоматия | Венчик, влаз, врази, голицы, гривна, дресва, дьячок, запон, камнка, киот, кисея, комель, косушка, молосная, набойка, однова, плис, плицы, подпечек, поземок, пятишница, расточатся, ризы, сандал, скоромное, фуксин, целковый, чело, шелковая головка | Дочитать повесть, стр.83, задание №4. |
44 | 26.02
|
| М. Горький «Данко» | Легенда, романтизм, реализм | Фонохрестоматия, иллюстрации к повести «Старуха Изергиль» |
| Наизусть отрывок из легенды стр.86-87. |
45 | 28.02
|
| Л.Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака» | Рассказ | Фонохрестоматия, картинки с изображением собак |
| Написать рассказ о домашнем животном, стр.89-101, работа по вопросам |
46 | 4.03
|
| В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Гипербола | Фонохрестоматия | РОСТА, призвание; гогрбил, златолобо, ясь, взорим, трезвонится | Стр 111 выполнить творческое задание |
47 | 6.03
|
| В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | Звукопись | Фонохрестоматия, картинки с изображениями лошадей | Круп, зевака, Кузнецкий | Стр.111-114, наизусть стихотворение |
48 | 11.03
|
| А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка» |
| Фонохрестоматия, портрет Платонова |
| Стр.118-125(читать, пересказывать), задание №4. |
49 | 13.03
|
| А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» | Притча, рассказ | Фонохрестоматия | Депо, тупик | Стр.127-141, задание №3 (письменно) |
50 | 18.03
|
| Развитие речи. Сочинение «Характеристика героев повести по рассказам И.Бунина, М.Горького, А.Платонова и Л. Андреева». |
| Портреты писателей, иллюстрации к их произведениям, эпиграфы, высказывания, посвященные их творчеству |
| Стр.3-138(перечитать, подготовиться к итоговому тесту) |
51 | 20.03
|
| Контрольная работа ( тест по творчеству В. Маяковского, М. Горького, Л. Андреева, А.Платонова). |
| Тестовые задания |
| Стр.139-143(читать), стр.143, задание№1-3(выполнить). |
52 | 1.04
|
| Стихотворения о родном крае. Л.Б.Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль». А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни» |
| Иллюстрации Верейского с стихам Твардовского, фонохрестоматия , портрет Твардовского |
| Стр.144-154, стихотворение на выбор наизусть
|
Четвёртая четверть | |||||||
53 | 3.04
|
| Ф.А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади» | Рассказ | Вставка книг и журнальных публикаций Ф.Абрамова, его портрет, фонохрестоматия | Бараки, дернина, иван-чай, лесопункт, стати, угор | Стр165-.172.Выразитель-ное чтение рассказа, пересказ эпизодов, сообщение о судьбе братьев наших меньших. |
54 | 8.04
|
| Е.И. Носов «Кукла. | - сюжет, завязка, развязка | Выставка книг и журнальных публикаций, фонохрестоматия | Внапашку, выгон, глумиться, избыть, картуз, кирзачи, кювет, святотатство, споро, стожок, телогрейка, худо, язь | Стр.176-182,вопросы- задание |
55 | 10.04
|
| Е.И.Носов «Живое пламя» |
|
| Короб, куртинка, чулан | Стр.182-185 , вопросы и задания выполнить.
|
56 | 15.04
|
| Ю.П. Казаков «Тихое утро» |
| Фонохрестоматия |
| Творческое задание.Сочинение «Яшка – верный товарищ». |
57 | 17.04
|
| Д.С.Лихачёв «Земля родная» | Интервью, публицистический стиль | Фонохрестоматия, репродукции картин по теме | Памятник, искусство | 1 группа – сообщение «Искусство моего родного края», 2 группа – манифест «В защиту родной природы». |
58 | 22.04
|
| М.М.Зощенко «Беда». | Художественные средства | Фонохрестоматия | Пущай, восторг, торг | Стр.217 чтение по ролям |
59 | 24.04
|
| «Тихая моя родина…» | Эпитет, олицетворение, метафора | Записи стихов, фонохрестоматия |
| Стр.220 – 230 (наизусть на выбор) |
60 | 29.04
|
| Песни на стихи русских поэтов ХХвека | Эпитет, олицетворение, метафора | Записи стихов, фонохрестоматия |
| С231-240выразительное чтение по выбору |
Зарубежная литература (6 часов) | |||||||
61 | 6.05
|
| Р. Бернс. «Честная бедность» «Властитель наших дум» Д.Г. Байрон. | Рефрен Лирика, романтизм | Портрет Бернса, карта Великобритании Эпиграфы, портреты Байрона | Художественный перевод | Наизусть по выбору, с. 243 -249,
|
62 | 8.05
|
| Японские хокку (хайку). |
| Репродукции японских миниатюр | Медитация | Стр. 240, №1,2-задание выполнить, составить хокку на тему «Жизнь». |
63- 64 | 13.05 15.05 |
| О. Генри. «Дары волхвов»
| Новелла | Фонохрестоматия |
| Стр 263 задание 4 выполнить |
65-68 | 20.05 22.05 27.05 29.05
|
| Рэй Дуглас Брэдбери.»Каникулы». | Рассказ |
|
| Стр.269-277, читать, работа по вопросам. |
Учебное пособие: «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение 2017.
1