СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Литература 9

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Литература 9»

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения литературы учащийся научится:

• понимать образную природу словесного искусства;

• давать общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• различать основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений).

Учащийся получит возможность научиться:

- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

- определять идейную и эстетическую позицию писателя;

- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики

- анализировать произведения литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

•определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

•поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



2. Содержание учебного предмета, курса

Введение ( 1ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы ( 4 ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Литература 18 века (8ч)

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны». «Вечернее размышление о Божьем величестве при случае северного сияния». Г.Р. Державин. Ода «К Фелице», «Властителям и судиям», «Памятник». Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

Литература 19 века (45 ч)

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, А.В. Кольцов. Романтизм в русской литературе. Жуковский. «Светлана». А.С.Грибоедов. «Горе от ума». А.С. Пушкин. «К Чаадаеву». «К морю». «Храни меня, мой талисман». «Сожжённое письмо». «Поэт». «Осень». «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». «Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов. «Ангел». «Ужасная судьба отца и сына». «Поэт». «Нет, я не Байрон, я другой». «Монолог». «Дума». «Нищий». «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». И.С. Тургенев. «Первая любовь». Ф.И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный». «День и ночь». «Ещё томлюсь тоской». «Она сидела на полу». А.А. Фет. «Чудная картина». «Я вдаль иду». «Я был опять в саду твоём». «Деревня». Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом». Л.Н. Толстой. «Юность». А.П. Чехов. «Человек в футляре».

Русская литература 20 века (29 ч)

Русская литература 20 века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и её судьбы. И.А. Бунин. «Жизнь Арсеньева». М. Горький. «Мои университеты». А.А. Блок. «Россия». «Девушка пела в церковном хоре». С. Есенин. «Отговорила роща золотая». «Я покинул родимый дом». В.В. Маяковский. «Послушайте!». «Прозаседавшиеся». А.А. Ахматова. «Сероглазый король». «Песня последней встречи». М.А. Булгаков. «Мёртвые души». «Собачье сердце». М.А. Шолохов. «Судьба человека». А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин».

Писатели русского зарубежья ( 1ч)

Лирика В.Набокова, Г. Иванова

Русская литература 60-90-х годов 20 века (10 ч)

Произведения различных направлений писателей конца 20 столетия. Богатство жанров, отразивших ВОВ в художественной литературе. В.П. Астафьев. «Царь-рыба». В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». А.В. Вампилов. «Старший сын». А.И. Солженицын. «Как жаль». В.М. Шукшин. «Ванька Тепляшин».

Лирика последних десятилетий 20 века ( 1ч)

Стихотворения В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Е. Евтушенко, А. Вознесенского

Литература народов России (1 ч)

К. Кулиев, Р. Гамзатов, Г. Тукай, М. Карим

Зарубежная литература (1 ч)

И.В. Гете «Фауст» (фрагменты), Данте «Божественная комедия», У. Шекспир «Гамлет»


3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Тема раздела/ количество часов

урока

Тема урока/ количество часов

Введение (1 ч)

1

Шедевры литературы и наше чтение / 1 час

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно­образие жанров. (4 ч)

2

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы. История открытия / 1 час

3

Сюжет и специфика образов "Слова о полку Игореве" / 1 час

4

Народ в «Слове…» / 1 час

5

Р.р. Подготовка к сочинению «Русская земля и родная природа в "Слове о полку Игореве" / 1 час

Особенности русской литературы XVIII века. Литература эпохи Просвещения. Классицизм. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление.

(8 ч)

6

Орусской литературе 18 века. О русском классицизме. / 1час

7

Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М.В.Ломоносова. / 1 час

8

Сочетание начал классицизма и новаторских черт в лирике Г.Р.Державина. / 1 час

9

Прославление героизма в лирике Г.Р.Державина / 1 час

10

Понятие осентиментализме./ 1 час

11

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»как произведение сенти­ментализма. / 1 час

12

Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. / 1 час

13

Контрольный тест «Литература 18 века» / 1 час

Русская литература XIX века. Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур в истории литературы эпохи. Совершенство поэтического мастерства поэтов «золотого» века. (45ч)

14

Романтизм в русской поэзии. / 1 час

15

Личность и судьба А.С.Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». / 1 час

16

Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума». / 1 час

17-18

Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии. / 2 часа

19

Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума». / 1 час

20-21

Р.р. Сочинение по комедии «Горе от ума». / 2 часа

22

В.А. Жуковский Романтизм в балладе «Светлана» / 1 час

23

Жизнь и судьба А.С.Пушкина. / 1 час

24

Стихотворения Пушкина разных лет. / 1 час

25

История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция. / 1 час

26

Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа. / 1 час

27

Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». / 1 час

28

Жизнь столицы и мир деревни в романе А.С.Пушкина. / 1 час

29

Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов. / 1 час

30-31

Р.р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». / 2 часа

32-33

«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». / 2 часа

34

Светлые и грустные воспоминания детства в лирике М.Ю.Лермонтова. / 1 час

35

Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». / 1 час

36

Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». / 1 час

37-38

Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени». / 2 часа

39

Контрольный тест по произведению Лермонтова «Герой нашего времени» / 1 час

40

Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. / 1 час

41

Замысел и композиция поэмы «Мертвые души». / 1 час


42

Чичиков и чиновники в поэме. / 1 час

43

Чичиков и помещики в поэме. / 1 час

44

Контрольный тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». / 1 час

45

Р.р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». / 1 час

46

Ф.И.Тютчев. Лирика. Основные темы. / 1 час

47

А.А.Фет. Основные темы. / 1 час

Литература эпохи средневековья. ( 1ч)

48

Данте «Божественная комедия»- тема страдания и очищения. / 1 час

Литература эпохи возрождения( 1 ч)

49

У.Шекспир «Гамлет». Образ Гамлета в ряду «вечных образов» / 1 час


50

Н.А. Некрасов. Тема Родины в лирике / 1 час

51

Краткая биография И.С.Тургенева. Идейный замысел повести «Первая любовь». / 1 час

52

Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои. / 1 час

53

Нравственная проблематика повести И.С.Тургенева. / 1 час

54

Контрольный тест по повести И.С. Тургенева «Первая любовь» / 1 час

55

Творческий путь Л.Н.Толстого. / 1 час

56

Автобиографическая трилогия писателя./ 1 час

57

Судьба Николеньки в повести «Юность». / 1 час

58

Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. / 1 час

59

Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии». / 1 час

60

Сюжет и герои «Человека в футляре». / 1 час

Русская литература 20 века (29ч)

61

О русской литературе 20 века. / 1 час


62

Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». / 1 час

63

Главный герой повести в изображении писателя. / 1 час

64

Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. / 1 час

65

Автобиографическая трилогия М.Горького. Главы из повести «Мои университеты». / 1 час

66

Герой повести – Алеша Пешков и его судьба. / 1 час

67

Смысл названия повести «Мои университеты». / 1 час

68

Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности в лирике А.А.Блока. / 1 час

69

Любовь к России, вера в ее будущее в стихах А.А.Блока. / 1 час

70

Стихотворения о любви, о поэте и поэзии А.А.Ахматовой./ 1 час

71

Тема родной земли в лирике А.А.Ахматовой. / 1 час

72

Тема Родины в лирике С.А.Есенина./ 1 час

73

Народно-песенная основа стиха Есенина. / 1 час

74

Слово о В.В.Маяковском. / 1 час

75

Лирический герой стихотворений В.В.Маяковского. / 1 час

76

Краткое описание творческого пути М.А.Булгакова. / 1 час

77-78

М.А. Булгаков. «Собачье сердце». как социально-философская сатира на современное общество. / 2 часа

79

Интегрированное занятие «Жизнь, опалённая войной».( русский язык, литература)

Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по одноименной повести М.А.Шолохова "Судьба человека"). / 1 час

80

Андрей Соколов – образ простого стойкого русского человека. / 1 час

81

Проблема разрушенных семей в годы войны в повести «Судьба человека». / 1 час

82

Военная тема в лирике А.Т.Твардовского. / 1 час


83

Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа. / 1 час

84

Единство лирического и эпического в поэме. / 1 час

85-86

Р.Р.Сочинение «Человек на войне» (на примере произведений М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского). / 2 часа

87

Тема праведничества в рассказе А. Солженицына "Как жаль" / 1 час

88

Контрольный тест «Литература 20 века» / 1 час

89

Писатели русского зарубежья. Лирика В. Набокова и Г. Иванова / 1 час

Русская литература 60-90х годов 20 века (10ч)

90

Образы «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина / 1 час

91

Нравственные проблемы повести «Царь-рыба» В.П.Астафьева. / 1 час

92

Смысл противоборства человека и царь-рыбы в повести. / 1 час

93

Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии». / 1 час

94

Противопоставление жизненных принципов героев повести. / 1 час

95

Особенности драматической интриги в драме А.В.Вампилова «Старший сын». / 1 час

96

Сложности человеческой судьбы в изображении А.В.Вампилова. / 1 час

97-98

Лирика последних десятилетий 20 века по лирике В. Высоцкого, Б. Окуджавы,

Е. Евтушенко, А. Вознесенского / 2 часа

99

Контрольный тест «Русская литература 60-90 х годов 20 века» / 1 час

Литература народов России (3ч)

100

по произ-ям Г.Тукая, М. Карима, К.Кулиева, Р.Гамзатова / 1 час

101

И.В. Гете «Фауст» (фрагменты). «Вечные» образы в литературе / 1 час

102

Контрольная работа за курс 9 класса / 1 час





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!