СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Литература 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Литература 7 класс»


Ростовская область, Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа № 20 х. Сальский Кагальник




«Утверждаю»

Директор МБОУ – ООШ № 20

х. Сальский Кагальник

_________ /Антоненко О.В./

Приказ от«___» 2020 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРЕ


для 7 КЛАССА





Количество часов: 70


Учитель: Трофимчук Татьяна Сергеевна
















2020 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • рабочей программы «Программы под редакцией Коровиной В.Я. «Литература» для 5-9 классов, издательство М.: «Просвещение», 2016 г. Адрес в интернете http://www.prosv.ru/

  • «Положения о рабочей программе МБОУ – ООШ № 20 х.Сальский Кагальник»;

  • учебника «Литература 7 класс» автор: Коровина В.Я , Москва: «Просвещение», 2018.



Цели и задачи учебного предмета «Литература»:

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения предметного курса:


- сформировать у учащихся представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

- помочь осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- помочь освоить теоретические понятия , которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- помочь овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- научить использовать литературу для повышения речевой культуры;

- совершенствовать устную и письменную речь.



В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией В. Я. Коровиной.

Курс литературы в 7 класс опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематических принципов.

Содержание курса литературы 7 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие «вечные» проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и др.)

В курсе литературы 7 класса затронута одна из ведущих проблем: особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Одна из составляющих структур в курсе литературы 7 класса – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В программе соблюдена системная направленность – курс 7 класса представлен разделами:


1. Введение.

2. Устное народное творчество.

3. Древнерусская литература.

4. Литература XVIII века.

4. Русская литература ХIХ века.

5. Русская литература XХ века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.


Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе рабочей программы.

Также в рабочей программе выделены часы на развитие речи и часы внеклассного чтения. В рабочей программе существуют сокращения: р/р – это часы развития речи, вн. чт. – это уроки внеклассного чтения.



Место учебного предмета в учебном плане


На основании учебного плана на изучение литературы в 7 классе основной школы отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2020-2021 учебный год на изучение литературы в 7 классе отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Рабочая программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классов под редакцией Коровиной В.Я. предусматривает

70 часов.

Данная программа будет выполнена за 70 часов. Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с программой по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классов под редакцией Коровиной

В. Я. (70 часов).

Количество учебных часов – 70 , из них:

внеклассное чтение - 11 часов

развитие речи – 4 часа

контрольных работ – 3 часа




Проектная деятельность учащихся 7 класса


  1. Быт запорожских казаков в изображении Н. В. Гоголя ( на материале повести Н. В Гоголя «Тарас Бульба»).

  2. Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.

  3. Античные образы в поэзии А. С. Пушкина.

  4. Библейская легенда о блудном сыне и её трансформация в повести

А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

5. Библейские цитаты в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.

6. Комическое и его формы в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.

7. «Говорящие фамилии» в произведениях писателей.

8. Образ дождя в творчестве современных поэтов.

9. Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя.

10. Какие существуют литературные премии сегодня.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта второго поколения в содержании календарно- тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

- свободному владению монологической и диалогической речью в

объёме изучаемых произведений;

  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способам свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.













СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА"


ВВЕДЕНИЕ

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Эпос народов мира. Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Калевала», «Песнь о Роланде».

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество и справедливость, чувство собственного достоинства-основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). (Для внеклассного чтения).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины, поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос, отражение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании героя.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различие пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора . Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» ( отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни , о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава». («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…», «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы. Прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла Х11). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста . Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная правда. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.

«Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины». («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы (Для чтения и обсуждения).

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы .Историческая баллада (развитие представлений).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения).

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и другие. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения).

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…» (обзор).

Стихотворения русских поэтов Х1Х века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. А. Бунин «Родина»; А. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест».

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения).

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш» (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о поэте.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэта в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного слова, стихотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, сострадание и доброта лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме…» Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение, метафора (развитие представлений).


Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

На дорогах войны. (внеклассное чтение).

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов –участников войны: А. Ахматовой,

К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы , поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции (развитие представлений).

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги).

Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ.

М. Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА…» (обзор).

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

ПЕСНИ НА СТИХИ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА.

А. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле»,

Б. Окуджава «По Смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), О моей родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости, собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Роберт Бёрнс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..». Тема, идея, нравственная направленность произведения. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку) (начальные представления).

О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Детективная литература. Развитие детективного жанра в литературе и его основные черты.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).







Произведения для заучивания наизусть


  1. Былины: «Вольга и Микула Селянинович». «Садко» (отрывок по выбору учащихся).

  2. Пословицы и поговорки (на выбор).

  3. М.В.Ломоносов « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

  4. А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге». «Борис Годунов» (отрывок по выбору учащихся).

  5. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (фрагмент по выбору). «Молитва». «Когда волнуется желтеющая нива...». «Ангел» (по выбору учащихся).

  6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (речь о товариществе).

  7. И.С.Тургенев «Русский язык».

  8. Н.А.Некрасов «Русские женщины» (отрывок по выбору учащихся).

  9. В.А.Жуковский «Приход весны».

  10. А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или «Благовест».

  11. И.А.Бунин «Родина» (на выбор).

  12. В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям» (на выбор).

  13. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е.М.Винокуров. «Москвичи»).

  14. С.А.Есенин. «Топи да болота...». Н.А.Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

  15. А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие...»






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • 2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).












Тематическое планирование , 7 класс – 70часов

урокап\п


Тема


Основные виды деятельности обучающегося


Формы контроля

Дата

План

Коррекция

ВВЕДЕНИЕ – 1 ЧАС

1.


Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.


Фронтальный опрос

01.09



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 6 ЧАСА

2.

Предания.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление плана статьи. Выявление разных видов художественных образов. Различные виды пересказа преданий.

Текущий контроль

04.09



3.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Различные виды чтения.

Индивидуальный опрос

08.09



4.

Вн. чт. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. «Садко».


Выразительное чтение фрагментов былин. Составление лексических комментариев. Устные ответы на вопросы. Сопоставительный анализ былин.

Фронтальный опрос

11.09


5.

Вн. чт. «Калевала»-карело-финский мифологический эпос.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение.

Текущий контроль

15.09


6.


«Песнь о Роланде» (фрагменты).


Выразительное чтение фрагментов эпической песни её прозаического пересказа. Выделение этапов развития сюжета песни. Различные виды пересказов.

Фронтальный опрос


18.09



7.

Пословицы и поговорки.


Чтение и обсуждение статьи учебника., составление её плана. Объяснение смысловой роли эпитетов, метафор, сравнений в пословицах и поговорках. Составление устного рассказа о пословицах и их собрании.


Индивидуальный опрос

22.09



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ЧАСА

8.


Русские летописи.«Повесть временных лет».

«Поучение» Владимира Мономаха».




Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской литературы. Устные ответы на вопросы. Характеристика героя древнерусской литературы. Составление пересказов.

Текущий контроль


25.09


9.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».


Выразительное чтение повести. Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Характеристика героев повести. Составление плана устного и письменного высказывания.



Фронтальный опрос

29.09


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА – 2 ЧАСА

10.


М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…».

Составление плана статьи. Выразительное чтение поэзии Ломоносова. Участие в диалоге.

Индивидуальный опрос

02.10


11.

Г. Р. Державин. «При­знание», «На птич­ку», «Река времен в своем стремленье...»

Чтение и обсуждение статьи. Выразительное чтение стихотворений. Формулирование вопросов по тексту.

Текущий контроль

06.10


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА – 27 ЧАСОВ

12.

А. С. Пуш­кин. Поэма «Полтава» (отрывок).

Составление плана статьи. Обсуждение статьи. Выразительное чтение фрагмента поэмы. Обсуждение репродукций портретов поэта.

Индивидуальный опрос

09.10


13.


«Медный всадник» (вступ­ление «На берегу пустынных волн...»).

Выразительное чтение фрагментов поэмы. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их лексического значения. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Фронтальный опрос

13.10


14.


А. С. Пуш­кин «Песнь о вещем Олеге».



Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение баллады (в том числе наизусть). Объяснение смысловой роли контраста.

Текущий контроль

16.10


15.


А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.


Выразительное чтение фрагментов трагедии по ролям. Устный ответ на вопрос. Составление рассказа о летописце Пимене.

Фронтальный опрос

20.10


16.


Контрольная работа по теме «Творчество А.С. Пушкина».

Усвоение произведений Пушкина, его идейно-художественного замысла..

Тест

23.10


17.

А.С. Пуш­кин. «Стан­ционный смотри­тель»: изображение «маленького человека».

Чтение и обсуждение статьи учебника. Пересказ ключевых фрагментов. Формулирование вопросов по тексту. Устная характеристика Самсона Вырина

Текущий контроль

27.10


18.

А.С. Пуш­кин. «Стан­ционный смотри­тель»: автор и герои.

Различные виды пересказов. Рассказ о героине повести по плану. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Сопоставление сюжета повести с библейским первоисточником. Работа со словарем .

Фронтальный опрос

30.10


19.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Характери стика героев. Нравственная оценка их поведения.

Фронтальный опрос

10.11


20.


М. Ю. Лермонтов «Песня…»: проблематика и поэтика.

Выявление элементов сюжета поэмы. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Индивидуальный опрос

13.11


21.


М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва».

Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о Гоголе. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Устная характеристика Тараса Бульбы.

Фронтальный опрос

17.11


22.


Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.


Различные виды пересказов. Составление плана сравнительной характеристики Остапа и Андрия.

Индивидуальный опрос

20.11


23.


Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.


Различные виды пересказов. Устный и письменный ответ на вопрос. Анализ фрагментов произведения.

Фронтальный опрос

24.11


24.

Р/р. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Письменный ответ на вопрос.


Работа со словарем литературоведческих терминов. Письменный ответ на вопрос.

Индивидуальный опрос

27.11


25.

И.С. Тур­генев. Рассказ «Бирюк»: автор и герой. Поэтика рассказа.


Составление тезисов статей. Выразительное чтение рассказа. Подготовка различных видов пересказа. Устная сравнительная характеристика Бирюка.

Фронтальный опрос

01.12


26.

И.С. Тур­генев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».


Выразительное чтение стихотворений в прозе. Составление лексических комментариев. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Текущий контроль

04.12


27.

Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»:

«Княгиня Трубецкая».


Чтение и обсуждение статей учебника. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Составление плана и устный анализ эпизода.

Фронтальный опрос

08.12


28.

Вн. чт. Н.А. Не­красов. Стихо­творение «Размышления у па­радного подъезда».


Выразительное чтение стихотворения. Чтение и обсуждение истории его создания. Участие в коллективном диалоге.

Индивидуальный опрос

11.12


29.

А.К. Тол­стой. «Василий Шибанов», « Михайло Репнин» как исторические баллады.


Чтение статьи учебника. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение исторических баллад. Составление лексических комментариев.

Фронтальный опрос

15.12


30.

М.Е. Сал­тыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокор­мил».

Выразительное чтение сказки. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.

Текущий контроль

18.12


31.

Вн. чт. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».



Выразительное чтение сказок. Различные виды пересказов. Нравственная оценка поступков.

Индивидуальный опрос

22.12


32.

Л.Н. Тол­стой. «Детство». (главы). Автобиографический характер повести.


Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление тезисов статьи. Выразительное чтение фрагментов повести. Составление плана анализа эпизода.

Фронтальный опрос

25.12


33.

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.


Различные виды пересказов.. Различение образов рассказчика и автора –повествователя. Составление плана характеристики главного героя.

Индивидуальный опрос

29.12


34.

Нравственный смысл поступков героя в повести Л.Н. Толстого «Детство».


Различные виды пересказов Устный ответ на вопрос

Фронтальный опрос

15.01




35.

А. П. Чехов «Хамелеон»: проблематика и поэтика рассказа.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Устная и письменная характеристика героев. Создание сочинения-миниатюры.


Текущий контроль

12.01


36.

А.П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа.

Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Работа с литературоведческим словарем.

Фронтальный опрос

19.01


37.

Вн. чт. А. П. Чехов «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

Устное рецензирование выразительного чтения, исполнения актеров. Сравнительная и речевая характеристики героев. Поиск цитатных примеров.

Текущий контроль

22.01


38.

Р/р «Край ты мой, родимый край…» (обзор).


Выразительное чтение стихотворений. Определение общего и индивидуального в образе родины в творчестве русских поэтов.

Индивидуальный опрос

26.01


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА – 24 ЧАСА

39.

И.А. Бу­нин. Рассказ «Цифры».


Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление тезисов статей. Выразительное чтение фрагментов рассказа.

Фронтальный опрос

29.01


40.

Вн. чт. И.А. Бу­нин. «Лап­ти» и другие рассказы.


Различные виды пересказов. Выразительное чтение фрагментов прозы и поэзии писателя. Выявление авторского отношения к героям. Обсуждение иллюстраций к рассказам.


Текущий контроль

02.02


41.

М. Горь­кий. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов повести.


Фронтальный опрос

05.02


42.

М. Горь­кий. «Детство» (главы): светлые стороны жизни.

Чтение по ролям и инсценирование фрагментов повести. Устная и письменная характеристика героев эпизодов.

Индивидуальный опрос

09.02


43.

М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).


Выразительное чтение легенды. Характеристика особенностей русского романтизма.

Фронтальный опрос

12.02


44.

Л. Н. Ан­дреев. Рассказ «Кусака».


Выразительное чтение рассказов. Устный рассказ о писателе. Нравственная оценка героев.

Текущий контроль

16.02


45.

В.В. Маяковский. «Не­обычайное приключе­ние, бывшее с Вла­димиром Мая­ковским летом на даче».

Чтение и обсуждение статей учебника. Выразительное чтение стихотворения.

Фронтальный опрос

19.02


46.

В.В. Мая­ковский. «Хорошее отношение к лоша­дям».

Выразительное чтение стихотворений. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем. Поиск примеров.

Индивидуальный опрос

26.02


47.

А.П. Пла­тонов. Рассказ «Юшка». Главный герой произведения.


Выразительное чтение фрагментов рассказа. Составление плана и устная характеристика героя.

Фронтальный опрос

02.03


48.

А.П. Пла­тонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания к человеку.

Различные виды пересказов. Обсуждение произведений книжной графики. Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Текущий контроль

05.03


49.

Вн. чт. А.П. Пла­тонов. Рассказ «В пре­красном и яростном мире».


Различные виды пересказов. Устный и письменный ответы на вопрос. Нравственная оценка поступков героев. Подготовка сопоставительной таблицы.

Фронтальный опрос

09.03


50.

Р/р Контрольное сочинение по теме «Творчество

И. А. Бунина, М. Горького, А. П. Платонова».

Классное контрольное сочинение на заданную тему.

Индивидуальная работа

12.03


51.

Б.Л. Па­стернак. «Июль», «Никого не будет в доме…».


Чтение и обсуждение статей учебника. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Текущий контроль

16.03


52.

А.Т. Твар­довский. «Снега потемнеют синие...». «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни…»

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Различение образов лирического героя и автора.

Фронтальный опрос

19.03


53.

Вн. чт. На дорогах войны. Стихотворения о войне.


Чтение и обсуждение интервью с участником Великой Отечественной войны Ю.Г. Разумовским. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Индивидуальный опрос

30.03


54.

Ф. А. Аб­рамов. Рассказ «О чем плачут ло­шади».


Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление тезисов статьи. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов.


Фронтальный опрос

02.04


55.

Е. И. Но­сов. Рас­сказ «Кукла» («Акимыч»).


Чтение и обсуждение отрывка. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов.

Текущий контроль

06.04


56.

Е. И. Но­сов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.

Выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос.


Индивидуальный опрос

09.04


57.

Ю.П. Ка­заков. «Ти­хое утро».


Чтение и обсуждение статьи учебника. Сопоставительная характеристика героев. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Нравственная оценка героев.

Фронтальный опрос

13.04


58.

Д.С. Лиха­чев. «Земля родная» (главы).

Чтение и обсуждение статьи учебника. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Текущий контроль

16.04


59.

Вн. чт. М. М. Зощенко. Рассказ «Беда».

Чтение и обсуждение статьи учебника. Устный рассказ о писателе. Выявление элементов сюжета и композиции рассказа.

Индивидуальный опрос

20.04


60.

«Тихая моя родина». Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого.

Краткие сообщения о поэтах. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Определение общего и индивидуального в литературном образе родины в стихотворениях русских поэтов.

Текущий контроль

23.04


61.

А. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле»,

Б. Окуджава «По Смоленской дороге…»


Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Восприятие песен.

Фронтальный опрос

27.04


62.

Контрольная работа по теме «Из русской литературы 20 века».


Контрольная работа по произведениям русской литературы 20 века.

Итоговый контроль

30.04


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 1 ЧАС

63.

Расул Гамза­тов. «Опять за спиною родная земля..».


Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение стихотворений. Выявление нравственной проблематики стихотворений.

Фронтальный опрос



04.05


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 7 ЧАСОВ

64.

Вн. чт. Р. Бернс. «Честная бедность».

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения. Презентация подготовленных страниц устного журнала.

Текущий контроль

07.05


65.

Дж.Г. Бай­рон. Сти­хотворе­ние «Ты кончил жизни путь,

ге­рой!…»

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения. Ответы на вопросы. Подготовка к диспуту.

Составление лексических комментариев.

Фронтальный опрос

11.05


66.

Японские трехсти­шия (хок­ку).

Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление тезисов статьи. Устные рассказы о мастерах японских хокку. Выразительное чтение хокку.


Текущий контроль

14.05


67.

О. Генри «Дары волхвов».


Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Инсценирование фрагмента рассказа.

Фронтальный опрос

18.05


68.

Итоговая контрольная работа.


Контрольная работа по всем разделам русской литературы.


Итоговый контроль

21.05


69.

Р. Д. Брэдбери «Каникулы».


Чтение и обсуждение статей учебника. Составление тезисов статей. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах.

Фронтальный опрос

25.05


70.

Вн. чт. Детективная литература.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение по ролям или инсценирование фрагментов детективных произведений.

Текущий контроль

28.05



Рассмотрено Согласовано

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

______________/ Петренко С.Е. / ______________ / Бунечко Е. В. /

______________2020 г. ______________ 2020 г





15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!