СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литература 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литература 8 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6



«Рассмотрено»:

на заседании ШМО

учителей

Протокол №____

«____» _________ 2016г


«Согласовано»

Зам директора по УВР


Е.Н.Рыбакова

«____» _________ 2016г


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №6»


__________Е.Б.Комисаренко

«____» _________ 2016г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 8 класса







Составитель: учитель русского языка и литературы

Лыхина Е.В.


г.Югорск

2016г.




Содержание программы: Стр.

    1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………..…...3

1.1.Основная цель курса «Литература» ……….……………………………………………….…………………..3

1.2.Изучение курса «Литература» должно обеспечить……………………………………………………………3

1.3.Общая характеристика учебного предмета «Литература» ……… …………..…………………………….…3 1.4.Место курса «Литература» в учебном плане……………………………….………………………………….4

2. Результаты обучения…………………………………………………………………………………………………………...4

3. Содержание разделов курса ………………….………………………………………………………………………………..5

4. Требования к уровню подготовки обучающихся ……………………………………………………………………………11

5. Тематическое планирование….…………………………………………...…………………………………………………..14

6. Система оценивания………………………………………………………………………………………….........................22

6.1. Оценка устных ответов………………………………………………………………………………………….22

6.2. Оценка письменных ответов……………………………………………………………………………..…….22

7.Учебно – методическое и материально техническое обеспечение…..………………………………………………….…...25

8. Приложение………………………………………………………………………………………………………………………26
















1. Пояснительная записка


     Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2010г.).

1.1. Основная цель курса «Литература» :

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

     1.2. Изучение курса «Литература» должно :

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать умения анализа текста с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

     

1.3. Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

1.4. Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования (из расчета 2 учебных часа в неделю).

При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма. Программа предусматривает изучение произведений регионального компонента ,представленного произведениями писателей и поэтов ХМАО – Югры.

2.Результаты обучения по курсу «Литература» в 8 классе

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



3. Содержание разделов курса

Введение (1час)

Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество(2 часа)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Из древнерусской литературы (2 часа)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).

Из литературы XVIII века(3 часа)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.

Из литературы XIX века (31 час)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичс ски-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные предстаи ления), романтическая поэма (начальные представлс ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (началь­ны!! представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века (22 часа)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние). Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы (8 часов)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.

Литература родного края (1 час) Поэты и писатели ХМАО-Югры

4. Требования к уровню подготовки учащихся за курс 8 класса

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

  • сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

  • самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

  • создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).











5. Тематическое планирование

Тема

№ урока

Цель

Формируемые компетенции

Понятийный аппарат

Знания /умения

Формы работы

Контроль

1.

Введение.

1







2.

Устное народное творчество.

2.

Познакомить с видами русских народных песен, с особенностями содержания и формы преданий.


Продолжить развивать умения работать с текстом: выразительно читать, сравнивать тексты, объяснять значение слов, исполнять песни или речитативно произносить их, составить текст.


Воспитывать любовь к слову.

Формирование КК: уметь правильно произносить слова, пользоваться терминами, понятиями; задавать вопросы и правильно отвечать на поставленные, оформлять свою речь, понимать и быть понятым.

Народная песня.


Частушка



.

Предание.


Знать: группы народных песен, их особенности.

Уметь: различать исторические песни и былины, определять особенности лирических и исторических песен, находить сходства и различие преданий и народных сказок.

Общеклассная



Групповая





Индивидуальная.



Дифференцированная

Стр.514(прочитать,

Выборочный пересказ);


Сравнение преданий и нар.сказок на примере пересказа фрагментов текста.

Пересказ текста с использ. лексики.

Словарная работа, сост.текст частушки, исполнить частушки. Сравнить песни, подготовить устный рассказ по заданию.



3.

Из древнерусской литературы.

2

Познакомить со своеобразием русской литературы 17 века, с ее тематикой.




Продолжить формирование работы с текстом: пересказ, выборочное чтение, словесное рисование, словарная работа, развернутый устный и письменный ответ на вопрос.



Воспитывать уважение, любовь, интерес к героям древней литературы и брать пример с них.


Формирование УПК: уметь выделить главное, убедить в собственной позиции, определять значимость материала для себя, участвовать в диалоге, формировать свою позицию к проблеме.

Летопись.


Древнерусская повесть.


Житие.


Сатирическая повесть.

Знать: тематику древнерусской литературы, ее особенности.



Уметь: дать устную или письменную характеристику героя, выразительно читать текст по ролям, находить примеры сатиричекого изображения, дать развернутый ответ, пересказать текст подробно.

Общеклассная




Групповая



Индивидуальная






Дифференцированная







Индивидуальная

Стр.16-23(прочитать, дать хар-ку герою).


Выразительное чтение по ролям.


Подробный пересказ эпизодов, словесное рисование эпизодов.


Стр.27-31. выявить приемы сатирического изображения, подробный пересказ.


Словарная работа по тексту, мини-сочинение «Кто из героев вызывает сочувствие и почему».

4.

Из литературы 18 века.

3


Дать краткий рассказ о писателе Н.М.Карамзине, историке, реформаторе русского языка. Познакомить с произведениями писателя.




Формировать умения работы со словом: объяснить значение слов и словосочетаний, их роль в повести.



Воспитание гражданственности, умение вести себя в обществе, исполнять роль гражданина.


Формирование ИК: бегло выборочно читать, уметь составлять конспект, план, находить в тексте ответы на проблемные вопросы, вопросы учебника.
















Повесть.

Знать: основные факты из биографии писателя, построение повести на историческом материале, героев повести, их характеры, взаимоотношения.

Уметь: отвечать на поставленные вопросы, объяснять значение слов, уметь составлять разные виды планов, использовать их во время пересказа, составлять конспект для выступления с дополнительной информацией.



Общеклассная





Индивидуальная





Дифференцированная







Парная




Групповая




Общеклассная

Стр.33-63 прочитать текст, ответить на вопросы 1-9.


Словарная работа по тексту. Сообщение



«Особенности языка повести».Составить план эпизода, определить элементы сюжета.


Составление рассказа по иллюстрации.


Составить описание древней Москвы ( вопрос 4, стр.67).


Домашнее сочинение «Человек и история…»

5.

Из литературы 19 века.




Крылов И.А.


К.Ф.Рылеев


А.С.Пушкин


М.Ю.Лермонтов



















Н.В.Гоголь


Н.А.Некрасов


И.С.Тургенев































М.Е.Салтыков-Щедрин


Н.С.Лесков


Л.Н.Толстой




А.П.Чехов



31



























































































Дать краткую биографическую справку о писателе, его отношении к истории и исторической теме. Познакомить с произведениями автора, их тематикой, их героями, выявить авторское отношение, авторский стиль.

Продолжить формировать монологическую речь: инсценированное чтение басни, рассказ на любую тему с моралью, сообщение о писателе, сообщение по проблеме, выразительное чтение текста.

Воспитание человечности , милосердия, ответственности, чувства долга и любви к Родине.


Расширить кругозор учащихся о писателях, рассказать об истории создания произведений, о близости произведений к реальным источникам, об отношении авторов к русскому читателю, культуре, народу, выявить особенности композиционной структуры произведений.


Формировать умения сравнивать, выявлять главное, подготовить устное и письменное рассуждение по теме, подтверждать ответы примерами текста, дать развернутый письменный ответ, выразительно читать, отстаивать, убеждать, спорить.

Воспитание ответственности, гуманизма, любви к литературе.







Дать краткую характеристику писателя, его произведения, выявить проблемы, особенности композиции, отношение автора к действительности, раскрыть образ рассказчика.


Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, доказывать, убеждать в собственной позиции, создавать тексты, корректировать их.


Воспитывать трудолюбие, целеустремленность,

умение самоопределиться.



Формирование ИК: уметь бегло выборочно читать, пользоваться различными источниками информации на уроке, выступать с докладом, сообщением, рефератом.


Формирование КК: Умение вести диалог, слушать и слышать, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.











Формирование УПК: знать основные понятия, факты, правила.

Уметь общаться с окружающими, убеждать в собственной позиции. Уметь расчленять информацию на составляющие элементы, выделять главное.






















Формирование КК: уметь правильно произносить слова, пользоваться различными терминами, составлять тексты различных типов, оформлять свою речь эмоционально и интонационно, задавать вопросы и правильно отвечать на них.

Басня.


Мораль.


Аллегория.


Дума.


Историзм художественной литературы.


Роман.


Поэма.


Романтический герой.


Романтическая поэма.











Сатира.



Юмор.


Комедия.


Прототип


Сюжет


Композиция
























Антитеза.


Портрет.


Пейзаж.


Внутренний монолог.


Психологизм рассказа.











Знать: биографию писателя, его произведения, значение терминов, историческую правду и художественный вымысел произведений, авторскую позицию, стиль.



Уметь: создать связный рассказ о писателе, выступить с ним перед классом, отвечать на поставленные вопросы, объяснять смысл слов, выражений, читать выразительно, создать текст, дать характеристику героя, пересказывать сжато и подробно текст.


Знать: Историю создания произведения, особенности композиции, историческую основу произведения, образы героев, отношение автора к ним, термины, понятия, мнение критиков.


Уметь: дополнять ответ товарища, пользоваться дополнительными источниками литературы, словарями, отвечать на вопросы, задавать их, составлять различные виды планов, рассказывать по плану, анализировать эпизоды, сравнивать их, героев и их поступки.






Знать: биографию автора, отношение автора к современной действительности, нравственные проблемы произведения, особенности композиции, приемы изображения внутреннего состояния героя, мастерство автора, сюжет.


Уметь: выразительно читать текст, сравнивать поступки героев, давать им характеристику, выполнять задания учителя, словесное рисование, анализ и сравнение иллюстраций, создавать тексты и корректировать их.

Общеклассная







Групповая





Индивидуальная


Общеклассная




Парная


Групповая


Индивидуальная




Общеклассная





Общеклассная









Индивидуальная





Групповая





Парная





Дифференцированная




Общеклассная




Коллективная



Общеклассная











Индивидуальная





Парная



Групповая



Дифференцированная



Индивидуальная



Общеклассная





Учебник. Стр.68-216. Работа со вступительной статьей. Чтение текстов произведений, ответы на вопросы.

Инсценированное чтение басен, подготовка рассказа на любую тему с моралью.

Устное сообщение

По заданной теме.

Сопоставительный анализ думы и народного предания.

Сравнение думы и народной песни.

Характеристика героев

Пересказ эпизодов, составление планов, анализ эпизодов.

Сочинение по роману и поэме.




Учебник. Работа со вступительной статьей. Подготовка сообщений, составление планов, чтение произведений. Стр.217-351.

Устное сообщение «Мой Гоголь, Некрасов, Тургенев»…


Инсценирование эпизодов, выразительное чтение по ролям.


Характеристика героев (Сравнительная и индивидуальная)


Мини- сочинения, развернутые ответы по заданию.


Домашнее сочинение.

Сопоставительный анализ эпизодов.

Урок-зачет.



Учебник. Стр.3-54 (2 часть). знакомство со вступительной статьей, конспект, план, сообщение.

Чтение произведений и ответы на вопросы к ним.


Анализ эпизода, сравнение эпизодов, словарная работа.


Характеристика героев.


Работа с иллюстрациями.


Создание мини-текстов разных видов.

Пересказ текста от другого лица.


Анализ эпизода.

6.

Из литературы 20 века.

А.И.Куприн

И.А.Бунин


М.Горький


А.А.Блок


С.А.Есенин


М.А.Осоргин

И.С.Шмелев

Журнал «Сатирикон»

А.Т.Твардовский

А.П.Платонов

Стихи о ВОв

В.П.Астафьев


Поэты рус. зарубежья


22



Познакомить с биографией автора, с историей создания произведений, с их тематикой и проблематикой, с исторической темой в творчестве, рассказать о сочетании реальности и фантастики, обратить внимание на язык текста, выявить авторское отношение к героям, событиям.


Продолжить формирование умений работать с поэтическим текстом: интерпретация, анализ текста, размер, рифма.


Уметь выразительно читать текст, объяснять значение слов, развивать монологическую речь.

Формировать ИК: уметь выделять ключевые слова, грамотно и лаконично выражать мысли, использовать рисунки, портреты при ответе, уметь извлекать информацию из печатных источников.

Формирование УПК: использовать нестандартные формы обучения: урок-семинар, урок-конференция, урок-зачет.

Рассказ.


Художественная деталь.


Романтический герой.


Стихотворный цикл.


Драматическая поэма.



Знать: биографию писателя, произведения авторов и их героев, терминологию, как проявляется историзм в произведениях, какие темы затрагиваются в произведениях, элементы сюжета художественные приемы, используемые автором.

Уметь: рассказать о герое прочитанного произведения, найти приметы стиля писателя, назвать основные этапы жизни писателя, подготовить развернутый устный ответ на вопрос, выписывать цитаты, делать по ним выводы, подготовить сравнительную хар-ку героев, выр. читать, анализировать .

Общеклассная






Индивидуальная







Парная



Дифференцированная




Общеклассная



Парная




Индивидуальная


Групповая



Общеклассная

Учебник. Работа по вступительной статье (пересказ, план, сообщение, рассуждение, дополнение).

Пересказ и анализ эпизодов, ответ-рассуждение на вопрос, выразительное чтение эпизода.


Развернутый устный ответ на вопрос.

Сочинение-рассуждение по теме.


Урок-диспут на тему «Что значит быть счастливым?»

Сравнительная характеристика героев(Горький).


Описание портрета (Горький).

Выразительное чтение и анализ стихов.

Урок-концерт.

Классное сочинение о Вов.

7.

Из зарубежной литературы.




































8

Познакомить с творчеством зарубежных писателей, коротко рассказать их биографию, показать их роль в мировой литературе, помочь увидеть , как изображали историю своей Родины зарубежные писатели.


Продолжить формировать умения отвечать на вопросы, задавать их, характеризовать героев, сравнивать их, определять тематику, главную мысль произведений, читать выразительно, анализировать эпизоды, формулировать проблемные вопросы…

Формирование ОПК: уметь убеждать в собственной позиции, уметь общаться с окружающими.


Формирование ИК: уметь свернуть информацию и представить ее в компактном виде, уметь грамотно и лаконично высказывать свои мысли, использовать при ответе рисунки…


Уметь пользоваться различными источниками информации.

Формирование КК: уметь создавать тексты различных типов, использовать художественные

изобр.средства.

Конфликт как основа сюжета драматического произведения.


Исторический роман.

Знать: биографию, произведения зарубежных писателей, тематику их произведений, сюжет произведения, героев произведений, основные события, об историзме в произведениях.


Уметь: подготовить краткий рассказ о писателе, выразительно читать текст, комментировать, отвечать на вопросы, делать выводы, сравнивать выводы, инсценировать, словесно рисовать, составлять киносценарий по главе…

Общеклассная




Групповая






Индивидуальная






Дифференцированная




Индивидуальная





Парная




Общеклассная

Учебник. Стр.250-320. Краткий рассказ о писателе.


Пересказ сюжета, части, главы, эпизода с частичным анализом.


Пересказ с изменением лица, характеристика героя, сравнение героев.


Устные рассуждения по теме или вопросу.


Составление плана, анализ эпизода, словесное рисование.


Составление теста, викторины, кроссворда.


Инсценирование эпизодов, литературный ринг.

8

Литература родного края.

1











6. Система оценивания

6.1. Оценка устных ответов

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.    

6.2. Оценка письменных ответов

         При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений  в 8-м классе – 3-4 страниц.

        Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся,  их общего развития и почерка.

         Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.  

       

Оценка

Основные критерии оценки



Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообра зием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1- 2 речевых недочета.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержа нии и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается:  

 1 орфографическая;

 или 1 пунктуационная;

 или 1 грамматическая

 ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последова тельности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи доста точно разнообразен.

 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

 2 орфографические

 и 2 пунктуационные  

 ошибки;

 или 1 орфографи ческая

 и 3 пунктуа ционные

 ошибки;

 или 4 пунктуаци онные

 ошибки при отсутствии

 орфо графических

 оши бок;

 а также 2

грамма тические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклоне ния от темы.

2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последова тельности изложения.

 4. Беден словарь и однообразны употребляе мые синтаксические конструкции, встречает ся неправильное словоупотребление.

 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 не дочётов в содержании и 5 речевых недочё тов.

Допускается:  4 орфографические

и 4 пунктуационные ошиб ки;

 или 3 орфографические ошибки и

5 пунктуацион ных ошибок;

 или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

 4. Крайне беден словарь, работа написана ко роткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, час ты случаи неправильного словоупотребле ния.

 5. Нарушено стилевое единство текста.

В це лом в работе допущено до 6 недочётов в со держании и до 7 речевых недочетов.

Допускается:

 7 орфографических и

7 пунктуационных ошибок;

 или 6 орфографических ошибок

 и 8 пунктуационных ошибок;

 или 5 орфографических ошибок

и 9 пунктуационных ошибок,

 или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более

7 орфографических,

7 пунктуационных

и 7 грамматических ошибок.

           

Примечание: 1.  При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.  Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.  Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки  знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.  Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибок или при соотношениях:  2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3;  «3» ставится при соотношениях:  6 – 4 – 4, 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6.  При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается  во внимание.

3.  Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.  На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».







7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для учителя:

  1. Литература 5-9 классы.  Активные формы обучения. Авторы-составители Л.И.Тареева, Т.Н.Захарова, В.В.Никовска и другие. – Волгоград.: Учитель, 2008.

  2. Литература  7 – 11 классы. Уроки учительского мастерства.  Автор-составитель И.Д.Бережная. – Волгоград.: Учитель, 2008.

  3. С.Я.Долинина. Литературный турнир. – М.: Наука, 2002.

  4. Е.Л.Демиденко. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2007.

  5. Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Универсальное пособие. – М.: Вако, 2007.

  6. Л.Л.Бельская Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.

  7. Н.Ю.Буровцева. Кроссворды для школьников. Литература. –Ярославль.: Академия развития, 1998.

  8. Н.Н.Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 классы. М.- АСТ, 2004.

  9. Шабардина С.Б. Литература 8 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я Коровиной. – Волгоград, 2010 г.

  10. Литература в школе от А до Я. 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2007.

  11. Компакт – диски по литературе:

- Уроки Кирила и Мифодия


Интернет – ресурсы:

 

Учитель и ученик. Информационно-методический сайт. http://www.debryansk.ru/~lpsch/ 

Образовательный сектор. Литература и русский язык. http://www.phis.org.ru/education/saity_lit.shtml 

Страничка Учительская. Сайт Питерская школа. http://www.shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?tid 

Образовательный портал «Учеба». http://www.posobie.ru/ 

Газета «Литература», электронная версия. Сайт для учителей «Я иду на урок литературы». http://lit.1september.ru/

Сайт «Кабинет русского языка и литературы» http://ruslit.ioso.ru/


Для учащихся:

  1. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.

  2. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

  3. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.

  4. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

  5. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

  6. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.



Приложение

Тематическое планирование по литературе 8 класс

1

Ведение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.


2

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни.

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и формы.

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. "Житие Александра Невского" Защита русских земель от врагов и

бранные подвиги Александра Невского.

5

Вн.чт. "Шемякин суд" как сатирическое произведение 18 века. Действительные и вымышленные события, новые герои,

сатирический пафос произведения.

6

Д.И.Фонвизин. "Недоросль". Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Понятие о классицизме.

7

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль". Особенности анализа эпизода драматического произведения.

8

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению "Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века.

9

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни "Лягушки, просящие царя" и "Обоз", их историческая основа. Мораль басен.

10

Вн. чт. И.А.Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова.

11

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы Рылеева. Дума "Смерть Ермака" и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель.

Образ Ермака Тимофеевича.

12

А.А.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

13

А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

14


А.С.Пушкин. "История Пугачева". История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

15


А.С.Пушкин. "Капитанская дочка". История создания произведения. Герои и исторические прототипы.

16


Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

17

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.

18

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

19

Р.Р. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе "Капитанская дочка". Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина

"Капитанская дочка"

20

Вн.чт.А.С.Пушкин "Пиковая дама". Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Композиция повести.

21

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

22

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

23

М.Ю.Лермонтов "Мцыри". Мцыри как романтический герой.

24

Особенности композиции поэмы "Мцыри". Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы "Мцыри".

25


Р.Р. Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри".

26


Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

27


Н.В.Гоголь. "Ревизор"как социальная комедия "со злостью и солью". История создания комедии.

28


Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.

29

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.

30

Р.Р. Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению "Роль эпизода в драматическом

произведении".

31

Н.В.Гоголь. "Шинель" Образ "маленького человека" в литературе.

32

Мечта и реальность в повести "Шинель". Образ Петербурга.

33

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. "История одного города".Образы градоначальников.

Обличение строя, основанного на бесправии народа.

34

Р.Р. Обучение анализу эпизода из романа "История одного города". Подготовка к домашнему сочинению.

35

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина.

36

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений"

37

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала".

38

Мастерство Толстого в рассказе "После бала". Особенности композиции.

39

Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого "Отрочество".

40

Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.

41

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

42

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа "Кавказ". Мастерство Бунина-прозаика.

43

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени". Понятие о сюжете и фабуле.

44

Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Толстого, Чехова, Бунина, Куприна.


45

Урок-диспут "Что значит быть счастливым?"

46

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. "Россия". Образ России и ее истории.


47

С.А.Есенин. Слово о поэте. "Пугачев"-поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

48

Р.Р. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

49

Р.Р. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

50

И.С.Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем"-воспоминание о пути к творчеству.

51

Вн. Чт. Журнал "Сатирикон". "Всеобщая история, обработанная "Сатириконом". Сатирическое изображение исторических событий.

52

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе "Пенсне».


53

Контрольная работа по творчеству Толстого,Чехова,Бунина,Горького,Блока,Есенина.

54

Контрольная работа по творчеству Толстого,Чехова,Бунина,Горького,Блока,Есенина.

55

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма "Василий Теркин". Картины фронтовой жизни в поэме.


56

Василий Теркин-защитник родной страны. Новаторский характер образа.

57

Композиция и язык поэмы "Василий Теркин". Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

58

А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе "Возвращение". Нравственная проблематика и

гуманизм рассказа.

59

Р.Р. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского,

Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина.

60

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа "Фотография, на которой меня нет". Отражение военного времени в рассказе.

61

Р.Р. Классное сочинение "Великая Отечественная война в литературе 19 века".

62

Вн. Чт. Русские поэты о родине, родной природе. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

63

Промежуточная аттестация

64

У.Шекспир. Слово о писателе. "Ромео и Джульетта". Поединок семейной вражды и любви. "Вечные проблемы в трагедии Шекспира".

65

Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

66

Ж-Б Мольер. "Мещанин во дворянстве" Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Мастерство писателя.

67

Дж. Свифт. Слово о писателе. "Путешествие Гулливера" как сатира на государственное устройство общества.

68

Вн.чт. В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

69

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.


70

Литература родного края.



17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!