СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литература 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литература 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»



Согласовано:

заместитель директора

Бобылева Л.Ф.

«_____»________20___г.



Рабочая программа учебного предмета, курса



(наименование учебного предмета, курса)

литература

9 класс

Основного общего образования

(уровень образования, класс)

2016 – 2017 учебный год

(срок реализации программы)



Составлена на основе примерной программы

по литературе для 5 – 9 классов под ред. В.Я.Коровиной

(наименование программы)

В.Я.Коровина

(наименование программы)

(автор программы)

Лыхина Елена Викторовна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу учебного предмета, курса)



Югорск 2016 г.





























































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.


Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по литературе являются:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своѐ мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях 5 разных жанров, создавать развѐрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своѐ досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражѐнную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 6

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностными результатами освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Межпредметные связи: В процессе изучения литературы учителю необходимо рассматривать произведения в историко-литературном контексте, усиливать внутрипредметные связи. В требования к уровню подготовки выпускника включено умение выявлять культуру литературных ассоциаци, умение обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты. Формируются внутрипредметные связи курса, предполагающие взаимосвязь литературного материала и истории, культуры, русского языка, некоторых предметов научно-естественного цикла.







  1. Содержание учебного предмета, курса.


Введение

Литература и еѐ роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе.

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова…». Проблема авторства. Историческая основа памятника., его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учѐный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Ода как жанр лирической поэзии. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор). 30 «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Т е о р и я л и те р а т у р ы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчестве (обзор). «Море» Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчества (обзор). Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии .

Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонѐр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно- историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «К Чаадаеву», !К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»,» Я вас любил; любовь ещѐ, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Два чувства дивно близки нам…». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворѐнность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. 31 Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно- композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г.Белинский, Д.И.Писарев; «органическая» критика – А.А.Григорьев; «почвенники» - Ф.М.Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворѐнные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Роман в стихах (начальные представления).

Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г.Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фанталист» и еѐ философско – композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мѐртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мѐртвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешесствием. Жанровое своебразие произведения. Причины незавершѐнности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издѐвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Фѐдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сетиментальности» в понимании Достоевского.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие представлении о жанровых особенностях рассказа.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века Из русской прозы xx века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Тѐмные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово описателе. Повесть «Собачье сердце».

История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приѐм гротеска в повести.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрѐнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века (обзор). Общий обзор и изучение трѐх монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Ш т р и х и к п о р т р е т а м

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принѐс издалека…», «О, весна без конца и без краю…», О, я хочу безумно жить…», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Образ Родины в поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уже вечер…», «не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Гой моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Разбуди меня завтра рано…». «Отговорила роща золотая…».Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный приѐм. Своеобразие метафор и сравнений.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!». «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идѐшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Мосте». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Чѐтки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всѐм мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б Пастернака. Одухотворѐнная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихотворения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX-XX ВЕКОВ (обзор) А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб.»Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на 34 дорогу…»);Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.И.Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас – и всѐ былое…»); А.К.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.А.Сурков. «Бьѐтся в тесной печурке огонь…»; К.М.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.А.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворѐнного земным человеком. Разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), Сцены четвѐртой (4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А.Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). Иоганн Вольфганг Гѐте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гѐте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идѐт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гѐте и русская литература.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Драматическая поэма (углубление понятия).

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


№ раздела, занятия

Раздел программы.

Темы занятий раздела.

Количество часов раздела

Даты занятий

Параграф, пункт и т.д. учебника, учебного пособия

Формы организации и

виды деятельности учащихся

1.

ВВЕДЕНИЕ (1Ч)

Художественная литература в духовной жизни человека и культуре России.

Искусство чтения.

1

1.09


стр. 3-5 (пересказ);


Развивать умение аргументировано доказывать свою мысль, строить устное высказывание по поставленной проблеме

Лекция

Беседа





2.

Древнерусская литература (4ч)

Самобытность древнерусской литературы. Богатство жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника.

1

4.09


стр. 11 (пересказ);

устное сообщение «Историческая основа «Слова…».


Знать жанры древнерусской литературы и их жанровые особенности. Уметь характеризовать условия, способствовавшие возникновению древнерусской литературы

Экскурс в историю;


Апокрифическая литература

Литература житийная (агиографическая)

Летописи

Поучения

Жанр жития



3.

«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».

Сюжет. Герои.

1

5.09


прочит. по учебнику текст «Слово», отрывок из поэмы наизусть


Знать содержание памятника. Высказывать впечатление о прочитанном произведении

Аналитическая беседа

Выразительное чтение, пересказ сюжета




4.

Идея и художественные особенности «Слова».

Связь с фольклором.

1

8.09



Характеризовать композиционные особенности произведения. Знать проблематику «Слова…»

Урок применения знаний; аналитическая беседа

Беседа

Сюжет

Композиция

Пейзаж




5.

Р/Р. № 1. Урок обучающего сочинения по «Слову…»

«Патриотизм защитников родной земли»


1

11.09



Темы сочинений:

  1. «Слово…» - героическая поэма Руси.

  2. Основная идея «Слова…».

  3. Каким я представляю себе автора «Слова…».

  4. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».


Написать сочинение


6.

Литература 18 века(7 ч.)

Русская литература 18 века как литература классицизма

1

12.09


Стр. 35-38 (конспект).


Характеристика русской литературы XVIII века как эпохи классицизма


Знать особенности классицизма как литературного направления, черты русского классицизма.

Лекция

Пересказ теоретического материала

Классицизм




7.

М.В.Ломоносов - поэт, учёный, реформатор русского литературного языка. Теория «трёх штилей».

1

15.09



Знать о Ломоносове как крупнейшем ученом, поэте и реформаторе. Характеризовать особенности «трех штилей» Сопоставлять образ императрицы в оде с изображением ее на портрете. Характеризовать художественные приемы, использованные в оде

Экскурс в историю с использованием учебного фильма; аналитическая беседа

Составление хронологической таблицы

Ода

Сатира


8.

Прославление Родины, науки просвещения в творчестве М.Ломоносова

1

18.09



Сопоставлять образ императрицы в оде с изображением ее на портрете. Характеризовать художественные приемы, использованные в оде

аналитическая беседа

Составление хронологической таблицы

Ода

Сатира




9.

Творчество Г.Р.Державина «Властителям и судиям», «Памятник»

1

19.09


стр.46-47;


Слово о Державине-поэте. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

Г. Р. Державин.

«Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица»

Определять стиль произведения.

Комментировать изучаемый текст

Показать жанровые особенности оды

Ознакомление с новым материалом; исследование

Анализ произведения по плану

Возвышенное и обыденное в оде




10.

«Сатиры смелый властелин» Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»: герои и события.

1

22.09


стр.75 (1,3);

хронолог. таблица жизни и творчества Фонвизина.


Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Персонажи комедии, особенности композиции и языка. Сатирическая направленность комедии.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»

Знать о жизни и творчестве писателя, особенности жанра комедии

Составлять характеристику персонажей пьесы. Выделять сюжетные линии пьесы.

Экскурс в историю; аналитическая беседа

Пересказ сюжета, характеристика героев

Конфликт

Резонер

«Говорящие» фамилии




11.

Тема воспитания и общественного служения в комедии «Недоросль»

1

25.09


монолог от лица Простаковой «Я ли не радела о Митрофанушке?»;

афоризмы из высказываний Стародума;


Проблема воспитания истинного гражданина. Новаторство Фонвизина

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»

Определять роль второстепенных персонажей, их связь с проблематикой пьесы. Находить новаторские черты в произведении

Ознакомление с новым материалом; исследование

Индивидуальная работа, ответы на проблемные вопросы

Невежа

Невежда

Мещанин



12.

Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»

1

26.09



Жанр «Путешествия…»


13.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.

1

26.09



Знать особенности сентиментализма как литературного направления. Уметь рассказывать о писателе на основе прочитанного

Лекция с элементами беседы

Составление хронологической таблицы, рассказ о литературном течении-сентиментализме

Сентиментализм


русский сентиментализм;

сообщение о Карамзине



14.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Черты сентиментализма в стихотворении «Осень».

1

29.09


стр.86 (2);


Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза»



Н. Карамзин. «Бедная Лиза»

Характеризовать главных героев повествования, авторское отношение к ним; художественные особенности повести

Ознакомление с новым материалом; урок-беседа

Пересказ, беседа,

Идиллия

Пастораль

Лиризм повествования

Пейзаж




15.

Р/Р№ 2 Письменная проверочная работа по теме «Классицизм и сентиментализм»

1



Писать рассуждение , опираясь на теоретические знания



16.

Литература 19 века (49ч)

«Золотой век» русской литературы.

Литературное направление романтизм

1

2.10


стр.89,90;

сообщение о творчестве Грибоедова;


«Золотой век» русской поэзии.

Романтизм. Баллада В.А.Жуковского «Светлана»

Стихотворения В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Н. М. Языкова,

Е.А. Баратынского

Баллада В.А..Жуковского «Светлана»

Знать особенности русского романтизма и писателей, с именами которых связывается это литературное направление.

Лекция

Пересказ теоретического материала

Романтизм.

Силлабо-тоническое стихосложение.




17.

В.А.Жуковский. Романтическая лирика поэта(«Море», «Невыразимое»). Баллада «Светлана»

1

3.10


содержание комедии «Горе от ума»;

Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова «Горе от ума». История создания. Сценическая жизнь комедии


Уметь рассказывать о писателе, раскрывая стороны его личности и жизни. Составлять план лекции, записывать ключевые слова

Лекция с использованием учебного кинофильма

Составление хронологической таблицы

Реализм



18.

А.С.Грибоедов. Личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума».

1

3.10


содержание комедии «Горе от ума»;

Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова «Горе от ума». История создания. Сценическая жизнь комедии


Уметь рассказывать о писателе, раскрывая стороны его личности и жизни. Составлять план лекции, записывать ключевые слова

Лекция с использованием учебного кинофильма

Составление хронологической таблицы

Реализм



19.

Комедия «Горе от ума».

«К вам Александр Андреич Чацкий!»

1

6.10


стр.133 (1); 134 (8);


«К вам Александр Андреич Чацкий!». (Чтение и анализ I действия)

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

Просмотр фрагментов из спектакля «Горе от ума»

Знать особенности драмы, уметь комментировать текст произведения. Развивать умение устного словесного рисования

Ознакомление с новым материалом; исследование

Анализ главы, чтение по ролям

Роды литературы

Драматическое произведение

Экспозиция

Новаторство драматурга



20.

«Горе от ума». «Век нынешний и век минувший».

Чацкий и Фамусов.

1

9.10



«Век нынешний и век минувший». (Чтение и анализ II действия)

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

Просмотр фрагментов из спектакля «Горе от ума»

Составлять характеристику персонажа, давать оценку его поступкам

Урок применения знаний; аналитическая беседа

Анализ главы

Конфликт произведения


хар-ка героев (устно);

Чацкий и Молчалин (сравнит. хар-ка);



21.

«Безумный по всему…» Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья.

1

10.10



«Он не в своем уме». (Чтение и анализ III действия)

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

Просмотр фрагментов из спектакля «Горе от ума»

Составлять характеристику персонажа, давать оценку его поступкам

Урок применения знаний и умений; исследование

Анализ сцены бала

Кульминация

Развязка

Выучить монолог Чацкого или Фамусова наизусть.


22.

«Мечтанья с глаз долой и спала пелена…». Новаторство драматурга.

1

13.10



«Вон из Москвы!». (Работа над IV действием)

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

Просмотр фрагментов из спектакля «Горе от ума»

Находить экспозицию, кульминацию и развязку пьесы

Урок применения знаний; аналитическая беседа

Самостоятельная работа, индивидуальная работа, пересказ сюжета, характеристика героев

Реплика

Ремарка

Финал


23.

Р/Р. №3. Пьеса в восприятии критики. И.Гончаров «Мильон терзаний». Жанр и язык пьесы.

1

16.10



«Горе от ума» в оценке

И. А. Гончарова

И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»


Составлять конспект критической статьи. Знать ее основные положения


Семинар



Индивидуальные задания

24-25.

Р/Р.№4. Классное сочинение по комедии «Горе от ума» ( №1)

2

17.10


Темы сочинений:

  1. Чацкий и Молчалин.

  2. Софья и Лиза: два характера и две судьбы.

  3. Бал в доме Фамусова.

  4. Достойна ли Софья любви Чацкого?

  5. Приезд Чацкого в дом Фамусова. (Анализ сцены из первого действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).


26.

В.Ч.Романтическая лирика начала века.(обзор) К.Ф.Рылеев – поэт-декабрист, К.Н.Батюшков, Е.А.Баратынский, Д.В.Давыдов (на выбор)

1

19.10



27-28.

А.С.Пушкин. Обзор жизни и творчества. Тема дружбы в лирике Пушкина.

1

24.10


стр.146 – 148

«Что в имени тебе моем?» Слово о Пушкине

Слайд-презентация

Уметь рассказывать о поэте. Знать этапы жизненного и творческого пути Пушкина

Лекция с использованием учебного кинофильма

Составление хронологической таблицы

Дружба и друзья в лирике Пушкина

А. С. Пушкин.

«19 октября»

«К портрету Жуковского»

«Кипренскому»

Уметь анализировать стиховорения



29.

Свободолюбивая лирика Пушкина

1

6.11



Слушание

Выразительное чтение, комментарий, чтение наизусть

Раздумья Пушкина о смысле жизни, о поэзии

А. С. Пушкин. «Арион» «Анчар» «Пророк»

«Если жизнь тебя обманет…»

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Поэт»

Уметь анализировать стиховорения

Слушание; аналитическая беседа

Выразительное чтение, комментарий, чтение наизусть

анализ стихотворения



30.

Любовная лирика поэта

1

7.11



«Храни меня, мой талисман…» Лирика любви

А. С. Пушкин. «Сожженное письмо»

«Храни меня, мой талисман…»

«Признание»

«Элегия

«Мадонна»

«На холмах Грузии...»

«Я вас любил...»

Уметь анализировать стиховорения

Слушание

Выразительное чтение, комментарий, чтение наизусть

Мотив

Интимная лирика

Психологизм


анализ стихотворения


31.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

1

10.11


стр.164 (4,5);


анализ стихотворения «Пророк»;


32.

Нравственная проблематика трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»

1



Умение анализировать, обобщать, делать выводы

Урок практикум

Беседа по прочитанному


33.

Роман «Евгений Онегин». История создания и композиция романа. «Онегинская строфа»

1

13.11


стр.181 (1);

история романа

«Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа.

А. С. Пушкин.

«Евгений Онегин»

Уметь пересказывать сюжет произведения. Знать, какие особенности эпохи отражены в романе

Лекция, урок-знакомство

Опрос, комментированное чтение

Реализм

Роман в стихах

Онегинская строфа

Ирония


34.

«Онегин, добрый мой приятель». Автор и герой.

1

14.11



стр.181 (2);


«Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель…»

Просмотр фрагментов из кинофильма «Евгений Онегин»

Раскрывать сущность пушкинского героя роль автора в произведении

Комбинированный урок

Комментарий, характеристика героя, сюжет

Автор и герой


35.

Онегин в деревне. Судьба Ленского.

1

17.11




Онегин и Ленский. Татьян и Ольга.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, оценивать героев

Комментарий, характеристика героев, анализ эпизодов



36.

«Татьяны милый идеал…» Образ Татьяны.

1

20.11



стр.182 (3);


«Душа ждала кого-нибудь. И дождалась». Образ Татьяны

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Сопоставлять образы героев романа, выявлять авторское отношение к ним. Определять приемы авторской характеристики

Комментарий, характеристика героя, сюжет

какой уклад царствовал в семье Лариных?

Письмо Татьяны и исповедь Онегина.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Умение анализировать, понимать состояние героев, их чувства раскрытие любящей души Татьяны

Комбинированный

Комментарий, характеристика героев, сюжет

Лирическое отступление



37.

Онегин – тип «лишнего» человека. Оценка образа Онегина критиками.

1

21.11


стр.182 сравнительная хар-ка Онегина и Ленского

«А счастье было так возможно, так близко...»

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Сравнивать эпизоды романа



38-39.

Р/Р.№ 6-7. Классное сочинение по роману «Евгений Онегин» (№2)

2

24.11



Темы сочинений

Написать сочинение.


40.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Поиск своего места в поэзии.

1

27.11



«Нет, я не Байрон, я другой». Слово о Лермонтове

Слайд-презентация

Познакомить с мироощущением и идеалами поэта

Лекция с использованием учебного кинофильма

Составление хронологической таблицы


биография Лермонтова;

история дуэли.


41.

Тема одиночества и мечты о счастье в лирике Лермонтова.

1

1.12



«Приличьем стянутые маски» (Лермонтов и светское общество).

М. Ю. Лермонтов. «1-ое января»

«Смерть поэта»

«Поэт»

Проникать в подтекст лирического произведения. Сопоставлять стихотворения

Лекция

Пересказ теоретического материала

Подтекст

Сатира

Лирическая исповедь


анализ стихотворения


42.

Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

1

4.12


38-39.


«Люблю отчизну я» (Тема родины)

М. Ю. Лермонтов.

«Родина»

Углубить представление о духовных поисках поэта

Урок применения знаний; самостоятельная работа

Комплексный анализ стихотворения «Родина»


выучить стихотворение «Родина» наизусть;


43-44.

Роман М.Лермонтова «Герой нашего времени».

Особенности композиция романа. «Бэла», «Максим Максимыч».

2

11.12



М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Замысел, проблематика романа.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

Высказывать первоначальное впечатление о прочитанном произведении.


Рассказчик-повествователь


знать отзывы критиков о романе;

Анализ повести «Бэла».

Повесть «Бэла»

Раскрывать значение композиции.

Комбинированный

Проверка знаний текста



45.

Р\Р «Тамань». Сюжет и герои повести. Анализ эпизода.

1

12.12



Ответить на вопросы по главе «Тамань»

Обучение анализу эпизода. (По главе «Тамань»)

Повесть «Тамань»

Анализировать эпизод художественного произведения, его место и роль

Урок развития речи

Комплексный анализ эпизода

Авторская позиция


составить план новеллы «Тамань»;



46.

«Княжна Мери». Сложность и противоречивость образа Печорина

1

18.12


«За что они меня все ненавидят?» Печорин и «водяное общество».

Повесть «Княжна Мери»

Просмотр фрагментов из кинофильма «Княжна Мери»

Дать характеристику литературному персонажу. Углубить представление о способах изображения духовного мира героя

Урок применения знаний, комбинированный

Анализ характеристики герое

Печорин и «водяное» общество;

Печорин и Вера.

причины дуэли (Грушницкий и Печорин).


47.

«Фаталист»\. Нравственно-философская проблематика романа «Герой нашего времени»

1

22.12



Анализ повести «Фаталист».

Повесть «Княжна Мери»

Просмотр фрагментов из кинофильма «Княжна Мери»

Анализировать эпизод художественного произведения, его место и роль

Комбинированный

Анализ сцены дуэли

Эпизод


48.

Трагедия Печорина и его поколения в романе.

1

25.12



Письменный ответ на вопрос


49.

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи.

1

26.12



Скитальческая судьба Н.В. Гоголя. Литературный портрет писателя

Слайд-презентация

Составлять конспект лекции. По опорным словам воспроизводить основные положения урока

Лекция с использованием учебного фильма

Составление хронологической таблицы

Поэма



50.

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Замысел и композиция поэмы. Город N и его чиновники.

1

12.01

стр.243 (4);

стр.242 (5);


творческая история поэмы «Мёртвые души»;

анализ первой главы поэмы.

В губернский город NN вместе с Чичиковым

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»

Комментировать текст произведения. Определять авторское отношение к герою

Комбинированный урок

Характеристика героев (индивидуальная работа); работа с текстом

Ирония

Художественная деталь

Развернутое сравнение


51-52.

Образы помещиков в поэме «Мёртвые души».

1

15.01





Просмотр фрагментов из кинофильма «Мертвые души»

Знать средства сатирической типизации. Давать характеристику литературного героя

Урок применения знаний; исследование

Самостоятельное исследование; работа с текстом

Пейзаж

Портрет

Интерьер

Диалог



53.

Образ подлеца Чичикова в поэме «Мёртвые души»

1

18.01


Образ героя

54.

«Живая Русь» в поэме «Мёртвые души». Роль лирических отступлений.

1

19.01


стр.379-380;


Образ автора. Живая Русь в поэме

Сатирическое и лирическое в поэме

Анализировать сатирическое и лирическое в поэме

Обобщение и систематизация знаний; урок-диспут

Диспут на основе опорных вопросов





55-56.

Р/Р.№ 8. Классное сочинение по поэме «Мёртвые души» (№3)

2

22.01



Р. р. Подготовка к написанию сочинения по произедению Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Темы сочинений:


Написать сочинение


57.

А.Н.Островский. Слово о писателе. Комедия «Бедность не порок»: патриархальный мир в комедии и угроза его распада.

1



Слайд-презентация

Знать особенности автобиографических произведений

Урок-лекция с элементами беседы

Работа с текстом

Циклы автобиографических произведений



58.

Система образов в комедии Островского. Приёмы создания характеров героев.

1



Работа с текстом

Образы героев

59.

Ф.М. Достоевский. Страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи»

1



Слайд-презентация

Знать особенности автобиографических произведений

Урок-лекция с элементами беседы

Работа с текстом

60.

Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в страшном мире ночей.

1



Образ героя

61.

Л.Н.Толстой Слово о писателе. 3-я часть автобиографической трилогии - «Юность». Герой трилогии.

1

5.02



стр.284 (1,2);


Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Автобиографическая трилогия.

Л.Н. Толстой. «Юность»

Слайд-презентация

Знать особенности автобиографических произведений

Урок-лекция с элементами беседы

Работа с текстом

Циклы автобиографических произведений





62.

Подлинные и мнимые ценности жизни. Анализ содержания главы «Комильфо».

1

6.02


стр.284 – 287

«Диалектика души» героев повести

Л. Н. Толстой. «Юность»

Анализировать повесть

Урок применения знаний; аналитическая беседа

Беседа по опорным вопросам


63.

Р/Р №9. Сочинение – очерк «Мой современник» (№4)

1



Писать сочинение

64.

АП.Чехов. От юмориста к сатирику. Ранние юмористические рассказы писателя

1

9.02



Встреча с А.П.Чеховым, человеком красивой души. Художественное мастерство автора

А. П. Чехов. «Человек в футляре»

Самостоятельно составлять рассказ о жизни писателя, определять, какие события жизни повлияли на формирование характера

Урок-открытие

Письменный ответ на вопрос

Трилогия

Юмор и сатира в их соотношении


65.

Рассказ А.П.Чехова «Тоска».

Трагизм судьбы героя рассказа.

1



Характеризовать состояние героев

Комбинированный

Работа с текстом, беседа

Стилистическое мастерство


66.

А.П.Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века.

1



Характеризовать состояние героев

Комбинированный

Работа с текстом, беседа

Стилистическое мастерство


67-68.

Из поэзии 19 века: многообразие талантов.

2



Сообщения

69.

Литература 20 века (25ч)

Русская литература XXвека: многообразие жанров и направлений

1

16.02



Русская литература XX века: богатство поисков и направлений.


Записывать основные положения лекции.

Лекция

Пересказ теоретического материала


70.

И.А.Бунин – поэт и прозаик.

Традиции 19 века в лирике Бунина. Рассказ «Тёмные аллеи».

1

19.02


стр. 314,315

И.А.Бунин – поэт, прозаик и переводчик

И. А. Бунин. «Родине», «Не видно птиц. Покорно чахнет…», «Листопад», «Закат», «Слово», «Русская сказка», «Изгнание»

Формировать представление о личности и творчестве писателя, анализировать стихотворения.

Урок знакомство

Работа с текстом, анализирование

Лаконизм


71.

Рассказ «Тёмные аллеи» - печальная история любви людей из разных социальных слоёв.

1

20.02


стр.317-330

Автобиографическая повесть.

И.А. Бунин.

Характеризовать состояние героев

Комбинированный

Работа с текстом, беседа

Стилистическое мастерство

Главы о юности героя

72-73.

Особенности булгаковской сатиры. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Система образов. Смысл названия.

1

2.04



М. Булгаков – писатель-сатирик

М. Булгаков. «Кабала святош», «Полоумный Журден», «Мертвые души»

Самостоятельно подбирать материал для рассказа о писателе

Комбинированный

Сатира

Юмор

Гротеск



74.

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека»

1

3.04



стр.397-398

М. Шолохов и его «Судьба человека»

М.Шолохов. «Судьба человека»

Объяснять смысл названия.

Анализировать особенности композиции рассказа

Урок применения знаний; аналитическая беседа

Пересказ; работа с текстом, характеристика героев


75.

Андрей Соколов - сила духа, нравственная стойкость героя. Гуманизм рассказа.

1

6.04



Просмотр фрагментов из кинофильма «Судьба человека»

Пересказ эпизодов рассказа сочетать с элементами комментария

Комбинированный

Работа с текстом




76-77.

А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе. Трагизм судьбы героини.

2

20.04



Высказывать впечатления о прочитанном произведении

Комбинированный

Беседа по опорным вопросам

78-79.

А.А.Блок. Слово о поэте. Трагедия человека в «страшном мире». Символика образов

2

5.03



Трагедия поэта в «страшном мире». Основные мотивы лирики А.А.Блока.

А. Блок. «Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «Россия»

Рассказывать о писателе. Определять основные мотивы лирики

Комбинированный урок

Работа с текстом; чтение наизусть

Мотив

80.

С.А.Есенин. Судьба поэта. Тема России в лирике поэта

1

13.03


стр.364-366

Биография С.А. Есенина С. А. Есенин. Слово о поэте. Основные мотивы лирики

С. Есенин. «Вот уж вечер. Роса…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный»

Рассказывать о писателе. Определять основные мотивы лирики

Интегрированный урок (литература и музыка)

Выразительное чтение, комментарий, чтение наизусть



81.

Искренность и лиризм стихов поэта. Особенности поэтического языка, его народно-песенная основа

1

16.03


стр.372 (2);


Особенности поэтического языка, его народно-песенная основа

С. Есенин. «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», «До свиданья, друг мой, до свиданья»

Знать особенности есенинского стиля. Анализировать стихотворения

Комбинированный

Работа с текстом, беседа


82.

В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества. Протест против буржуазной действительности./»А вы могли бы?», «Послушайте»

1

19.03


стр.372-373

Слово о В.В Маяковском. Сатирические стихи

В.В. Маяковский. «Нате», «Прозаседавшиеся»

Рассказывать о писателе. Знать приемы сатирического изображения, уметь находить их в тексте

Лекция с элементами анализа текста

Анализ стихотворения (по выбору)

Сатира.

Гипербола

Развернутая метафора

Неологизмы


83.

«Люблю», «Стихи о разнице вкусов», «Прощание». Новаторство поэзии Маяковского.

1

20.03


стр.374 (1,2);


Мечта поэта о «вселенской любви». Стихи о любви.

В.В. Маяковский. «Люблю», «Послушайте», «А вы могли бы?». «Скрипка и немножко нервно»

Анализировать стихотворения

Урок-знакомство, слушание

Беседа по опорным вопросам

Тонический стих




84.

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Лирика. Особенности поэтики Цветаевой.

1



Умение анализировать, обобщать, делать выводы

Урок практикум

Беседа по прочитанному


85.

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Лирика. Философская глубина обобщений поэта – мыслителя.

1



Умение анализировать, обобщать, делать выводы

Урок практикум

Беседа по прочитанному


86.

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Стихи о любви. Тонкий психологизм стиха.

1

9.03



Личность и творчество

А.А. Ахматовой. Стихотворения о поэте и поэзии

А. Ахматова. Стихотворения

Уметь самостоятельно подготовить рассказ о поэте, включив в него воспоминания писателей и литературоведов

Комбинированный

Анализирование, работа с текстом




87.

Тема поэта и поэзии, Родины и гражданского мужества в лирике Ахматовой

1

12.03



Стихотворения А.А. Ахматовой о любви

А. Ахматова. Стихотворения

Определять особенности лирики А. Ахматовой


Анализирование, беседа



88.

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики.

1



Слайд-презентация

Уметь самостоятельно подготовить рассказ о поэте, включив в него воспоминания писателей и литературоведов


89.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Тема Родины, природы, военная тема в лирике поэта.

1



Слайд-презентация

Высказывать впечатления о самостоятельно прочитанном

Стихотворения А. Твардовского о Родине, о природе

А. Твардовский. Стихотворения.

Анализировать стихотворения

Комбинированный

Беседа, работа с учебником


90-91.

Р/Р.№11. Сочинение по поэзии 20 века.

(Творчеству Блока, Есенина, Ахматовой, Маяковского, Цветаевой, Пастернака, Твардовского)

( №4)

2

30.03



Сочинение по творчеству поэтов XX века


Умение правильно излагать свои мысли

Урок развития речи

Сочинение


92-93.

Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков.

2



Умение анализировать, обобщать, делать выводы

Урок практикум

Беседа по прочитанному


94.

Зарубежная литература (4ч)

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. Лирика. Глубина любовной лирики римлянина.

1



Умение анализировать, обобщать, делать выводы

Урок практикум

Беседа по прочитанному


Семинар

Беседа по прочитанному



95.

Гораций. Слово о поэте. «К Мельпомене». Продолжение традиций горациевой оды в русской литературе.

1



Семинар

Беседа по прочитанному


Умение анализировать, обобщать, делать выводы

Урок практикум

Беседа по прочитанному


96.

Данте Алигьери. Божественная комедия (фрагменты). Универсально-философский характер поэмы.

1



Семинар

Беседа по прочитанному



97.

У.Шекспир. Слово поэте и драматурге. Сонеты Шекспира. «Гамлет» как философская трагедия.

1

7.05



У. Шекспир. «Гамлет». Герой и его судьба.

У. Шекспир. «Гамлет».

Познакомиться с героями Шекспира. Уметь проводить параллели с персонажами произведений русской литературы

Комбинированный

Работа с текстом




96.

Образ Гамлета в трагедии, его конфликт с реальным миром «расшатавшегося века».

1

8.05



Вечные проблемы добра и зла, чести и бесчестия в пьесе

У. Шекспир. «Гамлет».

Давать развернутый ответ на проблемный вопрос

Беседа по прочитанному




99.

И.В. Гёте «Фауст». Неразрывность связи добра и зла в трагедии.

1

15.05




Умение анализировать, обобщать, делать выводы

Урок практикум

Беседа по прочитанному


100-101.

Итоговый зачёт по программе 9 класса

2



Проверить полученные знания за курс 9 класса



102.

Урок-итог

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!